Контрафакт от Лазерсервиса
Недавно СМИ сообщили об очередном скандале вокруг экспорта российских военных самолётов. Вернее, вокруг поставки комплектующих для самолётов российского производства.
В частности, российское сервисное предприятие ОАО «ЛазерСервис» обвинили в поставках некачественных комплектующих для самолётов ВВС Индии. Напомню суть публикаций: ряд изданий приводит некий список рекламаций на поставку российских комплектующих для самолётов Су и Миг. Говорится о 86 претензиях за 2012 год. Кроме того, можно понять, что по данным фактам проводилась доследственная проверка МВД РФ – в возбуждении уголовного дела отказано. Проведённые проверки никаких нарушений и браков не показали.
C моей точки зрения, даже несмотря на это, тема контрафакта, пожалуй, одна из самых болезненных проблем современной военной авиации. Более того, я считаю, что сегодня дельцы от оборонки развязали настоящую необъявленную войну против отечественных ВВС, счёт в которой уже идёт на сотни человеческих жизней. Я не преувеличиваю, сотни! И это прежде всего жизни высококлассных пилотов-профессионалов – элиты Российских вооружённых сил. Именно об этом мои записки. Но начать нужно с небольшой предыстории.
Засекреченный частник
Надо сказать, что само существование ОАО «Лазерсервис» в том виде, в каком оно сегодня есть, вызывает массу вопросов. Несмотря на то что это – открытое акционерное общество, в открытом доступе трудно найти нужную информацию о нём. Но дело даже не в этом, а в том, что, судя по указанным в данных публикациях фактам, это якобы частное предприятие. И вот здесь вопрос: кто и когда умудрился приватизировать эту не слишком заметную, но чрезвычайно важную структуру в системе обеспечения обороны страны? Я не знаю обстоятельств этой приватизации, но, с моей точки зрения, здесь есть повод поговорить даже о государственной измене. Да, ни много ни мало, но об этом чуть ниже. А пока попытаюсь объяснить, почему вообще передача в частные руки такого предприятия вызывает массу вопросов.
Дело в том, что основная специализация «Лазерсервиса» – обслуживание и ремонт электронных бортовых систем всех типов летательных аппаратов – от самолётов до ракет. Причём предприятие обслуживает практически весь спектр самого секретного оборудования нашего главного ударного вооружения – системы навигации и пилотирования (включая бортовые компьютеры), автоматического управления полётом, системы наведения на цель и т.д. Причём два наиболее известных партнёра и заказчика «Лазерсервиса» – это фирмы «Сухой» и «Миг», то есть основа нашей боевой авиации.
Брак приводил к катастрофам?
Я подчеркну, что «Лазерсервис» обслуживает все самые секретные части большинства наших боевых самолётов, – это очень важно для понимания всего происходящего. И вот здесь-то и начинается самое интересное. Все, у кого есть свой автомобиль, могут примерно представить, как происходит техническое обслуживание боевого самолёта. Приходит время регламентных работ (по автомобильному ТО), и самолёт отгоняют на специальный завод (сервисный центр), где он проходит комплексное обслуживание. А теперь представьте: вы загоняете авто в сервисный центр, а вам там говорят, что вот всю механику и двигатель обслужат, а по поводу электроники надо договариваться отдельно вон с той фирмой. И, более того, пока вы не договоритесь с ними, по их ценам, вам не будут ремонтировать всё остальное.
Причём в реальности всё, что происходит с нашими боевыми «сушками» и Мигами в сервисных центрах, в разы интереснее. Наши ВВС обслуживает принадлежащее Минобороны предприятие «Авиаремонт» – включает в себя порядка 20 авиационных заводов. Кстати говоря, оно входит в систему «Оборонсервиса», и руководит им до сих пор одна из «женщин Сердюкова» – Ирина Кривич. В реальности «Лазерсервис» на большинстве этих предприятий даже не присутствует – внимание, самую важную, самую секретную часть наших ударных боевых самолётов ремонтируют частные фирмы, привлечённые по аутсорсингу (отсюда и отсутствие формальных претензий по качеству ремонта – мол, это не мы делали ремонт, а вон та фирма, которая к нам никакого отношения не имеет). Отсюда и качество ремонта.
Сразу после крушения индийской «сушки» ряд специализированных западных источников отметил, что это как минимум третий случай, когда самолёт перед крушением очень сильно болтало в воздухе. Специалисты скажут, что самая вероятная причина в случае с «сушкой» (у которой отличный планер) – отказ бортовой электродистанционной системы управления полётом. А конкретно той части бортового компьютера, которая управляла ею (впоследствии это официально было подтверждено индийскими властями в одном из двух случаев, по третьему, нынешнему, пока ещё нет результатов). А теперь внимание: в тех статьях, на которые я ссылаюсь, есть упоминание о том, что обслуживание этих самолётов осуществляется специальным подразделением Рособоронэкспорта, в которое входит «Лазерсервис». И система ЭДСУ – это прямая ответственность этой организации, более того, в списке рекламаций упоминаются некие компьютерные платы. Одним словом, даже несмотря на завесу секретности, всё как-то очень совпадает. Более того, я хочу сказать, что скорее всего отказ ЭДСУ не стал основной причиной крушения – у индийских лётчиков очень мало часов налёта, более опытный пилот вполне мог спасти машину.
Собственно, продолжать перечисление можно очень долго – нам об этом мало говорят, но авиационные происшествия с военными самолётами происходят практически каждую неделю. Чтобы был понятен масштаб проблемы – например, мало кто знает, что у наших знаменитых «Стрижей» какие-то поломки бортовых систем случаются практически каждый вылет. В основном это электроника, и главная причина – дефицит и качество запчастей. Но вместе с тем Министерство обороны общую статистику авиационных происшествий скрывает от нас. А она, судя по всему, просто ужасающа! В 2003 году совершенно случайно такие данные за подписью генерала Генштаба ВВС Солнцева попали в СМИ – оказывается, за неполные три года в России произошло более 50 катастроф с военными аппаратами. Погибли 178 (!) человек – и это без войны в Чечне. Основные причины – слабая подготовка пилотов и отказы техники. А главная причина отказа – контрафактные запчасти и износ техники (читай отсутствие обслуживания).
Кто ответит?
И здесь мы подходим к личности тех, кто, собственно, развязал эту войну против собственного народа (упрекайте меня за высокий стиль, но это именно так). В начале статьи я ссылался на публикации в отношении «Лазерсервиса». Дело в том, что к этой фирме уже однажды были вопросы по поводу контрафактных запчастей. Причём на самом высоком уровне. В начале 2006 года сотрудники ФСБ и спецпрокуратуры Москвы выявили на складе РСК «МиГ» устаревшие запчасти для истребителей, которые по подложным техническим паспортам проходили как новые, и сорвали сделку на несколько миллионов рублей. Вместе с этим выяснилось, что один из поставщиков РСК «МиГ» — ОАО «АТК «Авиаремснаб», приобретя необходимые польской стороне запчасти на разных предприятиях, заплатил за них 3,5 млн рублей. Все просроченные запчасти к Мигам якобы были перед этим отправлены в ОАО «Лазерсервис», где им и придавали соответствующий вид новых блоков.
Затем ОАО «АТК «Авиаремснаб» буквально через несколько месяцев засветилось в другом грандиозном скандале – с поставками истребителей Алжиру, о которых договаривался лично президент Путин. Контракт с Алжиром на общую сумму 1,3 млрд долларов был заключён в марте 2006 года во время визита в эту страну президента РФ Владимира Путина и предусматривал поставку 28 боевых Миг-29 СМТ и 6 учебно-боевых Миг-29 УБ, а также комплектующих к ним. Однако в мае 2007 года, получив первые 15 Мигов, алжирская сторона заявила о том, что выявила на них некондиционные комплектующие. В октябре того же года Алжир жёстко поставил перед Москвой вопрос о возврате самолётов и уплаченных за них денег, заявив, что в противном случае он откажется от своих обязательств по другим сделкам. И вновь следствие установило, что контрафактные детали, которые стояли на этих истребителях, проходили очистку и легализацию на предприятиях «Лазерсервиса». Дело в том, что посредников в этой сфере довольно много (поставка комплектующих для электронных систем боевых самолётов), а вот реальные производственные мощности есть лишь в «Лазерсервисе». И что, эти люди не знали, что делают, когда оформляли заведомо поддельные документы на очень сложные детали в боевые машины? То есть в любом случае поставщики контрафакта не смогут пройти мимо них. И вот теперь очередной скандал с этой фирмой по поводу поставок в Индию – и здесь можно только задаться вопросом: если люди не стесняются такое проделывать на самом высоком уровне с экспортными поставками, то что они творят в собственной стране?
И здесь я хочу вновь вернуться к теме государственной тайны, которую затронул вначале. Я не могу в соответствии с законом о гостайне говорить о том, какие системы ещё обслуживает частное предприятие «Лазерсервис». Но, например, совершенно без отношения к этому предприятию системы наведения и автоматического управления полётом есть в нашем главном оружии – ракетах «Тополь». И их главный конструктор академик Соломонов несколько лет назад прямо заявил, что к их обслуживанию очень много вопросов. Действительно, зачем нужна суперсовременная ракета, если из-за бракованной детали она не попадёт в цель?
Знаете, я уже много лет пишу на эти темы – про авиакатастрофы, коррупцию и воровство. И у меня сложилось твёрдое убеждение, что единственный способ остановить всё это – максимально жёсткие меры. Сегодня цена контрафакта в оборонке – это сотни человеческих жизней, прежде всего элиты наших вооружённых сил, и прямая безопасность страны.
C моей точки зрения, даже несмотря на это, тема контрафакта, пожалуй, одна из самых болезненных проблем современной военной авиации. Более того, я считаю, что сегодня дельцы от оборонки развязали настоящую необъявленную войну против отечественных ВВС, счёт в которой уже идёт на сотни человеческих жизней. Я не преувеличиваю, сотни! И это прежде всего жизни высококлассных пилотов-профессионалов – элиты Российских вооружённых сил. Именно об этом мои записки. Но начать нужно с небольшой предыстории.
Засекреченный частник
Надо сказать, что само существование ОАО «Лазерсервис» в том виде, в каком оно сегодня есть, вызывает массу вопросов. Несмотря на то что это – открытое акционерное общество, в открытом доступе трудно найти нужную информацию о нём. Но дело даже не в этом, а в том, что, судя по указанным в данных публикациях фактам, это якобы частное предприятие. И вот здесь вопрос: кто и когда умудрился приватизировать эту не слишком заметную, но чрезвычайно важную структуру в системе обеспечения обороны страны? Я не знаю обстоятельств этой приватизации, но, с моей точки зрения, здесь есть повод поговорить даже о государственной измене. Да, ни много ни мало, но об этом чуть ниже. А пока попытаюсь объяснить, почему вообще передача в частные руки такого предприятия вызывает массу вопросов.
Дело в том, что основная специализация «Лазерсервиса» – обслуживание и ремонт электронных бортовых систем всех типов летательных аппаратов – от самолётов до ракет. Причём предприятие обслуживает практически весь спектр самого секретного оборудования нашего главного ударного вооружения – системы навигации и пилотирования (включая бортовые компьютеры), автоматического управления полётом, системы наведения на цель и т.д. Причём два наиболее известных партнёра и заказчика «Лазерсервиса» – это фирмы «Сухой» и «Миг», то есть основа нашей боевой авиации.
Брак приводил к катастрофам?
Я подчеркну, что «Лазерсервис» обслуживает все самые секретные части большинства наших боевых самолётов, – это очень важно для понимания всего происходящего. И вот здесь-то и начинается самое интересное. Все, у кого есть свой автомобиль, могут примерно представить, как происходит техническое обслуживание боевого самолёта. Приходит время регламентных работ (по автомобильному ТО), и самолёт отгоняют на специальный завод (сервисный центр), где он проходит комплексное обслуживание. А теперь представьте: вы загоняете авто в сервисный центр, а вам там говорят, что вот всю механику и двигатель обслужат, а по поводу электроники надо договариваться отдельно вон с той фирмой. И, более того, пока вы не договоритесь с ними, по их ценам, вам не будут ремонтировать всё остальное.
Причём в реальности всё, что происходит с нашими боевыми «сушками» и Мигами в сервисных центрах, в разы интереснее. Наши ВВС обслуживает принадлежащее Минобороны предприятие «Авиаремонт» – включает в себя порядка 20 авиационных заводов. Кстати говоря, оно входит в систему «Оборонсервиса», и руководит им до сих пор одна из «женщин Сердюкова» – Ирина Кривич. В реальности «Лазерсервис» на большинстве этих предприятий даже не присутствует – внимание, самую важную, самую секретную часть наших ударных боевых самолётов ремонтируют частные фирмы, привлечённые по аутсорсингу (отсюда и отсутствие формальных претензий по качеству ремонта – мол, это не мы делали ремонт, а вон та фирма, которая к нам никакого отношения не имеет). Отсюда и качество ремонта.
Сразу после крушения индийской «сушки» ряд специализированных западных источников отметил, что это как минимум третий случай, когда самолёт перед крушением очень сильно болтало в воздухе. Специалисты скажут, что самая вероятная причина в случае с «сушкой» (у которой отличный планер) – отказ бортовой электродистанционной системы управления полётом. А конкретно той части бортового компьютера, которая управляла ею (впоследствии это официально было подтверждено индийскими властями в одном из двух случаев, по третьему, нынешнему, пока ещё нет результатов). А теперь внимание: в тех статьях, на которые я ссылаюсь, есть упоминание о том, что обслуживание этих самолётов осуществляется специальным подразделением Рособоронэкспорта, в которое входит «Лазерсервис». И система ЭДСУ – это прямая ответственность этой организации, более того, в списке рекламаций упоминаются некие компьютерные платы. Одним словом, даже несмотря на завесу секретности, всё как-то очень совпадает. Более того, я хочу сказать, что скорее всего отказ ЭДСУ не стал основной причиной крушения – у индийских лётчиков очень мало часов налёта, более опытный пилот вполне мог спасти машину.
Собственно, продолжать перечисление можно очень долго – нам об этом мало говорят, но авиационные происшествия с военными самолётами происходят практически каждую неделю. Чтобы был понятен масштаб проблемы – например, мало кто знает, что у наших знаменитых «Стрижей» какие-то поломки бортовых систем случаются практически каждый вылет. В основном это электроника, и главная причина – дефицит и качество запчастей. Но вместе с тем Министерство обороны общую статистику авиационных происшествий скрывает от нас. А она, судя по всему, просто ужасающа! В 2003 году совершенно случайно такие данные за подписью генерала Генштаба ВВС Солнцева попали в СМИ – оказывается, за неполные три года в России произошло более 50 катастроф с военными аппаратами. Погибли 178 (!) человек – и это без войны в Чечне. Основные причины – слабая подготовка пилотов и отказы техники. А главная причина отказа – контрафактные запчасти и износ техники (читай отсутствие обслуживания).
Кто ответит?
И здесь мы подходим к личности тех, кто, собственно, развязал эту войну против собственного народа (упрекайте меня за высокий стиль, но это именно так). В начале статьи я ссылался на публикации в отношении «Лазерсервиса». Дело в том, что к этой фирме уже однажды были вопросы по поводу контрафактных запчастей. Причём на самом высоком уровне. В начале 2006 года сотрудники ФСБ и спецпрокуратуры Москвы выявили на складе РСК «МиГ» устаревшие запчасти для истребителей, которые по подложным техническим паспортам проходили как новые, и сорвали сделку на несколько миллионов рублей. Вместе с этим выяснилось, что один из поставщиков РСК «МиГ» — ОАО «АТК «Авиаремснаб», приобретя необходимые польской стороне запчасти на разных предприятиях, заплатил за них 3,5 млн рублей. Все просроченные запчасти к Мигам якобы были перед этим отправлены в ОАО «Лазерсервис», где им и придавали соответствующий вид новых блоков.
Затем ОАО «АТК «Авиаремснаб» буквально через несколько месяцев засветилось в другом грандиозном скандале – с поставками истребителей Алжиру, о которых договаривался лично президент Путин. Контракт с Алжиром на общую сумму 1,3 млрд долларов был заключён в марте 2006 года во время визита в эту страну президента РФ Владимира Путина и предусматривал поставку 28 боевых Миг-29 СМТ и 6 учебно-боевых Миг-29 УБ, а также комплектующих к ним. Однако в мае 2007 года, получив первые 15 Мигов, алжирская сторона заявила о том, что выявила на них некондиционные комплектующие. В октябре того же года Алжир жёстко поставил перед Москвой вопрос о возврате самолётов и уплаченных за них денег, заявив, что в противном случае он откажется от своих обязательств по другим сделкам. И вновь следствие установило, что контрафактные детали, которые стояли на этих истребителях, проходили очистку и легализацию на предприятиях «Лазерсервиса». Дело в том, что посредников в этой сфере довольно много (поставка комплектующих для электронных систем боевых самолётов), а вот реальные производственные мощности есть лишь в «Лазерсервисе». И что, эти люди не знали, что делают, когда оформляли заведомо поддельные документы на очень сложные детали в боевые машины? То есть в любом случае поставщики контрафакта не смогут пройти мимо них. И вот теперь очередной скандал с этой фирмой по поводу поставок в Индию – и здесь можно только задаться вопросом: если люди не стесняются такое проделывать на самом высоком уровне с экспортными поставками, то что они творят в собственной стране?
И здесь я хочу вновь вернуться к теме государственной тайны, которую затронул вначале. Я не могу в соответствии с законом о гостайне говорить о том, какие системы ещё обслуживает частное предприятие «Лазерсервис». Но, например, совершенно без отношения к этому предприятию системы наведения и автоматического управления полётом есть в нашем главном оружии – ракетах «Тополь». И их главный конструктор академик Соломонов несколько лет назад прямо заявил, что к их обслуживанию очень много вопросов. Действительно, зачем нужна суперсовременная ракета, если из-за бракованной детали она не попадёт в цель?
Знаете, я уже много лет пишу на эти темы – про авиакатастрофы, коррупцию и воровство. И у меня сложилось твёрдое убеждение, что единственный способ остановить всё это – максимально жёсткие меры. Сегодня цена контрафакта в оборонке – это сотни человеческих жизней, прежде всего элиты наших вооружённых сил, и прямая безопасность страны.