Модернизация экономики после распада СССР: опыт чемпионов
В эти декабрьские дни на многих научных площадках России проходят конференции, посвященные анализу уроков и итогов 30-летия, прошедшего после распада СССР.
Кто чего добился
Одно из наиболее обстоятельных обсуждений недавно состоялось в Институте народнохозяйственного прогнозирования Российской Академии Наук, где выпустили сборник статей известных экономистов «Постсоветская и мировая модернизация: итоги тридцати лет». Он посвящен анализу результатов реформ, которые произошли в независимых государствах, возникших на постсоветском пространстве после 1991-го. У каждой из этих стран были свои достижения и ошибки, удачи и поражения.
Дискуссия, состоявшаяся на площадке Института, собрала титулованных экономистов, экспертов и политиков, и уже получила достаточно широкое освещение в прессе. Нам же показалось особенно важным напомнить, что в Сборнике представлены мнения не только отечественных специалистов, но и оценки всемирно известных международных экспертов, комментировавших проходившие последние 30 лет изменения на постсоветском пространстве.
Обратим внимание на некоторые наиболее яркие.
–Казахстан прилагал очень много усилий в правильном направлении, имея гораздо менее выгодные стартовые условия, чем Россия. Страна многого достигла в развитии своих институтов, но все еще сталкивается с рядом вызовов. Другие государства, включая Украину, достигли прогресса в некоторых сферах, и сейчас можно заметить перенос туда небольших производственных мощностей, особенно учитывая, что Китай становится все более дорогой для производителей и, откровенно говоря, все менее предсказуемой страной». – так охарактеризовал качество экономических институтов – ключевой фактор для устойчивых и успешных реформ на постсоветском пространстве – профессор Гарвардского университета (США) Кеннет Рогофф, в прошлом главный экономист Международного валютного фонда.
Диверсификация экономик в государствах с высокой зависимостью от нефти – один из критериев, по которым оценивают успешность той или иной страны. Председатель Института Ближнего Востока Национального университета Сингапура, бывший посол Сингапура в РФ и в ООН Билахари Каусикан оценивает прорывы новых независимых государств в этой сфере.
– По моему мнению, Казахстан опережает своих соседей, поскольку благодаря полученным доходам страна делала существенные инвестиции в образование.
Страны Ближнего Востока это делали недостаточно, а Казахстан уже создал хороший задел, – все же уточняет он.
– В Казахстане в 2018 г. доля доходов от неуглеводородного экспорта составила 37%, а в Азербайджане — только 8%, – приводит «говорящие» цифры старший научный сотрудник Института мировой экономики Петерсона (США) Андам Мазареи.
И это при том, что в Азербайджане нефтегазовая промышленность была хорошо развита еще до революции 1917-го, а в Казахстане ее практически не было и в 1990-х.
Финансовая система – залог устойчивости
Азбучная истина – стабильная национальная валюта является ключевым элементом общей системы устойчивых и предсказуемых экономических институтов, которые обеспечивают условия для экономического роста, способствуют созданию доверия со стороны отечественных и иностранных инвесторов. Но реализовать ее не так-то просто.
– В этом смысле центральные банки стран бывшего СССР заслуживают «пятерку с минусом», – уверяет профессор Школы менеджмента и права Международного института управления (ZHAW) (Цюрих), профессор Университета Козьминского (Варшава) доктор Кристофер Хартвелл. – Впрочем, России я бы поставил твердую «пятерку», потому что Банк России сегодня является лучше всего функционирующим и, наверное, вообще лучшим экономическим институтом в стране.
Что касается инфляционного таргетирования, – продолжает профессор, – то ситуация в странах бывшего СССР различная. Все они применяли валютное таргетирование. Потом многие переключились на инфляционное таргетирование, это произошло совсем недавно и практически сразу в разных государствах. Но поскольку цены на природные ресурсы подвержены резким колебаниям, управлять обменными курсами или инфляцией в такой обстановке крайне трудно.
Но так или иначе, а одним из бесспорных успехов Казахстана экономисты считают его финансовую политику.
– В 1990-е практическая работа в Казахстане была в значительной мере направлена на укрепление национальной платежной системы и выстраивание связей с глобальной платежной системой. С точки зрения модернизации инфраструктуры для проведения платежей и расчетов уже на раннем этапе Казахстан стал лидером, причем с большим отрывом, среди стран бывшего СССР, – уверяет президент и исполнительный директор НКО «Корпус волонтеров по развитию финансовых услуг (FSVC)» Эндрю Спиндлер (в прошлом старший вице-президент Федерального Резервного банка Нью-Йорка).
– Приведу только один пример: Казахстан стал первой страной в регионе, где была принята электронная подпись для проведения электронных платежей. Это стало позитивным шагом в сторону укрепления доверия на международных рынках к казахстанской финансовой системе и национальной валюте.
– Создание национальных валют было важнейшим первым шагом в формировании независимой экономической политики в странах бывшего СССР, – соглашается и основатель и президент компании «Международный налоговый и инвестиционный Центр (ITIC)», США Дэниэл Витт. – В качестве примера можно привести Казахстан. Я был там в тот день в 1993-м, когда запустили новую валюту – тенге, и был свидетелем образцовой работы руководства Национального банка в тот период, да и в последующие годы, включая финансовый кризис 2008–2009 годов, своевременное введение инфляционного таргетирования и кризис, связанный с пандемией коронавируса. Сильная и взвешенная монетарная политика Национального банка и разумная фискальная политика правительства позволили стране сохранить необходимые резервы и весьма успешно противостоять экономическим бурям.
Иностранные инвестиции – драйвер роста
Одним из важных институтов, которые были созданы в стране для привлечения иностранных инвестиций, стал Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА), действующий по законам английского права.
– В свое время Международный финансовый центр Дубая сыграл очень положительную роль как для региона, так и для развивающихся стран далеко за его пределами. И сходным образом МФЦА уже оказывает весьма позитивное влияние на международную репутацию Казахстана, – оценил усилия республики Эндрю Спиндлер, – и на встроенность страны в международную финансовую систему (так как позволяет продвигать лучшие практики в проведении международных финансовых транзакций), а также в их контроле и регулировании. МФЦА помог внедрить в Казахстане мировые регуляторные стандарты и показал, что успех достигается в конкуренции лучших практик, а не в попытках создать режим с самыми низкими требованиями.
Расчет оказался верным: за 3 года работы МФЦА привлек к работе более тысячи иностранных компаний. И в перспективе может не только стать катализатором развития экономики и сектора финансовых услуг страны, но и занять уникальную на постсоветском пространстве нишу «входных ворот» для международных инвесторов.
По словам Спиндлера, Казахстан очень хорошо зарекомендовал себя и с точки зрения соответствия стандартов FATF по борьбе с отмыванием доходов от незаконной деятельности и финансирования терроризма – и во многом это удалось как раз благодаря усилиям МФЦА.
– Те, кто ведут бизнес в МФЦА, чувствуют себя так, будто они находятся в Сингапуре или Гонконге, а этого добиться совсем непросто, – добавляет еще один плюс Дэниэл Витт.
Взгляд в будущее
Казахстан, как отметили все эксперты, довольно успешно избежал ловушек, с которыми страны часто встречаются на пути экономического роста. В республике успешно проведены такие сложные реформы, как приватизация, обеспечение финансовой стабильности, формирование долгосрочных стратегий, создание привлекательного инвестиционного климата, построение необходимых институтов. Казахстан стал первым среди постсоветских стран, кто начал развиваться на основе долгосрочного планирования: первая стратегия на 30 лет вперед появилась еще в 1997-м.
В общем, на достигнутом страна не останавливается. У нее амбициозные планы на дальнейшее развитие. Это и ускоренное внедрение цифровых технологий. Это и решение проблем декарбонизации – Казахстан будет добиваться полной карбоновой нейтральности к 2060-му. Это и планы по углублению интеграции в рамках ЕАЭС… И многое другое.