flb.ru — 19.01.2017 16:45

Молочная кухня картельного сговора

Накануне на сайте FLB.ru был размещен материал, рассказывающий о ситуации на рынке молочной продукции, поставляемой московским детям через молочные кухни. Предлагаем его читателям «Века».

Мастер-класс экономии бюджета

Активисты ОНФ не смогли обеспечить конкурентные торги на поставку молочной продукции для детей в Москве через молочные кухни, по сути не смогли предотвратить так называемый «молочный картель».

После подачи обращения активистов в ФАС о признаках картельного сговора по аналогичным прошлогодним закупкам, заказчик отказался "сносить" конкурентов, в результате чего победило АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН", согласившееся осуществить поставку молочной продукции за гораздо меньшие деньги по каждой из пяти закупок, что сэкономило бы бюджету 4,892 млрд рублей! Однако комиссия ФАС, рассмотрев и другие жалобы неучастников закупки, признала действия закупочной комиссии заказчика по допуску заявки АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН" - неправомерными, что не позволит обеспечить достигнутой в случае победы ВИММ-БИЛЬ-ДАНН экономии и фактически приведет к заключению сделок по НМЦК или близким к ним с фирмами АГАТ и НОВИМИЛК (которые подали заявки по ценам близким к НМЦК), действия которых по аналогичным закупкам прошлого и позапрошлого года рассматриваются ФАС России на предмет картельного сговора . Протоколы подведения итогов опубликованы в ЕИС:

http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/oku44/view/protocol/protocol-bid-list.html?regNumber=0173200001416001688&protocolId=11985944

http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/oku44/view/protocol/protocol-bid-list.html?regNumber=0173200001416001683&protocolId=11985883

http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/oku44/view/supplier-results.html?regNumber=0173200001416001685

http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/oku44/view/supplier-results.html?regNumber=0173200001416001687

http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/oku44/view/supplier-results.html?regNumber=0173200001416001686

Как следует из текста жалобы , направленной активистами ОНФ в ФАС (есть в распоряжении Агентства федеральных расследований FLB.ru), «в 2015 году по итогам аналогичных закупок проведенных заказчиком и его уполномоченным органом победителем стало ООО «Агат», но снижения НМЦК в результате торгов так и не произошло. По закупке № 0173200001415000910 от 13 октября 2015 года на право заключения государственного контракта на поставку наборов питания (детское питание) для обеспечения отдельных категорий льготного населения, являющихся жителями города Москвы, через молочно-раздаточные пункты Департамента здравоохранения города Москвы (Заказчик - ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ) НМЦК выросла на 238 млн. рублей, при том, что первоначальная НМЦК составляла 2 543 894 253 рубля. Победителем в указанной закупке было признано ООО «Агат» (ИНН 7736637264, Адрес: 119121, г. Москва, 1-й переулок Тружеников, дом 14, стр. 5) с которым 02 декабря 2016 года было заключено дополнительное соглашение к основному контракту о соответствующем увеличении общей стоимости по контракту (заключенному по итогам закупки) с 2 529 010 783 рублей ( для обеспечения создания видимости снижения НМЦК на 1,5%) до 2 781 905 277 рублей. В данном случае, единственным конкурентом ООО «Агат» было ООО «Новимилк» (ИНН 7703805788), которое предложило цену в заявке 2 531 174 392 рубля, что всего лишь на 2,1 млн. выше цены победителя. Заявки других потенциальных участников были отклонены. Аналогичное видимое снижение НМЦК с последующим ростом НМЦК путем составления допсоглашения к заключенному контракту с победителем было продемонстрировано ООО «Агат» и заказчиком (уполномоченным лицом) при проведении закупки №0173200001415000025 от 04 февраля 2015 года на право заключения Государственного контракта на поставку детского питания, сока витаминизированного через молочно-раздаточные пункты административных округов города Москвы в 2015 году на сумму 1 413 542 848 рублей (НМЦК). В итоге из двух тех же участников допущенных до участия в закупке победителем было вновь признано ООО «Агат» с ценой 1 336 403 928 рублей, которое по согласованию с заказчиком и уполномоченным органом увеличило цену контракта путем заключения допсоглашения к нему 15 декабря 2015 года на 56,6 млн. рублей до 1 470 035 422 рубля, при первоначальном обманчивом снижении НМЦК на 4,5%. По всем трем закупкам Департамента здравоохранения города Москвы победителем было признано ООО «Агат» (ИНН 7736637264, Адрес: 119121, г. Москва, 1-й переулок Тружеников, дом 14, стр. 5). В числе его конкурентов было ООО «Новимилк». При проведении закупки № 0173200001415000909 от 13 октября 2015 года с НМЦК 1 355 122 597 рублей победителем было признано ООО «Агат» с ценой 1 150 886 192 рубля, после чего 08 декабря 2016 года им и заказчиком было заключено допмоглашение к контракту об увеличении общей цены контракта на 113 697 390 рублей (или на 9,88%), что фактически выше цены предложенной вторым участником (проигравшим) закупки (предложенная им в заявке цена была 1 256 374 615 рублей). Данный факт свидетельствует о том, что фактически победителем в закупке следовало бы признать не ООО «Агат», учитывая последующее заключение допсоглашения к контракту превысившее по стоимости цену, предложенную вторым участником закупки (АО «Вимм-Билль-Данн»)».

В распоряжении Агентства федеральных расследований FLB.ru имеются также копии обращений активистов ОНФ в ФАС и других неучастников закупки.

Складывается впечатление, что все было спланировано....в 2017 году в результате торгов «снесли» АО «Вимм-Билль-Данн» и выбрали, вероятно, «свою» фирму ООО «Агат», которая, как рассказывает активист ОНФ Александр Кулаков, по максимальным ценам заключила контракты, а потом еще и допсоглашение к ним, что превысило НМЦК. Данное обстоятельство послужило отказом АО «Вимм-Билль-Данн», в связи с тем, говорит эксперт, что у него не было достаточного количества контрактов заключенных с бюджетными учреждениями, подтверждающих опыт аналогичных поставок, а были только договоры (контракты), заключенные с ГУП «Столичные аптеки», которые в силу халатности работников Минэкономразвития не были учтены в пункте 6 Приложения 2 Постановления Правительства № 99 от 4 февраля 2015 года, ведь все ГУПы и МУПы страны с 2017 года перешли на работу по №44-ФЗ , о чем было известно и ранее, так как проект изменений по ним был подписан еще 3 тюля 2016 года.

Таким образом, говорит эксперт ОНФ Александр Кулаков, получается, что из-за нерасторопных чиновников, отвечающих за приведение всех подзаконных нормативно-правовых актов для обеспечения работы ГУПов по 44-ФЗ , остались без изменений, многие ключевые НПА, регулирующие госзакупки, в том числе и пункт 6 Приложения 2 Постановления Правительства № 99, которым и были установлены дополнительные требования к участникам указанных выше пяти закупок, в т.ч. о наличии опыта поставок аналогичных товаров, работ, услуг по договорам с бюджетными учреждениями, а можно было бы включить в этот перечень и договора с ГУПами.

Указанный факт привел к фактическому ущербу бюджету Москвы на сумму 4,8 млрд рублей, ведь при победе АО «Вимм-Билль-Данн» можно было бы говорить об экономии бюджетных средств на указанную сумму и планировании других социально важных закупочных процедур. УВЫ, но активистов ОНФ не услышали в ФАС России, которая до настоящего времени не закончила проверку по «молочному картелю».

Таким образом, теперь победителем станет опять АГАТ, и с ним будет заключен контракт по максимальной НМЦК, к которому позднее подпишут допсоглашение на увеличение цены контракта.

Отсюда возникает серия вопросов:

1. А где же экономия?
2. Где и каким образом реализовал себя общественный контроль?
3. Где вмешательство антикартельного управления ФАС?
4. И, наконец, разве бюджету не нужна экономия в 4,8 МЛРД?

Еще раз поясним суть ситуации: закупки выиграло АО «Вимм-Билль-Данн», которое предложило цену ниже ООО «Агат», а по жалобе этого победителя «сносят» и выбирают ООО «Агат», чье предложение почти равно НМЦК!!! Вот вам и экономия бюджета на 4,8 млрд!!! А суть сноса только в том, что у АО «Вимм-Билль-Данн» был приложен в качестве опыта контракт с ГУПом, вместо бюджетного учреждения!

- Такое только в России бывает! – подводит итог эксперт ОНФ Александр Кулаков.

Задумал пожаловаться – плати пошлину!

Однако, как стало известно из разговора с экспертом ОНФ, и это еще не все. В ГД РФ внесли проект закона о том, что теперь нужно будет неучастникам торгов для подачи жалобы в ФАС платить пошлину.

Предлагается обязать неучастников госзакупок платить госпошлину за подачу жалобы в контрольный орган. На рассмотрении Госдумы с конца декабря находятся соответствующие поправки к Закону N 44-ФЗ. Если законопроект примут, говорит эксперт ОНФ, то к жалобе придется прилагать документ, подтверждающий уплату госпошлины. Каким может стать ее размер, пока неясно.

Сейчас участники госзакупок, общественные объединения и объединения юрлиц вправе «бесплатно» подать жалобу при нарушении прав и законных интересов участника закупки.

Напомним, жалоба подается в контрольный орган в сфере госзакупок. К контрольным органам относятся:

- ФАС России;
- уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ;
- уполномоченные органы местного самоуправления.

Контрольный орган выбирается в зависимости от того, для каких нужд совершалась закупка.
Разработчик проекта отмечает, что зачастую цель подачи жалобы - затягивание процедуры закупки и заключения контракта. Если установить госпошлину за подачу жалобы, полагает автор инициативы, удастся избежать таких злоупотреблений.

Оправдаются ли эти ожидания, станет понятнее, когда появятся предложения об определении размера госпошлины.
Полная версия публикации
Общество 18.01.2017 08:44
В Нижнекамске спасатели сняли с дерева замерзающего ребенка‍
Общество 19.01.2017 04:38
Разведенные женщины чаще страдают от анорексии
Экономика 19.01.2017 14:47
Зерновой рынок столкнулся с переизбытком пшеницы