«Формула Штайнмайера» как стартовая ступень для компромисса
Скрепя зубами, представитель Киева Леонид Кучма направил письмо спецпредставителю ОБСЕ о согласии Киева на «формулу Штайнмайера». На Майдане одинокие палатки, в направлении Офиса президента движутся небольшие отряды митингующих. На трибуне Порошенко в роли защитника державы грозит не допустить выполнения «Минских соглашений».
Но не стоит обольщаться телевизионной картинкой. Простые украинцы в целом спокойно восприняли согласование «формулы Штайнмайера». За исключением тех, кто «поднялся» благодаря войне в Донбассе, и профессиональных активистов никакой экзальтации не наблюдается. На улицах Киева спокойно, дворники убирают упавшую листву, дети идут в школу, люди спешат на работу.
Нет пророка в своем Отечестве
«Формула Штайнмайера» - это последовательность имплементации пунктов «Комплекса мер по выполнению «Минских соглашений» (того документа, что называют «Минск-2»), которую предложили в 2016 году министры иностранных дел ФРГ и Франции Франк-Вальтер Штайнмайер и Жан-Марк Эро соответственно. Поэтому «формулу» еще также называют «план Эро».
На данный момент официальный Киев и непризнанные республики Донбасса не выполняют «Минские соглашения». Точнее, даже так. До последнего времени не было договоренности между Вашингтоном, Парижем, Брюсселем и Москвой о выполнении «Минских соглашений». Стандартная риторика Вашингтона заключалась в том, что именно Москва виновата, потому что не выполняет «Минские соглашения». «Россия не та страна, которая выполняет все «Минские соглашения». Мы хотим увидеть от России что-то новое и намного больше в плане выполнения «Минских соглашений», - слова из выступления бывшего спецпредставителя Госдепартамента США на переговорах по Украине Курта Волкера хорошо характеризуют идеологическую канву Вашингтона.
А киевские политики вроде Порошенко, бывшего министра иностранных дел Павла Климкина и других в данном случае просто поддакивали старшим «бледнолицым братьям».
Порошенко на доверии
Позиция Вашингтона заключается в том, что в Донбассе идет война между Украиной и Россией. Куда пропали 6 млн. жителей Донбасса, такая подача не объясняет. Как не объясняет и тот факт, что Россия вообще не упоминается в тексте, а «Минские соглашения» - это взаимные обязательства Киева и самопровозглашенных ДНР/ЛНР по мирному урегулированию. Соответственно, и выполнять «Минские соглашения» могут только Киев и непризнанные республики.
Что касается собственно выполнения «Минских соглашений», то киевские власти требовали сначала передать им контроль над границей между Украиной и Россией, а затем обещали выполнять т.н. политические пункты (амнистия, выборы в Донбассе, особый порядок самоуправления, а также децентрализация полномочий в интересах регионов). Точнее, на практике Киев требовал сначала передать ему участок границы примерно в 450 км между ЛНР-ДНР и РФ, а затем уже все остальное.
Что касается ДНР и ЛНР, а также Москвы как протектора непризнанных республик, то их позиция заключается в том, чтобы сначала выполнить политические пункты, а затем уже передавать контроль над границей, да и вообще возвращаться в состав Украины.
Поэтому с 2015 года Порошенко и компания исполняли «сказку про белого бычка» - сначала дайте нам контроль над границей и разоружитесь, а потом мы обещаем… При этом надо напомнить, что Порошенко дал согласие на «Минские соглашения» как раз после жесткого разгрома ВСУ под Дебальцево, что ознаменовало финал попытки решить проблему Донбасса военным путем.
Да и понятно, что никто верить на слово официальному Киеву не собирался. И объяснимо, почему. Тем более, верить Порошенко. Соответственно, и «Минские соглашения» не выполнялись. Разве что не происходили крупные военные столкновения, да периодически проходили обмены пленными между Киевом и Донбассом. Пункты 1-2 о прекращении огня и отводе тяжелых вооружений постоянно нарушались, а остальные не выполнялись вообще.
И волкам, и овцам
И в этом плане Штайнмайер и Эро предложили достаточно компромиссный вариант. В первоначальной версии они предлагали увязать друг с другом выполнение пунктов по безопасности и из политической части. И овцам, и волкам, так сказать.
I. Итак, сначала Верховная Рада голосует за два закона:
А) Закон об особом порядке самоуправления в Донбассе, как того требует пункт 11 «Минских соглашений» («принятие постоянного законодательства об особом статусе»);
Б) Закон о проведении внеочередных местных выборов (пункты 4 и 12).
II. Затем на неподконтрольной территории проходят выборы в местные советы.
III. В 20:00 - время закрытия избирательных участков - закон об особом статусе начинает действовать на временной основе.
IV. После того как миссия ОБСЕ по наблюдению за выборами делает официальный отчет о том, что голосование отвечает законам Украины и стандартам ОБСЕ/международным стандартам, закон об особом статусе начинает действовать на постоянной основе.
В первой версии «формулы Штайнмайера» вслед за этим официальный Киев получал контроль над участком границы между ДНР-ЛНР и РФ. Но в письме представителя Украины в Минской контактной группе Леонида Кучмы (второй президент Украины с 1994 по 2005 годы) на имя спецпредставителя Председателя ОБСЕ Мартина Сайдика ничего не говорится о передаче контроля над границей.
Сам президент Зеленский в своем видеообращении после согласования «формулы» изо всех сил изображал, как он недоволен достигнутым компромиссом в стиле «невиноватая я, он сам пришел!» А спикеры пропрезидентской партии «Слуга народа» уже успели сделать десятки противоречивых пояснений.
Кому достанутся лавры миротворца
Наконец, почему стал возможен даже такой компромисс? Здесь сыграла свою роль совокупность факторов. И президент США Дональд Трамп прямо сказал Зеленскому во время встречи в ГА ООН, что надо встретиться и решить проблему с Владимиром Путиным. «Я верю, что президент Путин хотел бы что-то сделать. Я действительно надеюсь, что у вас получится встретиться с президентом Путиным и обсудить проблемы. Это было бы невероятным достижением», - гласит прямая цитата Трампа.
И, судя по риторике французского президента Эммануэля Макрона, наблюдается потепление отношений между Францией и ФРГ. В связи с тем, что Россия не успевает достроить «Северный поток-2», обострилась тема транзита газа через территорию Украины, в чем заинтересованы Франция и ФРГ как экономические локомотивы Евросоюза. Но для того, чтобы обеспечить беспроблемный транзит, нужна нормализация отношений между Украиной и Россией. А ключ к нормализации - это урегулирование военного конфликта в Донбассе. Потому как на дворе октябрь, а газового контракта между «Газпромом» и «Нафтогазом» нет даже в проекте. И «вашингтонский обком», как известно от источников в «Нафтогазе», не давал команды договориться с «Газпромом». Со своей стороны, европейские чиновники стали действовать без оглядки на Вашингтон и придали процессу переговоров инерционное ускорение, начав их в сентябре в формате Еврокомиссия - Украина - Россия.
И в этом ключе «формула Штайнмайера» - это только первый шаг. Ключевой вопрос в данном плане «Что будет дальше?» На практике есть только один способ выполнения «Минских соглашений» - это чтобы Верховная Рада приняла отдельные законы по реализации каждого политического пункта «Комплекса мер», которые уже несколько лет известны как план Виктора Медведчука (по имени главного украинского переговорщика и депутата Верховной Рады).
Поэтому «формула Штайнмайера» - это по факту стартовая ступень для запуска плана Медведчука.
И если президент Зеленский внесет такие законопроекты в Верховную Раду, а депутаты дадут необходимые 226 голосов, значит, решимость выполнять договоренности есть. А если снова начнется «сказка про белого бычка» в стиле Порошенко и «партии войны», значит, воз и ныне там.
Для полноты картины отметим: складывается впечатление, что и самого Зеленского, и спикеров «Слуги народа» просто поставили перед фактом, потому что они уже сами запутались в своих противоречивых заявлениях. А зря, есть хорошие шансы получить лавры миротворца, если правильно понять международную конъюнктуру.
Понятно, что на самого президента Украины здесь не стоит надеяться, но есть и Офис президента, и МИД, и бенефициары проекта «Зеленский» в конце концов. Понятно, что не обойдется без проблем. Например, представитель Киева в Минской контактной группе Леонид Кучма еще 13 сентября заявил, что не согласен с особым статусом для Донбасса, хотя в феврале 2015 года он лично подписывал текст «Минских соглашений», где черным по белому есть такой пункт.
Понятно, что волну возмущения попытаются раскачать Порошенко с подконтрольными радикалами и партии типа «Голоса», связанные с Джорджем Соросом и американскими демократами. К слову, зять Кучмы олигарх Виктор Пинчук тоже давно и прочно связан с Демократической партией США и даже делал взносы в избирательный фонд Хиллари Клинтон, что может многое пояснить в поведении представителя Киева. Наконец, понятно, что будут биться в истерике, майданить и выкрикивать угрозы все, кто поднялся на войне. Но у украинского президента есть достаточно полномочий и силового ресурса, чтобы довести дело до конца, было бы желание.
Что касается обнародованного плана действий, то в случае реализации он станет ключом для урегулирования войны в Донбассе, а в международном плане - для решения задачи поставок «газпромовского» газа в ЕС. Например, Владислав Сурков оперативно после согласования «формулы Штайнмайера» дал понять, что Москва к встрече в «нормандском формате» - т.е. с участием Макрона, Меркель, Путина и Зеленского - готова.
При этом есть самый важный фактор - это намек на международный компромисс в треугольнике главных игроков США, ЕС и России. Удастся ли свести интересы Вашингтона, Парижа, Берлина и Москвы по Украине хотя бы к подобию общего знаменателя - пока вопрос открытый. Но первые подвижки уже есть, поэтому будем следить за тем, как будет развиваться этот сюжет.
Нет пророка в своем Отечестве
«Формула Штайнмайера» - это последовательность имплементации пунктов «Комплекса мер по выполнению «Минских соглашений» (того документа, что называют «Минск-2»), которую предложили в 2016 году министры иностранных дел ФРГ и Франции Франк-Вальтер Штайнмайер и Жан-Марк Эро соответственно. Поэтому «формулу» еще также называют «план Эро».
На данный момент официальный Киев и непризнанные республики Донбасса не выполняют «Минские соглашения». Точнее, даже так. До последнего времени не было договоренности между Вашингтоном, Парижем, Брюсселем и Москвой о выполнении «Минских соглашений». Стандартная риторика Вашингтона заключалась в том, что именно Москва виновата, потому что не выполняет «Минские соглашения». «Россия не та страна, которая выполняет все «Минские соглашения». Мы хотим увидеть от России что-то новое и намного больше в плане выполнения «Минских соглашений», - слова из выступления бывшего спецпредставителя Госдепартамента США на переговорах по Украине Курта Волкера хорошо характеризуют идеологическую канву Вашингтона.
А киевские политики вроде Порошенко, бывшего министра иностранных дел Павла Климкина и других в данном случае просто поддакивали старшим «бледнолицым братьям».
Порошенко на доверии
Позиция Вашингтона заключается в том, что в Донбассе идет война между Украиной и Россией. Куда пропали 6 млн. жителей Донбасса, такая подача не объясняет. Как не объясняет и тот факт, что Россия вообще не упоминается в тексте, а «Минские соглашения» - это взаимные обязательства Киева и самопровозглашенных ДНР/ЛНР по мирному урегулированию. Соответственно, и выполнять «Минские соглашения» могут только Киев и непризнанные республики.
Что касается собственно выполнения «Минских соглашений», то киевские власти требовали сначала передать им контроль над границей между Украиной и Россией, а затем обещали выполнять т.н. политические пункты (амнистия, выборы в Донбассе, особый порядок самоуправления, а также децентрализация полномочий в интересах регионов). Точнее, на практике Киев требовал сначала передать ему участок границы примерно в 450 км между ЛНР-ДНР и РФ, а затем уже все остальное.
Что касается ДНР и ЛНР, а также Москвы как протектора непризнанных республик, то их позиция заключается в том, чтобы сначала выполнить политические пункты, а затем уже передавать контроль над границей, да и вообще возвращаться в состав Украины.
Поэтому с 2015 года Порошенко и компания исполняли «сказку про белого бычка» - сначала дайте нам контроль над границей и разоружитесь, а потом мы обещаем… При этом надо напомнить, что Порошенко дал согласие на «Минские соглашения» как раз после жесткого разгрома ВСУ под Дебальцево, что ознаменовало финал попытки решить проблему Донбасса военным путем.
Да и понятно, что никто верить на слово официальному Киеву не собирался. И объяснимо, почему. Тем более, верить Порошенко. Соответственно, и «Минские соглашения» не выполнялись. Разве что не происходили крупные военные столкновения, да периодически проходили обмены пленными между Киевом и Донбассом. Пункты 1-2 о прекращении огня и отводе тяжелых вооружений постоянно нарушались, а остальные не выполнялись вообще.
И волкам, и овцам
И в этом плане Штайнмайер и Эро предложили достаточно компромиссный вариант. В первоначальной версии они предлагали увязать друг с другом выполнение пунктов по безопасности и из политической части. И овцам, и волкам, так сказать.
I. Итак, сначала Верховная Рада голосует за два закона:
А) Закон об особом порядке самоуправления в Донбассе, как того требует пункт 11 «Минских соглашений» («принятие постоянного законодательства об особом статусе»);
Б) Закон о проведении внеочередных местных выборов (пункты 4 и 12).
II. Затем на неподконтрольной территории проходят выборы в местные советы.
III. В 20:00 - время закрытия избирательных участков - закон об особом статусе начинает действовать на временной основе.
IV. После того как миссия ОБСЕ по наблюдению за выборами делает официальный отчет о том, что голосование отвечает законам Украины и стандартам ОБСЕ/международным стандартам, закон об особом статусе начинает действовать на постоянной основе.
В первой версии «формулы Штайнмайера» вслед за этим официальный Киев получал контроль над участком границы между ДНР-ЛНР и РФ. Но в письме представителя Украины в Минской контактной группе Леонида Кучмы (второй президент Украины с 1994 по 2005 годы) на имя спецпредставителя Председателя ОБСЕ Мартина Сайдика ничего не говорится о передаче контроля над границей.
Сам президент Зеленский в своем видеообращении после согласования «формулы» изо всех сил изображал, как он недоволен достигнутым компромиссом в стиле «невиноватая я, он сам пришел!» А спикеры пропрезидентской партии «Слуга народа» уже успели сделать десятки противоречивых пояснений.
Кому достанутся лавры миротворца
Наконец, почему стал возможен даже такой компромисс? Здесь сыграла свою роль совокупность факторов. И президент США Дональд Трамп прямо сказал Зеленскому во время встречи в ГА ООН, что надо встретиться и решить проблему с Владимиром Путиным. «Я верю, что президент Путин хотел бы что-то сделать. Я действительно надеюсь, что у вас получится встретиться с президентом Путиным и обсудить проблемы. Это было бы невероятным достижением», - гласит прямая цитата Трампа.
И, судя по риторике французского президента Эммануэля Макрона, наблюдается потепление отношений между Францией и ФРГ. В связи с тем, что Россия не успевает достроить «Северный поток-2», обострилась тема транзита газа через территорию Украины, в чем заинтересованы Франция и ФРГ как экономические локомотивы Евросоюза. Но для того, чтобы обеспечить беспроблемный транзит, нужна нормализация отношений между Украиной и Россией. А ключ к нормализации - это урегулирование военного конфликта в Донбассе. Потому как на дворе октябрь, а газового контракта между «Газпромом» и «Нафтогазом» нет даже в проекте. И «вашингтонский обком», как известно от источников в «Нафтогазе», не давал команды договориться с «Газпромом». Со своей стороны, европейские чиновники стали действовать без оглядки на Вашингтон и придали процессу переговоров инерционное ускорение, начав их в сентябре в формате Еврокомиссия - Украина - Россия.
И в этом ключе «формула Штайнмайера» - это только первый шаг. Ключевой вопрос в данном плане «Что будет дальше?» На практике есть только один способ выполнения «Минских соглашений» - это чтобы Верховная Рада приняла отдельные законы по реализации каждого политического пункта «Комплекса мер», которые уже несколько лет известны как план Виктора Медведчука (по имени главного украинского переговорщика и депутата Верховной Рады).
Поэтому «формула Штайнмайера» - это по факту стартовая ступень для запуска плана Медведчука.
И если президент Зеленский внесет такие законопроекты в Верховную Раду, а депутаты дадут необходимые 226 голосов, значит, решимость выполнять договоренности есть. А если снова начнется «сказка про белого бычка» в стиле Порошенко и «партии войны», значит, воз и ныне там.
Для полноты картины отметим: складывается впечатление, что и самого Зеленского, и спикеров «Слуги народа» просто поставили перед фактом, потому что они уже сами запутались в своих противоречивых заявлениях. А зря, есть хорошие шансы получить лавры миротворца, если правильно понять международную конъюнктуру.
Понятно, что на самого президента Украины здесь не стоит надеяться, но есть и Офис президента, и МИД, и бенефициары проекта «Зеленский» в конце концов. Понятно, что не обойдется без проблем. Например, представитель Киева в Минской контактной группе Леонид Кучма еще 13 сентября заявил, что не согласен с особым статусом для Донбасса, хотя в феврале 2015 года он лично подписывал текст «Минских соглашений», где черным по белому есть такой пункт.
Понятно, что волну возмущения попытаются раскачать Порошенко с подконтрольными радикалами и партии типа «Голоса», связанные с Джорджем Соросом и американскими демократами. К слову, зять Кучмы олигарх Виктор Пинчук тоже давно и прочно связан с Демократической партией США и даже делал взносы в избирательный фонд Хиллари Клинтон, что может многое пояснить в поведении представителя Киева. Наконец, понятно, что будут биться в истерике, майданить и выкрикивать угрозы все, кто поднялся на войне. Но у украинского президента есть достаточно полномочий и силового ресурса, чтобы довести дело до конца, было бы желание.
Что касается обнародованного плана действий, то в случае реализации он станет ключом для урегулирования войны в Донбассе, а в международном плане - для решения задачи поставок «газпромовского» газа в ЕС. Например, Владислав Сурков оперативно после согласования «формулы Штайнмайера» дал понять, что Москва к встрече в «нормандском формате» - т.е. с участием Макрона, Меркель, Путина и Зеленского - готова.
При этом есть самый важный фактор - это намек на международный компромисс в треугольнике главных игроков США, ЕС и России. Удастся ли свести интересы Вашингтона, Парижа, Берлина и Москвы по Украине хотя бы к подобию общего знаменателя - пока вопрос открытый. Но первые подвижки уже есть, поэтому будем следить за тем, как будет развиваться этот сюжет.