Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2019) - часть 1

Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2019) - часть 1
Фото: http://russia-rating.ru
Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ подготовили новое исследование, посвященное оценке деятельности мэров столиц регионов и крупных финансово-промышленных центров Российской Федерации за август-сентябрь 2019 года.

Настоящее исследование проведено ЦИК «Рейтинг» в партнерстве с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации.

Его объектами являются мэры 88 городов России. В их число входят руководители столиц всех субъектов РФ с добавлением представителей пяти крупных финансово-экономических центров: Магнитогорска, Набережных Челнов, Новокузнецка, Сочи, Тольятти. В рейтинг не включены представители Московской и Ленинградской областей в связи с отсутствием у этих регионов собственных административных центров.

Понятие «мэр» не имеет единого значения в различных субъектах России. Под «мэрами» в исследовании понимаются избранные населением главы городов либо, при их отсутствии, те из руководителей, в официальной должности которых содержится определение «мэр». Муниципалитеты, для которых не подходят оба эти варианта, в рейтинге представляют руководители городских администраций (основываясь на изначальном значении слова «мэр»).

Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, а также заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества. Заочные экспертные опросы проводились с использованием некоторых положений методики Уильяма Гордона («Синектики»). Ключевой являлась установка «Синектики» о повышении релевантности результатов, в случае привлечения в качестве респондентов не только экспертов узкой специализации, но и людей абсолютно разных с профессиональной точки зрения. Таким образом, в «Национальном рейтинге мэров» сознательно задействован максимально широкий круг экспертов различной профессиональной и социальной принадлежности. Такой их состав, кроме того, позволяет сделать результаты исследования наиболее демократичными, наиболее приближенными к мнению «простых людей» с понятной поправкой на большую информированность и способность к анализу представителей экспертного сообщества.

Анкеты, рассылаемые экспертам, не только давали им возможность формально оценить работу того или иного мэра, но и предлагали обосновывать свои выводы. Подобные обоснования позволяют выявить причины успеха или неудачи муниципальных руководителей в глазах экспертов. Именно анкеты являются основным источником, на основании которого выстраиваются таблицы исследования, формулируются тексты его аналитической части.

Конфиденциальный статус заочного анкетирования является важным способом повышения искренности респондентов. Те эксперты, которые хотели публично высказать свое мнение о работе того или иного мэра, по согласованию с редакцией ЦИК «Рейтинг», получали такую возможность. Следует иметь в виду, что издатели периодически предоставляют слово и тем экспертам, позиция которых противоречит общим выводам исследования. Порой в рейтинге одновременно высказываются эксперты, представляющие прямо противоположные мнения. Подобная практика является осознанной и позволяет публично представить максимально широкий спектр мнений экспертного сообщества. При этом эксперты, высказывают своё мнение в «Национальном рейтинге» не зная итоговых результатов исследования.

В таблицах рейтинга обозначены те мэры, которые находятся на своём посту на момент обнародования исследования. Если ротация мэров произошла незадолго до публикации, эксперты имеют возможность дать положительную или отрицательную оценку происшедшему событию, определить своё отношение к новому мэру, в сравнении с предыдущим и т.п.

В случае с городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) в «Национальном рейтинге мэров» делается акцент на отношении к их руководителям как к градоначальникам, а не как к главам субъектов. Хотя, безусловно, не всегда экспертам удается отделить местную и региональную повестку от федеральной.

Для формата и целей исследования признано лишним акцентировать внимание на нюансах статуса мэра («и.о.», «временно исполняющий» и т.п.).

Алена АВГУСТ

Политтехнолог, эксперт по коммуникациям

Мэр – понятие в сегодняшней политической и хозяйственной практике – довольно сложное. Ну как мы можем сопоставлять, например, мэра Москвы, который по сути своего статуса является губернатором огромного богатого и, наверное, самого политически протестного региона, и мэра Набережных Челнов, да простят меня жители этого прекрасного города: это две большие разницы. Как можно сравнивать мэра в большей степени хозяйственника, как в любом из наших городов, и мэра, отличающегося большей политической активностью, как это, например, происходит в Новосибирске, за выборами которого следили все политические эксперты, потому что это были знаковые выборы.

Мэру Москвы не удалось в этом сезоне устраниться от участия в повестке выборов в Мосгордуму – действия политменеджеров по нагреву протеста вынудили его публично оправдываться в ситуации, которую он, по сути, не создавал. Понятно, что любому мэру комфортнее работать с лояльной думой – тогда решения воплощаются в жизнь, с другой стороны, полезна и дискуссия, если она конструктивна. Впрочем, как мы видим, в Москве Дума получилась в большей степени не влияющая на принятие каких-то решений, так как сохранился баланс лояльных мэру депутатов. А та оппозиция, которая на волне «умного голосования» и не совсем умных кампаний провластных кандидатов прорвалась в Мосгордуму, она, скорее всего, больше будет заниматься борьбой друг с другом, чем борьбой за счастье москвичей. Это уже проявляется, причем в стандартных бытовых ситуациях, когда жители, надеясь, что вот «ура-ура, оппозиция победила злых едроссов», обращаются со своими проблемами – элементарными вопросами по капремонту, застройке, с жалобами на «глухоту» чиновников к той самой оппозиции – в ответ зачастую получают не совсем корректные реакции типа: «мы пришли заниматься политикой, а вот этим вот всем безобразием пусть занимаются муниципальные власти».

Понятно, что любому мэру нужно, чтобы в думе были как минимум адекватные депутаты, как максимум, лояльные к его решениям. Потому, что очень часто складывается ситуация в регионах, когда люди выражают претензии к мэру, а он не всегда может действовать и выполнять решения, так как дума просто их блокирует. Польза от депутатов, избирающихся на волнах популизма, весьма сомнительна. Если взять за яркий пример Мосгордуму, то одна из её новых депутатов на первом же заседании предложила думу распустить, другой заявил о необходимости отставки главы Мосгоризбиркома, спокойно приняв из его рук мандат, полученный на «неудавшихся», по его же словам, выборах. Ну, тут впору сказать – «вы или трусы наденьте, или крестик снимите». Понятно, что в последние годы не желающих ничего делать (а именно этим, к сожалению, чаще занимаются популисты от политики) гораздо больше, чем желающих и умеющих работать.

Любая дума – это инструмент сдержек и противовесов между желаниями и возможностями исполнительной и законодательной власти, желаниями и требованиями жителей, и возможностями бюджета. Работа любой думы — на пересечении трех этих важных магистралей.

Что же касается широко распиаренного в эту кампанию якобы противодействия мэров нескольких городов проведению разного рода протестных акций (протесты у нас становятся модой, чаще вместо того, чтобы что-то решить – идут на протест). Всегда заявить, что ты против, гораздо проще, чем сделать. Для того, чтобы заявить протест, часто требуется лишь умение раскрывать рот, а чтобы что-то сделать, необходимо иметь мозги, средства и желание, а еще умение организовать эту работу. Тем не менее, хотелось бы отметить, что протестная повестка не является для мэров триггером для принятия каких-то решений…. Как и не могут требования протестников отменить действия законов – есть более цивилизованный путь изменения законодательства.

Самое важное, что бы хотелось донести до мэров, вне зависимости от того, насколько велик город, которым приходится управлять – это необходимость установления прозрачных и открытых коммуникаций. Это сложно. Люди все разные – иногда соседям сложно договориться на лестничной клетке. Но необходимо искать общий язык, дискутировать о каких-либо решениях до того, как они приняты, и важно, чтобы это взаимодействие было не «картонным», а подготовленным, действительно живым и прямым….

Сейчас ведутся разговоры о том, чтобы ввести прямые выборы мэров. Наверное, это того стоит. Но тогда властям регионов стоит озаботиться тем, чтобы донести до жителей – а что входит в полномочия мэра, что входит в полномочия думы. Потому что, все-таки, пока наши дорогие сограждане до сих пор во многом не разбираются и разбираться не хотят. И вот этот недостаточный уровень политической культуры становится бумерангом, прилетающим самим жителям. Ведь что такое прямые выборы? Прямые выборы — реальная возможность избрания не того, кто лучше сделает, а того, кто лучше говорит. Но затем выясняется, что «хороший парень не профессия», а хорошо говорить – еще не значит уметь делать. Так что прямые выборы хороши тогда, когда есть определенный уровень политической культуры, знаний. Выбирая сердцем, стоит не забывать думать головой – что даст именно тебе избрание именно этого человека? Все ли, что несут с трибун или, напротив, с манифестаций – является истиной? Уверена, если бы люди чуть больше знали о процедуре сбора и проверки подписей на выборах, большая часть вышедших на улицы Москвы этим летом не вышла бы, потому что разочаровалась бы в своих «гуру» как неспособных выполнить простейшие действия и не наврать при этом.

Это не сакральные знания – это необходимый уровень культуры, важно этим заниматься. Как важно заниматься развитием системы открытых коммуникаций. Мы сейчас во многом получаем фитбэк тому, что несколько лет чиновники и политики не считали нужным говорить с народом – той самой «глубинной» Россией, где люди разные, с разными желаниями и пониманием ситуации. От них во многом закрылись, и теперь часть людей в негативе, часть в раздрае, часть в игноре к власти. А надо всего лишь начать говорить – искренне, открыто обсуждать любые вопросы. Для того, что начать понимать друг друга. Сейчас много коммуникационных площадок, власть должна быть там, надо создавать их еще больше – тут понятия «много» не бывает. И учиться понимать друг друга. Это – самое важное.

Александр АСАФОВ

Политолог, журналист, политический эксперт

Оценивая деятельность конкретного мэра, люди оценивают власть в целом. Поэтому должность градоначальника, можно сказать, — историческая. Многое тут зависит от личности – на том же примере Москвы можно это проследить: курс города на развитие менялся в зависимости от разных людей, которые возглавляли нашу столицу. Ближайший пример: разница между Москвой лужковской и Москвой нынешней очевидна. Это мировая тенденция, она просматривается и в Америке, и Европе – важные свершения, связаны с персоналиями, с руководителями столиц – вспомните мэра Нью-Йорка Рудольфа Джулиани или лондонского градоначальника Садик Хана.

Но в целом, конечно, несмотря на роль личности в нашей стране, по идее, в выстроенной системе все-таки мэры – это часть системы исполнительных органов власти. И если они работают эффективно – значит, деятельность мэра нужно оценивать эффективно. Несколько иная история в Санкт-Петербурге, завязанная на региональной специфике, но, в целом, по стране, на мой взгляд, институт мэров достаточно эффективен.

Нередко современных мэров считают чуть ли не людьми на подхвате у губернаторов, но я бы не стал недооценивать их роль. Но такие оценки вполне справедливы для некоторых территорий, где-то мэр действительно почти единое целое с аппаратом губернатора. Но все-таки я надеюсь, что мэры – это отдельный институт, который получит свое развитие.

Недооценивают мэров часто потому, что они перестали заниматься политикой. Но иногда приходится – ведь так или иначе в городах политика присутствует. Организационная роль мэра на период выборов разного уровня тоже имеет место быть. Но переоценивание роли влияния на исход выборов любых политических фигур – это устаревшая модель восприятия, учитывая количество камер слежения на участках, КОИБов, различного другого оборудования, наблюдателей. Поэтому политические избирательные технологии в прошлом. Очевидно, что мэры могут влиять на выборы только с точки зрения эффективной подготовки к их проведению.

На мой взгляд, мэр – человек не политический, я придерживаюсь мнения о мэре-хозяйственнике. Мэр должен эффективно заниматься городскими вопросами и защищать интересы города перед федеральным центром. В этом должна быть его политика. У нас действительно всех более менее публичных персон, в том числе актеров, певцов и рэперов стараются оценить с точки зрения политического веса. Но эффективный мэр – это тот, кто занимается развитием города и поддерживает его движение, способность во всех смыслах. В этом ключе и надо этот институт развивать. А политических фигур у нас, мне кажется, предостаточно, если не брать рэперов и прочих спортсменов.

Михаил БОЧАРОВ

Социолог, заместитель генерального директора Института региональных проблем

В единый день голосования избирали трех глав административных центров – мэров Новосибирска, Анадыря и Улан-Удэ.

Выборы мэра Улан-Удэ и горсовета 8 сентября повлияли на общественное мнение в регионе и в стране и привели к протестам в центре столицы Бурятии: число участников стихийного митинга достигало нескольких сот человек. Задержанные сотрудниками Росгвардии участники митинга депутат народного хурала республики Баир Цыренов и блогер Дмитрий Баиров были госпитализированы после того, как побывали в полиции. Собравшиеся скандировали: «У нас украли выборы», — и требовали отмены результатов выборов мэра, на которых самовыдвиженец, врио руководителя администрации Улан-Удэ Игорь Шутенков победил Вячеслава Мархаева с 52,5% голосов против 36,58% при явке в 34%. На выборах горсовета убедительную победу одержала «Единая Россия», получившая 24 мандата в 30 одномандатных округах и рассчитывающая еще на двух самовыдвиженцев. Тактика «самовыдвиженства» представителей «Единой России» вызвала негативное общественное мнение у избирателей в республике и в стране в целом. Протесты усугубились тем, что именно в Бурятии задержали якутского шамана Александра Габышева, который шёл в Москву «изгонять» Владимира Путина из Кремля.

Налицо определенная общественная переоценка роли мэра в сегодняшней России. Об этом свидетельствует доклад комитета гражданских инициатив об особенностях ротации корпуса мэров в России за последние 11 лет, представленный общественности этим летом. Исследование проводилось в 109 городах, за 11 лет были проанализированы данные по 359 мэрам, взятым в выборку, в том числе почти по всем мэрам областных центров. Мэрский корпус отличается большой неустойчивостью, что снижает стабильность муниципального управления: более 40% мэров находятся в должности от года до трех. При этом есть зависимость от порядка избрания мэрами: при прямых выборах срок работы мэра – 5,5 года, а если мэр избирается по конкурсу – то три года.

Судьба 263 мэров после ухода со своих постов, по мнению экспертов, такова: 55 из них перешли на работу в региональные исполнительные органы власти (40% – заместителями губернаторов), 39 – подверглись уголовному преследованию, т. е. 15% от числа тех, кто попал в выборку комитета.

При этом уголовные дела здесь можно трактовать и как борьбу с коррупцией, и как внутриэлитные конфликты. Под уголовное преследование чаще попадали избранные мэры, как более независимые, а те, которые назначились по конкурсу, чаще шли на повышение. 20 экс-мэров стали депутатами Госдумы или сенаторами, причем 15 из них на выборах мэров избирались напрямую. Еще 12 бывших мэров стали губернаторами.

Последние 10 лет реализуется политика перехода от мэра – народного представителя к мэру – профессиональному управленцу: если в 2008 г. в 73% городов мэров избирали жители, то к 2014 г. основным трендом было назначение сити-менеджеров, сегодня же мэры в основном назначаются по результатам конкурса. Изменение формата замещения позиции мэра предполагало повышение квалификации, но исследование говорит об обратном: доля мэров с ученой степенью упала с 29 до 17%, снижается доля имеющих образование экономического и управленческого профиля, но растет число мэров с юридическим образованием. В докладе делается вывод, что работа «назначаемых мэров» ориентирована больше на соблюдение регламентов, а не на экономическое развитие городов. В администрации Президента предполагали, что конкурсный механизм назначения мэров позволит привлекать к руководству лучшие кадры из других регионов и городов, но пока это лишь единичные случаи. В докладе отмечается, что из 359 мэров за 10 лет было лишь 19 женщин.

Сейчас лишь 12 мэров из выборки избраны на прямых выборах, всего за 11 лет их было 125 человек. В условиях нарастания числа конфликтов, связанных с городской тематикой, растет запрос на мэров-политиков, которые умеют разговаривать с жителями, особенно с протестными группами. Однако такая система нарушена – сейчас мэр имеет скромный ресурс средств и больше зависит от отношений с губернатором, чем от настроения жителей, говорится в докладе.

Дмитрий ЛОБОЙКО

Руководитель центра «Региональные исследования»

Мэры и городские думы будут терять остатки своей независимости. Это процесс, заданный федеральным центром и нет никаких субъектов, имеющих возможности, желание и смелость (или дерзость) этому противостоять. Органы местного самоуправления, на сегодняшний день, не вписаны в систему органов власти и, формально, независимы. Об этом говорится и в восьмой главе Конституции РФ, и в первой части Европейской Хартии местного самоуправления.

Важно понимать, что смысл этого разделения не только в том, чтобы решение вопросов местного значения осуществлялось максимально близкими к гражданам представителями, но и – что прямо указано в ратифицированном Россией документе – в децентрализации власти.

На практике же местное самоуправление давно стало продолжением так называемой «вертикали власти» и реальной самостоятельностью не обладает. И чем крупнее муниципалитет, тем больше зависимость от региональных администраций. Рациональность и правильность процессов централизации в России обсуждать не принято. А разговоры о «федерализации» Российской Федерации запросто могут быть расценены как призыв к нарушению целостности страны. Даже Татарстан, с которым федеральный центр не продлил договор о разграничении полномочий, по сути, отказался от частичного суверенитета, который ему удавалось сохранять до 2017 года. Централизация – единственный принцип, которому четко следует Москва. В такой ситуации местное самоуправление – атавизм, пережиток и преграда к отправлению всей полноты власти. Для отказа от МСУ требуется, во-первых, изменить Конституцию, во-вторых, отказаться от ратификации Европейской Хартии – то есть, фактически, выйти из состава ЕС. Это пока неприемлемые для нашего руководства шаги.

Возможным «компромиссным» сценарием может стать дальнейшая «усушка» местного самоуправления. МСУ могут оставить лишь на третьем – самом низовом – уровне: села, поселения и, возможно, внутригородские районы. Муниципальная реформа в Московской области с упразднением низового поселенческого уровня муниципалитетов – это, скорее, исключение из общероссийского процесса. Здесь сказывается близость к столице и связанные с этим экономические и политические особенности.

Судя же по процессам, происходящим на уровне регионов и крупных муниципалитетов, в ближайшие годы может быть проведена новая реформа МСУ, в результате которой самоуправление останется лишь в самом низу «вертикали». На этом фоне надеяться на возвращение прямых выборов глав муниципалитетов, о которых всё чаще говорят, не приходится.

Напротив, может начаться процесс, при котором крупные города, с населением свыше 500 тыс. человек, могут и вовсе перейти на региональный уровень, тем самым вписавшись в систему власти. В России, на сегодняшний день, 37 таких городов и в них живет треть всего населения. Глав таких городов вполне могут назначать главы регионов, что, по сути, уже и происходит при реализации процедуры «конкурсов» на замещение должностей сити-менеджеров. Отчасти с этими процессами связано слабеющее влияние большинства глав городов. Подобные сценарии дают центру ощущение контроля и управляемости.

Децентрализованная система, конечно, была бы устойчивее, но она способна работать лишь при полноценном функционировании других политических институтов и открытой системе обновления элит. К этому предпосылок пока нет.

Первая группа рейтинга

Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2019) - часть 1

События, связанные с выборами депутатов Мосгордумы, неблагоприятно повлияли на рейтинг Сергея Собянина (город федерального значения Москва). Несмотря (или благодаря) грубой зачистке электорального поля, оппозиция добилась серьезной электоральной и моральной победы. Именно оппозиционная повестка абсолютно доминировала на выборах. С другой стороны, многие эксперты посчитали успехом для мэра сам факт полученного «партией власти», выступавшей под прикрытием независимого флага, большинства в представительном органе. Вполне возможно, что солидное представительство КПРФ, достигнутое за счёт «умного голосования», не будет представлять для мэрии принципиальной проблемы: эксперты ссылаются на склонность этой партии к закулисным сделкам «со старшими товарищами». Более того, достаточно широко представлен взгляд, что многие из 20 избранных депутатов, являются «оппозиционерами» чисто номинально: многие из них будут работать на мэрию точно так же, как представители «Единой России». Избирателей, надеявшихся на перемены из-за увеличения представительства оппозиции в городском парламенте, ждёт скорое разочарование. Символично в этой связи, что председатель думы остался прежним. Кроме того, московская дума является ущемлённой в правах, в сравнении с законодательными собраниями других регионов России, поэтому информационный шум при её избрании намного превосходит её реальное значение.

Резкий рост внимания СМИ к московским выборам, массовые протестные акции, не привели к существенному повышению явки протестного электората. Сама процедура подсчёта голосов особых претензий не вызвала.

Однако пертурбации, связанные с выборами московских парламентариев, показали низкое качество организации электорального процесса в столице при относительной устойчивости созданной здесь политической конструкции.

Дополнительную напряженность в городскую тематику внёс новый этап наступления на интересы владельцев частного автотранспорта, выразившийся в «заужении» проезжей части некоторых дорог, надуманном ограничении скоростного режима и т.п. Противовесы, которая городская администрация использует, чтобы не терять популярность, хорошо известны. Так, например, Сергей Собянин объявил о повышении на 2 тысячи рублей минимальных пенсий неработающих пенсионеров. Московский бюджет вполне позволяет проводить политику социального подкупа, кроме, разумеется, тех случаев, когда затрагиваются интересы застройщиков.

В итоге в рассматриваемый период Сергей Собянин несколько ухудшил своё положение в «Национальном рейтинге».

Победа на выборах не усилила позиции Александра Беглова (город федерального значения Санкт-Петербург) в «Национальном рейтинге», даже, несмотря на то, что её вполне можно было назвать уверенной (64,43% голосов). Кампания Александра Дмитриевича изобиловала накладками, которые некоторых экспертов наводили на мысль даже не столько об ошибках технологов, сколько о попытках сознательно подставить ставленника Кремля в Северной Пальмире. Полновесным провалом явилось церемония торжественного открытия Александром Бегловым трёх станций метро, состоявшаяся накануне дня голосования, завершившаяся их «закрытием» из-за неготовности к эксплуатации.

Ключом победы при таком способе предвыборной агитации, стала тотальная зачистка потенциальных конкурентов, после которой Александр Беглов начал по существу соревноваться с самим собой. Особенно громким событием в этом смысле стал отказ от участия в выборах представлявшего КПРФ престарелого кинорежиссера Владимира Бортко. Какие бы тайные или явные причины не вызвали это решение, оно окончательно смазало впечатление от выборов главы Санкт-Петербурга.

Параллельно с выборами главы города проходило избрание муниципальных депутатов. Они, по оценке большинства экспертов, проходили грязно и даже более грязно, чем предыдущие. Одной из причин этого называют отказ от досрочного голосования, позволявшего ранее в относительно легальном поле корректировать результаты. Тем не менее оппозиция значительно усилила своё представительство в муниципалитетах. Здесь «Единая Россия» потеряла более двухсот мандатов.

Прочие события, в том числе перенос по решению Владимира Путина саммитов ШОС и БРИКС из Челябинска в Санкт-Петербург, планы Александра Беглова вернуть городу статус мировой трамвайной столицы, планы по очистке водных артерий города и т.п. оказались в рассматриваемый период в глубокой тени электоральной тематики.

В Салехарде истекает срок полномочий мэра. На момент сбора информации для «Национального рейтинга» об участии в объявленном конкурсе Ивана Кононенко известно не было. Но большинство экспертов полагает, что его выдвижение оказалось бы вполне логичным, а переизбрание на второй срок – вполне возможным. Сильной стороной Ивана Кононенко считают энергичную работу по благоустройству города в рамках программы «Комфортная городская среда», активное дорожное строительство, налаживание обратной связи с жителями. Отдельной, особо важной для Салехарда темой, явилось начало создания при нём системы водоотведения, позволяющей в будущем закрыть вопрос с септиками, к которым исторически были подключены здесь многие здания.

То, что на выборах в гордуму из 21 мандата 20 пришлось на долю «Единой России», — объективно укрепило позиции мэра (в нынешних реалиях мало кто будет пенять на потерю одной позиции по сравнению с прошлым созывом). Явка более 40% так же выделила Салехард в Единый день голосования.

Невзирая на заслуги или недостатки Ивана Кононенко, важная роль в определении того, останется ли он в кресле мэра, принадлежит главе региона Дмитрию Артюхову. С одной стороны, существует общая практика, когда каждый руководитель субъекта старается продвинуть на такую позицию своего ставленника. С другой, — в новом составе городской думы остались на своих местах и спикер, и вице-спикер, из чего эксперты делают вывод, что Дмитрий Артюхов не планирует кардинальную перетряску городских элит. Пост главы муниципальной администрации, в этом смысле, стоит несколько особняком. Однако эксперты напоминают о тесных связях Ивана Кононенко с прежним главой ЯНАО федеральным министром Дмитрием Кобылкиным, сохранившим регион в сфере своего влияния. Таким образом, при выборе мэра Салехарда возможны самые разные варианты.

Ситуация с кандидатами на должность мэра должна проясниться 15 октября, на первом заседании конкурсной комиссии.

Когда поднимается вопрос о ротации градоначальника важного административного центра, в СМИ увеличивается количество критических материалов. Тем не менее, эксперты «Национального рейтинга» в основном обратились к позитивным сторонам работы Ивана Кононенко. Это улучшило его позиции в «Национальном рейтинге».

В Южно-Сахалинске перевыборы мэра носят затяжной характер. Финальная пара претендентов в лице действующего градоначальника Сергея Надсадина и председателя общественной организации «Наш Сахалин» Романа Веденеева определилась ещё в мае-июне месяцах. Формально, к моменту составления этого «Национального рейтинга» персона главы Южно-Сахалинска уже могла быть определена. Однако выбранный в Единый день голосования новый состав городской думы не стал форсировать это ключевое решение. Большинство среди муниципальных депутатов имеют единороссы, чьи и без того прочные позиции подкрепляют самовыдвиженцы. Кроме того статус мэра, избранного всенародным голосованием, так же говорит в пользу Сергея Надсадина. Эксперты считают, что его избрание практически предопределено, с одной существенной оговоркой: если действующий градоначальник не получит другого, более интересного предложения о трудоустройстве. Достаточно широко распространено мнение, что губернатор был бы не прочь отправить мэра куда-нибудь за пределы региона.

Николай Булакин (Абакан) продолжает пользоваться симпатиями большинства экспертов. Он относится к той достаточно немногочисленной категории мэров, которые в «Национальном рейтинге» оцениваются гораздо выше руководителей соответствующих субъектов РФ. При этом прослеживается тенденция, когда Николая Булакина эксперты противопоставляют или рассматривают, как противовес главе региона Валентину Коновалову. Мэр периодически критикует решения последнего. Например, жесткой критике подверглась его кадровая политика, в результате которой «варяги» сомнительной квалификации вытесняют местные кадры. При этом Николай Булакин уклонился от публичного ответа на вопрос, подписал бы он петицию за отставку Николая Коновалова.

Среди громких заявлений, поддержавших имидж Николая Булакина, эксперты часто упоминают его выступление против новых угольных разрезов, ухудшающих экологическую обстановку в Абакане и во всей республике. По словам мэра, угольщики «грабят наши недра, уродуют нашу природу, гадят в нашей среде, в воздушном бассейне, в воде».

Положительно, как успешную пиар-акцию и пропаганду здорового образа жизни, восприняли эксперты поездки мэра на работу на самокате.

Состояние Абакана оценивается, как вполне пристойное. В рассматриваемый период среди проблем эксперты наиболее часто называли сложности, возникшие с подключением горячей воды после планового ремонта коммунальных сетей. Бюджет города продолжает оставаться дефицитным. Бедой Абакана является загрязнение воздуха, одной из причин которого является не только работа угольных разрезов, но и отопление углем частного сектора. Важным решением в данном случае мог бы быть перевод частных домохозяйств на газ, однако подобное решение, по словам Николая Булакина, зависит уже от федерального центра: магистраль к городу от газопровода «Сила Сибири» остается в проекте, но не строится.

Абсолютное доминирование «Единой России» на выборах в городскую думу стало важным фактором укрепления позиций Сергея Воропанова (Вологда). Единороссы получили 27 из 30 мандатов. Это можно признать уникальным результатом в рамках Единого дня голосования – 2019. Оставшиеся места заняли представители ЛДПР, что большинство экспертов полагает вполне комфортным вариантом оппозиции для городских властей.

Важнейшее значение для развития города имеет реализация инфраструктурного проекта малого транспортного кольца, протяженность которого составит 16,3 км. В настоящий момент уже выделены средства на «Некрасовский мост» — первый этап проекта. Малое транспортное кольцо резко снизит нагрузку на ключевые магистрали и мосты центральной части Вологды. Не случайно его возведение получило поддержку Владимира Путина. Параллельно продолжается строительство заключительного отрезка дороги «Обход Вологды», который полностью отведет от города транзитные потоки трёх федеральных трасс.

Существует большая вероятность присвоения Вологде звания города исторического наследия. Это значительно расширит финансовые возможности муниципалитета и, как ожидается, позволит приступить к масштабной реконструкции знаменитого историко-архитектурного ансамбля Вологодского кремля.

Ключевой проблемной темой в рассматриваемый период явилось благоустройство городской набережной. При укреплении берегов подрядчик нарушил утвержденный проект, подняв уровень бетонирования и ухудшив эстетический облик объекта. Последовала острая реакция жителей и специалистов, протестные акции. Развитие конфликта потенциально могло превратить его в постоянную головную боль для городской власти, привести к общему обострению политической ситуации, в частности, сказаться на результатах выборов в ту же вологодскую думу. Городская власть организовала широкую общественную дискуссию, провела серию опросов. О масштабах привлечения жителей свидетельствует хотя бы тот факт, что в обсуждении различных концепций реконструкции набережной единовременно присутствовало более 500 человек. Публичная работа по переработке проекта с учётом пожеланий граждан, требование к подрядчику устранить допущенные нарушения нормализовали ситуацию. То, что коллизия с вологодской набережной была направлена в русло конструктивного рабочего обсуждения, эксперты считают серьезным достижением Сергея Воропанова.

В целом же, несмотря на случившийся конфликт, сам факт благоустройства набережной явился немалым достижением для Вологды. На набережной запланировано создание современных зеленых рекреационных зон, призванных предать ей качественно новое содержание. К работе над проектом в настоящее время привлечены специалисты из нескольких регионов, где накоплен опыт по созданию подобных объектов. Появление варягов вызвало определенную «ревность» части местных наблюдателей и специалистов, тем более что подобная практика распространяется и на другие сферы. Так, комплексную схему организации транспортных потоков в Вологде разрабатывает известная организация из Санкт-Петербурга. Большинство экспертов, однако, вполне лояльно отнеслись к такому современному и общепринятому подходу. Тем более что власти Вологды всё чаще обращаются не только к межрегиональному, но и к передовому международному опыту. Например, в последнее время пристально изучаются шведский опыт организации безопасного движения.

В целом, эксперты «Национального рейтинга» оценили рассматриваемый период, как очень удачный для Сергея Воропанова.

В сентябре Сочи возглавил новый мэр – Алексей Копайгородский. В предыдущем, за июнь-июль «Национальном рейтинге», эксперты предсказывали очень малую возможность удержать пост бывшему градоначальнику Анатолию Пахомову. Подобный прогноз сопровождался резким, на девять позиций, падением этого мэра в исследовании. Вновь анализ ситуации большинством экспертов оказался верным.

Давнее желание главы региона Вениамина Кондратьева «подвинуть» Анатолия Пахомова, наконец, воплотилось в жизнь. Вполне логично, что пост мэра занял человек из окружения Вениамина Ивановича. Предыдущая должность нынешнего мэра – заместитель главы региона. Достаточно часто смена мэра такого значимого центра, как Сочи, являющегося важным узлом интересов федеральных и местных элит, сопровождается длительным периодом политического торга, подбором кандидатур. Порой заменить высокопоставленного городского чиновника не удается с первого раза. В Сочи не стали затягивать процесс. Комиссия, отвечающая за подбор кандидатов на должность, единогласно определила финальную пару претендентов. Её составили Алексей Копайгородский и бизнесмен Андрей Донченко. 9-го сентября Алексей Копайгородский, накануне решающего голосования, был назначен и.о. мэра, а 11-го так же единогласным решением депутатов городского собрания он уже стал полноценным градоначальником без приставки «и.о.».

В целом, экспертное сообщество положительно отнеслось к перемене мэра и его первым шагам. В частности, к жестким кадровым решениям. За небольшой срок нахождения Алексея Копайгородского у власти в Сочи произошла полная ротации всех вице-мэров и глав внутригородских округов. Часть экспертов утверждает, что авансированная градоначальником земельная ревизия приведет к тому, что фамилия предыдущего мэра будет поминаться ещё не раз и не в самом благоприятном контексте. Недаром молодой мэр является выходцем из силовых структур. Верен ли этот футурологический прогноз, покажет будущее, а пока, несмотря на очень небольшой срок нахождения на должности, новый представитель Сочи в «Национальном рейтинге» прибавил несколько пунктов.

Некоторое улучшение положения в «Национальном рейтинге» Вадима Кстенина (Воронеж) эксперты связывают с его умением эффективно конкурировать за региональные и федеральные ресурсы, со стабильными взаимоотношениями с местными элитами и областным правительством. При этом Вадим Кстенин в рассматриваемый период сталкивается и со сложными вызовами. Например, необходимостью привлекать частные вложения в изношенную коммунальную инфраструктуру, что ведет к превышению предельного индекса роста тарифов. Заметно недовольство горожан низким качеством пассажирских перевозок в городе. Эксперты отмечают протестные настроения, связанные с возможным повышением стоимости проезда. Но в целом город не только «держит удар», но и занимается развитием экономического, инвестиционного и туристического потенциала. Так, в августе 2019 года в Воронеже был выполнен беспрецедентный объем социального строительства, общие инвестиции в которое из бюджетов всех уровней составили почти 4,5 млрд рублей. В результате построены и введены в эксплуатацию 15 новых крупных социальных объектов – школы, детские сады, объекты спортивной инфраструктуры. Большим успехом градоначальника стало проведение в городе 19-21 сентября Второго всероссийского съезда туристско-информационных центров. А совпадение этого мероприятия с принятием государственной Стратегии развития туризма превратило Воронеж на несколько дней в столицу российского туризма. В результате учёта положительных и отрицательных факторов, Вадим Кстенин поднялся в «Национальном рейтинге» на одну позицию.

Виктор САПРЫКА

Социолог, директор Института приграничного сотрудничества и интеграции (г. Белгород)

В текущий период городской глава Юрий Галдун продолжает реформировать структуры управления, занимается реконструкцией дорог и транспортных развязок, работает с общественным сектором. Была сформирована Общественная палата г. Белгорода 2-го созыва, которую возглавила Евгения Кондратюк. Отметим, что новая палата одним из приоритетов своей работы определила помощь некоммерческим организациям для реализации социально значимых проектов. Можно подчеркнуть, что Белгородская область вошла в топ-5 субъектов РФ, которые принимают участие и реализуют такие проекты. 30% заявок были поданы в г. Белгороде.

Одним из значимых событий для г. Белгорода был приезд урбаниста, блогера, архитектора Ильи Варламова, который определил, что Белгород является одним из лучших городов для жизни и входит в десятку городов в его рейтинге. Продолжается реформирование системы управления. Так, созданы городские управы, основной целью которых является своевременное решение проблем горожан. Конечно, пока рано говорить о 100% результативности данной реформы, однако существует и ряд проблем, которые связаны с человеческим фактором. Отметим, что вновь созданным городским управам необходимо больше времени уделять информационной работе и работать не только с людьми, у которых есть проблемы, но и проводить информационные дни для населения, чтобы они четко понимали возможности этих еще новых структур.

Александр АСАФОВ

Политолог, журналист, политический эксперт

По итогам многочисленных выборных кампаний разного уровня, проходивших в России минувшим летом, и событий, выборы сопровождающих, рейтинги многих федеральных чиновников, согласно различным статистическим данным, демонстрируют отрицательную динамику. Это сигнал о том, что социальная напряжённость в обществе, перейдя в активную фазу летом посредством несанкционированных митингов, продолжает набирать обороты. В российской столице этому способствует не только выборная тема. Градус недовольства подняло и так называемое «московское дело» — приговор актёру Устинову.

Политические события августа — сентября заметно сказались на репутации власти в целом, и, в частности, на отношении к Сергею Собянину. Политизированная часть общества ещё гудит. Однако чем дальше уходит единый день голосования, тем меньше поводов подогревать протестную повестку и, думаю, что наметившийся в предыдущих месяцах провал «кривой доверия» сегодня имеет тенденцию к выравниванию.

Учитывая общее одобрение москвичами деятельности градоначальника и удовлетворительное отношение к уровню жизни в российской столице, можно предположить, что в ближайшее время позитивное отношение к Собянину восстановится, а рейтинг возьмёт реванш.

Выборы прошли. Состав Мосгордумы сложился вполне репрезентативный, он включает в себя представителей различных оппозиционных сил – например, Яблока и Справедливой России.

В целом, политическая ситуация не сильно влияет на настроения жителей Москвы, поскольку они оценивают работу мэра по конкретным параметрам, таким, как удобства для жизни, развитость инфраструктуры и т.д. Конечно, различные вызовы – как федеральные, так и локально московские будут периодически возникать, но глобально история предвыборных дней не повлияла на позиции Собянина, а оказала воздействие на рейтинг, как говорится, «в моменте». Жители Москвы, по-прежнему, считают Собянина мэром эффективным и относятся к нему хорошо.

Олег БОНДАРЕНКО

Политолог. Политический консультант. Директор Фонда прогрессивной политики

Выборы в Мосгордуму мэрия Москвы выиграла тактически. Но стратегически, на мой взгляд, прошедшая кампания для Сергея Собянина является проигрышной.

Во-первых, в доверие граждан заложена мина в виде замены в выборной гонке кандидатов от Единой России на кандидатов якобы самостоятельных. Вместо официальных представителей партии власти избирателям предлагали голосовать за так называемых «самовыдвиженцев». При этом странным образом именно самовыдвиженцы сформировали в обновленной думе фракцию Единой России, тем самым фактически обманув тех, кто отдал им свои голоса: ведь люди голосовали не за ЕР.

Во-вторых, неудачные методы выбрала мэрия для того, чтобы преградить неугодным кандидатам дорогу в думу. Совершенно неправомерное использование силы, топорные методы борьбы с оппозиционными кандидатами, незаконные задержания и даже дела – всё это привело к протестному хайпу федерального масштаба и даже обесцениванию в глазах такой немаловажной аудитории, как пользователи социальных сетей, Росгвардии. Интернет запестрил мемами про «слабую гвардию», которую легко сломить пластиковым стаканчиком. А в думу под шумок и злоключения вполне конструктивных кандидатов избрались не совсем адекватные люди, как, например, это произошло в 8 круге, где вместо снятого с выборов Ивана Жданова избралась на протестной волне Дарья Беседина, на первом заседании потребовавшая эту думу распутить.

В-третьих, в результате кампании в МГД повысился общий протестный уровень москвичей. Масла в огонь подлила история с избранием спойлера от Справедливой России Александра Соловьева, который затратил на свою кампанию ноль рублей и вообще не вел избирательную кампанию. То же самое мы наблюдали в некоторых других округах, где победу одержали совсем юные студенты, как, например, студент ПГУ от КПРФ, затративший на кампанию 5 рублей. То есть люди готовы голосовать за кандидатов совершенно, на первый взгляд, не способных представлять интересы полумиллиона москвичей. Но настолько протест велик, что готовы голосовать и за таких.

Собянин умудрился раскачать на ровном месте летнее совершенно спокойное межсезонье. Вместо того чтобы поиграть в лучших традициях византийской политики, вспомнить про систему сдержек и противовесов, они просто взяли и отсекли всех неугодных скопом, что весьма примитивно. А по факту ещё и не работает. Когда люди, ранее управлявшие рынками, начинают управлять политикой – именно такое и происходит. Приходится констатировать: команда Собянина показала очень низкий уровень политического менеджмента.

Я не питаю никаких иллюзий и надежд в отношении нынешнего мэра Москвы. Это технолог на службе, человек без собственного мнения, не политик. Как политик может не понимать политику? Он считает, что должен разбираться в бордюрах. Правда в них разбирается очень выгодно для своей семьи его заместитель Бирюков. Но все же: хочу напомнить, что все революции и беспорядки начинаются всегда со столиц. Так вот Собянин политически уже раскачал столицу. А когда наступит день «Х» и свой пост оставит Владимир Путин, к тому моменту протестная инерция людей, раздосадованных властью, может дать толчок новому, еще более сильному и масштабному всплеску недовольства, причем в очень неудобный, уязвимый для общества момент.

Вячеслав ДАНИЛОВ

Политолог, философ. Исполнительный директор Центра политического анализа. Старший преподаватель философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Редактор сайта Liberty.ru

Несмотря на выборный период августа и начала сентября 2019 г., мэр Москвы Сергей Собянин жил в своей традиционной конструктивной повестке, практически публично не реагируя на ход кампании и не вмешиваясь, во всяком случае, публично, в решения вопросов по протестам. Поэтому оснований рассуждать о перспективах Собянина в контексте протестов лета 19 года и ЕДГ-19 я не вижу. Мэр вполне дистанцирован от скандалов кампании и от результатов выборов.

Технически «команда Собянина», как представляли ее во время кампании, вместо «Единой России», что было, в целом, оправдано, победила. Большинство в МГД — у неё. Работать с большинством избранных депутатов будет вполне реально, включая яблочника Сергея Митрохина. Это системные люди. Маргиналов и случайных людей в МГД единицы. Поэтому вопрос взаимодействия с новым составом МГД, думаю, будет решаться позитивно. Конфронтации по линии правительство Москвы – МГД не просматривается. Да, МГД станет немного шумнее, чем раньше. Зато, возможно, улучшится качество законодательной работы, инициативы городских властей будут проходить через МГД чуть дольше, что, на мой взгляд, неплохо.

Основной вопрос – распределение по комитетам МГД и контроль над ними, это то, что будет требовать определённого внимания со стороны городского руководства. Но я полагаю, что и здесь никакой конфронтации не будет. Возможно, что в перспективе федеральных выборов руководителю города нужно будет задуматься о кадровом составе внутриполитического и общественного блока правительства города. Но «за битого двух небитых дают», так что мы можем и не увидеть скорых перестановок на этих позициях. Возможно, что Наталья Сергунина и Валентин Горбунов уйдут, но я не думаю, что это будет скоро и в наказание.

В любом случае уже сейчас необходимо разрабатывать стратегию на выборы в ГД и совместно с партией и лояльными общественниками искать людей, которые могли бы составит виртуальную московскую фракцию в новом составе ГД ФС РФ.

В СМИ и экспертных комментариях я заметил истеричные нотки о том, что у Собянина больше нет политических перспектив и т.п. Я абсолютно не разделяю такие оценки. Мэр популярен в городе, грязь от кампании на него не налипла. Он находится на своём месте, точка.

Владимир СЕМАГО

Российский политический деятель и бизнесмен, депутат Государственной Думы (1993-1999; 2006-2007 гг.)

Вопреки всем крикам и вакханалии с недопущением на выборы ряда кандидатов, приходится констатировать: Сергей Собянин выиграл московские выборы, сформировал свою бригаду в Мосгордуме, за исключением малочисленных потерь из старого состава. КПРФ, конечно, получила несколько дополнительных мест. Но разве Мосгордума вообще оказывает какое-либо влияние на жизнь в Москве? Это декоративный орган, по сути, надстройка, которая иногда участвует в политических представлениях.

Понятны ошибки, которые были допущены во время предвыборной кампании в МГД – тупая топорная работа с выборами, хотя можно было бы все провести мягче, изящнее и без репрессий. В конце концов, общий язык был найден. Например, депутатом избран оппозиционер Митрохин: все довольны, все свободны. По моим сведениям, Митрохин достаточно давно и успешно сотрудничает с мэрией. Не в плане соглашательства (он свою нишу занял и пестует): он встроенный оппозиционер. Как встроенная КПРФ, встроенная Справедливая Россия… Поэтому оппозиция – не повод для беспокойства Сергея Семёновича. Он работает в органично созданной системе взаимоотношений, основанных на финансовом благополучии. Потому что Москва – это никоим образом не регион или город. Москва – это сгусток всего, центр всего богатого, способного регенерировать денежные средства; местность. Без какого-либо административного определения: место – куда стекаются деньги и люди, которые формируют новые деньги.

Политическая атмосфера в российской столице, настроения людей, — все это во многом зависит не от градоначальника, а от той социальной расслоённости, которая здесь существует. Официально в Москве проживают 12 миллионов человек, неофициально – порядка 20 млн. И можно с уверенностью сказать, что часть жителей столицы абсолютно не соотносят себя с этим городом – они приехали сюда как на Клондайк, в Калифорнию, — «помыть немного золота», а потом вернуться домой, или, в лучшем случае, перетащить сюда свою семью и попытаться начать жить долго и счастливо. Эти люди никогда не будут глубоко погружены в проблематику города, а, значит, для Собянина они не представляют никакого интереса.

Следующая категория не менее важная – служащие, правоохранители, судейские – то есть вся та машина, которая существует благодаря выстроенной подобной вертикали власти, в которой Собянин занимает вполне определённую позицию и от которого очень много зависит. Эти люди существуют благодаря этой системе, значит – благодаря Собянину. Они так же, как и вышеозначенный пласт, не будут участвовать ни в каком процессе критического рассмотрения того, что происходит вокруг с точки зрения – правильно это или неправильно.

Ещё одна столичная довольно большая социальная группа – люди, живущие на дотации от государства. И они понимают, что своим собственным трудом сейчас вряд ли что смогут сделать (это пенсионеры, инвалиды, все те, кто в силу каких-то причин не способен зарабатывать), они зависят от дотаций, которые власть им выделяет.

Далее – люди искусства, люди, которые получают некие финансовые вливания в Москве, а Москва делает много – снимает кино, ставит спектакли, создаёт всякого рода театрализованные действа, которые оплачиваются из бюджета города. Поэтому организаторы таких мероприятий тоже заинтересованы в благостной структуре взаимоотношений с властью.

И таких категорий ещё можно вспомнить много. Исключение составляет только студенчество, которое не во всех вузах зажато до последнего предела. То есть группа людей, к которой прислушался бы Сергей Семёнович, очень небольшая.

Вот эта общая успокоенность сыграла отрицательную роль: расслабились нижестоящие чиновники. Сам Собянин не стоит во главе каждого процесса и не дает соответствующие рекомендации. Это имитация управления. Он сам, в свою очередь, тоже встроенный объект и тоже не может ничего решать кардинально, так, как он бы хотел. Собянин существует в рамках возможных разделённых полномочий и в этих полномочиях он выстроил ту систему, которая даёт ему успешное существование и благополучие. Все это укладывается в выстроенную за последние 20 лет жёсткую, точную, хорошо работающую, при этом абсолютно порочную систему управления страной.

Инга БУРИКОВА

Генеральный директор Центра социальных проектов «Белый Дом», заведующая лабораторией Института политической психологии и прикладных политических исследований ЛГУ им. А.С. Пушкина

Победа Александра Беглова на выборах в Санкт-Петербурге вполне закономерна и не вызывает удивления. Это единственный кандидат, который имел за собой федеральные ресурсы и связи, возможность разговаривать с крупными партнёрами, привлекая инвестиции в город. С первых дней нахождения А.Д. Беглова во главе Санкт-Петербурга, врио губернатора, а ныне избранный губернатор северной столицы демонстрировал свои лоббистские возможности. 8 сентября состоялись выборы губернатора и теперь горожане ожидают реализации обещанного.

В ходе избирательной кампании многие вопросы уже удалось решить. И именно благодаря своей деятельной активности Беглов получил голоса большинства избирателей, отметивших Александра Дмитриевича в своих бюллетенях.

У Беглова есть уникальная способность быть «своим», понятным и политически привлекательным в формате личного общения. И ему довольно трудно распространять эту личную харизму посредством СМИ, Интернет и т. д. Поэтому периодически возникают частные проблемы в позиционировании и восприятии губернатора. Однако чем дальше, тем менее интересно экспертному сообществу придираться к отдельным словам и выражениями, возможным ляпам или казусам, но все чаще видна реальная работа губернатора и чаще именно о ней и говорят эксперты.

Стоит, однако, отметить, что в 2018-2019 году в целом по стране, но в особенности в Москве и в Санкт-Петербурге произошёл рост протестных настроений. Не столько оппозиционных к действующей власти, сколько протест как общая апатия, усталость от ожиданий и невыполненных обещаний, ощущение отрыва от власти (чиновники отдельно – народ отдельно). В силу этого общего настроя, вновь избранному губернатору придётся по факту продолжать работу в режиме избирательной кампании, чтобы сохранить завоёванные позиции. И, как говорится в знаменитой сказке Л. Кэролла, работать ещё больше, чтобы их оптимизировать.

Что касается экспертного сообщества Санкт-Петербурга, то оно очень многогранно и не находится в стенах Смольного или в профсоюзных и т.п. организациях. Люди, с которыми новой власти нужно знакомиться и общаться – находятся в стенах университетов (но не в ректоратах и профсоюзах), на заводах, КБ (но не в кабинетах руководства), они как бы размыты в сообществах городских журналистов, писателей, архитекторов и т. д. и т.п. С каждой из экспертных групп нужно начинать выстраивать диалог, слушая их предложения по оптимизации жизни в городе. В этом залог успеха и популярности новой власти среди экспертов.

Павел САЛИН

Политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ

Самым значимым достижением Александра Беглова за минувшие два месяца, естественно, является его победа на губернаторских выборах, причем не по «собянинскому» сценарию (2013-го года) в 50 процентов с минимальным перевесом, а с запасом в 15 процентов. Конечно, в данном случае прежде всего это заслуга федеральных игроков, которые добились тотальной зачистки электорального поля в начале кампании (Оксана Дмитриева, Олег Капитанов), а потом и на завершающем этапе (Владимир Бортко). Последний маневр, предпринятый за неделю до голосования, позволил отсечь от участков протестный электорат – явка составила 25% вместо 40% в прошлом электоральном цикле. Можно предположить, что значительную часть из этих не пришедших 15% как раз и составлял протестный электорат, не успевший за оставшуюся неделю переориентироваться на одного из двух оставшихся технических кандидатов. В случае его прихода на участки второй тур был не то чтобы неизбежен, но весьма вероятен.

Однако выборы прошли, и теперь победившему губернатору необходимо выстраивать отношение с жителями Петербурга и элитами уже в новых, послевыборных условиях, когда степень консолидированной поддержки Москвы ниже. С одной стороны, стартовые позиции для этого не такие плохие, как могли бы быть. Протесты в Москве отвлекли внимание федеральных СМИ от столь же жесткого (если не более жесткого) применения административного ресурса на выборах в Северной столице, поэтому «послевкусие» победы не такое неприятное, как могло получиться.

С другой стороны, в ходе кампании, несмотря на усилия пиарщиков и колоссальные вложенные в него ресурсы, г-н Беглов де-факто подтвердил имидж «Полтавченко №2», не сумев отстроится от своего предшественника. Это наверняка негативно скажется на динамике его отношений с жителями, у которых давно сформировался запрос на руководителя другого, не «квазисоветского» типа. Поэтому можно ожидать, что отношение к нему горожан быстро станет таким же, а именно отношение горожан к г-ну Полтавченко стало одной из причин его отставки (вернее, отношение, помноженное на игру против Георгия Полтавченко его оппонентов). В то же время у г-на Беглова оппонентов в элите хватает – что среди местных, выразителем интересов которых является спикер Заксобрания Вячеслав Макаров (кстати, он сумел обеспечить победу многим своим протеже на муниципальных выборах, что обеспечивает ему серьезное влияние на муниципальный фильтр, необходимый любому кандидату в губернаторы), что среди «башен» в Москве. Протеже одной из самых влиятельных был предшественник Александра Беглова, и она крайне недовольна состоявшейся ротацией.

Поэтому, несмотря на вроде бы уверенную победу на выборах, уже в ближайшее время г-ну Беглову придется столкнуться ровно с теми же вызовами, что и его предшественник. Только происходить это будет на гораздо менее благоприятном для власти общеполитическом фоне по сравнению даже с ситуацией годичной давности.

Дмитрий СОЛОННИКОВ

Политолог, директор Института современного государственного развития (г. Санкт-Петербург)

Конечно, имидж периода выборов должен отличаться от стиля уже официально избранного главы региона, того, как он будет вести себя уже в спокойной обстановке регулярной работы. Это как ухаживание перед свадьбой и последующая семейная жизнь.

Логично предположить, что вновь избранный губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов будет проявлять меньше публичности, сократит динамику заявлений для прессы, не будет нарочито ярких высказываний, прогнозов и обещаний.

Это все понятно и логично. Но по прошедшим трём месяцам можно сделать предположения, как же будут выглядеть следующие пять лет руководства городом, на что будет обращена основная энергия, какие проблемы и вопросы будут в зоне особого внимания.

Максимальная активность Александра Дмитриевича Беглова была направлена на решение вопросов петербуржцев здесь и сейчас. Это благоустройство территорий, ввод в строй новых объектов инфраструктуры, открытие новых школ, детских садов, поликлиник. Это естественный набор шагов в период избирательной кампании, но он же определяет и дальнейшую нормальную жизнь города.

Дальше – внимание к новым большим проектам. Среди них развитие новых внутригородских железнодорожных маршрутов и скоростного трамвая, строительство широтного скоростного шоссе, которое должно связать север и юг города в восточной его части. Это уже среднесрочная перспектива, и, занимаясь ею, Александр Беглов демонстрировал уверенность в своей победе на выборах, уверенность, что именно его команда будет отвечать за воплощение проектов в реальной жизни.

Из этой же части — факт внесения уже в конце августа в законодательное собрание Санкт-Петербурга на нулевое чтение бюджета города на 2020 год и в перспективе до 2022 года.

Ещё осенью 2018 года, только появившись в Смольном в качестве исполняющего обязанности губернатора, Беглов с первых дней включился в активную работу с городскими финансами и планированием экономики. Его поправки к третьему чтению бюджета позволили одновременно сократить и долговую нагрузку, и увеличить социальную составляющую бюджета 2019 года. Теперь же был разработан и представлен городским депутатам документ, ответственность за который полностью лежит на команде Александра Дмитриевича. Теперь нельзя будет переложить ответственность за подготовку к зиме на предшественников. Все что будет дальше с городом – это уже результат планирования и организационных действий нынешних соратников избранного губернатора.

В перспективе обещание довести бюджет города до одного триллиона рублей. И это не только вопрос реорганизации и модернизации городского хозяйства, но серьёзнейшее взаимодействие со структурами федерального центра. А эффективность этих своих контактов Александр Дмитриевич Беглов демонстрировал на протяжении всего избирательного периода.

Так что кампания завершена, начинается реальная жизнь. И в ней важно не сбавлять темп, реализовать задуманное, выполнить обещанное.

Впереди большая работа.

Юрий СТРАТИЙ

Генеральный директор АО«Салехардэнерго» (г. Салехард)

В последние годы Салехард заметно преобразился. Главные перемены, которые сразу замечает глаз – благоустройство города. В 2019 году порадовала местных жителей и гостей столицы ЯНАО обновлённая пешеходная улица Ленина. Это одна из старейших улиц, находящаяся в центральной и исторической части города. Вся пешеходная зона сделана в едином стиле, что притягивает туда желающих погулять с семьёй и друзьями. Отдельно хочется выделить небольшое кафе, которое появилось на площади, здесь же на улице Ленина. Теперь оно станет своеобразным магнитом для прогуливающихся по улице горожан. Сама площадь получила красивый, эстетический вид, здесь есть и тротуарная плитка, и установлены лавочки, проведено озеленение. Отдельно хотелось бы отметить аллею молодожёнов со скульптурной композицией «Молодожёны». Салехардцы любят проводить здесь своё время и фотографироваться на память.

В городе облагорожены прилегающие территории к двум библиотекам, салехардскому Центру молодёжи; появился новый сквер, большая многофункциональная спортивная площадка и многое другое. Салехардцы принимают активное участие в благоустройстве. Налаженный диалог между властью и населением позволяет определить наиболее актуальные и приоритетные направления развития города.

Важная тема: автомобильные дороги. Автолюбители по достоинству оценили качество нового дорожного покрытия, о чем свидетельствуют положительные отзывы в адрес администрации города в социальных сетях.

Жители отдалённых от центральной части города районов дождались начала строительства системы водоотведения, что позволит навсегда избавиться от наболевшей проблемы септиков, скоро все жилые дома будут подключены к центральной канализационной системе, от этого уменьшится количество утечек и разливов, а, значит, экологическая составляющая станет ещё лучше.

Ещё в мае текущего года в городе произошёл пожар, в результате которого пострадало здание общежития. Обещание главы администрации города Ивана Кононенко о том, что к первому сентября люди смогут вернуться в свои жилища, было выполнено, что позволяет говорить о мэре, как о человеке слова. Люди сердечно благодарили городские и окружные власти за внимание, и оперативность в решении их проблемы.

В разгар летних работ Иван Кононенко был в прямом контакте с населением, он проводил приёмы граждан по личным вопросам, также лично выезжал на объекты: такого стиля он придерживается всегда. Часть обращений жителей касается благоустройства, Иван Кононенко выезжает, встречается и общается с местными жителями, которые видят его заинтересованность в комфорте проживания горожан и развитии города.

Юрий КОЛОМЕЙЦЕВ

Политолог, директор Центра социальных инноваций «Чёрный куб»

По итогу августа — сентября позиции мэра Южно-Сахалинска можно назвать неоднозначными. С одной стороны, Сергей Надсадин остаётся одним из самых влиятельных политиков региона, а успехи «Единой России» на выборах в городскую думу должны не только прибавить ему политических очков, но и, возможно, гарантировать ему переизбрание депутатским корпусом к концу года (срок его полномочий истекает в этом месяце). Другой момент: взаимоотношения с областной властью. Мэр и губернатор пока не выступают единой командой. Результаты губернаторских выборов в Южно-Сахалинске не были такими успешными, как в думу города (Лимаренко набрал менее 50% в столице региона). Более того, в ходе кампании технологи Лимаренко «прошлись» по главам муниципальных образований, в том числе, и по Надсадину. А сам Сергей Александрович, как мы помним, долгое время считался самым вероятным преемником Кожемяко на посту губернатора области. Думаю, что за последние два месяца Надсадин все-таки наработал на сохранение статуса-кво, и именно он, скорее всего, и будет переизбран главой города. В первую очередь, он может быть полезен действующей областной власти, и скорее всего в правительстве региона на это и сделают ставку, не имея адекватных альтернатив.

Антон ЧАБЛИН

Главный редактор аналитического портала «Акценты»

Август-сентябрь в Ставрополе прошел под знаком крупных предвыборных дел. Губернатор Владимир Владимиров сделал акцент на реализации строительных проектов и программ благоустройства. Я бы не сказал, что в этот период мэр ставропольской столицы Андрей Джатдоев сыграл значимую роль, но как глава городской администрации придерживался рамок искусственно приниженного амплуа, так как на первом плане должна была быть фигура участвующего в гонке губернатора.

При этом Джатдоев пытался коммуницировать с населением: у него очень живой Инстаграмм. Правда, неизвестно, сам ли он ведет его, или нет, но, по крайней мере, в стиле этого паблика просматриваются попытки живого диалога, сближения — размещаются неформальные фотографии, инициируются дискуссии. Самые животрепещущие темы там касаются городского хозяйства. К чести Джатдоева, надо отметить, что этот канал коммуникации налажен очень хорошо, у мэра 23 тысячи подписчиков.

Кстати, в преддверии выборов, как мы помним, активизировались слухи, что Джатдоев может уйти сенатором в Совет Федерации от представительной власти края, но Владимиров его в этот список не включил. Теперь же, после победы губернатора, слухи о сенаторстве Джатдоева вновь появились, но теперь его «сватают» в Совфед от думы Ставропольского края в 2021 году. Появление второй волны слухов, возможно, стало результатом негласного сотрудничества Джатдоева и Владимирова.

Само наличие подобных слухов (будь они правдой, или же нет), на мой взгляд, символизируют влиятельность фигуры Джатдоева в регионе. Политических оппонентов у него нет. Оппозиция как таковая в городе отсутствует. С Владимировым идеальные ровные отношения – без публичных претензий, чрезмерных амбиций.

Джатдоев сегодня представляет собой идеального исполнителя, и в то же время — в меру харизматичного функционера. Думаю, Владимиров им полностью доволен. Немаловажный фактор: еще до исхода выборов Джатдоев и Владимиров часто появлялись вместе в неформальной обстановке. Так, я их лично видел на концерте Тимы Белорусских. Прошедшая избирательная кампания позиции Джатдоева только укрепила.

Юлия КОНСТАНТИНОВА

Журналист. Заслуженный работник культуры республики Хакасия

Деятельность Николая Генриховича Булакина я оцениваю как очень высококвалифицированную. Булакин – профессионал высокого класса. Это подтверждается жизнью города Абакана: у нас тепло, светло, проводятся культурные и развлекательные мероприятия, не забыты дворы, детские площадки, внедряются программы благоустройства городской среды.

В конце лета — начале осени здесь не прекращалась работа по возведению новых важных социальных объектов – школы и бассейна. Вскоре в городе появится ещё один детский сад.

Смена региональной власти в прошлом году внешне существенно жизнь столицы не изменила. Но, можно предполагать, что город и регион, безусловно, переживают какие-то внутренние, незаметные извне трения, притираются друг к другу.

Но я очень надеюсь, что Булакин и дальше сохранит свои позиции в качестве мэра и общая смена властной команды региона его персону не затронет. Мэр Абакана – должность выборная. Не думаю, что губернатор в состоянии повлиять на мнение людей. Да и ему самому выгодно иметь в столице крепкого и любимого горожанами мэра.

Дмитрий НЕЧАЕВ

Политолог, профессор, председатель экспертного совета «Институт политического анализа и стратегий»

Развитие ситуации в Липецкой области и областном центре, пожалуй, привлекало наибольшее внимание экспертов ЦФО в последние месяцы. Параллельно накануне выборов губернатора в столичном городе менялась сама система власти. Управление Липецком взяла на себя молодая женщина – Евгения Юрьевна Уваркина. Она предложила совершенно новую модель управления областным центром, которая связана с большой ломкой привычных правил, норм и приоритетов. Эти преобразования в Липецке можно назвать революционными.

Глава администрации выстраивает модель управления, в которой все чиновники включены в коммуникацию с населением, его активом, различными социальными группами. Второй элемент этой модели – обязательное включение мнений и предложений населения в программы и стратегии развития города Липецка. Для города все эти метаморфозы, конечно, пока непривычны.

Сегодня Уваркина начинает с того, что мы называем «стратегией малых дел»: благоустройство парков, скверов, внимательное отношение чиновников к предложениям и нуждам горожан. И здесь уже есть некоторые положительные результаты. Уваркина предпочитает сама встречаться с людьми, вести с ними диалог, хотя, наверное, все отметили, пока не всегда эмоционально его выдерживает. Но, на мой взгляд, сейчас важна сама направленность деятельности мэра – а это первостепенно в данный момент.

Для Липецка сам факт того, что и мэр новый, и губернатор новый (9 сентября им официально стал Игорь Артамонов) – оба руководителя из предпринимательской среды. Не только для липецкой региональной элиты, но и для местного населения приход новых людей – это большой стресс после 20 лет, назову этот период так, «политической стабильности».

В этом отношении взаимное влияние между властью и горожанами происходит. Приведёт ли это к поддержке и пониманию со стороны людей – пока вопрос. Потому что бизнесмены, ставшие руководителями органов власти, не всегда находят признание у горожан. И любые революционные преобразования, скорее, пока создают шероховатости в этих отношениях. И только при огромном перенапряжении власть может добиться определённого успеха — поддержки населения, если все будет складываться удачно.

Поэтому новому мэру, помимо вопросов благоустройства, заботы об инфраструктурных объектах, нужно обратить внимание на развитие экономики города: без новых производств крайне трудно говорить об увеличении налогооблагаемой базы и социальная политика в городе тогда будет достаточно ограничена. Потому что только экономический рост обеспечит увеличение налогов. Притом что область продуктивно сотрудничает с инвесторами, именно в город последние идти не торопятся. Липецк – самое уязвимое и больное место региона в экономическом смысле. Поэтому Уваркина здесь выступает в качестве Геркулеса. Удастся ли ей решить проблемы за счёт перенапряжения? Посмотрим.

Во всяком случае, эксперты не ожидают трений и конфронтации между столичной и региональной властями. Эти отношения налажены. Губернатор Артамонов, ещё в статусе врио губернатора предложил Уваркину на пост градоначальника, притом, что местный парламент вряд ли бы принял её кандидатуру без рекомендаций главы региона. И, если и есть сейчас какая-то весомая поддержка мэру – то со стороны избранного губернатора. С думой отношения складываются тяжелее. А с населением можно только надеяться наладить контакт в будущем. Поэтому остаётся только пожелать Евгении Уваркиной всяческих успехов!

Игорь БАРАНОВ

Политический консультант, аналитик, социолог. Координатор KDGroupPoliticalConsulting (г. Сочи)

10 сентября в Сочи депутаты городского собрания выбрали главу города. Не «прямая» процедура выборов вызвала много вопросов у жителей города.

Известно, что на должность мэра изначально претендовали 18 человек: 14 мужчин и 4 женщины. Но их имен и программ развития города, кроме двух вышедших на голосование депутатов городского собрания, жители Сочи так и не узнали. Двое это — бизнесмен Андрей Донченко и Алексей Копайгородский, заместитель губернатора Краснодарского края. Именно Копайгородского 9 сентября губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев представил совету города-курорта Сочи, как исполняющего обязанности главы города. Поэтому вопрос о новом главе был уже решен, а голосование депутатов оказалось чистой формальностью.

28 августа Анатолий Пахомов, возглавляющий курорт с 2009 года, рассказал СМИ, что не будет участвовать в конкурсе на должность главы Сочи на новый срок. «Мне кажется, уже можно дать возможность порулить и другим», — сказал Пахомов. Он также сообщил, что уже нашел себе новое место работы. Это было ожидаемо, так как более года мэрию Сочи сотрясали скандалы, связанные с арестом чиновников. Порядка десяти высокопоставленных чиновников были обвинены в коррупционных преступлениях.

Говоря о проблемах города, которые будет решать Алексей Копайгородский, можно отметить, что все главные вызовы связаны со сферой строительства и земельных отношений.

Коммунист Сергей Бернасовский высказал мнение, что главная задача, стоящая перед новым главой Сочи — это приведение в порядок жилищной инфраструктуры, соблюдение норм градостроительства. Приоритетом должно быть строительство комфортного жилья, социальных объектов, наличие детских площадок, парковок. Сергей Бернасовский высказал обеспокоенность градостроительной политикой при Пахомове: «Многие высотки расположены в пределах десятка метров друг от друга, район Сочи — сейсмически неустойчивый, и в случае сильного землетрясения, не приведи Господь такого, здания будут падать одно на другое».

С 16 по 19 сентября 2019 года во всех районах Сочи прошли публичные слушания по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки. Выяснилось, что сочинцы крайне обеспокоены массовой застройкой микрорайонов Дагомыс, Лоо, Лазаревского района, где огромное количество земли. В микрорайоне Бытха города Сочи вовсю идет массовая самовольная застройка оползневых земель. В то же время остается актуальной проблема обманутых дольщиков и лжезастройщиков. Так 27 сентября, суд вынес приговор в отношении 35-летнего жителя Сочи. Установлено, что с апреля по июнь 2017 года фигурант через риелторов организовал привлечение средств граждан для строительства многоквартирного жилого дома по улице Высокогорной 54Б. При этом он скрывал сведения об отсутствии у него разрешительной документации на строительство.

Многие сочинцы сожалеют о развале сельского хозяйства города, тогда как раньше Сочи обеспечивал себя фруктами и овощами. Земли сельхозназначения составляют всего 600 гектаров. Сочинское сельское хозяйство погубила не только импортная продукция, появившаяся на наших прилавках в начале девяностых. Проблема в том, что сочинская земля хорошо подходит для строительства гостиниц и жилых домов. Многие из сочинских совхозов были обанкрочены намеренно. Из двух десятков крупных совхозов, которые работали в Сочи еще два десятилетия назад, остались лишь несколько. Благодаря своему уникальному климату Сочи был единственным местом в стране, где могли выращиваться чай, фундук, фейхоа, инжир, мандарины, лавровый лист. Сейчас более-менее работает лишь чаеводство.

1700 гектаров земли выводится из программы развития национальных парков. И на этих землях будет идти строительство.

Эти застаревшие проблемы Сочи будет решать новый глава Алексей Копайгородский. Сочинцев настораживает то, что Копайгородский — не местный, и не имеет опыта хозяйственной работы. Из его плюсов — молодой, с чистой репутацией, полностью поддерживается губернатором края. Как говорится — будем наблюдать…

Тимур УЖАХОВ

Доцент международного инновационного университета (г. Сочи)

С отставкой Анатолия Пахомова закончился знаковый период в жизни Сочи. Бывший мэр южной столицы России вступил в должность, когда начиналась олимпийская эпоха и в город рекой текли инвестиции. Но несмотря на громкие коррупционные скандалы с арестами влиятельных фигур в местной администрации и среди бизнес-элиты, Анатолий Николаевич Пахомов никогда не попадал под прицел правоохранительных органов.

Приход нового, молодого градоначальника должен, как надеются горожане, придать новый импульс развитию города-курорта, навести порядок в вопросах строительства и развития инфраструктуры, сформировать команду молодых, амбициозных специалистов, способных поднять Сочи на новый, более привлекательный для развития туризма уровень.

Ну а опыт армейской службы нового городского руководителя — и. о. мэра города Сочи Сергея Копайгородского, говорит наблюдателям о том, что власть делает всё большую ставку в управлении на выходцев из силовых структур.

Андрей ПОЛУХИН

Политолог, историк (г. Новокузнецк)

В городе дан старт подготовки VIII национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в 2020 году. Для властей города и региона – это имиджевое мероприятие, которое должно принести всем дополнительные очки, стать локомотивом обновления. Планируется для Новокузнецка: отремонтировать дома и дороги, студенческие общежития, создать лёгкое наземное метро. Город должен принять тысячи гостей со всей страны. Уделяют внимание и развитию спортивного кластера, строительству новых спортивных объектов. В августе был сдан построенный заново стадион Шахтер со всей современной инфраструктурой. Намечено строительство и ремонт ледовых дворцов. Стартовала масштабная реконструкция Бызовского шоссе, обновляется парк электротранспорта. 20 августа открылась крупнейшая за Уралом межрегиональная художественная выставка «Форма», где представлено более 1000 произведений живописи, графики, скульптуры 243-х авторов. Новокузнецк всё более позиционирует себя как крупный культурный центр страны.

15 августа в Новокузнецке прошла стратегическая сессия «Моногорода 2024: нацпроекты», которая привлекла к городу дополнительное внимание и позволила главе города укрепить свои позиции. Хотя обозначились перспективы выпадения Новокузнецка из этой программы. Одной из программ Фонда развития моногородов предусмотрено финансирование инвестиционных проектов до 250 млн. рублей путем выдачи льготных займов под 0%. В целом, администрация города уделяет большое внимание развитию грантовой деятельности.

8 сентября в Новокузнецке состоялись дополнительные выборы депутата Новокузнецкого городского совета народных депутатов. Была минимальная явка 17,95%. С минимальным перевесом победил представитель Единой России. Всё это свидетельствует об определенной апатии населения к подобным мероприятиям. Для местных властей это больше плюс, чем минус.

Петр ХАНАС

Политический консультант. Руководитель региональных программ Общественного экспертного совета

На сегодняшний день, оценки деятельности главы города Владивостока Олега Владимировича Гуменюка крайне неоднозначные.

С одной стороны, на посту главы Олег Гуменюк находится немногим больше полугода, вступил в должность 5 декабря 2018, и относительно успешно прошел традиционно неблагоприятный для города зимний период.

Стоит напомнить, что во Владивостоке прямые выборы мэра отменены в 2015 году. Главу администрации назначают на должность по результатам конкурса. Бывший мэр Владивостока Виталий Веркеенко в октябре 2018 года ушел в отставку по собственному желанию, после этого Олега Гуменюка на должность главы города продвинул действующий губернатор Олег Кожемяко.

Я не случайно вспомнил всю предысторию, поскольку, по моему мнению, именно она и определяет особенности социально-экономической ситуации в городе. Глава города крайне зависим от губернатора, и все проколы и недоработки главы города ложатся грузом негативного отношения к власти не только местной, но и региональной.

За время пребывания Олега Гуменюка на посту градоначальника произошли крайне неприятные для города климатические события, которые не позволяют дать его работе высокие оценки. Небывалое наводнение во Владивостоке показало, что так и не смогли решить проблему ливневых канализаций и стоков. Повышение цены проезда в общественном транспорте города никак не соотносится с его качеством. Транспортный парк явно устарел, а качество перевозок оставляет желать лучшего. При этом нельзя Олега Гуменюка назвать неработающим главой. Его зависимость от губернатора, и собственное негативное отношение к информированию о деятельности администрации приводят к тому, что вал отрицательных оценок его деятельности начинает расти пропорционально нерешенным проблемам в городе.

В целом, можно сказать, что и внешний облик Владивостока, и его социальная политика не соответствуют столичному статусу города. Просто навести марафет перед приездом высокопоставленных московских чиновников на Восточный экономический форум — крайне недостаточно. Сейчас город требует к себе принципиально нового отношения, прежде всего в области коммунального хозяйства и городской среды, а так же внешнего облика и социальной поддержки населения.

Отмечу, что по всем эти направлениям городом приняты программы деятельности, но работа идет крайне несистемно и вяло.

Дмитрий ЕВСЮТКИН

Политолог. Руководитель аналитической группы «Запад» (г. Калининград)

В августе-сентябре мэрия Калининграда готовилась к школьному сезону. По сообщениям СМИ в регионе стало на 3,5 тысячи школьников больше, а основной рост пришёлся на столицу региона.

Из событий, где широко упоминалась фамилия мэра Алексея Силанова можно отметить следующие.

В августе Илья Варламов опубликовал ролик программы из цикла «Большая прогулка с мэром», в которой Силанов, по общему мнению, спокойно и профессионально отвечал на все вопросы блогера-урбаниста, рассказывал о планах и проблемах города.

В августе же случился прорыв в городском общественном транспорте. По словам Силанова, 98% общественного транспорта были оснащены валидаторами для оплаты безналичным расчётом. Несмотря на технические проблемы, которые появились во время апробации системы, горожане приняли это нововведение на «ура».

В сентябре произошла небольшая шумиха, когда общественники отметили, что новая терраса на Летнем озере, построенная менее полугода назад, разваливается — покрытие местами провалилось, местами пошло буграми.

На что Силанов ответил, что все недостатки оперативно устраняются, но большая часть их появилась ввиду варварской эксплуатации. Подростки катаются по террасе на велосипедах и скейтах, горожане жгут скамейки и вырывают спортивные снаряды из земли. Мэр призвал жителей более бережно относится к местам своего отдыха.

В целом, Силанов продолжает курс на благоустройство города, которого Калининград не видел со времён 750-летия основания Кёнигсберга, случившегося в 2005 году. В этот год была полностью реконструирована площадь Победы, открыт парк Юность. На последней стадии строительства находился главный городской собор – Храм Христа Спасителя, освящённый патриархом Кириллом ровно через год.

Необходимо отметить, что за несколько лет правительство области забрало у городской администрации право выдачи разрешений на строительство, а также проведение тендеров и аукционов, вывозом мусора занялась Единая служба, есть планы по переподчинению «Водоканала» региональным структурам.

Политика ушла на второй план, коррупционная составляющая сведена к минимуму, и Алексей Силанов все силы отдаёт на решение хозяйственных вопросов Калининграда.

Несомненно, всё это позитивно влияет как на рейтинг мэра, так и на состояние городского хозяйства.

Продолжение во второй части статьи ...

Оригинал материала:
http://russia-rating.ru
Реклама на веке
Как разместить
На пенсию в 70 лет даже женщинам: депутат Госдумы заявил о новых планах правительства Медведева Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2019) - часть 2
Нецензурные и противоречащие законодательству РФ комментарии удаляются
Реклама на веке
Как разместить
Реклама на веке
Как разместить