К чему ведут российские дороги?
Статистика дорожных катастроф давно перестала кого-то удивлять. Все списать на невнимательность водителей и плохие погодные условия не удастся. Виноватыми, в подобных бедах называют чаще всего дураков. Но в данном случае, речь пойдет о дорогах.
Вчера на федеральной автодороге Дон в Ставропольском крае произошло лобовое столкновение грузового автомобиля Мерседес и автобуса Сетра, следовавшего по маршруту Москва-Пятигорск. В автобусе находились 18 пассажиров и 2 водителя. Оба водителя фуры, водитель автобуса и один пассажир погибли. В этот же день в Татарстане микроавтобус столкнулся с грузовым автомобилем, три человека погибли, 13 пострадали. Статистика дорожных катастроф давно перестала кого-то удивлять. Все списать на невнимательность водителей и плохие погодные условия не удастся. Виноватыми, в подобных бедах называют чаще всего дураков. Но в данном случае, речь пойдет о дорогах.
Отметим, что, по данным МЧС, 200 тысяч поселков погодные катаклизмы отрезают от мира. Нередко люди умирают только потому, что добраться до них медики или пожарные просто не могут. Дороги уже неспособны переваривать и транспортный поток: скорость перевозки грузов у нас в три раза ниже, чем за рубежом.
По данным депутата Госдумы Виктора Лазуткина, дорожная обстановка в России очень напряженная потому, что высока интенсивность потока автотранспорта, грузовых и пассажирских перевозок, а состояние дорог хуже некуда. На трассах - систематический недоремонт. Лишь около 37 % трасс соответствуют нормативам, которые определены ГОСТом. И это на федеральных, самых важных трассах страны.
Понятно, что выделяемых средств из бюджета страны никогда хватать не будет, но даже то, что дают, как региональные, так и федеральные чиновники умудряются куда-то потратить.
Одним из примеров может служить долгострой Кольцевой автодороги (КАД) в Санкт-Петербурге, который курируется Росавтодором. Так, в 2002 году корректировка проектно-сметной документации проекта первой очереди КАД позволяла снизить сметную стоимость строительства с 66,2 до 45,1 млрд руб. Однако из-за досрочного начала строительства по документации, не прошедшей госэкспертизу, возможность снижения стоимости строительства была исключена. В следующем году ГУ Дирекция по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербурга Минтранса России оплачивало одни и те же работы ряда подрядных организаций по различной стоимости. При этом разница стоимости работ составляла от 10% до 40%, а по отдельным видам работ менялась более чем в 3 раза. Стоит ли говорить, что эта стройка века до сих пор продолжается, а Росавтодор, возглавляемый Игорем Слюняевым, продолжает расходовать на это средства.
Чтобы понять способы увода средств, которые направляются на ремонт и строительство дорог достаточно, взглянуть на один документ, который был опубликован когда-то в Новой газете. По указанию Артюхова (в то время руководителя Федерального дорожного фонда (ФДФ), а вскоре первого замминистра транспорта. прим. ред.) <...> в структуре Федерального дорожного фонда были подобраны адресаты-получатели бюджетных средств из числа территориальных агентств и федеральных дорог, согласившихся фиктивно получить 60 процентов от бюджетных трансфертов живыми деньгами, а 40 процентов так называемыми дружескими векселями, которые в реальности представляли простые ксерокопии образцов банковских векселей для отражения в бухгалтерских учетах, то есть пустые бумаги. Для них по указанию Артюхова специально были открыты счета в Транскредитбанке.
Конечно, этому можно не верить и сказать, что дорожников просто заказали. Но есть другой документ, вполне официальный. Это результаты проверки Росавтодора Счетной палатой (СП). В отчете, представленном аудиторами, говорится, что Государственная служба дорожного хозяйства Минтранса РФ (Росавтодор, в настоящее время Федеральное дорожное агентство) в 2003 г. допускала нарушения бюджетного законодательства, в результате которых общая сумма нецелевого использования государственных средств составила 74 млн руб. Так, в нарушение Федерального закона О федеральном бюджете на 2003 год Росавтодор профинансировал расходы по строительству не являющейся федеральной собственностью автомобильной дороги в Краснодарском крае на сумму 70 млн руб.
Как показала проверка, Росавтодор нарушал условия направления бюджетных средств субъектам Федерации на финансирование дорожного хозяйства, в результате чего неэффективное использование средств составило 10,4 млрд руб. Так, в нарушение Бюджетного кодекса РФ при отсутствии долевого финансирования дорожного хозяйства из средств бюджетов субъектов Федерации Росавтодор только в качестве субсидий израсходовал 8,4 млрд руб. Проверка также показала, что в нарушение Федерального закона О дорожных фондах в Российской Федерации, которым определено, что средства территориальных дорожных фондов направляются на развитие автодорог, бюджет Волгоградской области на 2003 г. предусматривал отвлечение из средств территориального дорожного фонда области на иные цели 137 млн руб, в том числе 50 млн руб на финансовую помощь ООО Спортивный клуб Ротор.
Как говорится, чтобы куда-то чему-то прибыть, из другого места должно убыть. К примеру, Челябинская область в 2006 г. получила на строительство дорог в десять раз меньше средств, чем было запрошено Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства региона. Результатом стало увеличение числа ДТП на трассах области. Дошло до того, что население региона вышло на улицу. В прошлом месяце несколько сотен жителей Челябинска вышли на митинг. Люди хотели обратить внимание властей на безобразное состояние федеральной трассы Урал - одной из самых протяженных дорог в России, которую рытвины и ухабы сделали смертельно опасной. Как говорит заместитель начальника управления ГИБДД по Челябинской области Сергей Мухачев, в настоящее время на большей своей протяженности она состоит только из двух полос. На отдельных участках интенсивность превышает 15 тысяч автомобилей в сутки, и при таких характеристиках дорога должна быть не только четырехполосной, но даже шестиполосной. На показанный в Вестях сюжет об ужасном состоянии трассы руководство Росавтодора отреагировало простой отпиской о том, что существующая автомобильная дорога исчерпала резервы своей пропускной способности, далее следуют цифры о потраченных на нее средствах и о том, сколько еще предстоит потратить.
А тратить здесь, судя по всему, умеют. Так, ГУ Росдорэкспертиза было создано в соответствии с распоряжением Росавтодора от 04.01.2003 года. Несмотря на то, что оно было сформировано специально для проведения ведомственных экспертиз в Минтрансе, в течение 2003-2004 гг. через ГУ Росдорэкспертиза не прошло ни одной экспертизы. Согласно распоряжению Скворцова О.В., занимавшего в то время должность заместителя Министра транспорта РФ, все экспертизы проводились коммерческими организациями, отбираемыми по личному указанию Скворцова, естественно, не по государственным расценкам. Соответственно, и бюджетные деньги направлялись в эти фирмы. Например, за проведение экспертизы различных проектов в ООО Мостотранс перечислено 5780280 руб., в ЗАО Гипропромтрансстрой - 5307711 руб. Всего известно около 10 подобных фирм, через которые примерно равными частями пропускались бюджетные деньги, выделенные на экспертизу. Таким образом, г-н Скворцов О.В. только в течение 2003 г. допустил нецелевое использование около 60 000 000 руб.
Так стоит ли тогда удивляться, что при таком грамотном подходе на наших дорогах продолжают гибнуть люди, притом, что число таких жертв составляет четверть от общего числа погибших в стране.
Отметим, что, по данным МЧС, 200 тысяч поселков погодные катаклизмы отрезают от мира. Нередко люди умирают только потому, что добраться до них медики или пожарные просто не могут. Дороги уже неспособны переваривать и транспортный поток: скорость перевозки грузов у нас в три раза ниже, чем за рубежом.
По данным депутата Госдумы Виктора Лазуткина, дорожная обстановка в России очень напряженная потому, что высока интенсивность потока автотранспорта, грузовых и пассажирских перевозок, а состояние дорог хуже некуда. На трассах - систематический недоремонт. Лишь около 37 % трасс соответствуют нормативам, которые определены ГОСТом. И это на федеральных, самых важных трассах страны.
Понятно, что выделяемых средств из бюджета страны никогда хватать не будет, но даже то, что дают, как региональные, так и федеральные чиновники умудряются куда-то потратить.
Одним из примеров может служить долгострой Кольцевой автодороги (КАД) в Санкт-Петербурге, который курируется Росавтодором. Так, в 2002 году корректировка проектно-сметной документации проекта первой очереди КАД позволяла снизить сметную стоимость строительства с 66,2 до 45,1 млрд руб. Однако из-за досрочного начала строительства по документации, не прошедшей госэкспертизу, возможность снижения стоимости строительства была исключена. В следующем году ГУ Дирекция по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербурга Минтранса России оплачивало одни и те же работы ряда подрядных организаций по различной стоимости. При этом разница стоимости работ составляла от 10% до 40%, а по отдельным видам работ менялась более чем в 3 раза. Стоит ли говорить, что эта стройка века до сих пор продолжается, а Росавтодор, возглавляемый Игорем Слюняевым, продолжает расходовать на это средства.
Чтобы понять способы увода средств, которые направляются на ремонт и строительство дорог достаточно, взглянуть на один документ, который был опубликован когда-то в Новой газете. По указанию Артюхова (в то время руководителя Федерального дорожного фонда (ФДФ), а вскоре первого замминистра транспорта. прим. ред.) <...> в структуре Федерального дорожного фонда были подобраны адресаты-получатели бюджетных средств из числа территориальных агентств и федеральных дорог, согласившихся фиктивно получить 60 процентов от бюджетных трансфертов живыми деньгами, а 40 процентов так называемыми дружескими векселями, которые в реальности представляли простые ксерокопии образцов банковских векселей для отражения в бухгалтерских учетах, то есть пустые бумаги. Для них по указанию Артюхова специально были открыты счета в Транскредитбанке.
Конечно, этому можно не верить и сказать, что дорожников просто заказали. Но есть другой документ, вполне официальный. Это результаты проверки Росавтодора Счетной палатой (СП). В отчете, представленном аудиторами, говорится, что Государственная служба дорожного хозяйства Минтранса РФ (Росавтодор, в настоящее время Федеральное дорожное агентство) в 2003 г. допускала нарушения бюджетного законодательства, в результате которых общая сумма нецелевого использования государственных средств составила 74 млн руб. Так, в нарушение Федерального закона О федеральном бюджете на 2003 год Росавтодор профинансировал расходы по строительству не являющейся федеральной собственностью автомобильной дороги в Краснодарском крае на сумму 70 млн руб.
Как показала проверка, Росавтодор нарушал условия направления бюджетных средств субъектам Федерации на финансирование дорожного хозяйства, в результате чего неэффективное использование средств составило 10,4 млрд руб. Так, в нарушение Бюджетного кодекса РФ при отсутствии долевого финансирования дорожного хозяйства из средств бюджетов субъектов Федерации Росавтодор только в качестве субсидий израсходовал 8,4 млрд руб. Проверка также показала, что в нарушение Федерального закона О дорожных фондах в Российской Федерации, которым определено, что средства территориальных дорожных фондов направляются на развитие автодорог, бюджет Волгоградской области на 2003 г. предусматривал отвлечение из средств территориального дорожного фонда области на иные цели 137 млн руб, в том числе 50 млн руб на финансовую помощь ООО Спортивный клуб Ротор.
Как говорится, чтобы куда-то чему-то прибыть, из другого места должно убыть. К примеру, Челябинская область в 2006 г. получила на строительство дорог в десять раз меньше средств, чем было запрошено Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства региона. Результатом стало увеличение числа ДТП на трассах области. Дошло до того, что население региона вышло на улицу. В прошлом месяце несколько сотен жителей Челябинска вышли на митинг. Люди хотели обратить внимание властей на безобразное состояние федеральной трассы Урал - одной из самых протяженных дорог в России, которую рытвины и ухабы сделали смертельно опасной. Как говорит заместитель начальника управления ГИБДД по Челябинской области Сергей Мухачев, в настоящее время на большей своей протяженности она состоит только из двух полос. На отдельных участках интенсивность превышает 15 тысяч автомобилей в сутки, и при таких характеристиках дорога должна быть не только четырехполосной, но даже шестиполосной. На показанный в Вестях сюжет об ужасном состоянии трассы руководство Росавтодора отреагировало простой отпиской о том, что существующая автомобильная дорога исчерпала резервы своей пропускной способности, далее следуют цифры о потраченных на нее средствах и о том, сколько еще предстоит потратить.
А тратить здесь, судя по всему, умеют. Так, ГУ Росдорэкспертиза было создано в соответствии с распоряжением Росавтодора от 04.01.2003 года. Несмотря на то, что оно было сформировано специально для проведения ведомственных экспертиз в Минтрансе, в течение 2003-2004 гг. через ГУ Росдорэкспертиза не прошло ни одной экспертизы. Согласно распоряжению Скворцова О.В., занимавшего в то время должность заместителя Министра транспорта РФ, все экспертизы проводились коммерческими организациями, отбираемыми по личному указанию Скворцова, естественно, не по государственным расценкам. Соответственно, и бюджетные деньги направлялись в эти фирмы. Например, за проведение экспертизы различных проектов в ООО Мостотранс перечислено 5780280 руб., в ЗАО Гипропромтрансстрой - 5307711 руб. Всего известно около 10 подобных фирм, через которые примерно равными частями пропускались бюджетные деньги, выделенные на экспертизу. Таким образом, г-н Скворцов О.В. только в течение 2003 г. допустил нецелевое использование около 60 000 000 руб.
Так стоит ли тогда удивляться, что при таком грамотном подходе на наших дорогах продолжают гибнуть люди, притом, что число таких жертв составляет четверть от общего числа погибших в стране.