Когда дорожает доллар, поведение россиян становится иррациональным
Покупка ненужных вещей может только усугубить экономическое положение бюджета конкретного человека. Психологи советуют не поддаваться панике и избежать приступа шопоголизма.
В один из самых сложных для российского рубля дней люди начали скупать в магазинах автомобили, дорогую технику, брендовую одежду и другие товары, которые обычно не пользуются большим спросом. Согласно результатам исследования, опубликованным российским Центром психотерапии и психологического сопровождения, подобные действия совершаются необдуманно, из-за опасений лишиться привычной комфортной жизни. По мнению руководителя Центра Андрея Бабина, россияне не защищены ни финансово, ни социально, ни политически – отсутствие гарантий государства порождает тревогу: люди начинают жить сознанием, как будто наступает последний день. Массовый шопоголизм, который был связан не с подарками, а тратой денег – не что иное, как попытка отодвинуть этот «последний день» на более поздний срок.
Психолог считает, что россияне слишком привыкли к «хорошей» жизни и утратили возможность эффективно решать проблемы. В попытке уйти от реальности человек, не понимая, почему дорожает доллар, пытается решить вопрос самостоятельно и заняться чем-то доступным и понятным. Шопоголизм стал одним из способов успокоить себя сиюминутно, однако проблема не уходит, а лишь сдвигается по времени на более поздний срок.
Повышенный эмоциональный фон умело используют продавцы, подстраиваясь под чувство тревоги человека за будущее и манипулируя его сознанием. Более конкретно проблему шопоголизма в период нестабильной финансовой ситуации можно объяснить так: люди понимают, что деньги стоят дешевле возможности обеспечить достойную жизнь, но иного пути, как «в магазин» просто не видят.
Ситуация с ценами подогревается СМИ, навязчивой рекламой и заявлениями политиков, возникает состояние искаженной реальности, что, по мнению психологов Центра психотерапии и психологического сопровождения, доказывает психологическую незрелость наших сограждан.
Тем не менее опыт предыдущих финансовых неурядиц научил россиян подходить к решению проблем взвешенно: примеров иррационального поведения в период кризиса 2008 года было гораздо больше. Старший научный сотрудник кафедры социальной психологии МГУ Андрей Онучин советует посещать магазин только с четким планом покупок или просто остановить себя от покупки сейчас и отложить ее на завтра. Временное блокирование спонтанных действий может дать разумное понимание нужности товара и дает осознать финансовую целесообразность покупки.
Психолог считает, что россияне слишком привыкли к «хорошей» жизни и утратили возможность эффективно решать проблемы. В попытке уйти от реальности человек, не понимая, почему дорожает доллар, пытается решить вопрос самостоятельно и заняться чем-то доступным и понятным. Шопоголизм стал одним из способов успокоить себя сиюминутно, однако проблема не уходит, а лишь сдвигается по времени на более поздний срок.
Повышенный эмоциональный фон умело используют продавцы, подстраиваясь под чувство тревоги человека за будущее и манипулируя его сознанием. Более конкретно проблему шопоголизма в период нестабильной финансовой ситуации можно объяснить так: люди понимают, что деньги стоят дешевле возможности обеспечить достойную жизнь, но иного пути, как «в магазин» просто не видят.
Ситуация с ценами подогревается СМИ, навязчивой рекламой и заявлениями политиков, возникает состояние искаженной реальности, что, по мнению психологов Центра психотерапии и психологического сопровождения, доказывает психологическую незрелость наших сограждан.
Тем не менее опыт предыдущих финансовых неурядиц научил россиян подходить к решению проблем взвешенно: примеров иррационального поведения в период кризиса 2008 года было гораздо больше. Старший научный сотрудник кафедры социальной психологии МГУ Андрей Онучин советует посещать магазин только с четким планом покупок или просто остановить себя от покупки сейчас и отложить ее на завтра. Временное блокирование спонтанных действий может дать разумное понимание нужности товара и дает осознать финансовую целесообразность покупки.