Лес на Байкале вырубят, ...но аккуратно
Лес рубят, щепки летят. Кому-то эти щепки портят карьеру, а кому-то, наоборот, создают. История с вырубкой тайги вокруг Байкала оказалась напрямую связана с тем, что новоиспеченный губернатор Иркутской области избрался с результатом выше 60%.
Почему власти разрешили рубить лес?
31 июля президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон о сплошных рубках леса вокруг озера Байкал – в Иркутской области и Республике Бурятия. Это решение вызвало сильный протест как со стороны местных жителей, так и со стороны научной общественности. Иркутяне и улан-удэнцы устраивали митинги и пикеты в поддержку Байкала. А научный совет РАН обратился к Путину с открытым письмом с просьбой не допустить разрушения экосистем вокруг озера. Закон всё же был принят, а чиновники всех уровней немедленно пообещали взять на себя повышенные обязательства по сохранению тайги и минимизации ущерба природе.
Закон о сплошной рубке принят для вполне конкретных целей: расширить Транссиб. И, в частности, построить вторую железнодорожную ветку. Сейчас почти на всем протяжении БАМа действует лишь одна колея, что затрудняет движение поездов. Два движущихся навстречу состава не могут разъехаться, из-за чего одному из них приходится ожидать на разъезде, пока пройдет встречный поезд.
Тем временем, объемы грузоперевозок растут. Ежедневно в обе стороны идут сотни товарных вагонов с углем, рудой, нефтью и лесом. В рамках федерального проекта «Железнодорожный транспорт и транзит» на развитие сети планируется потратить 1,3 трлн. рублей. Уже в 2020 году пропускная способность Байкало-Амурской магистрали должна вырасти до 120 млн. тонн, а к 2024 году - до 180 млн. тонн.
Разумеется, такие масштабные проекты невозможны без расчистки дополнительного пространства, что подразумевает вырубку тайги. Железнодорожники утверждают, что речь идет всего лишь об узкой полоске вдоль уже существующего пути, то есть лес пострадает минимально. Однако этим обещаниям не верят ни экологи, ни общественность.
Согласно новому законодательству, до 2024 года на территории, граничащей с северной частью Байкала, разрешается строить не только железнодорожные пути, но и связанные с ними объекты – мосты, автомобильные дороги, объекты инфраструктуры, аэродромы и речные порты. Под запретом жилищное, рекреационное и иное строительство, не связанное напрямую с деятельностью железной дороги.
Последним пунктом недовольны обе стороны – железнодорожники говорят, что это ограничивает возможность построить новые дома для обслуживающего персонала станций. Защитники Байкала, напротив, отмечают, что под фразу «объекты, предназначенные для модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» можно подвести всё, что угодно. Особенно тревожно это выглядит на фоне отмены экологической экспертизы. Долгое время она была единственным сдерживающим фактором, который не позволял вырубить на корню тайгу в Сибири.
«Если РЖД захочет построить хранилище мазута для тепловозов на берегу Байкала в Северобайкальске, то им ничего не помешает это сделать. Если этот мазут потом выльется в озеро, будет катастрофа, сравнимая с норильской», – прокомментировал ситуацию руководитель программы по особо охраняемым природным территориям российского отделения «Гринпис», юрист Михаил Крейндлин.
Как выборы повлияли на ситуацию?
Стоит отметить, что основные страсти вокруг законопроекта разыгрались накануне недавних губернаторских выборов. Иркутская область считается «красным» регионом. В прошлый раз здесь довольно уверенно победил коммунист Сергей Левченко, который руководил областью 4 года, после чего ушел в отставку якобы «по собственному желанию».
Врио губернатора был назначен Игорь Кобзев, человек в регионе чужой, воспринятый местными элитами прохладно. История с вырубкой лесов на Байкале могла и вовсе похоронить его в глазах иркутян, став отправной точкой для протестного голосования – не столько против Кобзева как самостоятельного политика, сколько против него как представителя власти как таковой.
Желая снизить это напряжение, ответственность за вырубку лесов вокруг Байкала публично решили возложить на другого чиновника – главу РЖД Олега Белозерова. Именно ему пришлось принимать на себя всю критику Владимира Путина по новому проекту. При этом назначенного врио президент показательно хвалил и обещал поддержку региону.
«Еще раз подчеркну: пренебрежительное отношение к природе, тем более, к уникальной Байкальской экосистеме абсолютно недопустимо. В прошлые годы, десятилетия много было допущено ошибок. Сегодня важно, что данные мною в июле поручения Игорь Иванович уже практически все отработал. Но мы поняли сегодня в ходе обсуждения, что есть еще над чем работать дальше. Подписанный план мероприятий и меморандум, о котором шла речь, только что мы говорили с руководителем «РЖД», по расширению БАМа и Транссиба, этот меморандум должен неукоснительно исполняться. Хочу обратить на это ваше внимание», – заявил Путин на совещании, которое состоялось 8 сентября.
Чуть ранее Кобзев поспешил обозначить собственную позицию по «горячему» для региона вопросу: в августе накануне подписания меморандума между правительством области и РЖД он заявил о том, что сплошных и тотальных вырубок леса не допустит.
По мнению политолога Дарьи Кислицыной, обратившись к президенту с таким заявлением, Кобзев тем самым перехватил инициативу у коммунистов, которые к этому моменту уже попытались объявить себя защитниками природы Байкала. Руководитель Лаборатории социальных исследований Института региональных проблем (ИРП), политолог Петр Кирьян также отметил эффективность отработки кейса рубки леса как составляющей избирательной кампании Кобзева: «Был кейс возможной рубки леса вдоль Байкала, чтобы прошла новая магистраль РЖД — вопрос поднимался в нескольких ипостасях, Кобзев тоже просил обратить внимание. В итоге с РЖД регион подписал соглашение, что после экспертизы можно допустить рубку там, где реально нужно это для прокладки путей. Кобзев повернул тут ситуацию так, что было достигнуто взаимно приемлемое решение. Глядя на историю с Шиханами, где главе Башкирии пришлось лично ездить и разруливать, лучше начинать говорить с людьми и выстраивать отношения между местными жителями и большими компаниями-корпорациями сразу. Не дожидаться, пока это перейдет в какую-то фазу противостояния. Кобзев тут грамотно распорядился имеющимися у него ресурсами и нашел приемлемое для всех сторон решение».
Президент консалтингового агентства Bakster-group Дмитрий Гусев, в свою очередь, считает, что таким образом Кобзев показал, в том числе и местным элитам, как он умеет эффективно договариваться с федеральным центром.
Сам Олег Белозеров побывал и в Иркутской области, и в Бурятии, где провел встречи с местным руководством и представителями общественности. Речи его были полны заверений, что природа не только не пострадает, но и станет лучше прежнего. Железнодорожники взяли на себя повышенные обязательства по высадке деревьев. Взамен каждого спиленного на нужды БАМа будет высажено по три новых – на территориях, где тайга была уничтожена пожарами. Также РЖД обещает построить очистные сооружения и помочь с разведением омуля.
Чтобы подтвердить слова делом, в начале сентября сотрудники Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД) высадили 4 тыс. сосен в пригороде Иркутска на месте сгоревшего леса. За ними будут ухаживать 8 лет, дальше деревья будут переданы местному лесничеству. Этими саженцами железная дорога компенсировала вырубку, производившуюся в 2013 – 2018 годах при строительстве нового туннеля.
По поводу экологической экспертизы, отмена которой вызывает особую обеспокоенность общественности, Олег Белозеров заявил, что она будет проводиться с привлечением местных специалистов. «Уверен, что мы найдем тот баланс, который покажет всем, как охранять наши святыни. Экологическая экспертиза в данном случае не только не утрачивается, а будет присутствовать в обязательном порядке», - сообщил он на пресс-конференции в Улан-Удэ.
Глава Республики Бурятия Алексей Цыденов со своей стороны также пообещал полнейшую открытость, доступ народного контроля на места строительства новых объектов и даже финансирование этих поездок из республиканского бюджета. Более того, РЖД проанонсировали установку видеокамер с прямой трансляцией в Интернет на месте рубок, чтобы каждый житель Приангарья мог своими глазами увидеть, аккуратно ли пилят лес и не злоупотребляют ли строители полномочиями.
Но вернемся к выборам в Иркутской области. Игорю Кобзеву предрекали сложную борьбу и второй тур голосования. Однако он одержал победу уже в первом туре, набрав 60% голосов. Сложно сказать, что на это повлияло больше – действительно ли сработала пиар-акция РЖД по обелению вырубки тайги вокруг Байкала или проблема была в КПРФ, которая не смогла показать себя достаточно убедительно. Но факт остается фактом, Иркутской областью будет руководить человек, одобренный властью.
Справится он или нет, покажет время. А местных жителей сейчас больше волнует вопрос, сохранят ли тайгу вокруг Байкала или, пользуясь лазейками в новом законе, вырубят всё, что можно, и отправят древесину в Китай по свежепостроенной ветке БАМа. Заявления руководства страны, региональных чиновников и представителей железной дороги выглядят подозрительно бравурными. Хочется верить, что они смогут выполнить хотя бы половину своих обещаний.
«Меморандум между областью и РЖД не более чем попытка сделать хорошую мину при плохой игре. Рубить лес, скорее всего, все равно будут, как и расширять железную дорогу. Но ситуативно негатив от тогдашнего врио отвели, победу в первом туре обеспечили. Казалось бы, можно успокоиться. Тем не менее, хочу напомнить, что и между выборами массовые народные возмущения могут создать весьма серьезные проблемы и региональной, и федеральной власти. Принимая решение о продолжении вырубки леса, хорошо бы, чтобы это было учтено», - считает политтехнолог Дмитрий Мельников.
31 июля президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон о сплошных рубках леса вокруг озера Байкал – в Иркутской области и Республике Бурятия. Это решение вызвало сильный протест как со стороны местных жителей, так и со стороны научной общественности. Иркутяне и улан-удэнцы устраивали митинги и пикеты в поддержку Байкала. А научный совет РАН обратился к Путину с открытым письмом с просьбой не допустить разрушения экосистем вокруг озера. Закон всё же был принят, а чиновники всех уровней немедленно пообещали взять на себя повышенные обязательства по сохранению тайги и минимизации ущерба природе.
Закон о сплошной рубке принят для вполне конкретных целей: расширить Транссиб. И, в частности, построить вторую железнодорожную ветку. Сейчас почти на всем протяжении БАМа действует лишь одна колея, что затрудняет движение поездов. Два движущихся навстречу состава не могут разъехаться, из-за чего одному из них приходится ожидать на разъезде, пока пройдет встречный поезд.
Тем временем, объемы грузоперевозок растут. Ежедневно в обе стороны идут сотни товарных вагонов с углем, рудой, нефтью и лесом. В рамках федерального проекта «Железнодорожный транспорт и транзит» на развитие сети планируется потратить 1,3 трлн. рублей. Уже в 2020 году пропускная способность Байкало-Амурской магистрали должна вырасти до 120 млн. тонн, а к 2024 году - до 180 млн. тонн.
Разумеется, такие масштабные проекты невозможны без расчистки дополнительного пространства, что подразумевает вырубку тайги. Железнодорожники утверждают, что речь идет всего лишь об узкой полоске вдоль уже существующего пути, то есть лес пострадает минимально. Однако этим обещаниям не верят ни экологи, ни общественность.
Согласно новому законодательству, до 2024 года на территории, граничащей с северной частью Байкала, разрешается строить не только железнодорожные пути, но и связанные с ними объекты – мосты, автомобильные дороги, объекты инфраструктуры, аэродромы и речные порты. Под запретом жилищное, рекреационное и иное строительство, не связанное напрямую с деятельностью железной дороги.
Последним пунктом недовольны обе стороны – железнодорожники говорят, что это ограничивает возможность построить новые дома для обслуживающего персонала станций. Защитники Байкала, напротив, отмечают, что под фразу «объекты, предназначенные для модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» можно подвести всё, что угодно. Особенно тревожно это выглядит на фоне отмены экологической экспертизы. Долгое время она была единственным сдерживающим фактором, который не позволял вырубить на корню тайгу в Сибири.
«Если РЖД захочет построить хранилище мазута для тепловозов на берегу Байкала в Северобайкальске, то им ничего не помешает это сделать. Если этот мазут потом выльется в озеро, будет катастрофа, сравнимая с норильской», – прокомментировал ситуацию руководитель программы по особо охраняемым природным территориям российского отделения «Гринпис», юрист Михаил Крейндлин.
Как выборы повлияли на ситуацию?
Стоит отметить, что основные страсти вокруг законопроекта разыгрались накануне недавних губернаторских выборов. Иркутская область считается «красным» регионом. В прошлый раз здесь довольно уверенно победил коммунист Сергей Левченко, который руководил областью 4 года, после чего ушел в отставку якобы «по собственному желанию».
Врио губернатора был назначен Игорь Кобзев, человек в регионе чужой, воспринятый местными элитами прохладно. История с вырубкой лесов на Байкале могла и вовсе похоронить его в глазах иркутян, став отправной точкой для протестного голосования – не столько против Кобзева как самостоятельного политика, сколько против него как представителя власти как таковой.
Желая снизить это напряжение, ответственность за вырубку лесов вокруг Байкала публично решили возложить на другого чиновника – главу РЖД Олега Белозерова. Именно ему пришлось принимать на себя всю критику Владимира Путина по новому проекту. При этом назначенного врио президент показательно хвалил и обещал поддержку региону.
«Еще раз подчеркну: пренебрежительное отношение к природе, тем более, к уникальной Байкальской экосистеме абсолютно недопустимо. В прошлые годы, десятилетия много было допущено ошибок. Сегодня важно, что данные мною в июле поручения Игорь Иванович уже практически все отработал. Но мы поняли сегодня в ходе обсуждения, что есть еще над чем работать дальше. Подписанный план мероприятий и меморандум, о котором шла речь, только что мы говорили с руководителем «РЖД», по расширению БАМа и Транссиба, этот меморандум должен неукоснительно исполняться. Хочу обратить на это ваше внимание», – заявил Путин на совещании, которое состоялось 8 сентября.
Чуть ранее Кобзев поспешил обозначить собственную позицию по «горячему» для региона вопросу: в августе накануне подписания меморандума между правительством области и РЖД он заявил о том, что сплошных и тотальных вырубок леса не допустит.
По мнению политолога Дарьи Кислицыной, обратившись к президенту с таким заявлением, Кобзев тем самым перехватил инициативу у коммунистов, которые к этому моменту уже попытались объявить себя защитниками природы Байкала. Руководитель Лаборатории социальных исследований Института региональных проблем (ИРП), политолог Петр Кирьян также отметил эффективность отработки кейса рубки леса как составляющей избирательной кампании Кобзева: «Был кейс возможной рубки леса вдоль Байкала, чтобы прошла новая магистраль РЖД — вопрос поднимался в нескольких ипостасях, Кобзев тоже просил обратить внимание. В итоге с РЖД регион подписал соглашение, что после экспертизы можно допустить рубку там, где реально нужно это для прокладки путей. Кобзев повернул тут ситуацию так, что было достигнуто взаимно приемлемое решение. Глядя на историю с Шиханами, где главе Башкирии пришлось лично ездить и разруливать, лучше начинать говорить с людьми и выстраивать отношения между местными жителями и большими компаниями-корпорациями сразу. Не дожидаться, пока это перейдет в какую-то фазу противостояния. Кобзев тут грамотно распорядился имеющимися у него ресурсами и нашел приемлемое для всех сторон решение».
Президент консалтингового агентства Bakster-group Дмитрий Гусев, в свою очередь, считает, что таким образом Кобзев показал, в том числе и местным элитам, как он умеет эффективно договариваться с федеральным центром.
Сам Олег Белозеров побывал и в Иркутской области, и в Бурятии, где провел встречи с местным руководством и представителями общественности. Речи его были полны заверений, что природа не только не пострадает, но и станет лучше прежнего. Железнодорожники взяли на себя повышенные обязательства по высадке деревьев. Взамен каждого спиленного на нужды БАМа будет высажено по три новых – на территориях, где тайга была уничтожена пожарами. Также РЖД обещает построить очистные сооружения и помочь с разведением омуля.
Чтобы подтвердить слова делом, в начале сентября сотрудники Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД) высадили 4 тыс. сосен в пригороде Иркутска на месте сгоревшего леса. За ними будут ухаживать 8 лет, дальше деревья будут переданы местному лесничеству. Этими саженцами железная дорога компенсировала вырубку, производившуюся в 2013 – 2018 годах при строительстве нового туннеля.
По поводу экологической экспертизы, отмена которой вызывает особую обеспокоенность общественности, Олег Белозеров заявил, что она будет проводиться с привлечением местных специалистов. «Уверен, что мы найдем тот баланс, который покажет всем, как охранять наши святыни. Экологическая экспертиза в данном случае не только не утрачивается, а будет присутствовать в обязательном порядке», - сообщил он на пресс-конференции в Улан-Удэ.
Глава Республики Бурятия Алексей Цыденов со своей стороны также пообещал полнейшую открытость, доступ народного контроля на места строительства новых объектов и даже финансирование этих поездок из республиканского бюджета. Более того, РЖД проанонсировали установку видеокамер с прямой трансляцией в Интернет на месте рубок, чтобы каждый житель Приангарья мог своими глазами увидеть, аккуратно ли пилят лес и не злоупотребляют ли строители полномочиями.
Но вернемся к выборам в Иркутской области. Игорю Кобзеву предрекали сложную борьбу и второй тур голосования. Однако он одержал победу уже в первом туре, набрав 60% голосов. Сложно сказать, что на это повлияло больше – действительно ли сработала пиар-акция РЖД по обелению вырубки тайги вокруг Байкала или проблема была в КПРФ, которая не смогла показать себя достаточно убедительно. Но факт остается фактом, Иркутской областью будет руководить человек, одобренный властью.
Справится он или нет, покажет время. А местных жителей сейчас больше волнует вопрос, сохранят ли тайгу вокруг Байкала или, пользуясь лазейками в новом законе, вырубят всё, что можно, и отправят древесину в Китай по свежепостроенной ветке БАМа. Заявления руководства страны, региональных чиновников и представителей железной дороги выглядят подозрительно бравурными. Хочется верить, что они смогут выполнить хотя бы половину своих обещаний.
«Меморандум между областью и РЖД не более чем попытка сделать хорошую мину при плохой игре. Рубить лес, скорее всего, все равно будут, как и расширять железную дорогу. Но ситуативно негатив от тогдашнего врио отвели, победу в первом туре обеспечили. Казалось бы, можно успокоиться. Тем не менее, хочу напомнить, что и между выборами массовые народные возмущения могут создать весьма серьезные проблемы и региональной, и федеральной власти. Принимая решение о продолжении вырубки леса, хорошо бы, чтобы это было учтено», - считает политтехнолог Дмитрий Мельников.