«Мирный» атом за бюджетный счет
Акция против строительства новой АЭС в Нижегородской области, распоряжение о котором в начале ноября подписал премьер-министр Владимир Путин, прошла накануне у здания «Росатома» в Москве.
Конец ноября вообще был отмечен митингами против амбициозных проектов атомной госкорпорации в России и за рубежом. Экологи и независимые эксперты заявляют о дороговизне и опасности АЭС и слишком больших дотациях атомной отрасли из российского госбюджета.
Проект Нижегородской АЭС, в отличие от большинства атомных проектов последнего времени, предполагает возведение целиком новой АЭС на границе Владимирской и Нижегородской областей, в районе села Монаково, в 23 км от города Мурома.
Причем, муромчане уже несколько лет выступают против реализации проекта «Росатома»: на этой территории находятся карсты (карстовые полости в почве), подвижность и непредсказуемость которых грозит техногенной катастрофой на будущей станции, свидетельствуют данные Муромского университета. В радиусе 100 км от АЭС сегодня постоянно проживают 2 млн. человек. Впрочем, «Росатом» считает угрозу провалов грунта надуманной. Еще бы, ведь гораздо серьезней, что инвестиции в проект оцениваются примерно в $6 млрд.
Атомная энергетика, по словам организаторов акции, самая дорогая — в ее стоимость следует включать затраты на строительство АЭС, обращение с радиоактивными отходами, их утилизацию и захоронение. «Сейчас все эти расходы перекладываются на будущие поколения, за счет чего и процветает «Росатом» — его чиновники и управленцы», — цитируют «Ведомости» слова лидера партии «Яблоко» Сергея Митрохина.
За неделю до вчерашнего митинга акция под лозунгом «Хватит корить Росатом!» против строительства дорогих и опасных АЭС прошла и в самом Нижнем Новгороде. Организаторы от имени госкорпорации собирали милостыню на строительство новых атомных станций, намекая на то, что «Росатом» собирается развиваться и строиться за счет денег из нашего кармана, наших налогов. Однако нижегородцы не захотели дать ни копейки на АЭС, зато с удовольствием подписывались под обращением к премьер-министру РФ об отказе от строительства Нижегородской АЭС.
По словам директора экологического центра «Дронт» Асхата Каюмова, «в строительстве АЭС нет реальной экономики». «Весь процесс - это просто «освоение» федерального бюджета, никакого отношения к экономическим процессам не имеющее. Без безграничных бюджетных вливаний атомная энергетика сразу же становится неконкурентоспособной», - добавляет эксперт.
Всероссийские акции протеста против строительства АЭС также должны пройти в Санкт-Петербурге, Муроме, Екатеринбурге, Балаково, Калининграде и других российских городах. Причем, к российским экологическим организациям уже присоединились и общественные организации ближайшего зарубежья.
«Росатом, руки прочь от Беларуси!» - с таким требованием на днях пикетировали здание госкорпорации российские и белорусские представители общественности. Митингующие выступили против строительства первой в Белоруссии АЭС и против финансирования Россией проекта станции, которую госкорпорация «Росатом» планирует построить в незатронутом Чернобылем районе страны.
Причем, против строительства Островецкой АЭС на своей земле выступает большинство граждан Белоруссии. Об опасности современных АЭС заявили 87% проголосовавших в прямом эфире зрителей белорусского госканала ОНТ в мае 2010 года. Но местные власти приняли решение о строительстве АЭС без учета мнения граждан.
«Для жителей нашей страны, больше всего пострадавших от Чернобыля и уже получивших «свою дозу», воздействие новой АЭС будет губительно», – возмущается координатор Белорусской антиядерной кампании Татьяна Новикова.
По мнению российской и белорусской общественности, «Росатом» не в состоянии отвечать за безопасность своих объектов, поэтому не имеет права экспортировать свои технологии в другие страны. «Недавнее обрушение здания реактора Ленинградской АЭС-2, строящейся по аналогичному с белорусской АЭС проекту, говорит о низком качестве работ и небезопасности станции», – говорит Юрий Воронежцев, кандидат наук, участник движения «Ученые за безъядерную Беларусь!».
Тем не менее, 25 ноября по итогам заседания Высшего госсовета Союзного государства России и Белоруссии было подписано межправительственное соглашение о предоставлении Минску государственного экспортного кредита для строительства Белорусской АЭС. По словам российского премьера Владимира Путина, объем предоставленных средств составит около $10 млрд. «с использованием кредита в течение десяти лет и с погашением в течение 15 лет».
Как пишет «Коммерсант», это уже второй госкредит от России для строительства АЭС за границей. 21 ноября первый вице-премьер Игорь Шувалов и вице-премьер Вьетнама Хоанг Чунг Хай подписали кредитное соглашение на $8 млрд. для возведения первой вьетнамской АЭС. Кроме того, Москва готова кредитовать строительство АЭС в Болгарии, Турции и на Украине, а общий размер предлагавшихся госвложений приближается к $30 млрд.
По словам руководителя энергетической программы «Гринпис России» Владимира Чупрова, суммы кредитов астрономические не только для стран-заемщиков, но и для российского бюджета. «Зарубежная активность «Росатома» в части строительства новых атомных станций, мягко говоря, вызывает вопросы, - заявил эксперт «Веку». - Ведь в отличие от своих конкурентов, компаний Areva, Mitsubishi, «Росатом» строит АЭС за наш с вами счет, на деньги налогоплательщиков. Мирный атом проник в наш карман. Для сравнения: вся расходная часть федерального бюджета РФ – это примерно $300 млрд., то есть, средства, которые идут на оборону, здравоохранение, на зарплаты бюджетникам. Так вот, десятки миллиардов из этой суммы будут уходить на «дешевую, амбициозную, безопасную» атомную энергетику Кириенко. Вот во что выливается атомная экспансия и заявления, что мы там где-то мировые лидеры!».
Интернет-общественность массово поддерживает российских экологов. «При том плачевном состоянии, в котором находится 42 млн. пахотных земель России, на мой взгляд инвестирование этих средств в российскую экономику было бы целесообразнее во всех отношениях. Думается, что правительство страны должно в первую очередь заботиться о процветании собственной экономики, улучшении уровня жизни граждан собственной страны, а уж потом создавать новые рабочие места для граждан других стран за счет средств российского бюджета», - негодует блогер swift71.
Впрочем, когда речь идет о цифрах со множеством нулей, да еще не собственных средств, а бюджетных – глас народа как-то не особенно слышен. Даже теперь, когда «Росатом» фактически провозгласил себя чуть ли не самой «прозрачной» госкорпорацией в стране. Вчера на «круглом столе» в рамках III финансового форума России глава «Росатома» Сергей Кириенко даже преподал «мастер-класс» по борьбе с коррупцией.
Но, по мнению независимого политолога Игоря Джадана, «Росатом» и его руководитель в наибольшей степени олицетворяют непрозрачность собственности в России. «Об этом говорит тот факт, что высокопоставленные чиновники контролируют и фактически владеют гораздо большей собственностью, чем задекларировано. В этом им помогает административный ресурс, - пояснил политолог «Веку». – Например, у Сергея Кириенко в официальной декларации за 2010 год нет ни слова о том, что он в 1992 году создал нижегородский Саровбизнесбанк, и до сих пор его фактически контролирует. Иначе непонятно, как на должности председателя совета директоров этого банка в двадцать с небольшим лет мог появиться его сын Владимир (Владимир Кириенко возглавил Совет директоров СББ в 23 года, если верить его официальной биографии – ред.)».
Таким образом, отмечает Игорь Джадан, семья Кириенко не только контролирует госкорпорацию одновременно с частным банком, но и, вполне вероятно, получает определенные дивиденды от такого «перекрестного» контроля. Не исключена и возможность предоставления преференций этому банку в вопросах кредитования сделок «Росатома», предполагает политолог. Иными словами, выделяемые из бюджета средства на разного рода проекты ГК, о которых, в частности, говорилось выше, вполне могут проходить не через чужие для главы «Росатома» финансовые учреждения.
И хотя некоторые коллеги Кириенко-младшего уверяют, что в его работе «ни разу не сквозили какие-то административные ресурсы со стороны отца», в некоторые СМИ недавно все же просочилась информация о невиданных успехах Саровбизнесбанка.
Как ранее писал «Век», размер госсредств, размещенных на счетах СББ, составил 3,8 млрд. рублей, увеличившись всего за месяц на 1,1 млрд. рублей. По словам начальника аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максима Осадчего, не исключено, что основная часть госсредств на счетах регионального банка могла быть размещена структурами, связанными с «Росатомом».
После этой публикации в «Век» обратились представители СББ, заявившие, что среди размещенных в банке средств федеральных компаний, средства «Росатома» составляют не самую значительную часть. Вот только на нашу просьбу предоставить информацию о том, сколько все же в этом миллиарде рублей «атомных» денег, представители СББ не могут ответить почти месяц.
Проект Нижегородской АЭС, в отличие от большинства атомных проектов последнего времени, предполагает возведение целиком новой АЭС на границе Владимирской и Нижегородской областей, в районе села Монаково, в 23 км от города Мурома.
Причем, муромчане уже несколько лет выступают против реализации проекта «Росатома»: на этой территории находятся карсты (карстовые полости в почве), подвижность и непредсказуемость которых грозит техногенной катастрофой на будущей станции, свидетельствуют данные Муромского университета. В радиусе 100 км от АЭС сегодня постоянно проживают 2 млн. человек. Впрочем, «Росатом» считает угрозу провалов грунта надуманной. Еще бы, ведь гораздо серьезней, что инвестиции в проект оцениваются примерно в $6 млрд.
Атомная энергетика, по словам организаторов акции, самая дорогая — в ее стоимость следует включать затраты на строительство АЭС, обращение с радиоактивными отходами, их утилизацию и захоронение. «Сейчас все эти расходы перекладываются на будущие поколения, за счет чего и процветает «Росатом» — его чиновники и управленцы», — цитируют «Ведомости» слова лидера партии «Яблоко» Сергея Митрохина.
За неделю до вчерашнего митинга акция под лозунгом «Хватит корить Росатом!» против строительства дорогих и опасных АЭС прошла и в самом Нижнем Новгороде. Организаторы от имени госкорпорации собирали милостыню на строительство новых атомных станций, намекая на то, что «Росатом» собирается развиваться и строиться за счет денег из нашего кармана, наших налогов. Однако нижегородцы не захотели дать ни копейки на АЭС, зато с удовольствием подписывались под обращением к премьер-министру РФ об отказе от строительства Нижегородской АЭС.
По словам директора экологического центра «Дронт» Асхата Каюмова, «в строительстве АЭС нет реальной экономики». «Весь процесс - это просто «освоение» федерального бюджета, никакого отношения к экономическим процессам не имеющее. Без безграничных бюджетных вливаний атомная энергетика сразу же становится неконкурентоспособной», - добавляет эксперт.
Всероссийские акции протеста против строительства АЭС также должны пройти в Санкт-Петербурге, Муроме, Екатеринбурге, Балаково, Калининграде и других российских городах. Причем, к российским экологическим организациям уже присоединились и общественные организации ближайшего зарубежья.
«Росатом, руки прочь от Беларуси!» - с таким требованием на днях пикетировали здание госкорпорации российские и белорусские представители общественности. Митингующие выступили против строительства первой в Белоруссии АЭС и против финансирования Россией проекта станции, которую госкорпорация «Росатом» планирует построить в незатронутом Чернобылем районе страны.
Причем, против строительства Островецкой АЭС на своей земле выступает большинство граждан Белоруссии. Об опасности современных АЭС заявили 87% проголосовавших в прямом эфире зрителей белорусского госканала ОНТ в мае 2010 года. Но местные власти приняли решение о строительстве АЭС без учета мнения граждан.
«Для жителей нашей страны, больше всего пострадавших от Чернобыля и уже получивших «свою дозу», воздействие новой АЭС будет губительно», – возмущается координатор Белорусской антиядерной кампании Татьяна Новикова.
По мнению российской и белорусской общественности, «Росатом» не в состоянии отвечать за безопасность своих объектов, поэтому не имеет права экспортировать свои технологии в другие страны. «Недавнее обрушение здания реактора Ленинградской АЭС-2, строящейся по аналогичному с белорусской АЭС проекту, говорит о низком качестве работ и небезопасности станции», – говорит Юрий Воронежцев, кандидат наук, участник движения «Ученые за безъядерную Беларусь!».
Тем не менее, 25 ноября по итогам заседания Высшего госсовета Союзного государства России и Белоруссии было подписано межправительственное соглашение о предоставлении Минску государственного экспортного кредита для строительства Белорусской АЭС. По словам российского премьера Владимира Путина, объем предоставленных средств составит около $10 млрд. «с использованием кредита в течение десяти лет и с погашением в течение 15 лет».
Как пишет «Коммерсант», это уже второй госкредит от России для строительства АЭС за границей. 21 ноября первый вице-премьер Игорь Шувалов и вице-премьер Вьетнама Хоанг Чунг Хай подписали кредитное соглашение на $8 млрд. для возведения первой вьетнамской АЭС. Кроме того, Москва готова кредитовать строительство АЭС в Болгарии, Турции и на Украине, а общий размер предлагавшихся госвложений приближается к $30 млрд.
По словам руководителя энергетической программы «Гринпис России» Владимира Чупрова, суммы кредитов астрономические не только для стран-заемщиков, но и для российского бюджета. «Зарубежная активность «Росатома» в части строительства новых атомных станций, мягко говоря, вызывает вопросы, - заявил эксперт «Веку». - Ведь в отличие от своих конкурентов, компаний Areva, Mitsubishi, «Росатом» строит АЭС за наш с вами счет, на деньги налогоплательщиков. Мирный атом проник в наш карман. Для сравнения: вся расходная часть федерального бюджета РФ – это примерно $300 млрд., то есть, средства, которые идут на оборону, здравоохранение, на зарплаты бюджетникам. Так вот, десятки миллиардов из этой суммы будут уходить на «дешевую, амбициозную, безопасную» атомную энергетику Кириенко. Вот во что выливается атомная экспансия и заявления, что мы там где-то мировые лидеры!».
Интернет-общественность массово поддерживает российских экологов. «При том плачевном состоянии, в котором находится 42 млн. пахотных земель России, на мой взгляд инвестирование этих средств в российскую экономику было бы целесообразнее во всех отношениях. Думается, что правительство страны должно в первую очередь заботиться о процветании собственной экономики, улучшении уровня жизни граждан собственной страны, а уж потом создавать новые рабочие места для граждан других стран за счет средств российского бюджета», - негодует блогер swift71.
Впрочем, когда речь идет о цифрах со множеством нулей, да еще не собственных средств, а бюджетных – глас народа как-то не особенно слышен. Даже теперь, когда «Росатом» фактически провозгласил себя чуть ли не самой «прозрачной» госкорпорацией в стране. Вчера на «круглом столе» в рамках III финансового форума России глава «Росатома» Сергей Кириенко даже преподал «мастер-класс» по борьбе с коррупцией.
Но, по мнению независимого политолога Игоря Джадана, «Росатом» и его руководитель в наибольшей степени олицетворяют непрозрачность собственности в России. «Об этом говорит тот факт, что высокопоставленные чиновники контролируют и фактически владеют гораздо большей собственностью, чем задекларировано. В этом им помогает административный ресурс, - пояснил политолог «Веку». – Например, у Сергея Кириенко в официальной декларации за 2010 год нет ни слова о том, что он в 1992 году создал нижегородский Саровбизнесбанк, и до сих пор его фактически контролирует. Иначе непонятно, как на должности председателя совета директоров этого банка в двадцать с небольшим лет мог появиться его сын Владимир (Владимир Кириенко возглавил Совет директоров СББ в 23 года, если верить его официальной биографии – ред.)».
Таким образом, отмечает Игорь Джадан, семья Кириенко не только контролирует госкорпорацию одновременно с частным банком, но и, вполне вероятно, получает определенные дивиденды от такого «перекрестного» контроля. Не исключена и возможность предоставления преференций этому банку в вопросах кредитования сделок «Росатома», предполагает политолог. Иными словами, выделяемые из бюджета средства на разного рода проекты ГК, о которых, в частности, говорилось выше, вполне могут проходить не через чужие для главы «Росатома» финансовые учреждения.
И хотя некоторые коллеги Кириенко-младшего уверяют, что в его работе «ни разу не сквозили какие-то административные ресурсы со стороны отца», в некоторые СМИ недавно все же просочилась информация о невиданных успехах Саровбизнесбанка.
Как ранее писал «Век», размер госсредств, размещенных на счетах СББ, составил 3,8 млрд. рублей, увеличившись всего за месяц на 1,1 млрд. рублей. По словам начальника аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максима Осадчего, не исключено, что основная часть госсредств на счетах регионального банка могла быть размещена структурами, связанными с «Росатомом».
После этой публикации в «Век» обратились представители СББ, заявившие, что среди размещенных в банке средств федеральных компаний, средства «Росатома» составляют не самую значительную часть. Вот только на нашу просьбу предоставить информацию о том, сколько все же в этом миллиарде рублей «атомных» денег, представители СББ не могут ответить почти месяц.