МАК наносит удары по Boeing 737
Накануне вечером в России взорвалась информационная бомба – стало известно, что Межгосударственный авиационный комитет (МАК) отозвал сертификат летной годности самолетов Boeing 737, которые эксплуатируются в РФ. Между тем, глава Росавиации Александр Нерадько в ответ заявил, что данное решение вне компетенции МАК.
Взрывная волна от рухнувшего в небе над Египтом А321, похоже, дошла уже и до московских кабинетов различных авиационных начальников. И МАК принял вдруг, находясь, видимо, в состоянии турбулентности после египетской трагедии, решение об отзыве сертификатов на полеты самолетов, причем не аэробусов, а Boeing 737, которые, увы, составляют сейчас добрую половину отечественного авиапарка. То есть, уже сегодня в наших аэропортах могут оказаться на приколе две сотни этих машин, а тысячи авиапассажиров – остаться за бортом.
В свою очередь, авиакомпании во главе с аэрофлотовской «Победой» уже заявили о готовности проигнорировать или, если сказать помягче, пропустить мимо ушей решение МАК. Тем более, что и Росавиация такое решение не поддержала. Снять напряжение и, возможно, хоть как-то «разрулить» ситуацию призвано сегодняшнее экстренное совещани с участием представителей авиакомпаний, эксплуатирующих Boeing 737, председателя МАК Татьяны Анодиной и председателя Авиационного регистра МАК Владимира Беспалова, заявил официальный представитель Росавиации Сергей Извольский.
Проблема с отзывом сертификата летной годности у Boeing 737 усугубляется тем, что сегодня это самый массовый в мире, да и в нашей стране самолет. В российских авиакомпаниях на настоящий момент насчитывается 197 таких воздушных судов, то есть практически половина всего авиапарка.
К примеру, авиалайнеры Boeing 737-800 NG (Next Generation) составляют весь пассажирский парк лоукостера «Победа», которым владеет «Аэрофлот». В этой авиакомпании объясняют, что выбрали эти машины как самые надежные пассажирские самолеты в мире. На сайте «Победы» можно прочитать: отзыв регистрации МАК их не касается – самолеты были зарегистрированы в одном из небольших островных государств. В СМИ уже появились и более конкретные заявления «Победы», суть которых можно свести к одной простой фразе: летали и будем летать. В других авиакомпаниях о сложившейся ситуации говорят более осторожно, но тоже высказывают недоумение, почему у нас все обязательно надо «запрещать и недопущать».
У «Аэрофлота» на сегодня 12 самолетов Boeing 737. У «Сибири», летающей под брендом S7, - 13 самолетов Boeing 737-800. Подчиненная уже S7 компания «Глобус» имеет 13 Boeing 737 NG, других нет. В «Ютейр» значатся 32 Boeing 737-500, 12 Boeing 737-800 и 6B Boeing 737-400. А у «Трансаэро», между прочим, числилось 47 Boeing 737.
В МАК объясняют, что вынуждены приостановить действие в РФ всех выданных сертификатов на самолеты семейства Boeing 737 потому, что Росавиация некоторое время назад заявляла о существенных недостатках этих машин, но не ввела почему-то своевременно ограничения на их эксплуатацию.
Сообщается, что в МАК еще в августе поступило обращение главы Росавиации Александра Нерадько о необходимости доработки системы управления рулями высоты Boeing 737. В сентябре Нерадько отправил его повторно.
На основании этого обращения авиарегистр МАК обратился в Федеральную авиационную администрацию FAA (США) с соответствующим запросом. Однако в ответ американские коллеги высказались в том духе, что «самолеты Boeing 737 находятся в состоянии, обеспечивающем их безопасную эксплуатацию», имея ввиду, в том числе, и безопасность системы управления рулем высоты.
Тем не менее, Росавиация потратила в свое время более года на переписку с FAA по данному вопросу, а воз и ныне там. В результате никаких совместных решений так и не было принято, как отмечает МАК. И в ведомстве решили, поскольку Росавиация, заявляя о серьезных недостатках в самолетах, непосредственно влияющих на безопасность полетов, не использует свое право на ограничение их эксплуатации, то это вынужден сделать авиарегистр МАК. Это следует из опубликованного письма.
В МАК отмечают, что действие сертификатов на Boeing 737 приостановлено до получения совместного уведомления Росавиации и США о том, что эксплуатируемые в России самолеты этого типа находятся в состоянии, обеспечивающем безопасные полеты.
Правительство РФ проанализирует ситуацию в связи с решением МАК об отзыве сертификата летной годности у модификаций самолета Boeing 737, сообщил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Он ответил также на вопрос, нет ли опасений, что решение МАК вызовет кризис авиаперевозок в России, поскольку многие авиакомпании используют эти самолеты. Безусловно, сказал Песков, потребуется весьма оперативный и глубокий анализ ситуации в нашей отечественной авиации, и наверняка профильные ведомства, Министерство транспорта, правительство необходимый анализ сделают. По его словам, в Кремле узнали о решении МАК из сообщений СМИ.
Между тем, авиасообщество не верит в реальность запрета на полеты в России Boeing 737. Вице-президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Александр Виндермут так выразил позицию российских авиаперевозчиков: «Не понимаем этого. Я не думаю, что этот документ будет реализован».
По словам президента Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимира Тасуна, в российских авиакомпаниях сейчас летает около 200 воздушных судов семейства Boeing 737 разных поколений.
Самый первый самолет этого типа поднялся в небо для выполнения пассажирского авиарейса еще в апреле 1967 года под индексом Boeing 737-100. Сейчас от первых бортов, как утверждают авиаспециалисты, остались только внешние признаки. Это, прежде всего, вполне узнаваемая заостренная носовая часть кабины и низко размещенные двигатели, которые из-за особенностей расположения генераторов называют «хомяками». Однако за последнее время у самолета сильно удлинился фюзеляж. С 1967 года их было выпущено более 5,8 тыс. штук.
Решение МАК не обосновано с точки зрения безопасности полетов, Чикагской конвенции, приложения Международной организации гражданской авиации ИКАО к этой конвенции и соглашения с государствами-реестродержателями, считает Тарсун.
Среди экспертов авиационной отрасли есть и такие, кто полагает, что время для объявления решения МАК было выбрано неслучайно. Если обращение Росавиации о небезопасных самолетах было получено еще в августе, то почему об этом стало известно только в ноябре? В авиационном сообществе выбор этого времени связывают с решением лично председателя МАК Татьяны Анодиной, чей сын Александр Плешаков является основателем авиакомпании «Трансаэро». Вот и получается, что до конца октября судьба крупнейшей частной авиакомпании была еще не решена, а потому отзыв сертификата мог бы усугубить ситуацию, считают в авиасообществе.
Находится в полном недоумении и бывший заместитель председателя МАК Александр Книвель. Его удивляет, почему МАК решил отозвать сертификат летной годности Boeing 737 только в России, но при этом оставить в действии в СНГ. Либо самолет небезопасный и на нем нельзя летать, либо безопасный и на нем могут летать все, считает Книвель.
Вместе с тем, он частично согласен с решением МАК, считая, что самолеты первых поколений семейства Boeing 737 с идентификаторами от 100 до 500 являются небезопасными. По мнению Книвеля, решение МАК связано с катастрофой осенью 2013 года самолета Boeing 737-500 авиакомпании «Татарстан», которая произошла в Казани. В США уже случались катастрофы с самолетами первых поколений, где заклинивали рули направления и высоты. Также было одно серьезное летное происшествие, где пилотам удалось «вытащить» самолет. Тогда-то и выяснились эти проблемы. Boeing потом проводил работы по ликвидации дефекта. Но производились ли такие работы на самолете, который разбился в Казани, неизвестно. Уже в следующем поколении – Next Generation – рули направления были сделаны иначе, поэтому смысла в претензиях к ним нет. Сертификаты самолетов на Boeing 737-600, -700, -800 и -900 надо оставить, считает Книвель.
При этом, по его словам, российские авиакомпании не могут использовать самолеты, на которые сертификаты летной годности не согласованы с российскими авиационными властями. Получается, что окончательную точку в этом вопросе должен поставить Минтранс РФ, совещание с участием представителей которого запланировано, напомним, на сегодня.
Надо отметить, что Boeing 737 – один из самых популярных самолетов в истории мировой авиации. Его проектирование началось еще в 1964 году. В процессе разработки Boeing 737 подрос от 60-местного лайнера до самолета с вместимостью до 103 мест.
Как стало известно ранее в пятницу, МАК пообещал, что не будет вмешиваться в компетенцию Росавиации и принятие решения на совещании по вопросу эксплуатации самолетов Boeing 737. При этом ожидается, что Росавиация доведет до конца требования о необходимости срочных доработок системы управления рулем высоты на Boeing 737.
В свою очередь, авиакомпании во главе с аэрофлотовской «Победой» уже заявили о готовности проигнорировать или, если сказать помягче, пропустить мимо ушей решение МАК. Тем более, что и Росавиация такое решение не поддержала. Снять напряжение и, возможно, хоть как-то «разрулить» ситуацию призвано сегодняшнее экстренное совещани с участием представителей авиакомпаний, эксплуатирующих Boeing 737, председателя МАК Татьяны Анодиной и председателя Авиационного регистра МАК Владимира Беспалова, заявил официальный представитель Росавиации Сергей Извольский.
Проблема с отзывом сертификата летной годности у Boeing 737 усугубляется тем, что сегодня это самый массовый в мире, да и в нашей стране самолет. В российских авиакомпаниях на настоящий момент насчитывается 197 таких воздушных судов, то есть практически половина всего авиапарка.
К примеру, авиалайнеры Boeing 737-800 NG (Next Generation) составляют весь пассажирский парк лоукостера «Победа», которым владеет «Аэрофлот». В этой авиакомпании объясняют, что выбрали эти машины как самые надежные пассажирские самолеты в мире. На сайте «Победы» можно прочитать: отзыв регистрации МАК их не касается – самолеты были зарегистрированы в одном из небольших островных государств. В СМИ уже появились и более конкретные заявления «Победы», суть которых можно свести к одной простой фразе: летали и будем летать. В других авиакомпаниях о сложившейся ситуации говорят более осторожно, но тоже высказывают недоумение, почему у нас все обязательно надо «запрещать и недопущать».
У «Аэрофлота» на сегодня 12 самолетов Boeing 737. У «Сибири», летающей под брендом S7, - 13 самолетов Boeing 737-800. Подчиненная уже S7 компания «Глобус» имеет 13 Boeing 737 NG, других нет. В «Ютейр» значатся 32 Boeing 737-500, 12 Boeing 737-800 и 6B Boeing 737-400. А у «Трансаэро», между прочим, числилось 47 Boeing 737.
В МАК объясняют, что вынуждены приостановить действие в РФ всех выданных сертификатов на самолеты семейства Boeing 737 потому, что Росавиация некоторое время назад заявляла о существенных недостатках этих машин, но не ввела почему-то своевременно ограничения на их эксплуатацию.
Сообщается, что в МАК еще в августе поступило обращение главы Росавиации Александра Нерадько о необходимости доработки системы управления рулями высоты Boeing 737. В сентябре Нерадько отправил его повторно.
На основании этого обращения авиарегистр МАК обратился в Федеральную авиационную администрацию FAA (США) с соответствующим запросом. Однако в ответ американские коллеги высказались в том духе, что «самолеты Boeing 737 находятся в состоянии, обеспечивающем их безопасную эксплуатацию», имея ввиду, в том числе, и безопасность системы управления рулем высоты.
Тем не менее, Росавиация потратила в свое время более года на переписку с FAA по данному вопросу, а воз и ныне там. В результате никаких совместных решений так и не было принято, как отмечает МАК. И в ведомстве решили, поскольку Росавиация, заявляя о серьезных недостатках в самолетах, непосредственно влияющих на безопасность полетов, не использует свое право на ограничение их эксплуатации, то это вынужден сделать авиарегистр МАК. Это следует из опубликованного письма.
В МАК отмечают, что действие сертификатов на Boeing 737 приостановлено до получения совместного уведомления Росавиации и США о том, что эксплуатируемые в России самолеты этого типа находятся в состоянии, обеспечивающем безопасные полеты.
Правительство РФ проанализирует ситуацию в связи с решением МАК об отзыве сертификата летной годности у модификаций самолета Boeing 737, сообщил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Он ответил также на вопрос, нет ли опасений, что решение МАК вызовет кризис авиаперевозок в России, поскольку многие авиакомпании используют эти самолеты. Безусловно, сказал Песков, потребуется весьма оперативный и глубокий анализ ситуации в нашей отечественной авиации, и наверняка профильные ведомства, Министерство транспорта, правительство необходимый анализ сделают. По его словам, в Кремле узнали о решении МАК из сообщений СМИ.
Между тем, авиасообщество не верит в реальность запрета на полеты в России Boeing 737. Вице-президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Александр Виндермут так выразил позицию российских авиаперевозчиков: «Не понимаем этого. Я не думаю, что этот документ будет реализован».
По словам президента Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимира Тасуна, в российских авиакомпаниях сейчас летает около 200 воздушных судов семейства Boeing 737 разных поколений.
Самый первый самолет этого типа поднялся в небо для выполнения пассажирского авиарейса еще в апреле 1967 года под индексом Boeing 737-100. Сейчас от первых бортов, как утверждают авиаспециалисты, остались только внешние признаки. Это, прежде всего, вполне узнаваемая заостренная носовая часть кабины и низко размещенные двигатели, которые из-за особенностей расположения генераторов называют «хомяками». Однако за последнее время у самолета сильно удлинился фюзеляж. С 1967 года их было выпущено более 5,8 тыс. штук.
Решение МАК не обосновано с точки зрения безопасности полетов, Чикагской конвенции, приложения Международной организации гражданской авиации ИКАО к этой конвенции и соглашения с государствами-реестродержателями, считает Тарсун.
Среди экспертов авиационной отрасли есть и такие, кто полагает, что время для объявления решения МАК было выбрано неслучайно. Если обращение Росавиации о небезопасных самолетах было получено еще в августе, то почему об этом стало известно только в ноябре? В авиационном сообществе выбор этого времени связывают с решением лично председателя МАК Татьяны Анодиной, чей сын Александр Плешаков является основателем авиакомпании «Трансаэро». Вот и получается, что до конца октября судьба крупнейшей частной авиакомпании была еще не решена, а потому отзыв сертификата мог бы усугубить ситуацию, считают в авиасообществе.
Находится в полном недоумении и бывший заместитель председателя МАК Александр Книвель. Его удивляет, почему МАК решил отозвать сертификат летной годности Boeing 737 только в России, но при этом оставить в действии в СНГ. Либо самолет небезопасный и на нем нельзя летать, либо безопасный и на нем могут летать все, считает Книвель.
Вместе с тем, он частично согласен с решением МАК, считая, что самолеты первых поколений семейства Boeing 737 с идентификаторами от 100 до 500 являются небезопасными. По мнению Книвеля, решение МАК связано с катастрофой осенью 2013 года самолета Boeing 737-500 авиакомпании «Татарстан», которая произошла в Казани. В США уже случались катастрофы с самолетами первых поколений, где заклинивали рули направления и высоты. Также было одно серьезное летное происшествие, где пилотам удалось «вытащить» самолет. Тогда-то и выяснились эти проблемы. Boeing потом проводил работы по ликвидации дефекта. Но производились ли такие работы на самолете, который разбился в Казани, неизвестно. Уже в следующем поколении – Next Generation – рули направления были сделаны иначе, поэтому смысла в претензиях к ним нет. Сертификаты самолетов на Boeing 737-600, -700, -800 и -900 надо оставить, считает Книвель.
При этом, по его словам, российские авиакомпании не могут использовать самолеты, на которые сертификаты летной годности не согласованы с российскими авиационными властями. Получается, что окончательную точку в этом вопросе должен поставить Минтранс РФ, совещание с участием представителей которого запланировано, напомним, на сегодня.
Надо отметить, что Boeing 737 – один из самых популярных самолетов в истории мировой авиации. Его проектирование началось еще в 1964 году. В процессе разработки Boeing 737 подрос от 60-местного лайнера до самолета с вместимостью до 103 мест.
Как стало известно ранее в пятницу, МАК пообещал, что не будет вмешиваться в компетенцию Росавиации и принятие решения на совещании по вопросу эксплуатации самолетов Boeing 737. При этом ожидается, что Росавиация доведет до конца требования о необходимости срочных доработок системы управления рулем высоты на Boeing 737.