Модернизация здравоохранения: качественные изменения для пациентов и медиков
Задачу коренной модернизации системы здравоохранения поставил Владимир Путин еще в апреле 2010 года. Именно тогда на Южном Урале, как и по всей стране, закипела работа по составлению и разработке региональных программ.
Сегодня представители исполнительной власти Челябинской области на пресс-конференции рассказали о том, что удалось сделать за это время, что еще предстоит выполнить и можно ли говорить о преодолении застоя в южноуральской медицине.
Напомним, в рамках программы модернизации здравоохранения в Челябинскую область поступило из федеральной казны 9,6 миллиарда рублей. А с учетом средств, направленных из областного и муниципальных бюджетов, всего южноуральская медицина получила «финансовую инъекцию» в объеме более 15 миллиардов рублей. Сумма беспрецедентная для нашего региона. Основными направлениями областной программы, над которой длительное время и практически в круглосуточном режиме работали специалисты профильных министерств и ведомств, стали ремонт зданий лечебных учреждений, закупка современного медоборудования, внедрение стандартов оказания медицинской помощи.
Как стало известно "Веку", первым этапом стало, безусловно, приведение в порядок самих больниц, ремонт зданий и помещений. Первый заместитель министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Сергей Сихарулидзе напомнил, что всего в программу вошли 130 объектов, причем в настоящее время работы завершены уже на 111 из них. «Я очень благодарен главным врачам, сотрудникам тех больниц, где велись ремонты, потому что невозможно закрыть медучреждение полностью, приходилось ремонтировать отделение за отделением. Это, конечно, тяжело и для медиков, и для пациентов, – говорит Сихарулидзе. – И сумма, которая была направлена на ремонт, а именно 2,1 миллиарда рублей, огромная, непростая для освоения в сжатые сроки. Но я считаю, что мы с задачей справились».
«Освоение бюджетных средств – безусловно важно, но не является результатом: наша цель заключается в том, чтобы медики и их пациенты увидели качественные изменения во всей системе здравоохранения, чтоб снижалась смертность и инвалидизация при серьезных заболеваниях, чтобы росла зарплата врачей, а жители области получали доступную и качественную помощь», – отмечает вице-губернатор Павел Рыжий, курирующий всю социальную сферу области.
«Главная «идеология» всей программы модернизации – это разделение оказания медицинской помощи на три уровня. Первичный – это амбулаторная помощь, тут мы особый акцент делали на сельской медицине. Всего запланировано открытие 67 офисов врачей общей практики, 25 из которых уже начали свою работу. Каждый фельдшерско-акушерский пункт в нашей области входит в единую систему, когда есть возможность снять ЭКГ дистанционно, а значит – своевременно выявить заболевания сердечно-сосудистой системы, – поясняет министр здравоохранения Виталий Тесленко. – Вторым уровнем является создание межмуниципальных центров для лечения онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний, оказания акушерско-гинекологической помощи. Часть из них уже открылась, в остальных – заканчиваются работы. Мы создавали их в крупных городах на базе уже существующих медицинских учреждений: в Магнитогорске, Златоусте, Миассе, Троицке, Челябинске. Для каждого района и города составлена так называемая «маршрутизация», согласно которой подробно расписано, с каким заболеванием везти пациента в тот или иной межмуниципальный центр, определено время его транспортации». Третий уровень – областной, он коснулся крупных региональных клиник, расположенных в Челябинске, в том числе травмоцентра, областной детской больницы, перинатального центра, областных больниц №3 и №2.
Еще один немаловажный аспект программы модернизации – наведение порядка в финансовой деятельности медицинских учреждений. Директор областного ФОМС Михаил Вербитский подчеркивает, что каждый рубль, поступающий в региональную медицину, идет в ЛПУ, а не оседает на счетах страховых компаний, как это было буквально несколько лет назад. «Я проработал в отделении реанимации почти двадцать лет и хорошо помню, как складывалась ситуация раньше: врачей вынуждали буквально-таки работать на самоокупаемости. Пациенты несли в больницы шприцы, бинты, лекарства. Поток жалоб был бесконечный. А теперь на нашу «горячую линию» приходят буквально единичные сигналы о каких-либо вымогательствах. Это говорит о том, что наша медицина выходит из застоя», – уверен Вербитский.
Напомним, в рамках программы модернизации здравоохранения в Челябинскую область поступило из федеральной казны 9,6 миллиарда рублей. А с учетом средств, направленных из областного и муниципальных бюджетов, всего южноуральская медицина получила «финансовую инъекцию» в объеме более 15 миллиардов рублей. Сумма беспрецедентная для нашего региона. Основными направлениями областной программы, над которой длительное время и практически в круглосуточном режиме работали специалисты профильных министерств и ведомств, стали ремонт зданий лечебных учреждений, закупка современного медоборудования, внедрение стандартов оказания медицинской помощи.
Как стало известно "Веку", первым этапом стало, безусловно, приведение в порядок самих больниц, ремонт зданий и помещений. Первый заместитель министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Сергей Сихарулидзе напомнил, что всего в программу вошли 130 объектов, причем в настоящее время работы завершены уже на 111 из них. «Я очень благодарен главным врачам, сотрудникам тех больниц, где велись ремонты, потому что невозможно закрыть медучреждение полностью, приходилось ремонтировать отделение за отделением. Это, конечно, тяжело и для медиков, и для пациентов, – говорит Сихарулидзе. – И сумма, которая была направлена на ремонт, а именно 2,1 миллиарда рублей, огромная, непростая для освоения в сжатые сроки. Но я считаю, что мы с задачей справились».
«Освоение бюджетных средств – безусловно важно, но не является результатом: наша цель заключается в том, чтобы медики и их пациенты увидели качественные изменения во всей системе здравоохранения, чтоб снижалась смертность и инвалидизация при серьезных заболеваниях, чтобы росла зарплата врачей, а жители области получали доступную и качественную помощь», – отмечает вице-губернатор Павел Рыжий, курирующий всю социальную сферу области.
«Главная «идеология» всей программы модернизации – это разделение оказания медицинской помощи на три уровня. Первичный – это амбулаторная помощь, тут мы особый акцент делали на сельской медицине. Всего запланировано открытие 67 офисов врачей общей практики, 25 из которых уже начали свою работу. Каждый фельдшерско-акушерский пункт в нашей области входит в единую систему, когда есть возможность снять ЭКГ дистанционно, а значит – своевременно выявить заболевания сердечно-сосудистой системы, – поясняет министр здравоохранения Виталий Тесленко. – Вторым уровнем является создание межмуниципальных центров для лечения онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний, оказания акушерско-гинекологической помощи. Часть из них уже открылась, в остальных – заканчиваются работы. Мы создавали их в крупных городах на базе уже существующих медицинских учреждений: в Магнитогорске, Златоусте, Миассе, Троицке, Челябинске. Для каждого района и города составлена так называемая «маршрутизация», согласно которой подробно расписано, с каким заболеванием везти пациента в тот или иной межмуниципальный центр, определено время его транспортации». Третий уровень – областной, он коснулся крупных региональных клиник, расположенных в Челябинске, в том числе травмоцентра, областной детской больницы, перинатального центра, областных больниц №3 и №2.
Еще один немаловажный аспект программы модернизации – наведение порядка в финансовой деятельности медицинских учреждений. Директор областного ФОМС Михаил Вербитский подчеркивает, что каждый рубль, поступающий в региональную медицину, идет в ЛПУ, а не оседает на счетах страховых компаний, как это было буквально несколько лет назад. «Я проработал в отделении реанимации почти двадцать лет и хорошо помню, как складывалась ситуация раньше: врачей вынуждали буквально-таки работать на самоокупаемости. Пациенты несли в больницы шприцы, бинты, лекарства. Поток жалоб был бесконечный. А теперь на нашу «горячую линию» приходят буквально единичные сигналы о каких-либо вымогательствах. Это говорит о том, что наша медицина выходит из застоя», – уверен Вербитский.