Минфин надеется побороть дефицит без повышения налогов и пенсионного возраста
Минфин 12 октября опубликовал проект трехлетнего бюджета, позиционируемого как бюджет адаптации к «новой реальности» — со структурно низкими ценами на нефть, тающими резервами и ограничениями экономического роста.
Трехлетний бюджет в Белом доме разработали после годичного перерыва – смета на 2016 год была однолетней. Как ожидается, предварительное одобрение проекта состоится на сегодняшнем заседании кабмина, после чего работу над документом продолжат профильные ведомства. В нижнюю палату парламента проект планируется передать через полмесяца – 28 октября. Эту дату накануне озвучил глава Минфина Антон Силуанов. Как ожидается, переданная в Госдуму версия будет несколько отличаться от заявленной. Затем свои коррективы в документ внесут парламентарии.
Однако, полагают аналитики, важнейшие параметры существенному пересмотру подвергать не будут. Запланированный правительством доход на следующий год находится на уровне 13,44 трлн рублей, что соответствует значению 2016 года. С учетом инфляции, следует говорить о падении реального наполнения казны. В последующие два года ожидается рост поступлений, которые по итогам 2019 года должны составить 14,8 трлн рублей. Правда, увеличение поступлений должно состояться на фоне девальвации российской валюты – правительство готово за три года опустить курс до 71,1 рубля за $1. Что касается нефтяных котировок, то они, по мнению Белого дома, всю трехлетку будут находиться на отметке $40 за баррель. Кроме того, доля доходов казны по отношению к общему объему внутреннего валового продукта будет сокращаться, и к 2019 году составит 15%, в то время как в 2012 году этот показатель превышал 19%.
Что касается расходов федеральной казны, то они будут сокращаться даже в номинальном выражении, и в следующем году составят 16,18 трлн рублей, а в последующие два года – недотянут до 16 трлн рублей. Благодаря снижению расходов, будет уменьшаться дефицит казны – в 2017 году он ожидается на уровне 2,74 трлн рублей, что составит 3,16% от ВВП. В денежном выражении кассовый разрыв по сравнению с нынешним годом должен уменьшиться на 520 млрд рублей. Спустя год уровень дефицита должен уменьшиться до 2,2% ВВП, а к концу трехлетки – до 1,2% ВВП.
При этом непопулярные меры повышения доходов, в первую очередь, увеличение фискальных отчислений, а также повышение возраста выхода граждан на пенсию, в проекте сметы отсутствуют. Однако, по мнению профессора кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС Людмилы Прониной, чтобы достичь анонсированных показателей, такие меры и не требуются. Достаточно ранее анонсированного роста поступлений от налога на добычу полезных ископаемых и увеличения ставок акцизных сборов. В то же время, предупреждает Пронина, в 2019 году налоги все же могут увеличиться.
Однако, полагают аналитики, важнейшие параметры существенному пересмотру подвергать не будут. Запланированный правительством доход на следующий год находится на уровне 13,44 трлн рублей, что соответствует значению 2016 года. С учетом инфляции, следует говорить о падении реального наполнения казны. В последующие два года ожидается рост поступлений, которые по итогам 2019 года должны составить 14,8 трлн рублей. Правда, увеличение поступлений должно состояться на фоне девальвации российской валюты – правительство готово за три года опустить курс до 71,1 рубля за $1. Что касается нефтяных котировок, то они, по мнению Белого дома, всю трехлетку будут находиться на отметке $40 за баррель. Кроме того, доля доходов казны по отношению к общему объему внутреннего валового продукта будет сокращаться, и к 2019 году составит 15%, в то время как в 2012 году этот показатель превышал 19%.
Что касается расходов федеральной казны, то они будут сокращаться даже в номинальном выражении, и в следующем году составят 16,18 трлн рублей, а в последующие два года – недотянут до 16 трлн рублей. Благодаря снижению расходов, будет уменьшаться дефицит казны – в 2017 году он ожидается на уровне 2,74 трлн рублей, что составит 3,16% от ВВП. В денежном выражении кассовый разрыв по сравнению с нынешним годом должен уменьшиться на 520 млрд рублей. Спустя год уровень дефицита должен уменьшиться до 2,2% ВВП, а к концу трехлетки – до 1,2% ВВП.
При этом непопулярные меры повышения доходов, в первую очередь, увеличение фискальных отчислений, а также повышение возраста выхода граждан на пенсию, в проекте сметы отсутствуют. Однако, по мнению профессора кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС Людмилы Прониной, чтобы достичь анонсированных показателей, такие меры и не требуются. Достаточно ранее анонсированного роста поступлений от налога на добычу полезных ископаемых и увеличения ставок акцизных сборов. В то же время, предупреждает Пронина, в 2019 году налоги все же могут увеличиться.