Кто разваливал систему кадастра недвижимости в России
Одна из главных проблем России – земельно-имущественные отношения. Не секрет, что сегодня в стране часть земель не внесена в кадастр, сделки по оформлению прав на недвижимость регистрируются слишком долго, сведения о регистрации и объектах часто искажены, а порой и вовсе исчезают из реестра.
Свои надежды на исправление ситуации специалисты Минэкономразвития связывают с программой «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 годы)», которая 3 октября 2013 года была принята Правительством РФ. В конце концов, рано или поздно надо было создать оперативную и достоверную систему регистрации недвижимости и кадастрового учета земли. Новая система должна защитить от многих рисков рядовых граждан, предпринимателей, создать дополнительную налогооблагаемую базу. По расчетам самого Росреестра, реализация программы принесет государству до 5 трлн. рублей.
Но уже на стадии обсуждения концепции новой федеральной целевой программы руководство Минэкономразвития решило провести серьезный аудит самого Росреестра и тогдашний глава Минэкономразвития Андрей Белоусов инициировал масштабную проверку этого ведомства Счетной Палатой РФ. В результате проверочных мероприятий выявилось, что значительная часть бюджета проекта освоена с нарушениями. Как считают аудиторы Счетной палаты, 2,5 млрд. рублей составили нецелевые расходы, 5,8 млрд. рублей израсходовано неэффективно, еще 8,2 млрд. рублей составили «безрезультатные расходы», а 5,1 млрд. рублей Росреестр вообще не имел права тратить.
По данным Счетной палаты РФ, в полной мере ни одна из целей, предусмотренных паспортом подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости (2006-2012 годы)» не достигнута. «Система государственного кадастрового учета объектов недвижимости на всей территории РФ, включая внедрение на территории Российской Федерации автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости (далее АИС ГКН), информационно наполненная сведениями об объектах недвижимости и являющаяся источником формирования налоговой базы, не создана», – сделали выводы ревизоры Счетной палаты.
Возникает резонный вопрос: а кто эти чиновники, ответственные за реализацию (точнее, нереализацию!) подпрограммы. Сегодня у всех на слуху заместитель руководителя Росреестра С.А. Сапельников, принявший результаты работ по госконтрактам, по которым и была выявлена часть финансовых нарушений.
Стоит вспомнить всех, кто стоял у руля этого ведомства в разные годы. Во-первых, это Михаил Мишустин, который руководил Роснедвижимостью в период с 2004 по 2006 годы (в настоящее время возглавляет налоговую службу России). Кстати, именно он выступил инициатором подпрограммы. Это и Сергей Подобед, возглавлявший ту же Роснедвижимость в начальный период действия программы с 2007 по 2008 годы. Нелишне упомянуть и Виктора Кислова, который исполнял обязанности руководителя с 2008 по 2009 годы (сейчас он является советником М.Мишустина), а также бывшего руководителя вновь созданной в 2009 году службы госрегистрации кадастра и картографии Сергея Васильева, ныне Директор Департамента контроля и проверки выполнения решений Правительства РФ. Он руководил Росреестром на протяжении последних четырех лет вплоть до завершения подпрограммы и весьма сложно представить, что С.Васильев не знал о многочисленных нарушениях, которые сегодня стали предметом серьезных выводов Минэкономразвития РФ и силовых структур.
М.Мишустин
Если заглянуть глубже, то можно увидеть, что первоначальный вариант подпрограммы был утвержден Правительством РФ в 2001 году. И уже в 2007 году должна была заработать автоматизированная информационная система, позволяющая вести государственный кадастр и учет недвижимого имущества. Вместо этого, в 2005 году правительство принимает новую подпрограмму, которая изначально не была предусмотрена.
В то же время результаты проверки дают пищу для размышлений об эффективности тогдашнего управления данной отраслью.
В частности, в рамках обновленной подпрограммы была предусмотрена реконструкция административного здания с элементами реставрации вновь выявленного объекта культурного наследия «Здание правления Курско-Киевской (Воронежской) железной дороги, 1810-1890 гг.», расположенного на Чистопрудном бульваре, д.6/19, стр.1 общей площадью 8 630,3 кв. метра. Заказчиком работ в период с 2006 по июль 2009 года выступала Роснедвижимость. В связи с ее ликвидацией здание было передано в оперативное управление Росреестру, который с ноября 2009 по 2012 год выполнял функции заказчика работ.
Как пояснил информированный источник, речь идет о здании, подвергающемуся непрерывной реконструкции («реставрации») начиная с 2006 года, и которая не завершена до сегодняшнего дня. Необходимо отметить, что в период, когда заказчиком работ выступала Роснедвижимость (с 2006 года до 2009 год), данную тему в этом ведомстве курировал заместители руководителя В.А. Самолетов и В.С. Кислов, ныне работающие в системе ФНС России у М.Мишустина, возглавлявшего, как мы помним, в ту пору Роснедвижимость (кураторы, как видно, кочуют всей бригадой).
С.Васильев
С 2009 года данный вопрос в Росреестре до октября до октября 2013 года курировал заместитель руководителя ведомства Ю.А. Акиньшин. При всем этом объем уже произведенных затрат на «реставрацию» здания перевалил за 2,2 млрд. рублей, а согласно утвержденному в 2005 году правительством документу реализация подпрограммы, т.е. и завершение реконструкции административного здания Росреестра, должна быть завершена до конца 2012 года, но задние до сих пор не функционирует.
А если задаться вопросом, во сколько же обошелся российскому бюджету на сегодняшний день квадратный метр площади здания в центре Москвы, то путем нехитрых математических операций получаем сумму в 255 тыс. рублей. Отдельно стоит отметить, что, по мнению экспертов, стоимость обслуживания здания после его ввода в эксплуатацию, помимо уже затраченных бюджетных средств, составит в среднем 70-80 млн. рублей в год.
Как стало известно, 1 октября министр экономического развития Алексей Улюкаев объявил, что Сапельников и Акиньшин уволены по итогам проведенной Минэкономразвития служебной проверки.
А 3 октября в СК РФ подтвердили появившуюся в СМИ информацию о возбуждении уголовного дела в связи с выявленными Счетной палатой РФ нарушениями в Росреестре.
Будем надеяться, что новая федеральная программа развития единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости заработает без сбоев и принесет реальные результаты, повысив гарантии прав граждан при регистрации недвижимости.
Семен Святов
Но уже на стадии обсуждения концепции новой федеральной целевой программы руководство Минэкономразвития решило провести серьезный аудит самого Росреестра и тогдашний глава Минэкономразвития Андрей Белоусов инициировал масштабную проверку этого ведомства Счетной Палатой РФ. В результате проверочных мероприятий выявилось, что значительная часть бюджета проекта освоена с нарушениями. Как считают аудиторы Счетной палаты, 2,5 млрд. рублей составили нецелевые расходы, 5,8 млрд. рублей израсходовано неэффективно, еще 8,2 млрд. рублей составили «безрезультатные расходы», а 5,1 млрд. рублей Росреестр вообще не имел права тратить.
По данным Счетной палаты РФ, в полной мере ни одна из целей, предусмотренных паспортом подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости (2006-2012 годы)» не достигнута. «Система государственного кадастрового учета объектов недвижимости на всей территории РФ, включая внедрение на территории Российской Федерации автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости (далее АИС ГКН), информационно наполненная сведениями об объектах недвижимости и являющаяся источником формирования налоговой базы, не создана», – сделали выводы ревизоры Счетной палаты.
Возникает резонный вопрос: а кто эти чиновники, ответственные за реализацию (точнее, нереализацию!) подпрограммы. Сегодня у всех на слуху заместитель руководителя Росреестра С.А. Сапельников, принявший результаты работ по госконтрактам, по которым и была выявлена часть финансовых нарушений.
Стоит вспомнить всех, кто стоял у руля этого ведомства в разные годы. Во-первых, это Михаил Мишустин, который руководил Роснедвижимостью в период с 2004 по 2006 годы (в настоящее время возглавляет налоговую службу России). Кстати, именно он выступил инициатором подпрограммы. Это и Сергей Подобед, возглавлявший ту же Роснедвижимость в начальный период действия программы с 2007 по 2008 годы. Нелишне упомянуть и Виктора Кислова, который исполнял обязанности руководителя с 2008 по 2009 годы (сейчас он является советником М.Мишустина), а также бывшего руководителя вновь созданной в 2009 году службы госрегистрации кадастра и картографии Сергея Васильева, ныне Директор Департамента контроля и проверки выполнения решений Правительства РФ. Он руководил Росреестром на протяжении последних четырех лет вплоть до завершения подпрограммы и весьма сложно представить, что С.Васильев не знал о многочисленных нарушениях, которые сегодня стали предметом серьезных выводов Минэкономразвития РФ и силовых структур.
М.Мишустин
Если заглянуть глубже, то можно увидеть, что первоначальный вариант подпрограммы был утвержден Правительством РФ в 2001 году. И уже в 2007 году должна была заработать автоматизированная информационная система, позволяющая вести государственный кадастр и учет недвижимого имущества. Вместо этого, в 2005 году правительство принимает новую подпрограмму, которая изначально не была предусмотрена.
В то же время результаты проверки дают пищу для размышлений об эффективности тогдашнего управления данной отраслью.
В частности, в рамках обновленной подпрограммы была предусмотрена реконструкция административного здания с элементами реставрации вновь выявленного объекта культурного наследия «Здание правления Курско-Киевской (Воронежской) железной дороги, 1810-1890 гг.», расположенного на Чистопрудном бульваре, д.6/19, стр.1 общей площадью 8 630,3 кв. метра. Заказчиком работ в период с 2006 по июль 2009 года выступала Роснедвижимость. В связи с ее ликвидацией здание было передано в оперативное управление Росреестру, который с ноября 2009 по 2012 год выполнял функции заказчика работ.
Как пояснил информированный источник, речь идет о здании, подвергающемуся непрерывной реконструкции («реставрации») начиная с 2006 года, и которая не завершена до сегодняшнего дня. Необходимо отметить, что в период, когда заказчиком работ выступала Роснедвижимость (с 2006 года до 2009 год), данную тему в этом ведомстве курировал заместители руководителя В.А. Самолетов и В.С. Кислов, ныне работающие в системе ФНС России у М.Мишустина, возглавлявшего, как мы помним, в ту пору Роснедвижимость (кураторы, как видно, кочуют всей бригадой).
С.Васильев
С 2009 года данный вопрос в Росреестре до октября до октября 2013 года курировал заместитель руководителя ведомства Ю.А. Акиньшин. При всем этом объем уже произведенных затрат на «реставрацию» здания перевалил за 2,2 млрд. рублей, а согласно утвержденному в 2005 году правительством документу реализация подпрограммы, т.е. и завершение реконструкции административного здания Росреестра, должна быть завершена до конца 2012 года, но задние до сих пор не функционирует.
А если задаться вопросом, во сколько же обошелся российскому бюджету на сегодняшний день квадратный метр площади здания в центре Москвы, то путем нехитрых математических операций получаем сумму в 255 тыс. рублей. Отдельно стоит отметить, что, по мнению экспертов, стоимость обслуживания здания после его ввода в эксплуатацию, помимо уже затраченных бюджетных средств, составит в среднем 70-80 млн. рублей в год.
Как стало известно, 1 октября министр экономического развития Алексей Улюкаев объявил, что Сапельников и Акиньшин уволены по итогам проведенной Минэкономразвития служебной проверки.
А 3 октября в СК РФ подтвердили появившуюся в СМИ информацию о возбуждении уголовного дела в связи с выявленными Счетной палатой РФ нарушениями в Росреестре.
Будем надеяться, что новая федеральная программа развития единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости заработает без сбоев и принесет реальные результаты, повысив гарантии прав граждан при регистрации недвижимости.
Семен Святов