LIBOR требует реформы
Британская банковская ассоциация (ВВА) готова передать полномочия по определению лондонской ставки межбанковского кредитования LIBOR. Эта функция может перейти к регулирующему органу после недавнего скандала, в котором оказались замешанными ряд крупных мировых банков.
Ставку LIBOR - признанного во всем мире индикатора стоимости финансовых ресурсов, вероятно, ожидает кардинальная реформа. По этой ставке крупнейшие банки мира готовы выдавать другим крупным банкам кредиты на Лондонской межбанковской бирже. В 2009 году BBA говорила о ней как о «самом важном в мире показателе».
Решение о передаче ответственности за установление LIBOR может быть обнародовано уже в пятницу, 28 сентября. По данным The New York Times и ряда других СМИ, ожидается, что в этот день руководитель Британского управления по финансовым услугам Мартин Уитли, занявшийся исследованием процесса расчета и установления LIBOR после того, как банк Barclays был уличен в манипулировании ставкой, выступит с рядом рекомендаций. В частности, его доклад, вероятно, будет содержать предложение о привязке процентной ставки не к ожиданиям банков, а к реальным сделкам.
В свою очередь, в ВВА 25 сентября заявили, что готовы поддержать предложение о смене органа, отвечающего за LIBOR, если таковы будут рекомендации Уитли. Это должно продемонстрировать, что лондонское финансовое сообщество не намерено спорить с регулятором. «BBA готова сотрудничать с Уитли и его исследовательской командой, когда они закончат консультации о будущем LIBOR, - заявил пресс-секретарь BBA. - Если рекомендации господина Уитли будут включать смену ответственного за LIBOR, BBA это поддержит».
Недавний скандал вокруг манипуляций ставкой LIBOR рядом британских банков подчеркивает необходимость пересмотра данного механизма или использования в качестве ориентира альтернативной ставки, считает председатель Комиссии по фьючерсам и ценным бумагам США Гэри Генслер. На его взгляд, это необходимо для восстановления доверия к данному инструменту и предотвращения манипуляций на рынке межбанковского кредитования.
«Пришло время для новой ставки-ориентира, здорового ориентира, основанного на актуальной рыночной информации. Это необходимо для восстановления доверия к данному инструменту, поскольку люди по всему миру ориентируются именно на эту ставку при принятии решения занимать или ссужать средства», - заявил Генслер.
Генслер, как и Уитли, считает, что уровень ставки должен определяться только исходя из сделок, наблюдаемых на рынке. «Ставка, которая формируется исходя их наблюдаемых на рынке операций, близка к реальности, достоверна и менее уязвима для манипуляций», - добавил он.
Финансист также отмечает, что изменение механизма формирования ставки LIBOR вызовет необходимость обеспечения плавного перехода от старой системы к новой, так как общая стоимость контрактов, где в качестве ориентира использована ставка LIBOR, превышает объем в $500 трлн., из которых $10 трлн. - кредиты.
Он считает, что нужно правильно оценить риск и создать адекватный механизм «перехода», иначе последствия могут оказаться катастрофическими. Тем не менее, как заявил министр финансов Великобритании Джордж Осборн, «сохранение LIBOR неизменным в его нынешнем состоянии не является жизнеспособным вариантом».
Ранее Teletrade отзывы помимо ряда альтернативных ставок предложили для использования в качестве формирующей основы своп на индекс овернайт (OIS). Спред LIBOR - OIS является очень важным индикатором кредитного рынка и показывает премию за кредитный риск. Также он демонстрирует ситуацию на денежном рынке: чем он шире, тем хуже инвесторы оценивают ситуацию.
Также рассматривается вариант использования ставок для краткосрочного финансирования под обеспечение, то есть ставки РЕПО. Глава Bloomberg LP Дэн Дкторофф вообще предлагает ввести новый ориентир - Bloomberg Interbank Offered Rate или Blibor. Для его расчета будет использоваться информация по различным финансовым транзакциям.
Один из наиболее вероятных вариантов реформы - LIBOR будет устанавливаться частной компанией, но под строгим государственным контролем. BBA, впрочем, высказывала опасения, что в сложившейся ситуации трудно будет найти компанию, которая захочет купить бизнес по определению ставки. Нет единого мнения и о том, кто мог бы осуществлять госконтроль. Это мог бы делать Банк Англии, на который со следующего года ложится контроль за всем финансовым сектором Великобритании, или Совет по финансовой стабильности - орган, созданный странами G20 в 2009 году, в который входят национальные регуляторы. Еще один вариант - Банк международных расчетов, который следит за взаимными расчетами центробанков.
Как сообщил «Веку» главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин, в рамках реформы системы LIBOR ставятся две основные цели. «Во-первых, для предотвращения инфляционного шока требуется ограничить волатильность процентных ставок в условиях значительной накопленной денежной базы, - говорит эксперт. - Нынешняя структура определения ставки LIBOR, судя по заявлениям главы Банка Англии Мервина Кинга, вероятно, будет в ближайшие кварталы изменена на более «прозрачную» для финансовых властей, более поддающуюся быстрой корректировке - это во многом технический вопрос. Во-вторых, государство помогает банкам в сложный для их финансов период, но и требует от финансовой системы большей «прозрачности»».
Операция «Твист» в США, программа льготного кредитования в Великобритании, снижение депозитной ставки ЕЦБ, формирование фондов стабильности и создание ограничений по короткой продаже европейского долга, а также усиление мер стимулирования макроэкономики на развивающихся рынках создают существенный потенциал для снижения инвестиционных рисков, роста банковских акций и развития кредитного бизнеса, отмечает Осин. «Но параллельно происходит усиление администрирования процессов в кредитно-инвестиционной сфере в целях перераспределения доходов в экономике, предотвращения формирования спекулятивных «пузырей» и существенного усиления инфляционных ожиданий. Это характерная черта сегодняшней экономики, - говорит эксперт. - В текущих условиях вариантом оптимизации процесса установления ставки представляется усиление технического контроля за ее формированием со стороны ЦБ. В случае развивающихся стран в таком процессе могли бы принимать участие крупные квазигосударственные банки».
Напомним, в июне текущего года ведущий британский банк Barclays был пойман на махинациях со ставками LIBOR и EURIBOR (Euro Interbank Offered Rate), после чего расследование началось и в отношении других финансовых организаций. После этого скандала председатель совета директоров Barclays Маркус Эйджиус, а затем и гендиректор банка Боб Даймонд подали в отставку. Даймонд обвинил Банк Англии в причастности к махинациям.
Более того, в скандале с манипуляцией этой ставкой оказались замешаны полтора десятка компаний по всему миру. В их числе также RBS, Lloyds и HSBC. Среди банков из еврозоны фигурируют такие гиганты, как Deutsche Bank и UBS. В манипуляциях подозревают и компании из США и Японии.
Для таких индексов, как LIBOR, критерии предоставления данных не всегда являются объективными и требуют собственных оценочных решений от участников сделок как по ставкам, так и по ценам. Зачастую это подталкивает финансовые компании к намеренному искажению предоставляемых данных в целях собственной выгоды.
Причем, как отмечают эксперты IOSCO (International Organization of Securities Commissions), у многих регуляторов в различных странах есть лишь ограниченные полномочия по предотвращению подобной практики и наказанию трейдеров и финансовых организаций, которые намеренно вмешиваются в процесс формирования ставок.
Решение о передаче ответственности за установление LIBOR может быть обнародовано уже в пятницу, 28 сентября. По данным The New York Times и ряда других СМИ, ожидается, что в этот день руководитель Британского управления по финансовым услугам Мартин Уитли, занявшийся исследованием процесса расчета и установления LIBOR после того, как банк Barclays был уличен в манипулировании ставкой, выступит с рядом рекомендаций. В частности, его доклад, вероятно, будет содержать предложение о привязке процентной ставки не к ожиданиям банков, а к реальным сделкам.
В свою очередь, в ВВА 25 сентября заявили, что готовы поддержать предложение о смене органа, отвечающего за LIBOR, если таковы будут рекомендации Уитли. Это должно продемонстрировать, что лондонское финансовое сообщество не намерено спорить с регулятором. «BBA готова сотрудничать с Уитли и его исследовательской командой, когда они закончат консультации о будущем LIBOR, - заявил пресс-секретарь BBA. - Если рекомендации господина Уитли будут включать смену ответственного за LIBOR, BBA это поддержит».
Недавний скандал вокруг манипуляций ставкой LIBOR рядом британских банков подчеркивает необходимость пересмотра данного механизма или использования в качестве ориентира альтернативной ставки, считает председатель Комиссии по фьючерсам и ценным бумагам США Гэри Генслер. На его взгляд, это необходимо для восстановления доверия к данному инструменту и предотвращения манипуляций на рынке межбанковского кредитования.
«Пришло время для новой ставки-ориентира, здорового ориентира, основанного на актуальной рыночной информации. Это необходимо для восстановления доверия к данному инструменту, поскольку люди по всему миру ориентируются именно на эту ставку при принятии решения занимать или ссужать средства», - заявил Генслер.
Генслер, как и Уитли, считает, что уровень ставки должен определяться только исходя из сделок, наблюдаемых на рынке. «Ставка, которая формируется исходя их наблюдаемых на рынке операций, близка к реальности, достоверна и менее уязвима для манипуляций», - добавил он.
Финансист также отмечает, что изменение механизма формирования ставки LIBOR вызовет необходимость обеспечения плавного перехода от старой системы к новой, так как общая стоимость контрактов, где в качестве ориентира использована ставка LIBOR, превышает объем в $500 трлн., из которых $10 трлн. - кредиты.
Он считает, что нужно правильно оценить риск и создать адекватный механизм «перехода», иначе последствия могут оказаться катастрофическими. Тем не менее, как заявил министр финансов Великобритании Джордж Осборн, «сохранение LIBOR неизменным в его нынешнем состоянии не является жизнеспособным вариантом».
Ранее Teletrade отзывы помимо ряда альтернативных ставок предложили для использования в качестве формирующей основы своп на индекс овернайт (OIS). Спред LIBOR - OIS является очень важным индикатором кредитного рынка и показывает премию за кредитный риск. Также он демонстрирует ситуацию на денежном рынке: чем он шире, тем хуже инвесторы оценивают ситуацию.
Также рассматривается вариант использования ставок для краткосрочного финансирования под обеспечение, то есть ставки РЕПО. Глава Bloomberg LP Дэн Дкторофф вообще предлагает ввести новый ориентир - Bloomberg Interbank Offered Rate или Blibor. Для его расчета будет использоваться информация по различным финансовым транзакциям.
Один из наиболее вероятных вариантов реформы - LIBOR будет устанавливаться частной компанией, но под строгим государственным контролем. BBA, впрочем, высказывала опасения, что в сложившейся ситуации трудно будет найти компанию, которая захочет купить бизнес по определению ставки. Нет единого мнения и о том, кто мог бы осуществлять госконтроль. Это мог бы делать Банк Англии, на который со следующего года ложится контроль за всем финансовым сектором Великобритании, или Совет по финансовой стабильности - орган, созданный странами G20 в 2009 году, в который входят национальные регуляторы. Еще один вариант - Банк международных расчетов, который следит за взаимными расчетами центробанков.
Как сообщил «Веку» главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин, в рамках реформы системы LIBOR ставятся две основные цели. «Во-первых, для предотвращения инфляционного шока требуется ограничить волатильность процентных ставок в условиях значительной накопленной денежной базы, - говорит эксперт. - Нынешняя структура определения ставки LIBOR, судя по заявлениям главы Банка Англии Мервина Кинга, вероятно, будет в ближайшие кварталы изменена на более «прозрачную» для финансовых властей, более поддающуюся быстрой корректировке - это во многом технический вопрос. Во-вторых, государство помогает банкам в сложный для их финансов период, но и требует от финансовой системы большей «прозрачности»».
Операция «Твист» в США, программа льготного кредитования в Великобритании, снижение депозитной ставки ЕЦБ, формирование фондов стабильности и создание ограничений по короткой продаже европейского долга, а также усиление мер стимулирования макроэкономики на развивающихся рынках создают существенный потенциал для снижения инвестиционных рисков, роста банковских акций и развития кредитного бизнеса, отмечает Осин. «Но параллельно происходит усиление администрирования процессов в кредитно-инвестиционной сфере в целях перераспределения доходов в экономике, предотвращения формирования спекулятивных «пузырей» и существенного усиления инфляционных ожиданий. Это характерная черта сегодняшней экономики, - говорит эксперт. - В текущих условиях вариантом оптимизации процесса установления ставки представляется усиление технического контроля за ее формированием со стороны ЦБ. В случае развивающихся стран в таком процессе могли бы принимать участие крупные квазигосударственные банки».
Напомним, в июне текущего года ведущий британский банк Barclays был пойман на махинациях со ставками LIBOR и EURIBOR (Euro Interbank Offered Rate), после чего расследование началось и в отношении других финансовых организаций. После этого скандала председатель совета директоров Barclays Маркус Эйджиус, а затем и гендиректор банка Боб Даймонд подали в отставку. Даймонд обвинил Банк Англии в причастности к махинациям.
Более того, в скандале с манипуляцией этой ставкой оказались замешаны полтора десятка компаний по всему миру. В их числе также RBS, Lloyds и HSBC. Среди банков из еврозоны фигурируют такие гиганты, как Deutsche Bank и UBS. В манипуляциях подозревают и компании из США и Японии.
Для таких индексов, как LIBOR, критерии предоставления данных не всегда являются объективными и требуют собственных оценочных решений от участников сделок как по ставкам, так и по ценам. Зачастую это подталкивает финансовые компании к намеренному искажению предоставляемых данных в целях собственной выгоды.
Причем, как отмечают эксперты IOSCO (International Organization of Securities Commissions), у многих регуляторов в различных странах есть лишь ограниченные полномочия по предотвращению подобной практики и наказанию трейдеров и финансовых организаций, которые намеренно вмешиваются в процесс формирования ставок.