Минпромэнерго пропишет бензиновым ценам анестезию
По информации ряда российских СМИ, сегодня в Минпроэнерго состоится встреча руководителей этого ведомства с представителями крупнейших отечественных нефтяных компаний, официальная тема которой заявлена, как обсуждение вопросов поставок нефти и нефтепродуктов в период предстоящей зимы.
Однако, разговор, вполне вероятно, выйдет за протокольные рамки и представителей нефтяного бизнеса попросят «заморозить» цены на моторное топливо.
Заметим, что инфляционные процессы, вышедшие из-под правительственного контроля в августе нынешнего года, заставляют чиновников прибегать к уже проверенным методам – введению заградительных таможенных пошлин на экспорт зерна, снижению экспортных пошлин на продовольственные товары, взаимной договоренности с производителями, поставщиками и торговцами о замораживании цен на ряд социально значимых продуктов питания.
Хотя бензин и дизтопливо к таковым не относятся, но цены на моторное топливо способны значительным образом повлиять на инфляционные процессы. Понимая это, Минпромэнерго и попытается сегодня прибегнуть на встрече с представителями крупных нефтяных компаний к практике «добровольных договоренностей» (которая, напомним, применяется уже не первый год) о сдерживании цен на горючее. Тем более, что через две недели – выборы в Госдуму, а социальные потрясения, естественно, не сыграют в пользу непосредственно властей и представляющей их партии «Единая Россия».
Первый звонок, возвещающий о том, что к Новому году цены на моторное топливо могут в очередной раз повыситься значительнее, чем того ожидают власти и эксперты, прозвучал в сентябре. По данным Московской топливной ассоциации (МТА), только за период с 17 сентября по 22 октября оптовые цены на дизельное топливо выросли на 30,4% (до 19 тыс. 625 руб. за тонну), на бензин А-92 – на 10,7% (до 21 тыс. 750 руб. за тонну), на бензин А-95 – на 7,9% (до 23 тыс. 800 руб. за тонну). В это же время на российских АЗС моторное топливо если и поднималось в цене, то незначительно, на какие-то десятые доли процента.
Естественно, что долго удерживать подобный ценовой диспаритет владельцы АЗС не смогли бы, да и не захотели бы. Работать себе в убыток в рыночных условиях никто не будет. Поэтому заметный рост розничных цен на моторное топливо был неизбежным.
Понимая это, Минпромэнерго может сегодня пойти с представителями крупного российского нефтебизнеса на некую сделку. В частности, в обмен на замораживание бензиновых цен на внутреннем рынке чиновники могут предоставить крупным нефтяным компаниям экспортные льготы.
Правда, если такое решение состоится, то будет оно палкой о двух концах. Ведь в таком случае нефтяным компаниям будет выгоднее отправлять «черное золото» на экспорт, а это может привести к дефициту сырья на отечественных НПЗ, что, в свою очередь, может привести к дефициту бензина и дизтоплива, и, соответственно, послужить импульсом к повышению цен на моторное топливо, несмотря на взаимные договоренности чиновников и нефтебизнеса.
Впрочем, даже если договоренности и не приведут к подорожанию бензина на период их действия до президентских выборов, то что будет потом – представить достаточно легко. По прогнозам экспертов, моторное топливо в России может подорожать до 25 рублей и более за литр.
Заметим, что инфляционные процессы, вышедшие из-под правительственного контроля в августе нынешнего года, заставляют чиновников прибегать к уже проверенным методам – введению заградительных таможенных пошлин на экспорт зерна, снижению экспортных пошлин на продовольственные товары, взаимной договоренности с производителями, поставщиками и торговцами о замораживании цен на ряд социально значимых продуктов питания.
Хотя бензин и дизтопливо к таковым не относятся, но цены на моторное топливо способны значительным образом повлиять на инфляционные процессы. Понимая это, Минпромэнерго и попытается сегодня прибегнуть на встрече с представителями крупных нефтяных компаний к практике «добровольных договоренностей» (которая, напомним, применяется уже не первый год) о сдерживании цен на горючее. Тем более, что через две недели – выборы в Госдуму, а социальные потрясения, естественно, не сыграют в пользу непосредственно властей и представляющей их партии «Единая Россия».
Первый звонок, возвещающий о том, что к Новому году цены на моторное топливо могут в очередной раз повыситься значительнее, чем того ожидают власти и эксперты, прозвучал в сентябре. По данным Московской топливной ассоциации (МТА), только за период с 17 сентября по 22 октября оптовые цены на дизельное топливо выросли на 30,4% (до 19 тыс. 625 руб. за тонну), на бензин А-92 – на 10,7% (до 21 тыс. 750 руб. за тонну), на бензин А-95 – на 7,9% (до 23 тыс. 800 руб. за тонну). В это же время на российских АЗС моторное топливо если и поднималось в цене, то незначительно, на какие-то десятые доли процента.
Естественно, что долго удерживать подобный ценовой диспаритет владельцы АЗС не смогли бы, да и не захотели бы. Работать себе в убыток в рыночных условиях никто не будет. Поэтому заметный рост розничных цен на моторное топливо был неизбежным.
Понимая это, Минпромэнерго может сегодня пойти с представителями крупного российского нефтебизнеса на некую сделку. В частности, в обмен на замораживание бензиновых цен на внутреннем рынке чиновники могут предоставить крупным нефтяным компаниям экспортные льготы.
Правда, если такое решение состоится, то будет оно палкой о двух концах. Ведь в таком случае нефтяным компаниям будет выгоднее отправлять «черное золото» на экспорт, а это может привести к дефициту сырья на отечественных НПЗ, что, в свою очередь, может привести к дефициту бензина и дизтоплива, и, соответственно, послужить импульсом к повышению цен на моторное топливо, несмотря на взаимные договоренности чиновников и нефтебизнеса.
Впрочем, даже если договоренности и не приведут к подорожанию бензина на период их действия до президентских выборов, то что будет потом – представить достаточно легко. По прогнозам экспертов, моторное топливо в России может подорожать до 25 рублей и более за литр.