Исполнилось 95 лет со дня рождения Булата Окуджавы
9 мая вместе с Днем Победы отмечалось и 95-летие со дня рождения Булата Окуджавы — фронтовика, поэта и музыканта, автора-исполнителя песни «Нам нужна одна победа». Его не стало 12 июня 1997 года, в День России, для которой он немало сделал за свою жизнь.
Каждый раз в День Победы повсеместно звучат среди других и военные мелодии Окуджавы, такие, как «Бери шинель, пошли домой», «Песенка о пехоте» и другие. Эти знакомые нам с детства композиции охватывают широкий спектр эмоций — от тревоги и скорби до воодушевления и гордости за наш народ, победивший фашизм и принесший освобождение десяткам стран. Слова таких песен, созданных удивительным талантом Окуджавы, и по сей день трогают людей до глубины души, навсегда оставаясь в памяти и напоминая о великом подвиге советского народа.
Окуджава написал десятки книг стихов и прозы, музыкальные композиции к 80 фильмам, а также более 200 авторских песен.
Владимир Высоцкий называл Булата Шалвовича своим учителем. Окуджава дружил с поэтессой Беллой Ахмадулиной. Галич и Визбор стали его последователями. Евгений Евтушенко как-то сказал: «Со временем нам стало абсолютно ясно, что Окуджава - это поэт, имевший собственный неповторимый голос в нашей поэзии. И таких больше нет».
Булат Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве. Его родители восхищались романом Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», поэтому без долгих раздумий на семейном совете было решено дать сыну имя Дориан. Но к моменту положенной регистрации новорожденного в загсе мудрый отец Шалва, находившийся в то время на партийной работе, решил, что имя «Дориан» слишком помпезное для нового советского гражданина. И его заменили на более скромное и привычное для грузинского уха имя Булат.
Прожив в Москве 2 года, где родители Булата находились на партучебе, вся семья вернулась в Тбилиси и Шалва Степанович получил новое назначение по службе. Тогда же у него произошел конфликт с Берией. Говорят, что этому известному в народе сластолюбцу приглянулась красавица жена Шалвы Окуджавы и всемогущий Лаврентий решил устранить соперника. В 1937 году Шалва Степанович был арестован на основании ложного доноса о его якобы поддержке троцкистов. Вскоре арестовали и его жену Ашхен. Булату пришлось переехать в Москву к бабушке, жившей в коммуналке на Арбате.
В школьные годы, примерно лет с 12-ти, недавний тихоня Окуджава стал неформальным лидером своего класса. То он агитировал заниматься французской борьбой, то создавал оркестр без инструментов, где его участники после занятий разбегаясь по школе и, напрягая свои голосовые связки, «изображали» кто звучание ксилофона, кто трубы или даже гавайской гитары. Бывало, что Окуджава подговаривал весь класс тихонько гудеть, раздражая преподавателя нелюбимого всеми предмета и срывая урок. В том, что такое бывало, Булат Шалвович позднее честно признавался в своих воспоминаниях.
Школу Булат заканчивал уже в Грузии, куда его увезла тетя, жившая из Тбилиси. После 8-го класса Булат, не доучившись, пошел работать на один из тбилисских заводов учеником токаря и собирался добровольцем отправиться на фронт.
В августе 1942 года Окуджава был направлен в минометный дивизион. Воевал он храбро, неоднократно был ранен. Из-за ранений в начале 1944 года его комиссовали.
Вернувшись с войны, Окуджава решил в первую очередь заняться своим образованием. Так как он ушел на фронт, даже не доучившись в школе, то решил начать наступление именно в этом направлении. Тщательно подготовившись, он экстерном сдал все школьные экзамены. Потом бывалый фронтовик без проблем поступил в Тбилисский университет на филфак.
Получив высшее филологическое образование, Окуджава стал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой. Его стихи охотно печатала местная районная газета. Вскоре Булат стал редактором отдела в областной газете. В калужском областном издательстве ему удалось выпустить первую книжку своих стихов под скромным названием «Лирика».
Окрыленный первым успехом, Окуджава в 1959 году переезжает в Москву. В столице он сближается с молодыми поэтами Евгением Евтушенко и Андреем Вознесенским. В их кругу Булат впервые взял в руки гитару и стал, как он сам потом говорил, аккомпанировать своим стихам. Так начиналось его бардовское творчество.
Когда у Булата накопилось несколько напетых под гитару стихотворений, его стали приглашать друзья и просто знакомые к себе в гости, чтобы послушать его авторские песни. Когда в доме был магнитофон, то выступления Окуджавы обязательно записывались. И необыкновенное творчество Булата мгновенно с кассетами разлеталось по Москве. Вскоре все уже узнавали одного из первых советских бардов.
Кроме того, Окуджава продолжал сотрудничать с газетами, писал новые стихи и пробовал себя в прозе. Его повесть «Будь здоров, школяр» Константин Паустовский опубликовал в своем литературном альманахе. Позже на основе этой повести режиссер Владимир Мотыль снял фильм «Женя, Женечка...»
Булат Шалвович стал популярным среди людей, понимающих авторскую песню. В 1961 году в Харькове перед такой публикой Окуджава провел первый в стране бардовский концерт.
Союз писателей помог Окуджаве напечатать несколько книг своих стихов. Его песни начали исполнять некоторые другие певцы. Их было немного, потому что худсоветы не пропускали сложные для многих произведения.
Свой звездный час Окуджава почувствовал, когда на экраны страны вышла картина «Белорусский вокзал», в которой прозвучал его знаменитый марш «Нам нужна одна победа». Его распевали все от мала до велика.
Ввиду такого всенародного признания Окуджаве было разрешено выступать с концертами за рубежом, где у него начали выходить первые пластинки. Окуджава продолжил пробовать свои силы и в прозаических произведениях. Так началась белая полоса его литературной жизни, когда он мог публиковать то, что писал. Наконец-то увидели свет пять его исторических романов и несколько сборников стихов, он написал сценарии к четырем кинофильмам, выпустил уже в СССР несколько пластинок с новыми песнями. Это позволяло Булату Окуджаве чувствовать себя счастливым, пройдя годы испытаний, сохранив человечность, принципиальность и чувство собственного достоинства, а его голосу с хрипотцой стать одним из символов ушедшей эпохи.
Во время зарубежных гастролей Окуджаве часто предлагали навсегда остаться в одной из благополучных европейских стран, но он любил Москву, Арбат и не мыслил своей жизни на чужбине. Лишь однажды он решился ненадолго приехать во Францию, так как нашел там хороших врачей по профилю своих заболеваний. Там он и умер в одном из госпиталей в пригороде Парижа 12 июня 1997 года. Окуджава никогда не считал себя верующим человеком, но за несколько дней до своей смерти принял православное крещение. Его похоронили в Москве на Ваганьковском кладбище. В 2002 году на Арбате Булату Окуджаве был установлен памятник.
Окуджава написал десятки книг стихов и прозы, музыкальные композиции к 80 фильмам, а также более 200 авторских песен.
Владимир Высоцкий называл Булата Шалвовича своим учителем. Окуджава дружил с поэтессой Беллой Ахмадулиной. Галич и Визбор стали его последователями. Евгений Евтушенко как-то сказал: «Со временем нам стало абсолютно ясно, что Окуджава - это поэт, имевший собственный неповторимый голос в нашей поэзии. И таких больше нет».
Булат Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве. Его родители восхищались романом Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», поэтому без долгих раздумий на семейном совете было решено дать сыну имя Дориан. Но к моменту положенной регистрации новорожденного в загсе мудрый отец Шалва, находившийся в то время на партийной работе, решил, что имя «Дориан» слишком помпезное для нового советского гражданина. И его заменили на более скромное и привычное для грузинского уха имя Булат.
Прожив в Москве 2 года, где родители Булата находились на партучебе, вся семья вернулась в Тбилиси и Шалва Степанович получил новое назначение по службе. Тогда же у него произошел конфликт с Берией. Говорят, что этому известному в народе сластолюбцу приглянулась красавица жена Шалвы Окуджавы и всемогущий Лаврентий решил устранить соперника. В 1937 году Шалва Степанович был арестован на основании ложного доноса о его якобы поддержке троцкистов. Вскоре арестовали и его жену Ашхен. Булату пришлось переехать в Москву к бабушке, жившей в коммуналке на Арбате.
В школьные годы, примерно лет с 12-ти, недавний тихоня Окуджава стал неформальным лидером своего класса. То он агитировал заниматься французской борьбой, то создавал оркестр без инструментов, где его участники после занятий разбегаясь по школе и, напрягая свои голосовые связки, «изображали» кто звучание ксилофона, кто трубы или даже гавайской гитары. Бывало, что Окуджава подговаривал весь класс тихонько гудеть, раздражая преподавателя нелюбимого всеми предмета и срывая урок. В том, что такое бывало, Булат Шалвович позднее честно признавался в своих воспоминаниях.
Школу Булат заканчивал уже в Грузии, куда его увезла тетя, жившая из Тбилиси. После 8-го класса Булат, не доучившись, пошел работать на один из тбилисских заводов учеником токаря и собирался добровольцем отправиться на фронт.
В августе 1942 года Окуджава был направлен в минометный дивизион. Воевал он храбро, неоднократно был ранен. Из-за ранений в начале 1944 года его комиссовали.
Вернувшись с войны, Окуджава решил в первую очередь заняться своим образованием. Так как он ушел на фронт, даже не доучившись в школе, то решил начать наступление именно в этом направлении. Тщательно подготовившись, он экстерном сдал все школьные экзамены. Потом бывалый фронтовик без проблем поступил в Тбилисский университет на филфак.
Получив высшее филологическое образование, Окуджава стал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой. Его стихи охотно печатала местная районная газета. Вскоре Булат стал редактором отдела в областной газете. В калужском областном издательстве ему удалось выпустить первую книжку своих стихов под скромным названием «Лирика».
Окрыленный первым успехом, Окуджава в 1959 году переезжает в Москву. В столице он сближается с молодыми поэтами Евгением Евтушенко и Андреем Вознесенским. В их кругу Булат впервые взял в руки гитару и стал, как он сам потом говорил, аккомпанировать своим стихам. Так начиналось его бардовское творчество.
Когда у Булата накопилось несколько напетых под гитару стихотворений, его стали приглашать друзья и просто знакомые к себе в гости, чтобы послушать его авторские песни. Когда в доме был магнитофон, то выступления Окуджавы обязательно записывались. И необыкновенное творчество Булата мгновенно с кассетами разлеталось по Москве. Вскоре все уже узнавали одного из первых советских бардов.
Кроме того, Окуджава продолжал сотрудничать с газетами, писал новые стихи и пробовал себя в прозе. Его повесть «Будь здоров, школяр» Константин Паустовский опубликовал в своем литературном альманахе. Позже на основе этой повести режиссер Владимир Мотыль снял фильм «Женя, Женечка...»
Булат Шалвович стал популярным среди людей, понимающих авторскую песню. В 1961 году в Харькове перед такой публикой Окуджава провел первый в стране бардовский концерт.
Союз писателей помог Окуджаве напечатать несколько книг своих стихов. Его песни начали исполнять некоторые другие певцы. Их было немного, потому что худсоветы не пропускали сложные для многих произведения.
Свой звездный час Окуджава почувствовал, когда на экраны страны вышла картина «Белорусский вокзал», в которой прозвучал его знаменитый марш «Нам нужна одна победа». Его распевали все от мала до велика.
Ввиду такого всенародного признания Окуджаве было разрешено выступать с концертами за рубежом, где у него начали выходить первые пластинки. Окуджава продолжил пробовать свои силы и в прозаических произведениях. Так началась белая полоса его литературной жизни, когда он мог публиковать то, что писал. Наконец-то увидели свет пять его исторических романов и несколько сборников стихов, он написал сценарии к четырем кинофильмам, выпустил уже в СССР несколько пластинок с новыми песнями. Это позволяло Булату Окуджаве чувствовать себя счастливым, пройдя годы испытаний, сохранив человечность, принципиальность и чувство собственного достоинства, а его голосу с хрипотцой стать одним из символов ушедшей эпохи.
Во время зарубежных гастролей Окуджаве часто предлагали навсегда остаться в одной из благополучных европейских стран, но он любил Москву, Арбат и не мыслил своей жизни на чужбине. Лишь однажды он решился ненадолго приехать во Францию, так как нашел там хороших врачей по профилю своих заболеваний. Там он и умер в одном из госпиталей в пригороде Парижа 12 июня 1997 года. Окуджава никогда не считал себя верующим человеком, но за несколько дней до своей смерти принял православное крещение. Его похоронили в Москве на Ваганьковском кладбище. В 2002 году на Арбате Булату Окуджаве был установлен памятник.