Конфликт на французский лад
Улицы крупных российских городов сегодня пестрят зазывными рекламными плакатами, призывающими к покупке той или иной модели какого-нибудь известного автомобильного бренда.
В ход идут заманчивые предложения, типа «кредит с первоначальным взносом 0%» и тому подобные, а слоганы вроде «всем купившим автомобиль опции на $2000 в подарок» по идее их авторов должны заставить потенциальных покупателей бросить все дела и немедленно мчаться в означенный автосалон. Однако, как мы знаем, обещанное на рекламном плакате не всегда совпадает с действительностью, а отсутствие первоначального взноса в кредитной программе банки с лихвой окупают процентными ставками.
Впрочем, иногда и сами покупатели обманываться рады (в силу ли ограниченности финансовых средств или из-за желания сэкономить — гадать не будем) и реагируют на подобного рода маркетинговые «мышеловки», можно сказать, с превеликим удовольствием. Винить их за это мы ни в коем-случае не будем, поскольку нельзя забывать о том, что природа изначально заложила в человеке инстинкт самосохранения, а разве не является желание выгадать при совершении той или иной сделки, а значит сохранить в семейном бюджете часть своего дохода, одним из проявлений этого самого инстинкта? Тем более, когда речь идет о россиянах, за последние 15 лет хлебнувших немало трудностей. Как политического характера, так и экономического толка.
Продолжая эти рассуждения, нельзя не отметить, что политическая стабильность в стране и некоторое улучшение экономической ситуации, наблюдающиеся в последние годы, привели к укреплению в России так называемого среднего класса, который, можно сказать, еще не олигарх, но уже и не простой наемный работник. «Белые воротнички» сегодня интенсивно тратят деньги на то, что в советское время считалось роскошью, а теперь является, если хотите, статусным набором среднего класса.
А поскольку иномарки, как известно, являются в России своеобразным индикатором престижа, нет ничего удивительного в том, что объем их продаж в нашей стране за последние годы увеличился едва ли не вдвое. При этом каждый потенциальный покупатель новенькой иностранной машины небезосновательно считает, что, сделав подобное приобретение, он не только повысит свое реноме в глазах коллег по работе, деловых партнеров, но и обеспечит беззаботное четырехколесное будущее, поскольку, как считают россияне, садясь за руль иномарки, можно забыть о поломках автомобиля, о магазинах автозапчастей и тому подобных жизненных неприятностях, сопровождающих бытие владельцев отечественных авто.
Надо сказать, что в большинстве случаях именно так и получается. Но, именно в большинстве, а не во всех без исключения. Исключения бывают, да еще какие! Вот, например, москвичка Екатерина В. чуть более года назад купила в ЗАО «Компания Розничного Кредитования» (КРК) автомобиль Citroen C4 и, думается, пожалела об этом. Дело в том, что новенький «француз» оказался с норовом и уже через несколько месяцев эксплуатации (пробег, при этом не превысил 10 тыс. километров) начал периодически глохнуть едва ли не посередь дороги. Если учесть, что его стоимость составляет около 22 тыс. долларов, то можно понять, какие чувства испытывала при этом владелица автомобиля, вынужденная тратить деньги на эвакуатор, нервы при общении с работниками спецавтосервиса, но, самое главное — свое личное время.
Опустим подробности разбирательств, в которых вынуждена была участвовать Екатерина В., после очередного инцидента с Citroen C4 потребовавшая у руководства ЗАО «Компания Розничного Кредитования» либо вернуть ей деньги за постоянно ломающийся автомобиль, либо заменить его на такой же. Однако понимания у представителей КРК она не нашла. Впрочем, ничего удивительного в этом нет, поскольку нынешняя розничная торговля товарами длительного пользования, а, значит, и дорогостоящими, построена в России таким образом, что отстоять свои права потребитель может только через суд. В случае с Екатериной В. суда тоже избежать не удается. Вставшее на ее сторону Межрегиональное общественное объединение ОЗПП «Общественный контроль» (www.ozpp.ru), исчерпав все внесудебные способы воздействия на руководство КРК, обратилось в Хамовнический районный суд г. Москвы с требованием привлечь компанию, продавшую некачественный автомобиль и нарушающую ФЗ «О защите прав потребителей», к финансовой ответственности в пользу пострадавшей покупательницы. А, поскольку, автомобиль ей был продан через многоступенчатую схему договоров (проще говоря, «Ситроен центр Москва» (СЦМ) продал автомобиль «Компании Розничного Кредитования», которая, в свою очередь, реализовала его Екатерине В.), то юристы ОЗПП потребовали привлечь к финансовой ответственности и СЦМ. Другими словами, если суд примет решение в пользу потребителя, то означенная в иске сумма возмещения покупателю ущерба на основании действующего законодательства будет разделена между двумя компаниями поровну.
Заметим, что Хамовнический районный суд г. Москвы по этому делу уже проводил слушания. Состоялись они 26 ноября 2006 года, а их итогом стало направление автомобиля на экспертизу в одно из экспертных подразделений Московского автомобильно-дорожного института. «Однако по сей день ни наша организация, ни владелица Citroen C4, ни суд не могут выяснить, что же происходит в этом уважаемом экспертном учреждении с «французским конем», — заявил «Веку» юрист ОЗПП Павел Морозов. — Может быть сбежал, проявив свой загадочный норов? Или экспертам тоже не удается понять загадочную натуру «француза»?».
Расширяя тему и переходя от частного случая с Екатериной В. к существующим тенденциям, Павел Морозов заметил, что не отличаются оперативностью и другие экспертные учреждения, в том числе и государственный Федеральный центр судебных экспертиз при Министерстве юстиции РФ.
По мнению Павла Морозова, улучшить ситуацию поможет только расширение сети экспертных учреждений, совершенствование законодательства об экспертной деятельности, процессуального законодательства. «Наша организация готовит соответствующее предложение, в случае принятия которого существующая нормативно-правовая база в данной сфере правоотношений будет усовершенствована и позволит эффективно и в разумные сроки восстанавливать нарушенные права потребителей», — констатировал он.
Впрочем, иногда и сами покупатели обманываться рады (в силу ли ограниченности финансовых средств или из-за желания сэкономить — гадать не будем) и реагируют на подобного рода маркетинговые «мышеловки», можно сказать, с превеликим удовольствием. Винить их за это мы ни в коем-случае не будем, поскольку нельзя забывать о том, что природа изначально заложила в человеке инстинкт самосохранения, а разве не является желание выгадать при совершении той или иной сделки, а значит сохранить в семейном бюджете часть своего дохода, одним из проявлений этого самого инстинкта? Тем более, когда речь идет о россиянах, за последние 15 лет хлебнувших немало трудностей. Как политического характера, так и экономического толка.
Продолжая эти рассуждения, нельзя не отметить, что политическая стабильность в стране и некоторое улучшение экономической ситуации, наблюдающиеся в последние годы, привели к укреплению в России так называемого среднего класса, который, можно сказать, еще не олигарх, но уже и не простой наемный работник. «Белые воротнички» сегодня интенсивно тратят деньги на то, что в советское время считалось роскошью, а теперь является, если хотите, статусным набором среднего класса.
А поскольку иномарки, как известно, являются в России своеобразным индикатором престижа, нет ничего удивительного в том, что объем их продаж в нашей стране за последние годы увеличился едва ли не вдвое. При этом каждый потенциальный покупатель новенькой иностранной машины небезосновательно считает, что, сделав подобное приобретение, он не только повысит свое реноме в глазах коллег по работе, деловых партнеров, но и обеспечит беззаботное четырехколесное будущее, поскольку, как считают россияне, садясь за руль иномарки, можно забыть о поломках автомобиля, о магазинах автозапчастей и тому подобных жизненных неприятностях, сопровождающих бытие владельцев отечественных авто.
Надо сказать, что в большинстве случаях именно так и получается. Но, именно в большинстве, а не во всех без исключения. Исключения бывают, да еще какие! Вот, например, москвичка Екатерина В. чуть более года назад купила в ЗАО «Компания Розничного Кредитования» (КРК) автомобиль Citroen C4 и, думается, пожалела об этом. Дело в том, что новенький «француз» оказался с норовом и уже через несколько месяцев эксплуатации (пробег, при этом не превысил 10 тыс. километров) начал периодически глохнуть едва ли не посередь дороги. Если учесть, что его стоимость составляет около 22 тыс. долларов, то можно понять, какие чувства испытывала при этом владелица автомобиля, вынужденная тратить деньги на эвакуатор, нервы при общении с работниками спецавтосервиса, но, самое главное — свое личное время.
Опустим подробности разбирательств, в которых вынуждена была участвовать Екатерина В., после очередного инцидента с Citroen C4 потребовавшая у руководства ЗАО «Компания Розничного Кредитования» либо вернуть ей деньги за постоянно ломающийся автомобиль, либо заменить его на такой же. Однако понимания у представителей КРК она не нашла. Впрочем, ничего удивительного в этом нет, поскольку нынешняя розничная торговля товарами длительного пользования, а, значит, и дорогостоящими, построена в России таким образом, что отстоять свои права потребитель может только через суд. В случае с Екатериной В. суда тоже избежать не удается. Вставшее на ее сторону Межрегиональное общественное объединение ОЗПП «Общественный контроль» (www.ozpp.ru), исчерпав все внесудебные способы воздействия на руководство КРК, обратилось в Хамовнический районный суд г. Москвы с требованием привлечь компанию, продавшую некачественный автомобиль и нарушающую ФЗ «О защите прав потребителей», к финансовой ответственности в пользу пострадавшей покупательницы. А, поскольку, автомобиль ей был продан через многоступенчатую схему договоров (проще говоря, «Ситроен центр Москва» (СЦМ) продал автомобиль «Компании Розничного Кредитования», которая, в свою очередь, реализовала его Екатерине В.), то юристы ОЗПП потребовали привлечь к финансовой ответственности и СЦМ. Другими словами, если суд примет решение в пользу потребителя, то означенная в иске сумма возмещения покупателю ущерба на основании действующего законодательства будет разделена между двумя компаниями поровну.
Заметим, что Хамовнический районный суд г. Москвы по этому делу уже проводил слушания. Состоялись они 26 ноября 2006 года, а их итогом стало направление автомобиля на экспертизу в одно из экспертных подразделений Московского автомобильно-дорожного института. «Однако по сей день ни наша организация, ни владелица Citroen C4, ни суд не могут выяснить, что же происходит в этом уважаемом экспертном учреждении с «французским конем», — заявил «Веку» юрист ОЗПП Павел Морозов. — Может быть сбежал, проявив свой загадочный норов? Или экспертам тоже не удается понять загадочную натуру «француза»?».
Расширяя тему и переходя от частного случая с Екатериной В. к существующим тенденциям, Павел Морозов заметил, что не отличаются оперативностью и другие экспертные учреждения, в том числе и государственный Федеральный центр судебных экспертиз при Министерстве юстиции РФ.
По мнению Павла Морозова, улучшить ситуацию поможет только расширение сети экспертных учреждений, совершенствование законодательства об экспертной деятельности, процессуального законодательства. «Наша организация готовит соответствующее предложение, в случае принятия которого существующая нормативно-правовая база в данной сфере правоотношений будет усовершенствована и позволит эффективно и в разумные сроки восстанавливать нарушенные права потребителей», — констатировал он.