Госведомства попадут под информационный аудит
Министерство экономического развития и торговли намерено к концу 2006 г. разработать и представить проект Информационного кодекса, который, во-первых, призван ограничить произвол чиновников, а, во-вторых, направить в правовое русло все потоки информации, потребляемой россиянами через всемирную паутину.
Что касается первой задачи, которая стоит перед Информационным кодексом, то здесь все более или менее понятно. Дело в том, что сегодня дискредитированы нормы, касающиеся защиты информации. Это подтверждается, к примеру, широкой продажей закрытых баз данных различных ведомств, в частности ГИБДД, Федеральной налоговой службы и им подобных. По мнению заместителя директора департамента корпоративного управления Минэкономразвития Церена Церенова, существующее информационное законодательство не работает, в то же время государство декларирует защиту информации, но не выполняет взятых на себя обязательств.
Об этом свидетельствует хотя бы такой факт. Сегодня информатизация государственных органов происходит настолько закрыто и без какого либо контроля со стороны общества, что этим активно пользуются различные структуры. Фискальные службы, к примеру, наладили автоматическое получение информации о покупках гражданами недвижимости и автомобилей. По мнению Церена Церенова, который заявил, что из государственного бюджета ежегодно выделяется около 60 млрд. рублей на информатизацию государственных чиновников, совершенно недопустимо, что технологии не являются безопасными для граждан России.
Как считают разработчики Информационного кодекса, государственные органы должны знать о гражданах только установленный законом минимум информации, необходимый для исполнения конкретных государственных функций. В свою очередь, вся открытая информация о деятельности государства должна быть доступна, причем без всяких специальных запросов, а перечень тайн должен быть исчерпывающим.
Как заявил Церен Церенов, после принятия Информационного кодекса Минэкономразвития начнет готовить законы, детализирующие конкретные вопросы. В частности, закон о государственном учете будет регламентировать, какую информацию будут собирать те или иные ведомства и кому они ее вправе передавать. А вот закон об информационном аудите предполагает проверки информационных систем государственных ведомств, которые могут ущемлять интересы граждан. В свою очередь в поправках к закону о нотариате будет закреплена процедура удостоверения электронных документов.
Если по части законодательного регулирования информационной деятельности государственных ведомств, которое будет прописано в Информационном кодексе, ситуация более или менее ясная, то о направлении в правовое русло информации, которую потребляют российские пользователи Глобальной сети, этого не скажешь. В то же время, как заявил на январских слушаниях Развитие законодательства в области информации, информационных технологий и защите информации председатель Комитета Госдумы по информационной политике Валерий Комиссаров, сегодня Россия занимает 15 место в мире по охвату населения услугами сети Интернет. В стране функционирует около 500 тыс. интернет-сайтов, где размещено около 70 млн. различных документов, а аудитория российского сектора Глобальной сети превышает 20 млн. человек. При этом около 7 млн. россиян пользуются услугами Интернет ежедневно.
Однако, надо учитывать то, что Всемирная паутина насколько полезна для развития человечества, настолько для него же и опасна. Всевозможные сайты террористических организаций, порнографические страницы, сайты, пропагандирующие националистические и расистские взгляды все это оказывает на нездоровую психику отдельных людей негативное воздействие, да к тому же противоречит законодательствам едва ли не всех государств мира.
В то же время, по заявлению председателя комиссии по вопросам толерантности и свободы совести Общественной палаты РФ Валерия Тишкова, многие профессионалы Интернета (владельцы порталов, изготовители интернет-продукта, провайдеры, издатели, рекламные агентства, торговые сети, некоторые политические и общественные организации) полагают, что Интернет невозможно и не нужно контролировать. Данная система никому не принадлежит, заявляют они, это саморегулируемая информационная среда, пользователи которой самостоятельно определяют правила поведения при ее использовании.
Смогут ли разработчики Информационного кодекса прописать в нем такие положения, согласно которым профессионалам сети, производителям и распространителям продукции станет выгодно заняться самоконтролем, очень важное обстоятельство. Ведь сегодня даже респектабельные провайдеры и компании, создающие и поддерживающие сайты, совершенно безразлично относятся к содержанию помещаемых материалов, так как не считают это своим делом.
Как полагает Валерий Тишков, не менее важно через самые разные институты гражданского общества проводить общественный мониторинг информации, размещенной в российском секторе Глобальной сети. Необходимо и правовое, то есть государственное, регулирование Интернета.
Насколько Информационный кодекс учтет все эти проблемы, настолько и можно будет говорить о его эффективности и полезности российскому обществу. До обнародования проекта этого законодательного документа ждать осталось недолго.
Об этом свидетельствует хотя бы такой факт. Сегодня информатизация государственных органов происходит настолько закрыто и без какого либо контроля со стороны общества, что этим активно пользуются различные структуры. Фискальные службы, к примеру, наладили автоматическое получение информации о покупках гражданами недвижимости и автомобилей. По мнению Церена Церенова, который заявил, что из государственного бюджета ежегодно выделяется около 60 млрд. рублей на информатизацию государственных чиновников, совершенно недопустимо, что технологии не являются безопасными для граждан России.
Как считают разработчики Информационного кодекса, государственные органы должны знать о гражданах только установленный законом минимум информации, необходимый для исполнения конкретных государственных функций. В свою очередь, вся открытая информация о деятельности государства должна быть доступна, причем без всяких специальных запросов, а перечень тайн должен быть исчерпывающим.
Как заявил Церен Церенов, после принятия Информационного кодекса Минэкономразвития начнет готовить законы, детализирующие конкретные вопросы. В частности, закон о государственном учете будет регламентировать, какую информацию будут собирать те или иные ведомства и кому они ее вправе передавать. А вот закон об информационном аудите предполагает проверки информационных систем государственных ведомств, которые могут ущемлять интересы граждан. В свою очередь в поправках к закону о нотариате будет закреплена процедура удостоверения электронных документов.
Если по части законодательного регулирования информационной деятельности государственных ведомств, которое будет прописано в Информационном кодексе, ситуация более или менее ясная, то о направлении в правовое русло информации, которую потребляют российские пользователи Глобальной сети, этого не скажешь. В то же время, как заявил на январских слушаниях Развитие законодательства в области информации, информационных технологий и защите информации председатель Комитета Госдумы по информационной политике Валерий Комиссаров, сегодня Россия занимает 15 место в мире по охвату населения услугами сети Интернет. В стране функционирует около 500 тыс. интернет-сайтов, где размещено около 70 млн. различных документов, а аудитория российского сектора Глобальной сети превышает 20 млн. человек. При этом около 7 млн. россиян пользуются услугами Интернет ежедневно.
Однако, надо учитывать то, что Всемирная паутина насколько полезна для развития человечества, настолько для него же и опасна. Всевозможные сайты террористических организаций, порнографические страницы, сайты, пропагандирующие националистические и расистские взгляды все это оказывает на нездоровую психику отдельных людей негативное воздействие, да к тому же противоречит законодательствам едва ли не всех государств мира.
В то же время, по заявлению председателя комиссии по вопросам толерантности и свободы совести Общественной палаты РФ Валерия Тишкова, многие профессионалы Интернета (владельцы порталов, изготовители интернет-продукта, провайдеры, издатели, рекламные агентства, торговые сети, некоторые политические и общественные организации) полагают, что Интернет невозможно и не нужно контролировать. Данная система никому не принадлежит, заявляют они, это саморегулируемая информационная среда, пользователи которой самостоятельно определяют правила поведения при ее использовании.
Смогут ли разработчики Информационного кодекса прописать в нем такие положения, согласно которым профессионалам сети, производителям и распространителям продукции станет выгодно заняться самоконтролем, очень важное обстоятельство. Ведь сегодня даже респектабельные провайдеры и компании, создающие и поддерживающие сайты, совершенно безразлично относятся к содержанию помещаемых материалов, так как не считают это своим делом.
Как полагает Валерий Тишков, не менее важно через самые разные институты гражданского общества проводить общественный мониторинг информации, размещенной в российском секторе Глобальной сети. Необходимо и правовое, то есть государственное, регулирование Интернета.
Насколько Информационный кодекс учтет все эти проблемы, настолько и можно будет говорить о его эффективности и полезности российскому обществу. До обнародования проекта этого законодательного документа ждать осталось недолго.