Александр МУХИН — 24.06.2009 13:49

Доходы падают

Россияне продолжают зарабатывать все меньше и меньше, свидетельствуют данные Минэкономразвития. Как следствие, происходит сокращение покупательской способности, а это, в свою очередь, ведет к падению производства.

Разорвать этот замкнутый круг пока не получается. Работодатели, видя, что экономика не восстанавливается, пообещали новое сокращение зарплат, а россияне признались, что готовы и дальше ограничивать себя в покупках. Впрочем, все это не относится к чиновникам – у них зарплата растет.

Реальная зарплата россиян (то есть с учетом инфляции) в мае сократилась на 3,3% по сравнению с маем прошлого года. А за первые пять месяцев мы стали получать на 2% меньше, чем за аналогичный период 2008-го. Такие данные содержатся в мониторинге Минэкономразвития.

По данным Росстата, номинальная средняя зарплата россиянина в мае составила 18 190 рублей.

Правда, эта грустная статистика не относится к чиновникам. У них ситуация веселее. По данным того же Росстата, средний размер зарплаты российского слуги народа в первом квартале вырос на 17,9% по сравнению с первым кварталом 2008 года. Среднестатистический чиновник РФ получает 24 100 рублей. При этом россиянам, желающим работать в российской бюрократии, стоит идти в региональные чиновники, а не в федеральные. У первых доходы значительно выше – они в среднем зарабатывали 30 600 рублей (рост за 1 квартал 10%). Федеральные же чиновники в территориальных органах власти в среднем получали по 21 400 рублей. Правда, их доходы растут быстрее, чем у местных коллег – рост в первом квартале составил 22,5%.

Зарплаты муниципальных служащих увеличились на 13,6%. Городские в среднем зарабатывают 22 200 рублей.

Самые высокооплачиваемые федеральные чиновники работают в Дальневосточном федеральном округе. Их средняя зарплата – 33 600 рублей в месяц. Самые «бедные» - в ЮФО: получают они менее 18 000 рублей.

А вот региональные чиновники в ДФО зарабатывают и вовсе более 44 000 рублей. Самые же «бедные» регионалы - в Приволжском округе – 21 100 рублей.

В первом квартале в чиновничьем полку прибыло – общая численность госслужащих выросла на 25 тысяч человек и составила 784 900 человек. Однако, несмотря на повышение зарплат, вся эта армия бюрократов не может восстановить спрос на товары. Например, в мае сокращение оборота розничной торговли составило 5,6%, в апреле падение составило 4,5%. Причем, оборот непродовольственных товаров падает быстрее – он снизился на 8,4%. Снижение же оборота продуктов, напитков и табачных изделий составило всего 2,7%.

Судя по всему, падение оборота розницы продолжится и дальше. Например, согласно опросу компании Nielsen, уже 78% россиян признались, что готовы отложить покупки в ожидании лучшего будущего. Компания, правда, не поясняет, что она подразумевает под покупками – автомобиль, сотовый телефон или пакет молока. Тем не менее, число жителей страны, которые не готовы тратить сейчас свои деньги растет – в феврале таких было 67%, в марте – уже 73%.

Снижение покупательской активности, естественно, не может не сказываться на состоянии всей экономики в целом. Падение промышленного производства в мае ускорилось уже до 17,1%, в связи с чем даже в правительстве признают, что если спад ВВП по итогам года составит менее 6%, то это будет подвигом. Впрочем, в Кремле быстро нашли объяснение рекордному падению – по словам помощника президента Аркадия Дворковича, это произошло потому, что россияне в мае мало работали.

Однако, чем дальше, тем россияне работать будут меньше и за меньшие деньги. Такой вывод можно сделать из опроса, проведенного Российским союзом промышленников и предпринимателей. Видя, что экономика и не думает восстанавливаться, многие работодатели и дальше намерены сокращать зарплаты свои работникам. Об этом заявили в 57% российских компаний. Сокращать производство во втором квартале пока готовы 5% компаний.
Полная версия публикации
Экономика 03.04.2008 09:38
Центральный офис «Эльдорадо» был обыскан так как надо
Экономика 24.08.2007 09:20
Фрадков призвал министров к большим тратам
Экономика 07.08.2008 09:19
Кудрин боится «перенакала» экономики