«Либерализм» бьет по шельфу
Ключевую роль в освоении российского шельфа должны играть государственные, а не частные, и тем более не иностранные компании. Такое мнение высказал директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. Экономист указывает - в пользу госкомпаний говорят не только политические, но и коммерческие интересы РФ.
В публикации доктора экономических наук Делягина в «Независимой газете» говорится о том, что любой либерализм по отношению к российскому шельфу (как это было в 90-е) грозит нам потерей части шельфовых богатств; к потере времени он уже привел.
«Возникает впечатление, что правительство Медведева не только не развивает шельфовые проекты, но и, по сути, тормозит их, не выдавая вовремя лицензии и тормозя многомиллиардные контракты, - пишет эксперт. - Причина торможения вполне прозрачна: протаскивание интересов частных компаний, заинтересованных в лакомых проектах освоения шельфа. А продвижение частных интересов, помимо вполне вероятных обычных лоббистских мотивов, вызвано, прежде всего, либеральной идеологией, с религиозной категоричностью требующей минимизации участия государства в экономике любой ценой. Недаром ключевым элементом системы продвижения частных интересов вопреки государственным является, насколько можно судить, вице-премьер Дворкович. Тот самый, который недавно вполне официально провозгласил обязанность России платить за финансовую стабильность США».
Михаил Делягин вспоминает о недавнем конфликте между президентом РФ Владимиром Путиным и замглавы правительства Аркадием Дворковичем - последний явно намеренно затягивает с выдачей лицензий на шельф. В нынешнем году, «когда бюрократический процесс подготовки исключительно перспективных с экономической точки зрения проектов уже вроде бы вышел на финишную прямую, либеральное правительство Медведева буквально в последний момент, похоже, нажало на тормоз», - отмечает эксперт.
Тогда в дело вмешался Владимир Путин, который еще в середине октября раскритиковал правительство за затягивание выдачи «Газпрому» и «Роснефти» лицензий на разработку шельфовых месторождений и поручил ему исправиться в кратчайшие сроки.
После этого какое-то бюрократическое шевеление вроде активизировалось, однако, воз и ныне там: «Роснефть» получила лишь 2 из «своих» 14 участков, а судьба остальных будет решаться в середине декабря - через два месяца после президентских поручений - на совещании у Медведева. Тем временем стратегической важности работа стоит на месте, потенциальных инвесторов также пугает эта неопределенность.
Общая картина, по словам Делягина, такова: «легкая» нефть огромных месторождений, освоенных советской властью, заканчивается, а «трудная» нефть материка с учетом привходящих обстоятельств оказывается порой заметно дороже шельфовой. «Министр энергетики Новак высказал мнение, что к 2030 году более четверти нефти Россия будет добывать на шельфах, прежде всего, за Полярным кругом (месторождения Охотского моря еще менее доступны). А по оценкам американских специалистов, в российском Арктическом шельфе содержится свыше 20% неразведанных мировых запасов нефти и газа».
Экономист также объясняет, почему, на его взгляд, ключевую роль в освоении богатейшего российского шельфа должны играть государственные, а не частные, и тем более не иностранные компании.
«Прежде всего, это вызвано стратегическими причинами: шельф - последняя кладовая России, и отдавать его на откуп и под контроль иностранному бизнесу, который ориентируется на интересы, в лучшем случае не связанные с нашей страной, опасно, - считает Делягин. - Пропагандисты идей «равного доступа» тактично умалчивают об их применении в основном к странам третьего мира и о том, что все большее число даже последних предпочитает оставлять сверхприбыли от нефтедобычи у себя, а не дарить их новым колонизаторам. О допуске же российских добывающих компаний к ресурсам развитых стран (будь то США, Великобритания или Норвегия) нет и речи».
Частные же компании относятся к России во многом номинально: по некоторым оценкам, основная часть крупного бизнеса зарегистрирована в оффшорных зонах, а если и остается в нашей стране - может в любой момент сменить прописку, поясняет эксперт. «Причины общеизвестны и печальны, но не меняют сути дела: крупный частный бизнес России, по сути, не имеет принципиальных отличий от иностранного, и потому должен допускаться в стратегические сферы, по крайней мере, новые, лишь с осторожностью».
Помимо политических в пользу госкомпаний на шельфе говорят и сугубо коммерческие соображения. «Прежде всего, это разный уровень надежности: для частной компании дорогостоящая ошибка (цена которой при разработке шельфовых проектов может достигать сотен миллионов долларов) может оказаться фатальной и привести к дезорганизующему экономику банкротству. У государственных же компаний в силу как большего масштаба деятельности, так и неформального присутствия за плечами государства (готового подстраховать, пусть и вынужденно), этот риск значительно слабее».
Поэтому частники при работе в сложных условиях или над крупными проектами вынуждены создавать страховочные механизмы, которые удорожают проект и делают его менее эффективным. В частности, они боятся участвовать в подобные проектах без гарантий государства. Государственные же компании этого обременения лишены, подчеркивает Делягин.
Поэтому-то государство еще в 2008 году отказалось от привлечения на шельф частных и тем более иностранных компаний, отдав эту сферу «Газпрому» и «Роснефти». Впрочем, желающие работать на шельфе частники и иностранцы могут заключать с госкомпаниями договоры о совместной разработке шельфовых месторождений.
Теперь эта неопределенность, которую вице-премьер Дворкович создал вокруг шельфа, тормозит весь рабочий процесс. По словам Делягина, эта «затянувшаяся либеральная отрыжка 90-х» может, похоже, серьезно ударить по отрасли - Россия не только потеряет время, но и лишится части стратегических богатств. Получается какой-то гнилой и антироссийский либерализм у Дворковича сотоварищи…
«Возникает впечатление, что правительство Медведева не только не развивает шельфовые проекты, но и, по сути, тормозит их, не выдавая вовремя лицензии и тормозя многомиллиардные контракты, - пишет эксперт. - Причина торможения вполне прозрачна: протаскивание интересов частных компаний, заинтересованных в лакомых проектах освоения шельфа. А продвижение частных интересов, помимо вполне вероятных обычных лоббистских мотивов, вызвано, прежде всего, либеральной идеологией, с религиозной категоричностью требующей минимизации участия государства в экономике любой ценой. Недаром ключевым элементом системы продвижения частных интересов вопреки государственным является, насколько можно судить, вице-премьер Дворкович. Тот самый, который недавно вполне официально провозгласил обязанность России платить за финансовую стабильность США».
Михаил Делягин вспоминает о недавнем конфликте между президентом РФ Владимиром Путиным и замглавы правительства Аркадием Дворковичем - последний явно намеренно затягивает с выдачей лицензий на шельф. В нынешнем году, «когда бюрократический процесс подготовки исключительно перспективных с экономической точки зрения проектов уже вроде бы вышел на финишную прямую, либеральное правительство Медведева буквально в последний момент, похоже, нажало на тормоз», - отмечает эксперт.
Тогда в дело вмешался Владимир Путин, который еще в середине октября раскритиковал правительство за затягивание выдачи «Газпрому» и «Роснефти» лицензий на разработку шельфовых месторождений и поручил ему исправиться в кратчайшие сроки.
После этого какое-то бюрократическое шевеление вроде активизировалось, однако, воз и ныне там: «Роснефть» получила лишь 2 из «своих» 14 участков, а судьба остальных будет решаться в середине декабря - через два месяца после президентских поручений - на совещании у Медведева. Тем временем стратегической важности работа стоит на месте, потенциальных инвесторов также пугает эта неопределенность.
Общая картина, по словам Делягина, такова: «легкая» нефть огромных месторождений, освоенных советской властью, заканчивается, а «трудная» нефть материка с учетом привходящих обстоятельств оказывается порой заметно дороже шельфовой. «Министр энергетики Новак высказал мнение, что к 2030 году более четверти нефти Россия будет добывать на шельфах, прежде всего, за Полярным кругом (месторождения Охотского моря еще менее доступны). А по оценкам американских специалистов, в российском Арктическом шельфе содержится свыше 20% неразведанных мировых запасов нефти и газа».
Экономист также объясняет, почему, на его взгляд, ключевую роль в освоении богатейшего российского шельфа должны играть государственные, а не частные, и тем более не иностранные компании.
«Прежде всего, это вызвано стратегическими причинами: шельф - последняя кладовая России, и отдавать его на откуп и под контроль иностранному бизнесу, который ориентируется на интересы, в лучшем случае не связанные с нашей страной, опасно, - считает Делягин. - Пропагандисты идей «равного доступа» тактично умалчивают об их применении в основном к странам третьего мира и о том, что все большее число даже последних предпочитает оставлять сверхприбыли от нефтедобычи у себя, а не дарить их новым колонизаторам. О допуске же российских добывающих компаний к ресурсам развитых стран (будь то США, Великобритания или Норвегия) нет и речи».
Частные же компании относятся к России во многом номинально: по некоторым оценкам, основная часть крупного бизнеса зарегистрирована в оффшорных зонах, а если и остается в нашей стране - может в любой момент сменить прописку, поясняет эксперт. «Причины общеизвестны и печальны, но не меняют сути дела: крупный частный бизнес России, по сути, не имеет принципиальных отличий от иностранного, и потому должен допускаться в стратегические сферы, по крайней мере, новые, лишь с осторожностью».
Помимо политических в пользу госкомпаний на шельфе говорят и сугубо коммерческие соображения. «Прежде всего, это разный уровень надежности: для частной компании дорогостоящая ошибка (цена которой при разработке шельфовых проектов может достигать сотен миллионов долларов) может оказаться фатальной и привести к дезорганизующему экономику банкротству. У государственных же компаний в силу как большего масштаба деятельности, так и неформального присутствия за плечами государства (готового подстраховать, пусть и вынужденно), этот риск значительно слабее».
Поэтому частники при работе в сложных условиях или над крупными проектами вынуждены создавать страховочные механизмы, которые удорожают проект и делают его менее эффективным. В частности, они боятся участвовать в подобные проектах без гарантий государства. Государственные же компании этого обременения лишены, подчеркивает Делягин.
Поэтому-то государство еще в 2008 году отказалось от привлечения на шельф частных и тем более иностранных компаний, отдав эту сферу «Газпрому» и «Роснефти». Впрочем, желающие работать на шельфе частники и иностранцы могут заключать с госкомпаниями договоры о совместной разработке шельфовых месторождений.
Теперь эта неопределенность, которую вице-премьер Дворкович создал вокруг шельфа, тормозит весь рабочий процесс. По словам Делягина, эта «затянувшаяся либеральная отрыжка 90-х» может, похоже, серьезно ударить по отрасли - Россия не только потеряет время, но и лишится части стратегических богатств. Получается какой-то гнилой и антироссийский либерализм у Дворковича сотоварищи…