Из «дочки» Газпрома выводят миллиарды
Менеджеры залезают в карман рядовым потребителям газа. Обвинять во всех государственных бедах власти и крупные корпорации давно стало популярной забавой. Но, как выясняется, виноваты они не всегда и не везде.
В Краснодарском крае сейчас идут проверки «дочки» Газпрома – компании «Темрюкмортранс». С приходом нового руководства предприятие оказалось на грани разорения. Из-за вывода средств нищают работники и местный муниципалитет. Сам же газовый холдинг вместо прибыли получает от подшефной структуры пятна на репутации.
Схемы для прибыльных
В прошлом году Владимир Путин, еще будучи премьером, объявил охоту на аффиляж с подрядчиками и офшорные схемы в крупных структурах с госучастием. Кампания получилась нешуточная: все зимние каникулы на предприятиях заполняли бумаги на тысячи сотрудников, включая данные об активах и доходах. Однако всех «тараканов» вряд ли можно отловить, сходились тогда во мнении эксперты. На деле ситуация оказалась еще неприятней. Пользуясь вниманием властей к прозрачности компаний и финансовых потоков, особо предприимчивые менеджеры решили обратить это себе на пользу. Ведь, оказалось, можно не только получить солидный куш, но заодно и устранить неугодных. Схема проста: выводишь средства и вешаешь махинации – как реальные, так и выдуманные – на неудобного тебе человека. Особенно кстати получается, если он мешает тебе набивать карман за счет предприятия.
В публичное поле зрение такие случаи пока попадают редко. Но пример может оказаться заразительным, и тогда объем убытков – как граждан, так и компаний – вряд ли можно будет подсчитать хотя бы примерно.
Так, в конце 90-х в Краснодарском крае работал малоизвестный портовый комплекс – ООО «Темрюкское управление морского транспорта». Рентабельность низкая, капитализация меньше баланса: на такой актив даже рейдеры не позарились бы. Принадлежащие предприятию суда «река-море» были сданы в настолько невыгодную аренду, что она даже не всегда покрывала хозяйственных затрат. За год перегружалось не больше двухсот тысяч тонн и предприятие, казалось бы, уверенно шло к долговой яме и банкротству.
В 2003-м году «Темрюкмортранс» стал 100%-ной дочкой Газпрома. Назначенный тогда директором Сергей Медведев быстро понял, что предприятие катится в пропасть, и, просто полагаясь на головную компанию, дела не поправишь. Началось привлечение в порт коммерческого грузопотока, обучение персонала, запуск новых комплексов. Суда забрали из нерентабельной аренды, а за следующие пару лет управленческих и технологических новаций портовое ООО действительно научилось зарабатывать деньги. Увеличились зарплаты сотрудников, потекли средства в местный и федеральный бюджет. Планов было, что называется, громадье: увеличение флота, модернизация площадей и создание новых. Активная деятельность по развитию общества приводит к назначению в 2009-м году «Темрюкмортранс» генеральным экспедитором по нескольким крупным инвестиционным проэктам Газпрома по всей России.
Стратегический карман
Однако в конце 2010 года славная история портового комплекса, похоже, подошла к концу. Место гендиректора занял его бывший заместитель Владимир Снегирев. Источники, близкие к менеджменту «Темрюкмортранса» рассказывают, что назначен он был не просто так, а по серьезной протекции из главного офиса материнской компании. Покровителем оказался первый замруководителя аппарата правления Газпрома Дмитрий Архипов. Он также является членом исполнительной дирекции ООО «Темрюкмортранс» и непосредственным куратором общества.
Будущая команда заранее обзавелась карманными структурами. Еще в 2003-м Снегирев создал и лично возглавил ООО «Морская судоходная компания». А в офшоре - на Британских Виргинских Островах - зарегистрировал компанию Kazier Managemant Limited, директором которой назначил своего зама и помощника Сергея Цехановича. Эти два актива заняли ключевое место в распределении прибылей и других финансовых потоков «Темрюкмортранса».
В результате с 2003 по 2012 год портовое предприятие от работы своих «дочек» получило всего несколько миллионов рублей. В то время как по самым скромным подсчетам доход должен был превысить 450 миллионов. Но эти средства на баланс не попали, а осели в «Морской судоходной компании» и Kazier Management Limited, отмечают бывшие сотрудники.
Подобный подход гендиректора Медведева не устраивал. Но вместо полноценного запрошенного аудита он получил уголовное обвинение – в хищениях и других махинациях. Правда, открытые против него дела в Краснодарских судах сейчас потихоньку разваливаются. Но, по мнению близких к предприятию источников, даже если на Сергея Медведева не удастся повесить эти преступления, махинации в «Темрюкмортрансе» просто так уже не остановить.
Тем временем счет убытков от преступного аффиляжа уже идет на миллиарды, говорят в компании. Простор для таких потоков и вправду достаточный: «Темрюкмортранс» участвовал в стратегических газопроводных проектах, в том числе строительстве газопровода «Джубга – Лазаревское – Сочи». Почему последний до сих пор не привлек внимания счетной палаты и следственных органов, пока неясно, ведь суммы выведенные на лево и осевшие на карманных структурах исчисляются сотнями миллионов рублей. Такая же картина и по инвестиционным проэктам Газпрома ( обустройство Бованенковского НГКМ, строительство объектов магистрального газопровода " Бованенково - Ухта ", МГ " Сахалин - Хабаровск - Владивосток ", " Обустройство Кшурского и Нижне - Квакччикского ГКМ ", " Газоснабжение Камчатской области " и пр. ) где принимает участие «Темрюкмортранс». Как утверждает источник вывод денег по данным проэктам происходит все через ту же «Морскую судоходную компанию» и " Шип Траст Менеджмент ".
В настоящее время «Темрюкмортранс» участвует и в реализации проекта «Южный поток». Бюджет строительства газопровода «Южный поток» и газопровода «Джубга – Лазаревское – Сочи» разнятся в десятки раз, И соответственно простор для хищения и набивания карманов, прикрываясь интересами «национального достояния», будет еще шире.
Деньги – реальные, работы - фиктивные
На одних только налогах можно укрыть и откусить солидный куш, уверены эксперты. Тем более, если соответствующий опыт уже имеется. Не так давно налоговики совместно с силовиками заподозрили схему уклонения от налогов и хищения средств Газпрома менеджерами «Темрюкмортранса» через принадлежащие им посреднические структуры. Предприятие сдавало в аренду «Морской судоходной компании» свои морские суда, которые затем передавались Kazier Management Limited. Последняя, используя эти арендованные корабли, ими же оказывала транспортные услуги взаимозависимым предприятиям Газпрома. В схемах задействовано боллее десятка подкотрольных Дмитрию Архипову структур. Руководителями большинства из них является все тот же Владимир Снегирев, Сергей Цеханович и их выдвиженцы.
Предполагается, что вывод средств шел через ООО «Шип Траст Менеджмент» и ООО «Онега Шиппинг». Эти структуры якобы выступали агентами ООО «Темрюкмортранс». По распоряжению Снегирева на их счета перечислялось свыше 100 млн.рублей ежегодно, но проведенные работы также, судя по всему, были фиктивными.
Сейчас по указанным фактам местные налоговики вместе с ГУ МВД по Южному федеральному округу ведут выездную проверку.
Пострадавшие – Газпром и потребители
Однако источники на предприятии указывают и на другие эпизоды махинаций. В рамках инвестпрограммы Газпрома, портовая «дочка» подписала договор с Обь-Иртышским речным пароходством. По заключенным договорам «Темрюкмортранс» выступил посредником и получил деньги от заказчика в полном объеме. Однако реальная стоимость услуг ниже оплаченной заказчиком в разы, и это позволило вывести со счетов «Темрюкмортранса» десятки миллионов рублей. Знакомые с бухгалтерией предприятия сотрудники отмечают, что разница в стоимости направлена в фирмы, подконтрольные Дмитрию Архипову из газпромовского аппарата правления. Часть средств ушла в «Морскую судоходную компанию», возглавляемую Снегиревым, еще часть – в ООО «Шип Траст Менеджмент» под руководством Цехановича.
Кроме всего прочего, пострадал и сторонний подрядчик: оговоренные перевозки Обь-Иртышскому пароходству так и не оплатили. Как уверяет один из представителей команды менеджеров, чтобы не отдавать присвоенные средства, Архипов и Снегирев инициировали против пароходства судебные разбирательства по целому ряду надуманных фактов. Руководство Обь-Иртышского решило им этого не спускать: на Снегирева подано заявление в полицию по факту мошенничества. Кроме того, заявлен иск о признании «Темрюкмортранса» банкротом.
При этом, как оказывается, выведенные из «дочки» Газпрома средства не лежат на счетах мертвым грузом. На эти деньги уже прикуплено несколько объектов. Их счастливыми обладателями стали, в частности, ООО «СТС – Автодор» и ОАО «Морской Торговый порт Темрюк». Фактическим владельцев указанных структур является не раз упомянутый Дмитрий Архипов. В сделках фигурируют суммы на сотни миллионов рублей. Большинство манипуляций предполагает не хозяйственную деятельность, а последующую продажу объектов Газпрому по завышенной стоимости и это не смотря на то, что среди объектов имеются и объекты явно криминального происхождения.
Интересы головной компании при этом остаются за бортом. Ресурс для того, чтобы в случае необходимости прикрыть неприглядные факты, у менеджера имеется. Помимо должности в аппарате правления, Архипов занимает и пост начальника департамента внутреннего аудита. Многие сотрудники «Темрюкмортранса» именно этим объясняют и неведение руководства компании о происходящем в «дочке», и безнаказанность Снегирева, который по удачному стечению обстоятельств оказался кумом высокопоставленного управленца.
Кому из них принадлежит авторство схемы по устранению бывшего гендиректора «Темрюкмортранса» Сергея Медведева, неизвестно. Однако неприятности у экс-менеджера начались аккурат после попыток повести проверку деятельности общества и компаний участвующих в схемах газпромовскими аудиторами.
Но чем бы ни закончились разбирательства, обычным гражданам пользы от всех перечисленных фактов точно не будет. Тот же Газпром вынуждено закладывает все выведенные средства в стоимость газопроводов. А значит, в конечном итоге менеджерские махинации и междуусобные войны за контроль над финансовыми потоками оплачивать будут обычные потребители – в ежемесячных счетах за «коммуналку».
Впрочем, текущей осенью президент Путин вновь заявил о необходимости антикоррупционных проверок. На этот раз – посвященных персонально Газпрому. Остается лишь надеяться, что проверяющие дойдут до каждой сомнительной «дочки», несмотря на старания действующих управленцев.
Въезд в порт при Медведеве
О целях же и задачах как самого «Темрюкмортранс» так и его руководства, в разные периоды, можно судить по въезду на территорию 100 % дочернего общества ОАО " Газпром ".
Автор: Сергей Котов
Схемы для прибыльных
В прошлом году Владимир Путин, еще будучи премьером, объявил охоту на аффиляж с подрядчиками и офшорные схемы в крупных структурах с госучастием. Кампания получилась нешуточная: все зимние каникулы на предприятиях заполняли бумаги на тысячи сотрудников, включая данные об активах и доходах. Однако всех «тараканов» вряд ли можно отловить, сходились тогда во мнении эксперты. На деле ситуация оказалась еще неприятней. Пользуясь вниманием властей к прозрачности компаний и финансовых потоков, особо предприимчивые менеджеры решили обратить это себе на пользу. Ведь, оказалось, можно не только получить солидный куш, но заодно и устранить неугодных. Схема проста: выводишь средства и вешаешь махинации – как реальные, так и выдуманные – на неудобного тебе человека. Особенно кстати получается, если он мешает тебе набивать карман за счет предприятия.
В публичное поле зрение такие случаи пока попадают редко. Но пример может оказаться заразительным, и тогда объем убытков – как граждан, так и компаний – вряд ли можно будет подсчитать хотя бы примерно.
Так, в конце 90-х в Краснодарском крае работал малоизвестный портовый комплекс – ООО «Темрюкское управление морского транспорта». Рентабельность низкая, капитализация меньше баланса: на такой актив даже рейдеры не позарились бы. Принадлежащие предприятию суда «река-море» были сданы в настолько невыгодную аренду, что она даже не всегда покрывала хозяйственных затрат. За год перегружалось не больше двухсот тысяч тонн и предприятие, казалось бы, уверенно шло к долговой яме и банкротству.
В 2003-м году «Темрюкмортранс» стал 100%-ной дочкой Газпрома. Назначенный тогда директором Сергей Медведев быстро понял, что предприятие катится в пропасть, и, просто полагаясь на головную компанию, дела не поправишь. Началось привлечение в порт коммерческого грузопотока, обучение персонала, запуск новых комплексов. Суда забрали из нерентабельной аренды, а за следующие пару лет управленческих и технологических новаций портовое ООО действительно научилось зарабатывать деньги. Увеличились зарплаты сотрудников, потекли средства в местный и федеральный бюджет. Планов было, что называется, громадье: увеличение флота, модернизация площадей и создание новых. Активная деятельность по развитию общества приводит к назначению в 2009-м году «Темрюкмортранс» генеральным экспедитором по нескольким крупным инвестиционным проэктам Газпрома по всей России.
Стратегический карман
Однако в конце 2010 года славная история портового комплекса, похоже, подошла к концу. Место гендиректора занял его бывший заместитель Владимир Снегирев. Источники, близкие к менеджменту «Темрюкмортранса» рассказывают, что назначен он был не просто так, а по серьезной протекции из главного офиса материнской компании. Покровителем оказался первый замруководителя аппарата правления Газпрома Дмитрий Архипов. Он также является членом исполнительной дирекции ООО «Темрюкмортранс» и непосредственным куратором общества.
Будущая команда заранее обзавелась карманными структурами. Еще в 2003-м Снегирев создал и лично возглавил ООО «Морская судоходная компания». А в офшоре - на Британских Виргинских Островах - зарегистрировал компанию Kazier Managemant Limited, директором которой назначил своего зама и помощника Сергея Цехановича. Эти два актива заняли ключевое место в распределении прибылей и других финансовых потоков «Темрюкмортранса».
В результате с 2003 по 2012 год портовое предприятие от работы своих «дочек» получило всего несколько миллионов рублей. В то время как по самым скромным подсчетам доход должен был превысить 450 миллионов. Но эти средства на баланс не попали, а осели в «Морской судоходной компании» и Kazier Management Limited, отмечают бывшие сотрудники.
Подобный подход гендиректора Медведева не устраивал. Но вместо полноценного запрошенного аудита он получил уголовное обвинение – в хищениях и других махинациях. Правда, открытые против него дела в Краснодарских судах сейчас потихоньку разваливаются. Но, по мнению близких к предприятию источников, даже если на Сергея Медведева не удастся повесить эти преступления, махинации в «Темрюкмортрансе» просто так уже не остановить.
Тем временем счет убытков от преступного аффиляжа уже идет на миллиарды, говорят в компании. Простор для таких потоков и вправду достаточный: «Темрюкмортранс» участвовал в стратегических газопроводных проектах, в том числе строительстве газопровода «Джубга – Лазаревское – Сочи». Почему последний до сих пор не привлек внимания счетной палаты и следственных органов, пока неясно, ведь суммы выведенные на лево и осевшие на карманных структурах исчисляются сотнями миллионов рублей. Такая же картина и по инвестиционным проэктам Газпрома ( обустройство Бованенковского НГКМ, строительство объектов магистрального газопровода " Бованенково - Ухта ", МГ " Сахалин - Хабаровск - Владивосток ", " Обустройство Кшурского и Нижне - Квакччикского ГКМ ", " Газоснабжение Камчатской области " и пр. ) где принимает участие «Темрюкмортранс». Как утверждает источник вывод денег по данным проэктам происходит все через ту же «Морскую судоходную компанию» и " Шип Траст Менеджмент ".
В настоящее время «Темрюкмортранс» участвует и в реализации проекта «Южный поток». Бюджет строительства газопровода «Южный поток» и газопровода «Джубга – Лазаревское – Сочи» разнятся в десятки раз, И соответственно простор для хищения и набивания карманов, прикрываясь интересами «национального достояния», будет еще шире.
Деньги – реальные, работы - фиктивные
На одних только налогах можно укрыть и откусить солидный куш, уверены эксперты. Тем более, если соответствующий опыт уже имеется. Не так давно налоговики совместно с силовиками заподозрили схему уклонения от налогов и хищения средств Газпрома менеджерами «Темрюкмортранса» через принадлежащие им посреднические структуры. Предприятие сдавало в аренду «Морской судоходной компании» свои морские суда, которые затем передавались Kazier Management Limited. Последняя, используя эти арендованные корабли, ими же оказывала транспортные услуги взаимозависимым предприятиям Газпрома. В схемах задействовано боллее десятка подкотрольных Дмитрию Архипову структур. Руководителями большинства из них является все тот же Владимир Снегирев, Сергей Цеханович и их выдвиженцы.
Предполагается, что вывод средств шел через ООО «Шип Траст Менеджмент» и ООО «Онега Шиппинг». Эти структуры якобы выступали агентами ООО «Темрюкмортранс». По распоряжению Снегирева на их счета перечислялось свыше 100 млн.рублей ежегодно, но проведенные работы также, судя по всему, были фиктивными.
Сейчас по указанным фактам местные налоговики вместе с ГУ МВД по Южному федеральному округу ведут выездную проверку.
Пострадавшие – Газпром и потребители
Однако источники на предприятии указывают и на другие эпизоды махинаций. В рамках инвестпрограммы Газпрома, портовая «дочка» подписала договор с Обь-Иртышским речным пароходством. По заключенным договорам «Темрюкмортранс» выступил посредником и получил деньги от заказчика в полном объеме. Однако реальная стоимость услуг ниже оплаченной заказчиком в разы, и это позволило вывести со счетов «Темрюкмортранса» десятки миллионов рублей. Знакомые с бухгалтерией предприятия сотрудники отмечают, что разница в стоимости направлена в фирмы, подконтрольные Дмитрию Архипову из газпромовского аппарата правления. Часть средств ушла в «Морскую судоходную компанию», возглавляемую Снегиревым, еще часть – в ООО «Шип Траст Менеджмент» под руководством Цехановича.
Кроме всего прочего, пострадал и сторонний подрядчик: оговоренные перевозки Обь-Иртышскому пароходству так и не оплатили. Как уверяет один из представителей команды менеджеров, чтобы не отдавать присвоенные средства, Архипов и Снегирев инициировали против пароходства судебные разбирательства по целому ряду надуманных фактов. Руководство Обь-Иртышского решило им этого не спускать: на Снегирева подано заявление в полицию по факту мошенничества. Кроме того, заявлен иск о признании «Темрюкмортранса» банкротом.
При этом, как оказывается, выведенные из «дочки» Газпрома средства не лежат на счетах мертвым грузом. На эти деньги уже прикуплено несколько объектов. Их счастливыми обладателями стали, в частности, ООО «СТС – Автодор» и ОАО «Морской Торговый порт Темрюк». Фактическим владельцев указанных структур является не раз упомянутый Дмитрий Архипов. В сделках фигурируют суммы на сотни миллионов рублей. Большинство манипуляций предполагает не хозяйственную деятельность, а последующую продажу объектов Газпрому по завышенной стоимости и это не смотря на то, что среди объектов имеются и объекты явно криминального происхождения.
Интересы головной компании при этом остаются за бортом. Ресурс для того, чтобы в случае необходимости прикрыть неприглядные факты, у менеджера имеется. Помимо должности в аппарате правления, Архипов занимает и пост начальника департамента внутреннего аудита. Многие сотрудники «Темрюкмортранса» именно этим объясняют и неведение руководства компании о происходящем в «дочке», и безнаказанность Снегирева, который по удачному стечению обстоятельств оказался кумом высокопоставленного управленца.
Кому из них принадлежит авторство схемы по устранению бывшего гендиректора «Темрюкмортранса» Сергея Медведева, неизвестно. Однако неприятности у экс-менеджера начались аккурат после попыток повести проверку деятельности общества и компаний участвующих в схемах газпромовскими аудиторами.
Но чем бы ни закончились разбирательства, обычным гражданам пользы от всех перечисленных фактов точно не будет. Тот же Газпром вынуждено закладывает все выведенные средства в стоимость газопроводов. А значит, в конечном итоге менеджерские махинации и междуусобные войны за контроль над финансовыми потоками оплачивать будут обычные потребители – в ежемесячных счетах за «коммуналку».
Впрочем, текущей осенью президент Путин вновь заявил о необходимости антикоррупционных проверок. На этот раз – посвященных персонально Газпрому. Остается лишь надеяться, что проверяющие дойдут до каждой сомнительной «дочки», несмотря на старания действующих управленцев.
Въезд в порт при Медведеве
О целях же и задачах как самого «Темрюкмортранс» так и его руководства, в разные периоды, можно судить по въезду на территорию 100 % дочернего общества ОАО " Газпром ".
Автор: Сергей Котов