Литва давит на газ
Власти Литвы пытаются убедить Еврокомиссию в том, что проект Nord Stream представляет опасность для ЕС и Украины. Вильнюс надеется помешать «Газпрому» в прокладке новой трассы газопровода. Сама Литва, напомним, переживает трудности из-за дороговизны своего СПГ-терминала. И, видимо, давит на российский концерн уже от бессилия.
Глава литовского МИДа Линас Линкявичус заявил, что новая трасса «Газпрома» Nord Stream может нанести урон Украине, и потому не нужна Евросоюзу. Прибалтийский дипломат видит в планах российского газового гиганта сугубо политические, а не экономические цели – нейтрализовать украинский транзитный газопровод. «Во-первых, он (газопровод) совершенно не нужен ЕС, - отметил Линкявичус. - Сейчас Россия поставляет (газ) тремя путями - это Nord Stream, канал «Ямал – Европа», который идет через Белоруссию, и так называемый украинский транзитный газопровод. Если она вдвое увеличит поставки через Nord Stream, то практически цель больше политическая, чем экономическая - чтобы полностью нейтрализовать украинский транзитный газопровод, это будет огромный урон для Украины. Она потеряет немалые средства от транзита и это разбалансирует распределение газа в Европе».
Министр также предложил ЕК сообщить, как планы «Газпрома» могут повлиять на интересы стран - членов ЕС и на рынок газа. О правах продавца Линкявичус говорить не стал. Главу МИДа Латвии, между тем, поддержал и европарламентарий Пятрас Ауштрявичюс, известный своими антироссийскими высказываниями. Накануне он сообщил о том, что по его инициативе состоялось обращение в ЕК с просьбой пояснить, как повлияет развитие Nord Stream на безопасность, политические и экономические условия стран – членов ЕС и Украины. «Новые российские газовые трубопроводы в Балтийском море предназначены для разрушения европейской солидарности. В эти дни это и происходит», - заявил чиновник.
Напомним, «Газпром» подписал протокол о намерениях проложить до Германии две дополнительные ветки Nord Stream с немецкой компанией E.ON, нидерландской Shell и австрийской OMV. Годовая пропускная способность трубопровода вырастет на 55 млрд. кубометров в год. Газопровод Nord Stream протяженностью 1224 км по дну Балтийского моря соединяет российский Выборг с немецким Грайфсвальдом. Мощность стоивших 8,8 млрд. евро двух его ответвлений составляет 55 млрд. кубометров в год.
Кроме того, южнокорейская Hyundai Heavy Industries построит в Калининградской области СПГ-терминал для «Газпрома», который будет обслуживать регион.
Литовские чиновники, судя по всему, пытаются отыграться на российской компании, испытывая большие проблемы с собственным СПГ-терминалом, который был построен с целью прекратить закупки газа у «Газпрома». Государственная компания Klaipedos nafta, владеющая проектом, должна за три месяца решить, как удешевить содержание СПГ-терминала – слишком дорого он обходится стране. Об этом на днях завил премьер Литвы Алгирдас Буткявичус. «После этого можно будет говорить о конкретной модели уменьшения затрат», - приводит ТАСС слова чиновника.
Этот терминал в свое время позволил выбить скидки от российского газового монополиста, который до сих пор был единственным поставщиком «голубого топлива» в Литву. Еще в 2013 году Вильнюс жестко потребовал от «Газпрома» пересмотра условий контракта по поставкам (цены и привязки к нефтепродуктовой корзине). Правда, бывший председатель комиссии по контролю за ценами и энегоресурсами Видмантас Янкаускас полагает, что причиной уступок стало не введение терминала в эксплуатацию, а то, что пришедшие в 2012 году к власти социал-демократы поменяли стиль общения с «Газпромом». «Я слышал, что бывший министр энергетики от консерваторов даже прятался от переговорной группы «Газпрома», когда она приезжала в Вильнюс. Переговоры о ценовой политике зашли в тупик при консерваторах. Они выбрали слишком агрессивный стиль общения со своими восточными партнерами», - считает Янкаускас.
До запуска терминала российский газ обходился Литве в $600 за 1 тысячу кубометров, затем продавец пошел на уступки, скинув цену почти на 20%. Тем не менее, литовцы продолжают судиться с российской компанией в Стокгольмском арбитраже, требуя €1,5 млрд компенсации, сообщает «Коммерсант».
Стоимость строительства СПГ-терминала в Балтике составила €101 млн., еще по €61,45 млн. ежегодно в течение десяти лет Вильнюс будет платить норвежской Hoeg LNG за аренду спецсудна с правом дальнейшего выкупа. Примечательно, что клайпедский СПГ обходится дороже трубопроводного газа, но литовские власти обязали некоторых потребителей покупать именно этот газ, вне зависимости от ценника. Причем в тариф включили дополнительную плату за строительство и содержание терминала.
По сути, Литва сама себя загнала в ловушку. Потребление газа нынешней зимой сократилось, и теперь Вильнюсу нужна лишь половина из 540 млн. кубометров, которые они планировали ежегодно закупать у норвежской Statoil. Остальной объем литовцы будут пытаться перепродавать. Правда, пока не очень понятно, кому именно.
«С моей точки зрения, этот СПГ-терминал будет востребован на восточном направлении, - пояснила «Веку» заместитель гендиректора Центра политической информации Анна Лунева. - Он вписывается в программу ЕС по созданию единой газотранспортной системы, которая обеспечит безопасность союза от внешних контрагентов. В особенности от «Газпрома» с его контрактами. Этот терминал, насколько помнится, фигурирует не в одном проекте по строительству альтернативных МГП. Так что, думается, литовцы придумают, как его использовать».
«СПГ, безусловно, интересен и Европе. Там рынок этого энергоносителя развивается уже не одно десятилетие, наравне с остальными, в том числе и с трубопроводным газом, нефтью, углем и прочими энергоресурсами, - рассказал «Веку» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. - Проблема заключается лишь в том, что получится весьма странная схема, когда Литва, закупившая СПГ в Европе, будет его Европе и предлагать. Тут возникает сразу несколько вопросов. Во-первых, неизвестны детали соглашения Литвы с поставщиками ей СПГ, имеет ли она право на такой, с позволения сказать, «реверс газа»? Во-вторых, может ли Литва уменьшить объемы закупок СПГ, чтобы улучшить экономику данного проекта? Или же она обязана закупать один и тот же неизменный объем? В-третьих, не факт, что Латвия и Эстония захотят покупать этот газ, тем более, если цена его будет высокой. К тому же строительство своего, местного «прибалтийского» газопровода займет достаточно много времени и потребует существенных средств, которые должны будут найти все три страны, и все это время, пока будет строиться газопровод, Литва должна будет оплачивать поступающий к ней СПГ. В-четвертых, «Газпром» не прекращает свою работу на местном рынке, и для него Прибалтика остается одним из ключевых рынков, он может предложить и Латвии, и Эстонии весьма привлекательные условия по закупке российского газа, такие, что им не будет требоваться газ из Литвы, то есть, трубопровод окажется не нужен. Теоретически, окупить этот терминал Литва может, но времени для этого может потребоваться больше, чем планировалось заранее. В нынешних условиях Литве нужно либо договариваться с поставщиками СПГ о сокращении объема поставок, либо каким-то образом увеличивать потребление газа в стране. Каких-либо быстрых решений в данной ситуации нет».
Действительно, чтобы расширить потребление, Литва прокладывает еще и 110-километровый газопровод Клайпеда – Куршенай, по которому газ пойдет в Латвию и Эстонию. Сдать этот объект литовские власти планируют уже 2 октября 2015 года. Ожидается, что за счет этого маршрута можно будет покрыть 80% потребности стран Балтии в газе. Если, конечно, российские поставщики топлива не предложат более привлекательные условия.
А пока литовские чиновники не придумали, как окупить СПГ-терминал и кого из соседей «залить» газом, они перекладывают свои проблемы с больной головы на здоровую, пуская «ядовитые стрелы» в адрес «Газпрома». Российский концерн для того и запускает проект терминала СПГ в Калининграде, чтобы минимизировать риски от транзита топлива через «неофашисткую» Литву. Теперь и Евросоюзу предстоит задуматься: нужен ли ему дорогостоящий литовский газ из страны, которая, похоже, решила переложить свои издержки на плечи потребителей.
Министр также предложил ЕК сообщить, как планы «Газпрома» могут повлиять на интересы стран - членов ЕС и на рынок газа. О правах продавца Линкявичус говорить не стал. Главу МИДа Латвии, между тем, поддержал и европарламентарий Пятрас Ауштрявичюс, известный своими антироссийскими высказываниями. Накануне он сообщил о том, что по его инициативе состоялось обращение в ЕК с просьбой пояснить, как повлияет развитие Nord Stream на безопасность, политические и экономические условия стран – членов ЕС и Украины. «Новые российские газовые трубопроводы в Балтийском море предназначены для разрушения европейской солидарности. В эти дни это и происходит», - заявил чиновник.
Напомним, «Газпром» подписал протокол о намерениях проложить до Германии две дополнительные ветки Nord Stream с немецкой компанией E.ON, нидерландской Shell и австрийской OMV. Годовая пропускная способность трубопровода вырастет на 55 млрд. кубометров в год. Газопровод Nord Stream протяженностью 1224 км по дну Балтийского моря соединяет российский Выборг с немецким Грайфсвальдом. Мощность стоивших 8,8 млрд. евро двух его ответвлений составляет 55 млрд. кубометров в год.
Кроме того, южнокорейская Hyundai Heavy Industries построит в Калининградской области СПГ-терминал для «Газпрома», который будет обслуживать регион.
Литовские чиновники, судя по всему, пытаются отыграться на российской компании, испытывая большие проблемы с собственным СПГ-терминалом, который был построен с целью прекратить закупки газа у «Газпрома». Государственная компания Klaipedos nafta, владеющая проектом, должна за три месяца решить, как удешевить содержание СПГ-терминала – слишком дорого он обходится стране. Об этом на днях завил премьер Литвы Алгирдас Буткявичус. «После этого можно будет говорить о конкретной модели уменьшения затрат», - приводит ТАСС слова чиновника.
Этот терминал в свое время позволил выбить скидки от российского газового монополиста, который до сих пор был единственным поставщиком «голубого топлива» в Литву. Еще в 2013 году Вильнюс жестко потребовал от «Газпрома» пересмотра условий контракта по поставкам (цены и привязки к нефтепродуктовой корзине). Правда, бывший председатель комиссии по контролю за ценами и энегоресурсами Видмантас Янкаускас полагает, что причиной уступок стало не введение терминала в эксплуатацию, а то, что пришедшие в 2012 году к власти социал-демократы поменяли стиль общения с «Газпромом». «Я слышал, что бывший министр энергетики от консерваторов даже прятался от переговорной группы «Газпрома», когда она приезжала в Вильнюс. Переговоры о ценовой политике зашли в тупик при консерваторах. Они выбрали слишком агрессивный стиль общения со своими восточными партнерами», - считает Янкаускас.
До запуска терминала российский газ обходился Литве в $600 за 1 тысячу кубометров, затем продавец пошел на уступки, скинув цену почти на 20%. Тем не менее, литовцы продолжают судиться с российской компанией в Стокгольмском арбитраже, требуя €1,5 млрд компенсации, сообщает «Коммерсант».
Стоимость строительства СПГ-терминала в Балтике составила €101 млн., еще по €61,45 млн. ежегодно в течение десяти лет Вильнюс будет платить норвежской Hoeg LNG за аренду спецсудна с правом дальнейшего выкупа. Примечательно, что клайпедский СПГ обходится дороже трубопроводного газа, но литовские власти обязали некоторых потребителей покупать именно этот газ, вне зависимости от ценника. Причем в тариф включили дополнительную плату за строительство и содержание терминала.
По сути, Литва сама себя загнала в ловушку. Потребление газа нынешней зимой сократилось, и теперь Вильнюсу нужна лишь половина из 540 млн. кубометров, которые они планировали ежегодно закупать у норвежской Statoil. Остальной объем литовцы будут пытаться перепродавать. Правда, пока не очень понятно, кому именно.
«С моей точки зрения, этот СПГ-терминал будет востребован на восточном направлении, - пояснила «Веку» заместитель гендиректора Центра политической информации Анна Лунева. - Он вписывается в программу ЕС по созданию единой газотранспортной системы, которая обеспечит безопасность союза от внешних контрагентов. В особенности от «Газпрома» с его контрактами. Этот терминал, насколько помнится, фигурирует не в одном проекте по строительству альтернативных МГП. Так что, думается, литовцы придумают, как его использовать».
«СПГ, безусловно, интересен и Европе. Там рынок этого энергоносителя развивается уже не одно десятилетие, наравне с остальными, в том числе и с трубопроводным газом, нефтью, углем и прочими энергоресурсами, - рассказал «Веку» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. - Проблема заключается лишь в том, что получится весьма странная схема, когда Литва, закупившая СПГ в Европе, будет его Европе и предлагать. Тут возникает сразу несколько вопросов. Во-первых, неизвестны детали соглашения Литвы с поставщиками ей СПГ, имеет ли она право на такой, с позволения сказать, «реверс газа»? Во-вторых, может ли Литва уменьшить объемы закупок СПГ, чтобы улучшить экономику данного проекта? Или же она обязана закупать один и тот же неизменный объем? В-третьих, не факт, что Латвия и Эстония захотят покупать этот газ, тем более, если цена его будет высокой. К тому же строительство своего, местного «прибалтийского» газопровода займет достаточно много времени и потребует существенных средств, которые должны будут найти все три страны, и все это время, пока будет строиться газопровод, Литва должна будет оплачивать поступающий к ней СПГ. В-четвертых, «Газпром» не прекращает свою работу на местном рынке, и для него Прибалтика остается одним из ключевых рынков, он может предложить и Латвии, и Эстонии весьма привлекательные условия по закупке российского газа, такие, что им не будет требоваться газ из Литвы, то есть, трубопровод окажется не нужен. Теоретически, окупить этот терминал Литва может, но времени для этого может потребоваться больше, чем планировалось заранее. В нынешних условиях Литве нужно либо договариваться с поставщиками СПГ о сокращении объема поставок, либо каким-то образом увеличивать потребление газа в стране. Каких-либо быстрых решений в данной ситуации нет».
Действительно, чтобы расширить потребление, Литва прокладывает еще и 110-километровый газопровод Клайпеда – Куршенай, по которому газ пойдет в Латвию и Эстонию. Сдать этот объект литовские власти планируют уже 2 октября 2015 года. Ожидается, что за счет этого маршрута можно будет покрыть 80% потребности стран Балтии в газе. Если, конечно, российские поставщики топлива не предложат более привлекательные условия.
А пока литовские чиновники не придумали, как окупить СПГ-терминал и кого из соседей «залить» газом, они перекладывают свои проблемы с больной головы на здоровую, пуская «ядовитые стрелы» в адрес «Газпрома». Российский концерн для того и запускает проект терминала СПГ в Калининграде, чтобы минимизировать риски от транзита топлива через «неофашисткую» Литву. Теперь и Евросоюзу предстоит задуматься: нужен ли ему дорогостоящий литовский газ из страны, которая, похоже, решила переложить свои издержки на плечи потребителей.