Григорий Машковцев, директор ВНИИ минерального сырья: "Оставшись без ресурсов, Урал попал в состояние стагнации"
Когда триста лет назад Никита Демидов построил первый на Урале металлургический завод, ему и невдомек было, что три века спустя этот регион, богатый в то время железной рудой и другими полезными ископаемыми, окажется в зависимости от привозного сырья, а его экономика, выработав местные ресурсы, попадет в состояние стагнации.
Сегодня же это – данность, с которой, с одной стороны, необходимо считаться, а, с другой, - предпринять все меры для того, чтобы переломить ситуацию. Понимая это, российское правительство недавно утвердило проект развития минерально-сырьевой базы Северного, Приполярного и Полярного Урала на 2006-2019 годы под названием «Урал Промышленный – Урал Полярный», реализация которого в полном объеме способна определить развитие экономики России на ближайшие 100-150 лет. Своими мыслями о проекте сегодня делится генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского института минерального сырья имени Николая Федоровского Григорий МАШКОВЦЕВ.
«Век»: Как известно, минерально-сырьевая база Урала, который всегда считался едва ли не главным промышленным центром страны, истощилась до такой степени, что несколько лет назад такая мощная некогда отрасль региональной экономики, как машиностроение, попала в состояние стагнации. Говоря об этот, не сгущаем ли мы, Григорий Анатольевич, краски?
- Ни в коей мере. Давайте вспомним, что более трехсот лет назад талантливый русский промышленник Никита Демидов построил на Урале свой первый металлургический завод, основал несколько горнорудных предприятий и снабжал экономику России высококачественным металлом. Богатая минерально-сырьевая база Урала позволила ему стать основателем целой династии Демидовых, которая еще долгие и долгие годы работала во благо своей страны. Сегодня же основные ресурсы на Урал приходится завозить с плечом в 2-3 тысячи километров из стран не только ближнего, но и дальнего зарубежья. А что делать, если минерально-сырьевая база Урала истощена, и сегодня в этом регионе наблюдается дефицит марганца, хрома и железа – тех полезных ископаемых, на использовании которых испокон веков и строилась экономика региона, в том числе и ее оборонные отрасли?
Зависимость же Урала от поставляемого из стран дальнего зарубежья сырья ничего хорошего не региону, ни России в целом не сулит. Мы уже столкнулись с тем, что, к примеру, Магнитогорский металлургический комбинат, выработавший собственные сырьевые ресурсы и многие годы получавший железорудное сырье из Соколово-Сарбайского железорудного района в Казахстане, вдруг в одночасье был поставлен в сложную ситуацию. Дело в том, что после того, как Китай поднял закупочные цены на сырье, ММК остался без руды, поскольку казахи стали продавать ее по более высоким ценам своим южным соседям. И таких примеров можно привести еще немало.
«Век»: И во что же в последние годы вылилась сырьевая зависимость Урала?
- Прежде чем ответить на этот вопрос, замечу, что промышленность Урала, в том числе и оборонная, не имея сейчас достаточного количества собственных минерально-сырьевых ресурсов, стала заложницей мирового рынка, колебания цен на котором, как известно, происходят постоянно. К примеру, только за последние восемь лет, начиная с 1999 года, мировые цены на железную руду выросли почти в три раза, в нынешнем же году они повысились на 10%. Все это, естественно, отражается на конкурентоспособности предприятий Уральского федерального округа. В результате за период с 1990 года доля машиностроения в общем объеме производства промышленной продукции в регионе сократилась с 23,3% до 9%. Если же говорить об экспорте федерального округа, то дела здесь и вовсе плохи – доля машиностроения во внешнеторговой деятельности УрФО составляет сегодня менее 2%, в то время как еще 20 лет назад она достигала 50%.
Уверен, что многие страны Запада подобное положение вполне устраивает. Не исключаю также, что и в России существуют определенные деловые круги, которые заинтересованы в том, чтобы Россия экспортировала сырье из стран дальнего зарубежья. Однако большинство здравомыслящих людей эта ситуация не может не беспокоить. Для того, чтобы преодолеть имеющиеся проблемы, правительство России и разработало проект «Урал Промышленный – Урал Полярный».
«Век»: Каким образом, Григорий Анатольевич, проект по развитию минерально-сырьевой базы Северного, Приполярного и Полярного Урала будет решать существующие проблемы?
- Наверное, никто не будет спорить с тем, что необходимое для российской промышленности сырье в нашей стране имеется. К примеру, месторождения Сосьвинско-Салехардского бассейна имеют прогнозный ресурс угля в объеме 17,5 миллиарда тонн. Северное и Юньягинское месторождения располагают общими запасами железных руд около 100 миллионов тонн, а их прогнозные запасы составляют и вовсе почти 4 миллиарда тонн. Прогнозные ресурсы золотых руд на месторождениях Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов оцениваются в 308 тонн, а прогнозные ресурсы меди по Северо-Уральскому региону в объеме 2,5 миллиона тонн, в то время как по Полярно-Уральскому региону – в 2,8 миллиона тонн. В зоне сочленения Западно-Сибирской плиты и Урала прогнозные запасы бокситов составляют более 300 млн. тонн. При этом замечу, что названы только те районы и месторождения, да и далеко не все, которые известны, но специалисты не исключают возможности обнаружения новых месторождений меди, бокситов, фосфоритов.
«Век»: Интересно, а что планируется получить в ходе реализации проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный» уже в ближайшие годы?
- Работа предстоит большая, поскольку в ходе реализации геологической части проекта до 2009 года мы должны обеспечить создание надежной минерально-сырьевой базы: по углю – на уровне 4,9 миллиарда тонн, по железным рудам – не менее 1 миллиарда 350 миллионов тонн, по хромитам – 38,5 миллиона тонн.
Замечу, что в рамках поставленной задачи специалисты Всероссийского научно-исследовательского института минерального сырья имени Николая Федоровского подготовили программу работ по лицензированию участков недр для дальнейшего геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых.
«Век»: Все это настраивает на оптимистический лад, но нельзя ведь забывать и о том, что без развитой транспортно сети и соответствующей инфраструктуры грандиозные планы могут так и остаться лишь на бумаге…
- Вы совершенно правы. Поэтому, пожалуй, одна из главных ролей отводится Минтрансу, «РЖД» и созданному специально под этот проект ОАО «Корпорация Урал Промышленный – Урал Полярный», которые должны в ближайшие годы построить уникальную железнодорожную магистраль Полуночное – Обская, проходящую вдоль восточного склона Уральских гор и соединяющую промышленные районы Урала с Полярными. Внесут свой вклад в реализацию проекта и энергетики – им предстоит построить в регионе четыре электростанции и таким образом снизить здесь цены на электроэнергию.
В заключение еще раз подчеркну, что основное назначение проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный» - расширение минерально-сырьевой базы региона для обеспечения потребностей промышленного Урала остродефицитным металлургическим и энергетическим сырьем и высвобождение за счет снижения цен на сырье ресурсов для коренной модернизации металлургической и машиностроительной отраслей и создания на их базе конкурентоспособных производств.
«Век»: Как известно, минерально-сырьевая база Урала, который всегда считался едва ли не главным промышленным центром страны, истощилась до такой степени, что несколько лет назад такая мощная некогда отрасль региональной экономики, как машиностроение, попала в состояние стагнации. Говоря об этот, не сгущаем ли мы, Григорий Анатольевич, краски?
- Ни в коей мере. Давайте вспомним, что более трехсот лет назад талантливый русский промышленник Никита Демидов построил на Урале свой первый металлургический завод, основал несколько горнорудных предприятий и снабжал экономику России высококачественным металлом. Богатая минерально-сырьевая база Урала позволила ему стать основателем целой династии Демидовых, которая еще долгие и долгие годы работала во благо своей страны. Сегодня же основные ресурсы на Урал приходится завозить с плечом в 2-3 тысячи километров из стран не только ближнего, но и дальнего зарубежья. А что делать, если минерально-сырьевая база Урала истощена, и сегодня в этом регионе наблюдается дефицит марганца, хрома и железа – тех полезных ископаемых, на использовании которых испокон веков и строилась экономика региона, в том числе и ее оборонные отрасли?
Зависимость же Урала от поставляемого из стран дальнего зарубежья сырья ничего хорошего не региону, ни России в целом не сулит. Мы уже столкнулись с тем, что, к примеру, Магнитогорский металлургический комбинат, выработавший собственные сырьевые ресурсы и многие годы получавший железорудное сырье из Соколово-Сарбайского железорудного района в Казахстане, вдруг в одночасье был поставлен в сложную ситуацию. Дело в том, что после того, как Китай поднял закупочные цены на сырье, ММК остался без руды, поскольку казахи стали продавать ее по более высоким ценам своим южным соседям. И таких примеров можно привести еще немало.
«Век»: И во что же в последние годы вылилась сырьевая зависимость Урала?
- Прежде чем ответить на этот вопрос, замечу, что промышленность Урала, в том числе и оборонная, не имея сейчас достаточного количества собственных минерально-сырьевых ресурсов, стала заложницей мирового рынка, колебания цен на котором, как известно, происходят постоянно. К примеру, только за последние восемь лет, начиная с 1999 года, мировые цены на железную руду выросли почти в три раза, в нынешнем же году они повысились на 10%. Все это, естественно, отражается на конкурентоспособности предприятий Уральского федерального округа. В результате за период с 1990 года доля машиностроения в общем объеме производства промышленной продукции в регионе сократилась с 23,3% до 9%. Если же говорить об экспорте федерального округа, то дела здесь и вовсе плохи – доля машиностроения во внешнеторговой деятельности УрФО составляет сегодня менее 2%, в то время как еще 20 лет назад она достигала 50%.
Уверен, что многие страны Запада подобное положение вполне устраивает. Не исключаю также, что и в России существуют определенные деловые круги, которые заинтересованы в том, чтобы Россия экспортировала сырье из стран дальнего зарубежья. Однако большинство здравомыслящих людей эта ситуация не может не беспокоить. Для того, чтобы преодолеть имеющиеся проблемы, правительство России и разработало проект «Урал Промышленный – Урал Полярный».
«Век»: Каким образом, Григорий Анатольевич, проект по развитию минерально-сырьевой базы Северного, Приполярного и Полярного Урала будет решать существующие проблемы?
- Наверное, никто не будет спорить с тем, что необходимое для российской промышленности сырье в нашей стране имеется. К примеру, месторождения Сосьвинско-Салехардского бассейна имеют прогнозный ресурс угля в объеме 17,5 миллиарда тонн. Северное и Юньягинское месторождения располагают общими запасами железных руд около 100 миллионов тонн, а их прогнозные запасы составляют и вовсе почти 4 миллиарда тонн. Прогнозные ресурсы золотых руд на месторождениях Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов оцениваются в 308 тонн, а прогнозные ресурсы меди по Северо-Уральскому региону в объеме 2,5 миллиона тонн, в то время как по Полярно-Уральскому региону – в 2,8 миллиона тонн. В зоне сочленения Западно-Сибирской плиты и Урала прогнозные запасы бокситов составляют более 300 млн. тонн. При этом замечу, что названы только те районы и месторождения, да и далеко не все, которые известны, но специалисты не исключают возможности обнаружения новых месторождений меди, бокситов, фосфоритов.
«Век»: Интересно, а что планируется получить в ходе реализации проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный» уже в ближайшие годы?
- Работа предстоит большая, поскольку в ходе реализации геологической части проекта до 2009 года мы должны обеспечить создание надежной минерально-сырьевой базы: по углю – на уровне 4,9 миллиарда тонн, по железным рудам – не менее 1 миллиарда 350 миллионов тонн, по хромитам – 38,5 миллиона тонн.
Замечу, что в рамках поставленной задачи специалисты Всероссийского научно-исследовательского института минерального сырья имени Николая Федоровского подготовили программу работ по лицензированию участков недр для дальнейшего геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых.
«Век»: Все это настраивает на оптимистический лад, но нельзя ведь забывать и о том, что без развитой транспортно сети и соответствующей инфраструктуры грандиозные планы могут так и остаться лишь на бумаге…
- Вы совершенно правы. Поэтому, пожалуй, одна из главных ролей отводится Минтрансу, «РЖД» и созданному специально под этот проект ОАО «Корпорация Урал Промышленный – Урал Полярный», которые должны в ближайшие годы построить уникальную железнодорожную магистраль Полуночное – Обская, проходящую вдоль восточного склона Уральских гор и соединяющую промышленные районы Урала с Полярными. Внесут свой вклад в реализацию проекта и энергетики – им предстоит построить в регионе четыре электростанции и таким образом снизить здесь цены на электроэнергию.
В заключение еще раз подчеркну, что основное назначение проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный» - расширение минерально-сырьевой базы региона для обеспечения потребностей промышленного Урала остродефицитным металлургическим и энергетическим сырьем и высвобождение за счет снижения цен на сырье ресурсов для коренной модернизации металлургической и машиностроительной отраслей и создания на их базе конкурентоспособных производств.