Фрадков призвал министров к большим тратам
Вчерашнее заседание правительства РФ прошло бурно. Премьер Михаил Фрадков даже пригрозил некоторым министрам взысканием и увольнением, а то и еще более суровыми санкциями – прокурорской проверкой.
Поводом стало сообщение министра финансов Алексея Кудрина, докладывавшего об исполнении федерального бюджета за первое полугодие 2007 года, о том, что расходование бюджетных средств получателями в январе-июне составило лишь 39% от годовой росписи. При этом по федеральным целевым программам этот показатель зафиксирован и вовсе на уровне 25%.
По словам главы Минфина, на которые ссылается «Газета.RU», Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами обеспечило кассовое исполнение расходов всего лишь на 0,6% от годового плана, Росинформтехнологий - на 0,9%, Минрегионразвития – на 1,4%, Ростехнадзор – на 1,9%. Кроме того, программа по предупреждению и борьбе с социально-опасными заболеваниями из-за недофинансирования выполнена только на 2,9%, а программа «Электронная Россия» по этой же причине – всего на 1,2%.
Заметим, что, по мнению аналитиков, прижимистость ряда министерств и ведомств по части расходования бюджетных средств добавляет российской экономике дополнительные проблемы. Во-первых, к концу года, когда в связи с приближающимися новогодними праздниками рост потребительских цен становится более заметным, добавляется еще и новый виток инфляции за счет необходимости в короткие сроки потратить бюджетные деньги. Во-вторых, этот самый лимит времени, заставляющий получателей бюджетных средств в конце года действовать, выражаясь шахматным языком, в условиях цейтнота, приводит к тому, что деньги могут тратиться на любые, иногда самые неэффективные проекты. Как утверждает главный экономист «Альфа-банка» Наталья Орлова, «это отражается на эффективности использования средств, которые нельзя перенести на следующий год». «Поэтому иногда деньги тратят, лишь бы потратить», - утверждает она.
Причину сложившейся в нынешнем году ситуации Алексей Кудрин видит в новой редакции закона о госзакупках. Нововведение привело к тому, что в первой половине года не было заключено большинство контрактов, не проводились и тендеры. В этой ситуации правительству надо было, попросту говоря, подсуетиться, однако этого не произошло. Поэтому постановление о проведении экспертизы проектно-сметной документации по строительству объектов было принято только 5 марта, а до этого времени все новые и старые проекты были приостановлены.
Еще одна напасть заключалась в том, что закон о федеральном бюджете на 2007 год был составлен так, что имел несколько «скрытых ловушек». В частности, он требовал принятия 37 постановлений правительства! По словам Алексея Кудрина, только 9 из них были утверждены с соблюдением установленного срока, 21 – с нарушением срока, пять постановлений до сих пор находятся в аппарате правительства, а два в него еще даже не внесены.
Вышедший из отпуска буквально накануне заседания правительства Михаил Фрадков миндальничать с министрами не стал, а предупредил руководителей министерств и ведомств о возможных увольнениях за несвоевременное освоение бюджетных средств. «Невыполнение плана, недогруз – значит взыскание и увольнение. Других вариантов в решении этих вопросов нет», - твердо заявил он.
Премьер-министр также заявил, что документы по неравномерному кассовому исполнению расходной части федерального бюджета должны рано или поздно направляться в прокуратуру. «И почаще звонить в Минфин – как там у меня кассовое исполнение?», - эти слова Михаил Фрадков адресовал уже получателям бюджетных средств.
Как считает глава кабинета министров, работу в указанном направлении может вести не только контрольно-ревизионное управление Минфина, но и Счетная палата, которую «можно попросить» проводить проверки не только по общеполитическим вопросам, но и в конкретных ведомствах. «Контролеров у нас достаточно», - заметил премьер.
По словам главы Минфина, на которые ссылается «Газета.RU», Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами обеспечило кассовое исполнение расходов всего лишь на 0,6% от годового плана, Росинформтехнологий - на 0,9%, Минрегионразвития – на 1,4%, Ростехнадзор – на 1,9%. Кроме того, программа по предупреждению и борьбе с социально-опасными заболеваниями из-за недофинансирования выполнена только на 2,9%, а программа «Электронная Россия» по этой же причине – всего на 1,2%.
Заметим, что, по мнению аналитиков, прижимистость ряда министерств и ведомств по части расходования бюджетных средств добавляет российской экономике дополнительные проблемы. Во-первых, к концу года, когда в связи с приближающимися новогодними праздниками рост потребительских цен становится более заметным, добавляется еще и новый виток инфляции за счет необходимости в короткие сроки потратить бюджетные деньги. Во-вторых, этот самый лимит времени, заставляющий получателей бюджетных средств в конце года действовать, выражаясь шахматным языком, в условиях цейтнота, приводит к тому, что деньги могут тратиться на любые, иногда самые неэффективные проекты. Как утверждает главный экономист «Альфа-банка» Наталья Орлова, «это отражается на эффективности использования средств, которые нельзя перенести на следующий год». «Поэтому иногда деньги тратят, лишь бы потратить», - утверждает она.
Причину сложившейся в нынешнем году ситуации Алексей Кудрин видит в новой редакции закона о госзакупках. Нововведение привело к тому, что в первой половине года не было заключено большинство контрактов, не проводились и тендеры. В этой ситуации правительству надо было, попросту говоря, подсуетиться, однако этого не произошло. Поэтому постановление о проведении экспертизы проектно-сметной документации по строительству объектов было принято только 5 марта, а до этого времени все новые и старые проекты были приостановлены.
Еще одна напасть заключалась в том, что закон о федеральном бюджете на 2007 год был составлен так, что имел несколько «скрытых ловушек». В частности, он требовал принятия 37 постановлений правительства! По словам Алексея Кудрина, только 9 из них были утверждены с соблюдением установленного срока, 21 – с нарушением срока, пять постановлений до сих пор находятся в аппарате правительства, а два в него еще даже не внесены.
Вышедший из отпуска буквально накануне заседания правительства Михаил Фрадков миндальничать с министрами не стал, а предупредил руководителей министерств и ведомств о возможных увольнениях за несвоевременное освоение бюджетных средств. «Невыполнение плана, недогруз – значит взыскание и увольнение. Других вариантов в решении этих вопросов нет», - твердо заявил он.
Премьер-министр также заявил, что документы по неравномерному кассовому исполнению расходной части федерального бюджета должны рано или поздно направляться в прокуратуру. «И почаще звонить в Минфин – как там у меня кассовое исполнение?», - эти слова Михаил Фрадков адресовал уже получателям бюджетных средств.
Как считает глава кабинета министров, работу в указанном направлении может вести не только контрольно-ревизионное управление Минфина, но и Счетная палата, которую «можно попросить» проводить проверки не только по общеполитическим вопросам, но и в конкретных ведомствах. «Контролеров у нас достаточно», - заметил премьер.