Миру нужны дешевые электромобили, и это становится проблемой для крупных автопроизводителей
В 1913 году движущийся сборочный конвейер Генри Форда изменил автомобильное производство. Новаторская разработка Форда резко сократила время сборки автомобиля, что позволило наладить массовое производство и снизить цены на автомобили.
Спустя столетие в автомобильной промышленности происходят аналогичные глобальные изменения, вызванные появлением на рынке электромобилей. Только на этот раз Ford пытается не столько возглавить процесс, сколько догнать его.
Мировой рынок электромобилей растет, а крупнейшие автопроизводители теряют долю рынка. Китайские компании оказываются в лидирующем положении, благодаря своим технологиям и низким производственным затратам. Однако традиционные автопроизводители также пытаются обновить свои модели и инвестируют миллиарды долларов, чтобы догнать лидеров. Но эти инвестиции могут оказаться нерентабельными, учитывая сложности в отрасли – нехватку полупроводников и сбои в цепочках поставок.
Известные автопроизводители такие, как Ford, Toyota и Volkswagen, пытаются адаптироваться к новым условиям с огромными финансовыми затратами, но все еще значительно отстают от американской компании Tesla и китайских конкурентов – автогигантов BYD и Xpeng.
Однако сейчас мир как никогда нуждается в доступных электромобилях. Покупателей привлекает экологичность этого вида транспорта: электромобили будут играть большую роль в сокращении загрязнения планеты. Но смогут ли традиционные автопроизводители в Европе и США – в странах, где правительства уже планируют запретить или ограничить продажу газовых и дизельных автомобилей, обеспечить их выпуск? «В конечном счете, некоторые из этих автомобильных компаний, которые были флагманами отрасли на протяжении последних 100 лет, в будущем отойдут на второй план», – говорит Джин Манстер, управляющий партнер Deepwater Asset Management.
Разрыв между традиционными автопроизводителями и новыми конкурентами в области производства электромобилей очень велик. В 2022 году Tesla поставила на рынок рекордные 1,31 млн машин. Китайская BYD утроила продажи по сравнению с предыдущим годом. Компания поставила на рынок более 900 000 машин. Эта цифра увеличивается почти до 1,86 млн единиц, если учитывать гибридные автомобили [гибридные автомобили сочетают бензиновый двигатель с электромотором и батареей – прим. CNN]. Для сравнения, концерн Volkswagen Group, включающий Audi и Porsche, продал 572 100 электромобилей, а корпорация Stellantis, производящая Chrysler и Jeep, – 288 000. Еще больше отстают Toyota, Ford и General Motors.
По данным исследования, проведенного в 2021 году Международным энергетическим агентством (МЭА) среди компаний, производящих электромобили, новые участники рынка имеют преимущество в технологиях. Однако растущие китайские бренды могут похвастаться более низкими производственными затратами, это позволяет им устанавливать более низкие цены машины – огромное преимущество, учитывая, что доступность является основным барьером на пути широкого распространения электромобилей.
В гонке электромобилей, определяющей развитие мировой автомобильной промышленности, Китай опережает всех. Япония, Южная Корея, Европа и США – игроки, которые доминировали на протяжении десятилетий – отстают. По данным МЭА, в период с 2015 по 2022 год доля крупнейших мировых автопроизводителей – Volkswagen, General Motors, Toyota, Stellantis, Honda, альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, Ford, Hyundai-Kia, Geely, Mercedes-Benz и BMW – сократилась с более чем 55% до 40% от общего объема продаж электромобилей в мире. За тот же период совокупная доля рынка всего двух компаний – американской Tesla и китайской BYD – выросла с 20% до более чем 30%.
По прогнозам инвестиционного банка UBS, к 2030 году доля китайских автопроизводителей на мировом рынке электромобилей может удвоиться с 17% до 33%, причем наибольшие потери понесут европейские компании.
Компании уже тратят сотни миллиардов долларов и ставят амбициозные цели по продажам электромобилей, чтобы сократить превосходство Tesla и китайских конкурентов. По данным американской аналитической компании Atlas Public Policy, автопроизводители в США, Европе и Азии [за исключением Китая – прим. CNN], до 2030 года инвестируют $650 млрд в переход на электромобили, включая производственные мощности и производство аккумуляторов. Неясно, окупятся ли эти инвестиции. «Когда традиционные автопроизводители [старые бренды – прим. CNN] говорят о том, что они хотят догнать Tesla или догнать ведущих китайских автопроизводителей, это сложно. У них просто нет соответствующих навыков», – поясняет аналитик UBS Патрик Хаммел.
Кроме того, многомиллиардные планы расходов также приходятся на сложный период для отрасли – автомобильная промышленность уже несколько лет сталкивается с нехваткой полупроводников и сбоями в цепочке поставок. Продажи автомобилей в целом остаются значительно ниже допандемийного уровня, а рентабельность электромобилей у признанных игроков практически отсутствует.
Кроме того, у экспертов есть сомнения в том, что потребительский спрос будет расти вместе с новым предложением. Так, Volkswagen уже планирует временно приостановить производство некоторых моделей электроавтомобилей в Германии в связи с ослаблением спроса. «Традиционные автопроизводители в убытке, когда речь идет об электрификации. И они будут продолжать оставаться в убытке, в течение двух с лишним лет», – считают в инвестиционной компании Deepwater Asset Management. Одним из таких автопроизводителей является компания Ford. В июле компания повысила прогноз убытков в секторе электромобилей на текущий финансовый год до $4,5 млрд [прежний прогноз составлял $3 млрд – прим. CNN]. Компания отказалась от плана достижении объема производства в 600 000 электромобилей в год.
Еще одна немаловажная проблема – забастовки рабочих на заводах компаний Ford, General Motors и Stellantis. Если бастующие добьются улучшения условий оплаты труда, то конкурентоспособность ведущих автопроизводителей может стать еще ниже. Так, если американские автопроизводители уступят требованиям профсоюзов, которые включают в себя значительное повышение заработной платы и гарантии защиты рабочих мест, то «стратегия производства электромобилей по сути будет мертва», – заявил CNN Дэн Айвз, старший аналитик Wedbush Securities.
Мировой рынок электромобилей растет, а крупнейшие автопроизводители теряют долю рынка. Китайские компании оказываются в лидирующем положении, благодаря своим технологиям и низким производственным затратам. Однако традиционные автопроизводители также пытаются обновить свои модели и инвестируют миллиарды долларов, чтобы догнать лидеров. Но эти инвестиции могут оказаться нерентабельными, учитывая сложности в отрасли – нехватку полупроводников и сбои в цепочках поставок.
Известные автопроизводители такие, как Ford, Toyota и Volkswagen, пытаются адаптироваться к новым условиям с огромными финансовыми затратами, но все еще значительно отстают от американской компании Tesla и китайских конкурентов – автогигантов BYD и Xpeng.
Однако сейчас мир как никогда нуждается в доступных электромобилях. Покупателей привлекает экологичность этого вида транспорта: электромобили будут играть большую роль в сокращении загрязнения планеты. Но смогут ли традиционные автопроизводители в Европе и США – в странах, где правительства уже планируют запретить или ограничить продажу газовых и дизельных автомобилей, обеспечить их выпуск? «В конечном счете, некоторые из этих автомобильных компаний, которые были флагманами отрасли на протяжении последних 100 лет, в будущем отойдут на второй план», – говорит Джин Манстер, управляющий партнер Deepwater Asset Management.
Разрыв между традиционными автопроизводителями и новыми конкурентами в области производства электромобилей очень велик. В 2022 году Tesla поставила на рынок рекордные 1,31 млн машин. Китайская BYD утроила продажи по сравнению с предыдущим годом. Компания поставила на рынок более 900 000 машин. Эта цифра увеличивается почти до 1,86 млн единиц, если учитывать гибридные автомобили [гибридные автомобили сочетают бензиновый двигатель с электромотором и батареей – прим. CNN]. Для сравнения, концерн Volkswagen Group, включающий Audi и Porsche, продал 572 100 электромобилей, а корпорация Stellantis, производящая Chrysler и Jeep, – 288 000. Еще больше отстают Toyota, Ford и General Motors.
По данным исследования, проведенного в 2021 году Международным энергетическим агентством (МЭА) среди компаний, производящих электромобили, новые участники рынка имеют преимущество в технологиях. Однако растущие китайские бренды могут похвастаться более низкими производственными затратами, это позволяет им устанавливать более низкие цены машины – огромное преимущество, учитывая, что доступность является основным барьером на пути широкого распространения электромобилей.
В гонке электромобилей, определяющей развитие мировой автомобильной промышленности, Китай опережает всех. Япония, Южная Корея, Европа и США – игроки, которые доминировали на протяжении десятилетий – отстают. По данным МЭА, в период с 2015 по 2022 год доля крупнейших мировых автопроизводителей – Volkswagen, General Motors, Toyota, Stellantis, Honda, альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, Ford, Hyundai-Kia, Geely, Mercedes-Benz и BMW – сократилась с более чем 55% до 40% от общего объема продаж электромобилей в мире. За тот же период совокупная доля рынка всего двух компаний – американской Tesla и китайской BYD – выросла с 20% до более чем 30%.
По прогнозам инвестиционного банка UBS, к 2030 году доля китайских автопроизводителей на мировом рынке электромобилей может удвоиться с 17% до 33%, причем наибольшие потери понесут европейские компании.
Компании уже тратят сотни миллиардов долларов и ставят амбициозные цели по продажам электромобилей, чтобы сократить превосходство Tesla и китайских конкурентов. По данным американской аналитической компании Atlas Public Policy, автопроизводители в США, Европе и Азии [за исключением Китая – прим. CNN], до 2030 года инвестируют $650 млрд в переход на электромобили, включая производственные мощности и производство аккумуляторов. Неясно, окупятся ли эти инвестиции. «Когда традиционные автопроизводители [старые бренды – прим. CNN] говорят о том, что они хотят догнать Tesla или догнать ведущих китайских автопроизводителей, это сложно. У них просто нет соответствующих навыков», – поясняет аналитик UBS Патрик Хаммел.
Кроме того, многомиллиардные планы расходов также приходятся на сложный период для отрасли – автомобильная промышленность уже несколько лет сталкивается с нехваткой полупроводников и сбоями в цепочке поставок. Продажи автомобилей в целом остаются значительно ниже допандемийного уровня, а рентабельность электромобилей у признанных игроков практически отсутствует.
Кроме того, у экспертов есть сомнения в том, что потребительский спрос будет расти вместе с новым предложением. Так, Volkswagen уже планирует временно приостановить производство некоторых моделей электроавтомобилей в Германии в связи с ослаблением спроса. «Традиционные автопроизводители в убытке, когда речь идет об электрификации. И они будут продолжать оставаться в убытке, в течение двух с лишним лет», – считают в инвестиционной компании Deepwater Asset Management. Одним из таких автопроизводителей является компания Ford. В июле компания повысила прогноз убытков в секторе электромобилей на текущий финансовый год до $4,5 млрд [прежний прогноз составлял $3 млрд – прим. CNN]. Компания отказалась от плана достижении объема производства в 600 000 электромобилей в год.
Еще одна немаловажная проблема – забастовки рабочих на заводах компаний Ford, General Motors и Stellantis. Если бастующие добьются улучшения условий оплаты труда, то конкурентоспособность ведущих автопроизводителей может стать еще ниже. Так, если американские автопроизводители уступят требованиям профсоюзов, которые включают в себя значительное повышение заработной платы и гарантии защиты рабочих мест, то «стратегия производства электромобилей по сути будет мертва», – заявил CNN Дэн Айвз, старший аналитик Wedbush Securities.