Менеджмент увел «Связьинвест» у государства
Реорганизация «Связьинвеста» - это скандал, длящийся чуть ли не с середины 90-х, начавшийся с пресловутых залоговых аукционов и продолжающийся по мере реформирования холдинга.
О том, что в последние годы реорганизация предприятия пошла не тем путем говорилось неоднократно, но контролирующие органы предпочитали делать вид, что ничего страшного не происходит. Однако недавняя плановая проверка Счетной палатой реорганизации холдинга подтвердила опасения критиков: государство уже потеряло в ходе реорганизации «Связьинвеста» миллиарды рублей. Впрочем, это лишь полбеды. Беда в том, что государство фактически потеряло прямой контроль над стратегическим холдингом, а вскоре может потерять и возможность даже опосредованно влиять на происходящее в «Связьинвесте».
История последних лет реорганизации «Связьинвеста» повторяет десятки, если не сотни подобных историй приватизации других государственных предприятий, когда государство теряет активы, а менеджмент их находит. Упреки в адрес генерального директора ОАО «Связьинвест» Е.В.Юрченко посыпались, чуть ли не сразу после его назначения. То он приобретает акции компаний связи, то продает, естественно не в убыток себе.
Вот и Счетная палата обнаружила, что например «по состоянию на 21 сентября 2010 года Генеральный директор ОАО «Связьинвест» Е.В.Юрченко владел привилегированными акциями ОАО «Ростелеком» в количестве 87 451 штуке (что соответствует доле участия в уставном капитале в размере 0,009 %). Приобретение произведено в период с 7 мая 2010 года по 21 сентября 2010 года. Активные действия Генерального директора «Связьинвест» Е.В.Юрченко на биржевом рынке косвенно указывают на возможности неправомерного использования инсайдерской информации. В реестрах акционеров МРК (период с 15 сентября 2010 года по 15 ноября 2010 года) Е.В.Юрченко отсутствует, что свидетельствует об использовании для целей приобретения ценных бумаг третьих лиц, являющихся номинальными держателями акций». Осенью 2009 года он владел пакетом акций дочерних компаний «Связьинвеста» – «Центртелеком», «Северо-Западный телеком», «Южной телекоммуниционной компании», «Волгателеком», «Уралсвязьинформ», «Сибирьтелеком», «Дальсвязь». Суммарная стоимость этих пакетов акций оценивалась в 37 миллионов долларов». Через год, по данным СМИ, Юрченко увеличил свой капитал до 150 млн. долл.
Другими словами, когда начался обмен акций межрегиональных компаний связи на акции «Ростелекома» у Юрченко акций этих компаний не было. Зато когда этот обмен закончился, он вдруг стал владельцем 0,009 % акций «Ростелекома». Казалось бы и ладно. Ну, получил Генеральный директор «Связьинвеста» дополнительный бонус от реорганизации вверенного ему предприятия. Всего то, какие-то девять тысячных процента – по нынешним временам копейки. Если бы не тот факт, что в ходе этого обмена у государства пропали еще 7% акций компании.
В принципе, проверка Счетной палаты лишь подтвердила то, что участникам рынка было известно и раньше: «доля ОАО «Связьинвест» в обыкновенных (голосующих) акциях ОАО «Ростелеком» в размере 50,7% и МРК в размере от 50,6 % до 51,4% на момент начала реорганизации – снизилась по итогам присоединения МРК к ОАО «Ростелеком» до 43,37%». Более важно, что та же Счетная палата приходит к выводу, что государство могло и не терять эти 7%.
«Проведенные Счетной палатой в ходе проверки альтернативные расчеты показали, что использование механизма конвертации привилегированных акций МРК в привилегированные акции дополнительного выпуска ОАО «Ростелеком» при одновременной конвертации обыкновенных акций МРК в обыкновенные акции объединенного ОАО «Ростелеком» позволило бы сохранить операционный контроль ОАО «Связьинвест» в ОАО «Ростелеком» в объеме 50,8 %».
Очевидно, что менеджмент компании выбрал способ обмена акций наиболее убыточный для государства. И, кстати, отчет Счетной палаты не дает ответа на вопрос, а кому достались эти 7% акций «Ростелекома»? Где они - у фонда «Маршал Кэпитал», «курировавшего» обмен акций или у г-на Юрченко? И если «копеечные» 0,009 % Юрченко -- это почти 18 млн. рублей по рыночным ценам, то 7% -- это уже около 15 млрд. Что тут скажешь: Ходорковского посадили и за меньшее…
Но потери государства в ходе реорганизации «Связьинвеста» на этом не заканчиваются. В свое время сотрудники Минэконмразвития подготовили главе ведомства Эльвире Набиуллиной докладную записку, в которой обратили внимание на то, что покупателем блокирующего пакета «Связьинвеста» вместо предложенного правительством банка ВЭБ стало ОАО «Ростелеком». При конвертации привилегированных акций МРК, полагают эксперты, в обыкновенные «Ростелекома» доля государства уменьшится примерно на 7% и перестанет составлять контрольный пакет. Главе экономического ведомства предложили «пересмотреть на уровне правительства условия и механизмы реорганизации «Связьинвеста», чтобы избежать потери госконтроля.
Как обнаружила Счетная палата «оценочно разница между ценой приобретения ОАО «Ростелеком» пакета акций ОАО «Связьинвест» и возможной на сегодняшний день рыночной ценой их продажи составляет порядка 9,25 млрд. рублей». Причем, по согласованию с правительством для сохранения государственного контроля над активами телекоммуникационной отрасли пакет акций ОАО «Связьинвест» (25 % плюс 1 акция) должен был выкупить Внешэкономбанк, но менеджмент холдинга почему-то решил иначе. В итоге государство, по мнению аудиторов Счетной палаты, лишилось возможности «дополнительного опосредованного влияния на создаваемую интегрированную телекоммуникационную компанию ОАО «Ростелеком» через государственную корпорацию». А главное, впоследствии Внешэкономбанку или иному агенту государства с целью обеспечения государственного контроля все равно придется выкупать этот пакет «Связьинвеста», но уже на несколько миллиардов дороже.
И вообще, читая отчет Счетной палаты, можно представить себе «Связьинвест», как дырявое ведро, из которого просто вытекают миллионы и миллиарды. Вот, например, расходы, понесенные ОАО «Связьинвест» в размере вознаграждения ООО «Эрнст энд Янг – оценка» за услуги по оценке в общей сумме 1,18 млн. рублей, по мнению Счетной палаты, являются экономически необоснованными, так как ОАО «Связьинвест» выступило заказчиком услуг по оценке собственного пакета акций, не являясь стороной сделки по приобретению рассматриваемого пакета акций. Вызывает вопросы и сделка по приобретению ОАО «Связьинвест» акций ЗАО «Скай Линк», которая не в полной мере соответствует Концепции реорганизации холдинга.
Ущерб государству будет нанесен и в ходе сделок с участием Внешэкономбанка. Интересно, что «Ростелекому» акции «Связьинвеста» продавались ниже рыночной цены. А вот обыкновенные акции ОАО «Ростелеком», принадлежащие ОАО «КИТ Финанс Инвестиционный банк», Внешэкономбанк и ГК «АСВ» приобрели по цене, которая превышала на момент сделок средневзвешенную рыночную стоимость акций на ММВБ в среднем на 22 – 33 процента. Более того, «реализация заключенного между Внешэкономбанком и ОАО «Связьинвест» опционного соглашения по выкупу ОАО «Связьинвест» обыкновенных акций ОАО «Ростлеком» формирует риски возникновения ущерба для государства ввиду предусмотренной опционом завышенной стоимости реализации указанных ценных бумаг (230 рублей за акцию)».
И ладно бы все эти жертвы приносились во имя какой-то высокой цели. Но оказывается, что увлеченный реорганизацией и проведением странных сделок по перепродажам акций менеджмент холдинга, в общем-то, даже не представляет, зачем он этим занимается, если, конечно же, не считать личную заинтересованность.
Как показала проверка Счетной палаты, «предложенная Правительству Российской Федерации модель реформирования отрасли связи и способы ее реализации, отраженные в Концепции, носили достаточно общий характер». В частности, «основные параметры развития объединенного ОАО «Ростелеком», в том числе объемы и направления капитальных вложений, инструменты повышения операционной эффективности, способы удержания лидерства в традиционных сегментах и расширения бизнеса в новых перспективных сегментах телекоммуникационного рынка (мобильная телефония, широкополосный доступ в Интернет, платное интерактивное телевидение) по состоянию на 10 мая 2011 года окончательно проработаны не были». «До настоящего времени окончательные параметры реформирования телекоммуникационной отрасли не сформулированы и не утверждены Правительством Российской Федерации, что приводит к их постоянной трансформации как на федеральном уровне, так и на уровне органов управлений реорганизуемых компаний».
То есть, параметры реформы еще не утверждены, но менеджмент «Связьинвеста» и «Ростелекома» уже сделал все, что бы государство потеряло прямой контроль над этими стратегическими компаниями отрасли, снизив его долю в их уставном капитале. Счетная палата в своем отчете не делает выводов о халатности или личной заинтересованности менеджмента холдинга в подобном развитии событий, с этим, очевидно, должны разбираться другие органы. Но безучастность государственных представителей аудиторы не могли не заметить, подчеркивая, что Росимущество фактически не занималось представлением интересов государства, что давало менеджменту холдинга возможность систематически нарушать постановления правительства. Поэтому не стоит удивляться, что «Связьинвест» все-таки ушел о государства, и, очевидно, скоро станет известно к кому.
История последних лет реорганизации «Связьинвеста» повторяет десятки, если не сотни подобных историй приватизации других государственных предприятий, когда государство теряет активы, а менеджмент их находит. Упреки в адрес генерального директора ОАО «Связьинвест» Е.В.Юрченко посыпались, чуть ли не сразу после его назначения. То он приобретает акции компаний связи, то продает, естественно не в убыток себе.
Вот и Счетная палата обнаружила, что например «по состоянию на 21 сентября 2010 года Генеральный директор ОАО «Связьинвест» Е.В.Юрченко владел привилегированными акциями ОАО «Ростелеком» в количестве 87 451 штуке (что соответствует доле участия в уставном капитале в размере 0,009 %). Приобретение произведено в период с 7 мая 2010 года по 21 сентября 2010 года. Активные действия Генерального директора «Связьинвест» Е.В.Юрченко на биржевом рынке косвенно указывают на возможности неправомерного использования инсайдерской информации. В реестрах акционеров МРК (период с 15 сентября 2010 года по 15 ноября 2010 года) Е.В.Юрченко отсутствует, что свидетельствует об использовании для целей приобретения ценных бумаг третьих лиц, являющихся номинальными держателями акций». Осенью 2009 года он владел пакетом акций дочерних компаний «Связьинвеста» – «Центртелеком», «Северо-Западный телеком», «Южной телекоммуниционной компании», «Волгателеком», «Уралсвязьинформ», «Сибирьтелеком», «Дальсвязь». Суммарная стоимость этих пакетов акций оценивалась в 37 миллионов долларов». Через год, по данным СМИ, Юрченко увеличил свой капитал до 150 млн. долл.
Другими словами, когда начался обмен акций межрегиональных компаний связи на акции «Ростелекома» у Юрченко акций этих компаний не было. Зато когда этот обмен закончился, он вдруг стал владельцем 0,009 % акций «Ростелекома». Казалось бы и ладно. Ну, получил Генеральный директор «Связьинвеста» дополнительный бонус от реорганизации вверенного ему предприятия. Всего то, какие-то девять тысячных процента – по нынешним временам копейки. Если бы не тот факт, что в ходе этого обмена у государства пропали еще 7% акций компании.
В принципе, проверка Счетной палаты лишь подтвердила то, что участникам рынка было известно и раньше: «доля ОАО «Связьинвест» в обыкновенных (голосующих) акциях ОАО «Ростелеком» в размере 50,7% и МРК в размере от 50,6 % до 51,4% на момент начала реорганизации – снизилась по итогам присоединения МРК к ОАО «Ростелеком» до 43,37%». Более важно, что та же Счетная палата приходит к выводу, что государство могло и не терять эти 7%.
«Проведенные Счетной палатой в ходе проверки альтернативные расчеты показали, что использование механизма конвертации привилегированных акций МРК в привилегированные акции дополнительного выпуска ОАО «Ростелеком» при одновременной конвертации обыкновенных акций МРК в обыкновенные акции объединенного ОАО «Ростелеком» позволило бы сохранить операционный контроль ОАО «Связьинвест» в ОАО «Ростелеком» в объеме 50,8 %».
Очевидно, что менеджмент компании выбрал способ обмена акций наиболее убыточный для государства. И, кстати, отчет Счетной палаты не дает ответа на вопрос, а кому достались эти 7% акций «Ростелекома»? Где они - у фонда «Маршал Кэпитал», «курировавшего» обмен акций или у г-на Юрченко? И если «копеечные» 0,009 % Юрченко -- это почти 18 млн. рублей по рыночным ценам, то 7% -- это уже около 15 млрд. Что тут скажешь: Ходорковского посадили и за меньшее…
Но потери государства в ходе реорганизации «Связьинвеста» на этом не заканчиваются. В свое время сотрудники Минэконмразвития подготовили главе ведомства Эльвире Набиуллиной докладную записку, в которой обратили внимание на то, что покупателем блокирующего пакета «Связьинвеста» вместо предложенного правительством банка ВЭБ стало ОАО «Ростелеком». При конвертации привилегированных акций МРК, полагают эксперты, в обыкновенные «Ростелекома» доля государства уменьшится примерно на 7% и перестанет составлять контрольный пакет. Главе экономического ведомства предложили «пересмотреть на уровне правительства условия и механизмы реорганизации «Связьинвеста», чтобы избежать потери госконтроля.
Как обнаружила Счетная палата «оценочно разница между ценой приобретения ОАО «Ростелеком» пакета акций ОАО «Связьинвест» и возможной на сегодняшний день рыночной ценой их продажи составляет порядка 9,25 млрд. рублей». Причем, по согласованию с правительством для сохранения государственного контроля над активами телекоммуникационной отрасли пакет акций ОАО «Связьинвест» (25 % плюс 1 акция) должен был выкупить Внешэкономбанк, но менеджмент холдинга почему-то решил иначе. В итоге государство, по мнению аудиторов Счетной палаты, лишилось возможности «дополнительного опосредованного влияния на создаваемую интегрированную телекоммуникационную компанию ОАО «Ростелеком» через государственную корпорацию». А главное, впоследствии Внешэкономбанку или иному агенту государства с целью обеспечения государственного контроля все равно придется выкупать этот пакет «Связьинвеста», но уже на несколько миллиардов дороже.
И вообще, читая отчет Счетной палаты, можно представить себе «Связьинвест», как дырявое ведро, из которого просто вытекают миллионы и миллиарды. Вот, например, расходы, понесенные ОАО «Связьинвест» в размере вознаграждения ООО «Эрнст энд Янг – оценка» за услуги по оценке в общей сумме 1,18 млн. рублей, по мнению Счетной палаты, являются экономически необоснованными, так как ОАО «Связьинвест» выступило заказчиком услуг по оценке собственного пакета акций, не являясь стороной сделки по приобретению рассматриваемого пакета акций. Вызывает вопросы и сделка по приобретению ОАО «Связьинвест» акций ЗАО «Скай Линк», которая не в полной мере соответствует Концепции реорганизации холдинга.
Ущерб государству будет нанесен и в ходе сделок с участием Внешэкономбанка. Интересно, что «Ростелекому» акции «Связьинвеста» продавались ниже рыночной цены. А вот обыкновенные акции ОАО «Ростелеком», принадлежащие ОАО «КИТ Финанс Инвестиционный банк», Внешэкономбанк и ГК «АСВ» приобрели по цене, которая превышала на момент сделок средневзвешенную рыночную стоимость акций на ММВБ в среднем на 22 – 33 процента. Более того, «реализация заключенного между Внешэкономбанком и ОАО «Связьинвест» опционного соглашения по выкупу ОАО «Связьинвест» обыкновенных акций ОАО «Ростлеком» формирует риски возникновения ущерба для государства ввиду предусмотренной опционом завышенной стоимости реализации указанных ценных бумаг (230 рублей за акцию)».
И ладно бы все эти жертвы приносились во имя какой-то высокой цели. Но оказывается, что увлеченный реорганизацией и проведением странных сделок по перепродажам акций менеджмент холдинга, в общем-то, даже не представляет, зачем он этим занимается, если, конечно же, не считать личную заинтересованность.
Как показала проверка Счетной палаты, «предложенная Правительству Российской Федерации модель реформирования отрасли связи и способы ее реализации, отраженные в Концепции, носили достаточно общий характер». В частности, «основные параметры развития объединенного ОАО «Ростелеком», в том числе объемы и направления капитальных вложений, инструменты повышения операционной эффективности, способы удержания лидерства в традиционных сегментах и расширения бизнеса в новых перспективных сегментах телекоммуникационного рынка (мобильная телефония, широкополосный доступ в Интернет, платное интерактивное телевидение) по состоянию на 10 мая 2011 года окончательно проработаны не были». «До настоящего времени окончательные параметры реформирования телекоммуникационной отрасли не сформулированы и не утверждены Правительством Российской Федерации, что приводит к их постоянной трансформации как на федеральном уровне, так и на уровне органов управлений реорганизуемых компаний».
То есть, параметры реформы еще не утверждены, но менеджмент «Связьинвеста» и «Ростелекома» уже сделал все, что бы государство потеряло прямой контроль над этими стратегическими компаниями отрасли, снизив его долю в их уставном капитале. Счетная палата в своем отчете не делает выводов о халатности или личной заинтересованности менеджмента холдинга в подобном развитии событий, с этим, очевидно, должны разбираться другие органы. Но безучастность государственных представителей аудиторы не могли не заметить, подчеркивая, что Росимущество фактически не занималось представлением интересов государства, что давало менеджменту холдинга возможность систематически нарушать постановления правительства. Поэтому не стоит удивляться, что «Связьинвест» все-таки ушел о государства, и, очевидно, скоро станет известно к кому.