Как нам реорганизовать армию и ВПК?
В последние дни армию, авиацию и флот Российской Федерации потрясли чрезвычайные происшествия, каждое из которых могло бы рассматриваться как досадная или трагическая случайность. Но вместе взятые они наводят на печальные размышления о том, что «прогнило что-то в Датском королевстве».
13 декабря на единственном российском авианосце «Адмирал Кузнецов» вспыхнул пожар во время проведения ремонтных работ в судоремонтном центре «Звездочка». По предварительным данным, причиной пожара стало попадание искры от сварочных работ на кучу мусора, которую забыли убрать.
15 декабря в Южной бухте Севастополя затонул плавучий док ПД-16 с находившейся в нем списанной дизельной подводной лодкой Б-380.
17 декабря в Астраханской области при выполнении планового полета у самолета Ту-22М3 отказал двигатель. «Благодаря грамотным действиям экипажа удалось отвести машину с отказавшим двигателем от населенного пункта и выполнить посадку на грунт», - сообщили в Минобороны РФ.
25 ноября Следственное управление УМВД по Стерлитамаку (Башкирия) возбудило уголовное дело по ч. 4 ст. 158 УК РФ (кража в особо крупном размере) по факту хищения 276 тонн взрывчатки на федеральном казенном предприятии «Авангард».
В соцсетях пишут о том, что ремонтные работы на авианосце проводятся с участием «специалистов» из дагестанской диаспоры, что не удивляет. Привлечение для работ по аутсорсингу на военных и оборонных объектах лиц, не обладающих необходимой квалификацией и менталитетом, и скорее всего допуском, уже давно вошло в традицию. В таких условиях может удивить лишь то, что пожары на боевых кораблях российского ВМФ происходят не каждый день.
Отметим странное совпадение. Почти одновременно с пожаром на «Адмирале Кузнецове» случилось затопление плавдока с подводной лодкой в Севастополе как напоминание об аналогичном затоплении в Мурманске плавдока с самим авианосцем, который удалось спасти лишь благодаря самоотверженным действиям экипажа. Напрашивается вопрос: это случайное совпадение или диверсия?
На авиафорумах военные летчики спорят: как так случилось, что отказ одного двигателя привел к аварийной посадке дальнего бомбардировщика на поле «на брюхо». И почему Минобороны сообщило о грамотных действиях экипажа сразу как стало известно о ЧП, не дожидаясь расследования происшествия. «Сесть с одним исправно работающим двигателем на грунт и повредить самолет - это дурная весть», - пишут пилоты. И еще: «Ту-22М3 на одном двигателе летает так же хорошо, как и на двух при любом весе. А вот посадить его при неработающих двух - не получится. От слова совсем. Или только если чудо из чудес. Так, что там было на самом деле, большой вопрос».
Высказывается мнение, что поспешное сообщение о грамотных действиях пилотов бомбардировщика вызвано стремлением оградить их от возможных карательных финансовых санкций на десятки миллионов рублей, которым не так давно подверглись офицеры, допустившие нештатный пуск ракеты.
Что касается хищений на оборонных предприятиях, то они уже вошли в дурную традицию, стали фактом обыденной жизни. «Воруют сотнями миллионов», - с горечью признал недавно президент РФ Владимир Путин, имея в виду ситуацию на космодроме Восточный. Но не вызывает сомнения, что его слова можно толковать и расширительно – на весь российский ВПК.
А может ли быть иначе, не только в оборонке, но и в армии, авиации и на флоте, если коррупция стала системным фактором всей российской действительности?
Для сравнения: постройка четырех новейших линкоров «Севастополь», «Полтава», «Петропавловск» и «Гангут» в царской России заняла всего два года (1909-1911), причем российские оборонные заводы не имели опыта строительства таких кораблей, но быстро и умело его приобрели. После ряда задержек и проволочек в ход строительства вмешался премьер-министр Петр Столыпин, уволивший проштрафившихся чиновников Морского министерства.
Сегодня не только ремонт, но и постройка новых боевых кораблей ведется ни шатко, ни валко, растягиваясь на десятилетия. Еще не так давно в России посмеивались над Китаем, который купил на Украине по цене металлолома недостроенный советский авианосец «Варяг». Заметим, что техническую и конструкторскую документацию для достройки авианосца китайцы купили в России. Теперь этот корабль введен в состав китайского ВМФ, построен уже с нуля еще один такой же авианосец и строится третий.
Российские инженеры и конструкторы время от времени выбрасывают в СМИ сообщения о своей готовности разработать то чудо-авианосец «Шторм», то чудо-эсминец «Лидер».
Нет сомнений в том, что нарисовать эскизные проекты таких «вундер-шипов» наши разработчики вполне способны. Но каков будет уровень этих проектов, если учесть, что российская научная и конструкторская школа деградировала не меньше (если не больше), чем остальные составляющие советского наследия?
Основная причина бедственного положения российского ВПК и тесно связанных с ним армии, авиации и флота – либерально-приватизационная модель экономики на фоне поистине татаро-монгольского нашествия и ига эффективных манагеров.
Накачивание бюджетными миллиардами силового блока ситуацию не меняет. Заявленное масштабное перевооружение армии современной боевой техникой необходимо. Оно идет, хотя и не слишком быстрыми темпами, но общей атмосферы, той коррупционной «ауры», которая пронизала все сферы российского народно-хозяйственного комплекса, это перевооружение не меняет.
Если в царские и ранние советские времена профессии военного инженера и рабочего оборонного завода были престижными и высокооплачиваемыми, то сейчас даже азиатский гастарбайтер в России требует зарплату, превосходящую ничтожный заработок рабочего и инженера российской оборонки. И это при том, что топ-менеджеры нашего ВПК имеют зарплату, которая и не снилась Илону Маску.
Чуть ли не каждый день мы читаем в российских СМИ о новых фактах хищений в оборонной промышленности и даже в Министерстве обороны РФ. Это говорит об отсутствии корпоративных «правил игры», основанных на кодексе чести и ответственности за обороноспособность страны.
В текущей реальности де-факто если не исчезло, то оказалось загнанным на задворки коррупционного менталитета сознание причастности к военному сословию, к касте «кшатриев». На мой взгляд, это, возможно, основная причина деградации российской оборонки и примкнувших к ней армии, авиации и флота.
Если в ведущих военных державах «глубинное государство», представляющее из себя симбиоз элитариев ВПК, армии и спецслужб, играет ключевую роль в управлении государством, то в постсоветской России силовики «глубинного государства» оказались в тени оффшорных нуворишей и даже подрабатывают, как говорится, «на подпевке» в их, по сути, криминальных ватагах.
Без возрождения элитной касты воинов-кшатриев невозможно возрождение былой оборонной мощи и военной славы Российской империи и Советского Союза.
Не гоняться за выгодными оборонными заказами на сомнительные прожекты, а приступить к системному осмыслению нынешней катастрофической ситуации в российской экономике, искать альтернативу либерально-приватизационной модели хозяйствования - вот главная задача для аналитиков российского Генштаба, который в былые времена заслуженно называли Мозгом Армии.
15 декабря в Южной бухте Севастополя затонул плавучий док ПД-16 с находившейся в нем списанной дизельной подводной лодкой Б-380.
17 декабря в Астраханской области при выполнении планового полета у самолета Ту-22М3 отказал двигатель. «Благодаря грамотным действиям экипажа удалось отвести машину с отказавшим двигателем от населенного пункта и выполнить посадку на грунт», - сообщили в Минобороны РФ.
25 ноября Следственное управление УМВД по Стерлитамаку (Башкирия) возбудило уголовное дело по ч. 4 ст. 158 УК РФ (кража в особо крупном размере) по факту хищения 276 тонн взрывчатки на федеральном казенном предприятии «Авангард».
В соцсетях пишут о том, что ремонтные работы на авианосце проводятся с участием «специалистов» из дагестанской диаспоры, что не удивляет. Привлечение для работ по аутсорсингу на военных и оборонных объектах лиц, не обладающих необходимой квалификацией и менталитетом, и скорее всего допуском, уже давно вошло в традицию. В таких условиях может удивить лишь то, что пожары на боевых кораблях российского ВМФ происходят не каждый день.
Отметим странное совпадение. Почти одновременно с пожаром на «Адмирале Кузнецове» случилось затопление плавдока с подводной лодкой в Севастополе как напоминание об аналогичном затоплении в Мурманске плавдока с самим авианосцем, который удалось спасти лишь благодаря самоотверженным действиям экипажа. Напрашивается вопрос: это случайное совпадение или диверсия?
На авиафорумах военные летчики спорят: как так случилось, что отказ одного двигателя привел к аварийной посадке дальнего бомбардировщика на поле «на брюхо». И почему Минобороны сообщило о грамотных действиях экипажа сразу как стало известно о ЧП, не дожидаясь расследования происшествия. «Сесть с одним исправно работающим двигателем на грунт и повредить самолет - это дурная весть», - пишут пилоты. И еще: «Ту-22М3 на одном двигателе летает так же хорошо, как и на двух при любом весе. А вот посадить его при неработающих двух - не получится. От слова совсем. Или только если чудо из чудес. Так, что там было на самом деле, большой вопрос».
Высказывается мнение, что поспешное сообщение о грамотных действиях пилотов бомбардировщика вызвано стремлением оградить их от возможных карательных финансовых санкций на десятки миллионов рублей, которым не так давно подверглись офицеры, допустившие нештатный пуск ракеты.
Что касается хищений на оборонных предприятиях, то они уже вошли в дурную традицию, стали фактом обыденной жизни. «Воруют сотнями миллионов», - с горечью признал недавно президент РФ Владимир Путин, имея в виду ситуацию на космодроме Восточный. Но не вызывает сомнения, что его слова можно толковать и расширительно – на весь российский ВПК.
А может ли быть иначе, не только в оборонке, но и в армии, авиации и на флоте, если коррупция стала системным фактором всей российской действительности?
Для сравнения: постройка четырех новейших линкоров «Севастополь», «Полтава», «Петропавловск» и «Гангут» в царской России заняла всего два года (1909-1911), причем российские оборонные заводы не имели опыта строительства таких кораблей, но быстро и умело его приобрели. После ряда задержек и проволочек в ход строительства вмешался премьер-министр Петр Столыпин, уволивший проштрафившихся чиновников Морского министерства.
Сегодня не только ремонт, но и постройка новых боевых кораблей ведется ни шатко, ни валко, растягиваясь на десятилетия. Еще не так давно в России посмеивались над Китаем, который купил на Украине по цене металлолома недостроенный советский авианосец «Варяг». Заметим, что техническую и конструкторскую документацию для достройки авианосца китайцы купили в России. Теперь этот корабль введен в состав китайского ВМФ, построен уже с нуля еще один такой же авианосец и строится третий.
Российские инженеры и конструкторы время от времени выбрасывают в СМИ сообщения о своей готовности разработать то чудо-авианосец «Шторм», то чудо-эсминец «Лидер».
Нет сомнений в том, что нарисовать эскизные проекты таких «вундер-шипов» наши разработчики вполне способны. Но каков будет уровень этих проектов, если учесть, что российская научная и конструкторская школа деградировала не меньше (если не больше), чем остальные составляющие советского наследия?
Основная причина бедственного положения российского ВПК и тесно связанных с ним армии, авиации и флота – либерально-приватизационная модель экономики на фоне поистине татаро-монгольского нашествия и ига эффективных манагеров.
Накачивание бюджетными миллиардами силового блока ситуацию не меняет. Заявленное масштабное перевооружение армии современной боевой техникой необходимо. Оно идет, хотя и не слишком быстрыми темпами, но общей атмосферы, той коррупционной «ауры», которая пронизала все сферы российского народно-хозяйственного комплекса, это перевооружение не меняет.
Если в царские и ранние советские времена профессии военного инженера и рабочего оборонного завода были престижными и высокооплачиваемыми, то сейчас даже азиатский гастарбайтер в России требует зарплату, превосходящую ничтожный заработок рабочего и инженера российской оборонки. И это при том, что топ-менеджеры нашего ВПК имеют зарплату, которая и не снилась Илону Маску.
Чуть ли не каждый день мы читаем в российских СМИ о новых фактах хищений в оборонной промышленности и даже в Министерстве обороны РФ. Это говорит об отсутствии корпоративных «правил игры», основанных на кодексе чести и ответственности за обороноспособность страны.
В текущей реальности де-факто если не исчезло, то оказалось загнанным на задворки коррупционного менталитета сознание причастности к военному сословию, к касте «кшатриев». На мой взгляд, это, возможно, основная причина деградации российской оборонки и примкнувших к ней армии, авиации и флота.
Если в ведущих военных державах «глубинное государство», представляющее из себя симбиоз элитариев ВПК, армии и спецслужб, играет ключевую роль в управлении государством, то в постсоветской России силовики «глубинного государства» оказались в тени оффшорных нуворишей и даже подрабатывают, как говорится, «на подпевке» в их, по сути, криминальных ватагах.
Без возрождения элитной касты воинов-кшатриев невозможно возрождение былой оборонной мощи и военной славы Российской империи и Советского Союза.
Не гоняться за выгодными оборонными заказами на сомнительные прожекты, а приступить к системному осмыслению нынешней катастрофической ситуации в российской экономике, искать альтернативу либерально-приватизационной модели хозяйствования - вот главная задача для аналитиков российского Генштаба, который в былые времена заслуженно называли Мозгом Армии.