ФАС изучает «аэростратегию»
Федеральная антимонопольная служба возбудила дело в отношении «Аэрофлота» и «Шереметьево» по признакам нарушения закона о защите конкуренции. ФАС заинтересовалась соглашением о стратегическом партнерстве между аэропортом и крупнейшим российским авиаперевозчиком.
«Аэрофлот», являющийся одним из акционеров «Шереметьево» - базового для авиакомпании столичного аэропорта, 9 октября заключил с ним соглашение о стратегическом партнерстве. Как сообщили компании, документ предусматривает выделение под рейсы «Аэрофлота» трех терминалов аэропорта (D, E и F). По мнению многих наблюдателей, после этого, вероятно, некоторым компаниям придется покинуть эти терминалы или даже перейти в другие аэропорты.
Эксперты подтверждают, передача «Аэрофлоту» южного терминала ущемляет права летающих из него 57 авиакомпаний, в том числе и второго по величине клиента аэропорта - «Трансаэро». «Аэрофлот», как говорят, также просил «Шереметьево» отказывать другим авиакомпаниям в вылете по любому направлению в течение 30 минут до и после его рейсов.
В ФАС считают, что подобное соглашение действительно может нарушить права других авиакомпаний, летающих из этого аэропорта. Как заявил заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин, ведомство не исключает принятия мер антимонопольного воздействия, если договор нарушит права других авиакомпаний.
В частности, в отношении аэропорта регулятором была инициирована внеплановая документарная проверка. «Проанализировав условия соглашения, Московское областное УФАС России установило, что ряд из них содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства, и реализация указанного соглашения может предоставить отдельным авиакомпаниям преимущественное положение, что противоречит действующему законодательству», - говорится в сообщении ведомства.
Отдельные условия соглашения, заключенного между «Аэрофлотом» и «Шереметьево», могут привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по авиаперевозкам путем создания условий, ставящих авиакомпании в неравное положение по отношению друг к другу, отмечают в ФАС.
Между тем, именно этот договор послужил урегулированию обострившегося в последние месяцы конфликта между авиакомпанией и аэропортом. Напомним, из-за ремонта взлетно-посадочной полосы в начале октября «Аэрофлот» был вынужден задержать и отменить десятки рейсов. Представители перевозчика пригрозили «Шереметьево» судом, а также заявили, что будут добиваться отставки его руководителя Михаила Василенко, так как «руководство «Шереметьево» в лице гендиректора не относится к «Аэрофлоту» так, как должно относиться к базовому перевозчику».
В то же время в «Шереметьево» утверждали, что ремонт ВПП был необходим, и все авиакомпании были предупреждены. Многие СМИ и эксперты заявляли, что истинной причиной конфликта является желание «Аэрофлота» ограничить полеты из аэропорта других авиакомпаний посредством специального соглашения.
Как пишут «Ведомости», Михаил Василенко до последнего отказывался подписывать соглашение, опасаясь претензий ФАС. И сдался лишь после того, как «Аэрофлот» инициировал рассмотрение вопроса о его отставке советом директоров аэропорта (авиакомпания владеет 4% акций «Шереметьево», имеет своего представителя в совете). Примечательно, что после заключения соглашения требование об отставке Василенко «Аэрофлот» отозвал.
Тем не менее, глава аналитической службы «Авиапорта» Олег Пантелеев сообщил «Коммерсанту», что «подобные соглашения, в рамках которых крупные перевозчики или альянсы имеют в распоряжении отдельный терминал с минимальным присутствием других авиакомпаний, широко распространены в мировой практике и не вызывают вопросов». По его словам, даже после вступления соглашения в силу (в 2014 году) «Шереметьево» «по-прежнему сможет оказывать стандартный набор услуг любому перевозчику». Однако, по его словам, интерес антимонопольных органов закономерен в случае, если отдельный перевозчик получит ценовые преференции или услуги более высокого качества в ущерб прочим авиакомпаниям.
Впрочем, по словам источников, близких к ситуации, совет директоров «Аэрофлота» пока не утвердил это соглашение, то есть в итоговый текст документа все еще можно внести какие-то изменения. Нужны ли поправки, по всей видимости, решит ФАС, внимательно изучающая сейчас все пункты соглашения.
Эксперты подтверждают, передача «Аэрофлоту» южного терминала ущемляет права летающих из него 57 авиакомпаний, в том числе и второго по величине клиента аэропорта - «Трансаэро». «Аэрофлот», как говорят, также просил «Шереметьево» отказывать другим авиакомпаниям в вылете по любому направлению в течение 30 минут до и после его рейсов.
В ФАС считают, что подобное соглашение действительно может нарушить права других авиакомпаний, летающих из этого аэропорта. Как заявил заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин, ведомство не исключает принятия мер антимонопольного воздействия, если договор нарушит права других авиакомпаний.
В частности, в отношении аэропорта регулятором была инициирована внеплановая документарная проверка. «Проанализировав условия соглашения, Московское областное УФАС России установило, что ряд из них содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства, и реализация указанного соглашения может предоставить отдельным авиакомпаниям преимущественное положение, что противоречит действующему законодательству», - говорится в сообщении ведомства.
Отдельные условия соглашения, заключенного между «Аэрофлотом» и «Шереметьево», могут привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по авиаперевозкам путем создания условий, ставящих авиакомпании в неравное положение по отношению друг к другу, отмечают в ФАС.
Между тем, именно этот договор послужил урегулированию обострившегося в последние месяцы конфликта между авиакомпанией и аэропортом. Напомним, из-за ремонта взлетно-посадочной полосы в начале октября «Аэрофлот» был вынужден задержать и отменить десятки рейсов. Представители перевозчика пригрозили «Шереметьево» судом, а также заявили, что будут добиваться отставки его руководителя Михаила Василенко, так как «руководство «Шереметьево» в лице гендиректора не относится к «Аэрофлоту» так, как должно относиться к базовому перевозчику».
В то же время в «Шереметьево» утверждали, что ремонт ВПП был необходим, и все авиакомпании были предупреждены. Многие СМИ и эксперты заявляли, что истинной причиной конфликта является желание «Аэрофлота» ограничить полеты из аэропорта других авиакомпаний посредством специального соглашения.
Как пишут «Ведомости», Михаил Василенко до последнего отказывался подписывать соглашение, опасаясь претензий ФАС. И сдался лишь после того, как «Аэрофлот» инициировал рассмотрение вопроса о его отставке советом директоров аэропорта (авиакомпания владеет 4% акций «Шереметьево», имеет своего представителя в совете). Примечательно, что после заключения соглашения требование об отставке Василенко «Аэрофлот» отозвал.
Тем не менее, глава аналитической службы «Авиапорта» Олег Пантелеев сообщил «Коммерсанту», что «подобные соглашения, в рамках которых крупные перевозчики или альянсы имеют в распоряжении отдельный терминал с минимальным присутствием других авиакомпаний, широко распространены в мировой практике и не вызывают вопросов». По его словам, даже после вступления соглашения в силу (в 2014 году) «Шереметьево» «по-прежнему сможет оказывать стандартный набор услуг любому перевозчику». Однако, по его словам, интерес антимонопольных органов закономерен в случае, если отдельный перевозчик получит ценовые преференции или услуги более высокого качества в ущерб прочим авиакомпаниям.
Впрочем, по словам источников, близких к ситуации, совет директоров «Аэрофлота» пока не утвердил это соглашение, то есть в итоговый текст документа все еще можно внести какие-то изменения. Нужны ли поправки, по всей видимости, решит ФАС, внимательно изучающая сейчас все пункты соглашения.