Мастер-класс экономии бюджета
Активисты ОНФ не смогли обеспечить конкурентные торги на поставку молочной продукции для детей в Москве через молочные кухни, по сути не смогли предотвратить так называемый «молочный картель».
После подачи обращения активистов в ФАС о признаках картельного сговора по аналогичным прошлогодним закупкам, заказчик отказался "сносить" конкурентов, в результате чего победило АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН", согласившееся осуществить поставку молочной продукции за гораздо меньшие деньги по каждой из пяти закупок, что сэкономило бы бюджету 4,892 млрд рублей! Однако комиссия ФАС, рассмотрев и другие жалобы неучастников закупки, признала действия закупочной комиссии заказчика по допуску заявки АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН" - неправомерными, что не позволит обеспечить достигнутой в случае победы ВИММ-БИЛЬ-ДАНН экономии и фактически приведет к заключению сделок по НМЦК или близким к ним с фирмами АГАТ и НОВИМИЛК (которые подали заявки по ценам близким к НМЦК), действия которых по аналогичным закупкам прошлого и позапрошлого года рассматриваются ФАС России на предмет картельного сговора . Протоколы подведения итогов опубликованы в ЕИС:
Как следует из текста жалобы , направленной активистами ОНФ в ФАС (есть в распоряжении Агентства федеральных расследований FLB.ru), «в 2015 году по итогам аналогичных закупок проведенных заказчиком и его уполномоченным органом победителем стало ООО «Агат», но снижения НМЦК в результате торгов так и не произошло. По закупке № 0173200001415000910 от 13 октября 2015 года на право заключения государственного контракта на поставку наборов питания (детское питание) для обеспечения отдельных категорий льготного населения, являющихся жителями города Москвы, через молочно-раздаточные пункты Департамента здравоохранения города Москвы (Заказчик - ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ) НМЦК выросла на 238 млн. рублей, при том, что первоначальная НМЦК составляла 2 543 894 253 рубля. Победителем в указанной закупке было признано ООО «Агат» (ИНН 7736637264, Адрес: 119121, г. Москва, 1-й переулок Тружеников, дом 14, стр. 5) с которым 02 декабря 2016 года было заключено дополнительное соглашение к основному контракту о соответствующем увеличении общей стоимости по контракту (заключенному по итогам закупки) с 2 529 010 783 рублей ( для обеспечения создания видимости снижения НМЦК на 1,5%) до 2 781 905 277 рублей. В данном случае, единственным конкурентом ООО «Агат» было ООО «Новимилк» (ИНН 7703805788), которое предложило цену в заявке 2 531 174 392 рубля, что всего лишь на 2,1 млн. выше цены победителя. Заявки других потенциальных участников были отклонены. Аналогичное видимое снижение НМЦК с последующим ростом НМЦК путем составления допсоглашения к заключенному контракту с победителем было продемонстрировано ООО «Агат» и заказчиком (уполномоченным лицом) при проведении закупки №0173200001415000025 от 04 февраля 2015 года на право заключения Государственного контракта на поставку детского питания, сока витаминизированного через молочно-раздаточные пункты административных округов города Москвы в 2015 году на сумму 1 413 542 848 рублей (НМЦК). В итоге из двух тех же участников допущенных до участия в закупке победителем было вновь признано ООО «Агат» с ценой 1 336 403 928 рублей, которое по согласованию с заказчиком и уполномоченным органом увеличило цену контракта путем заключения допсоглашения к нему 15 декабря 2015 года на 56,6 млн. рублей до 1 470 035 422 рубля, при первоначальном обманчивом снижении НМЦК на 4,5%. По всем трем закупкам Департамента здравоохранения города Москвы победителем было признано ООО «Агат» (ИНН 7736637264, Адрес: 119121, г. Москва, 1-й переулок Тружеников, дом 14, стр. 5). В числе его конкурентов было ООО «Новимилк». При проведении закупки № 0173200001415000909 от 13 октября 2015 года с НМЦК 1 355 122 597 рублей победителем было признано ООО «Агат» с ценой 1 150 886 192 рубля, после чего 08 декабря 2016 года им и заказчиком было заключено допмоглашение к контракту об увеличении общей цены контракта на 113 697 390 рублей (или на 9,88%), что фактически выше цены предложенной вторым участником (проигравшим) закупки (предложенная им в заявке цена была 1 256 374 615 рублей). Данный факт свидетельствует о том, что фактически победителем в закупке следовало бы признать не ООО «Агат», учитывая последующее заключение допсоглашения к контракту превысившее по стоимости цену, предложенную вторым участником закупки (АО «Вимм-Билль-Данн»)».
В распоряжении Агентства федеральных расследований FLB.ru имеются также копии обращений активистов ОНФ в ФАС и других неучастников закупки.
Складывается впечатление, что все было спланировано....в 2017 году в результате торгов «снесли» АО «Вимм-Билль-Данн» и выбрали, вероятно, «свою» фирму ООО «Агат», которая, как рассказывает активист ОНФ Александр Кулаков, по максимальным ценам заключила контракты, а потом еще и допсоглашение к ним, что превысило НМЦК. Данное обстоятельство послужило отказом АО «Вимм-Билль-Данн», в связи с тем, говорит эксперт, что у него не было достаточного количества контрактов заключенных с бюджетными учреждениями, подтверждающих опыт аналогичных поставок, а были только договоры (контракты), заключенные с ГУП «Столичные аптеки», которые в силу халатности работников Минэкономразвития не были учтены в пункте 6 Приложения 2 Постановления Правительства № 99 от 4 февраля 2015 года, ведь все ГУПы и МУПы страны с 2017 года перешли на работу по №44-ФЗ , о чем было известно и ранее, так как проект изменений по ним был подписан еще 3 тюля 2016 года.
Таким образом, говорит эксперт ОНФ Александр Кулаков, получается, что из-за нерасторопных чиновников, отвечающих за приведение всех подзаконных нормативно-правовых актов для обеспечения работы ГУПов по 44-ФЗ , остались без изменений, многие ключевые НПА, регулирующие госзакупки, в том числе и пункт 6 Приложения 2 Постановления Правительства № 99, которым и были установлены дополнительные требования к участникам указанных выше пяти закупок, в т.ч. о наличии опыта поставок аналогичных товаров, работ, услуг по договорам с бюджетными учреждениями, а можно было бы включить в этот перечень и договора с ГУПами.
Указанный факт привел к фактическому ущербу бюджету Москвы на сумму 4,8 млрд рублей, ведь при победе АО «Вимм-Билль-Данн» можно было бы говорить об экономии бюджетных средств на указанную сумму и планировании других социально важных закупочных процедур. УВЫ, но активистов ОНФ не услышали в ФАС России, которая до настоящего времени не закончила проверку по «молочному картелю».
Таким образом, теперь победителем станет опять АГАТ, и с ним будет заключен контракт по максимальной НМЦК, к которому позднее подпишут допсоглашение на увеличение цены контракта.
Отсюда возникает серия вопросов:
1. А где же экономия?
2. Где и каким образом реализовал себя общественный контроль?
3. Где вмешательство антикартельного управления ФАС?
4. И, наконец, разве бюджету не нужна экономия в 4,8 МЛРД?
Еще раз поясним суть ситуации: закупки выиграло АО «Вимм-Билль-Данн», которое предложило цену ниже ООО «Агат», а по жалобе этого победителя «сносят» и выбирают ООО «Агат», чье предложение почти равно НМЦК!!! Вот вам и экономия бюджета на 4,8 млрд!!! А суть сноса только в том, что у АО «Вимм-Билль-Данн» был приложен в качестве опыта контракт с ГУПом, вместо бюджетного учреждения!
- Такое только в России бывает! – подводит итог эксперт ОНФ Александр Кулаков.
Задумал пожаловаться – плати пошлину!
Однако, как стало известно из разговора с экспертом ОНФ, и это еще не все. В ГД РФ внесли проект закона о том, что теперь нужно будет неучастникам торгов для подачи жалобы в ФАС платить пошлину.
Предлагается обязать неучастников госзакупок платить госпошлину за подачу жалобы в контрольный орган. На рассмотрении Госдумы с конца декабря находятся соответствующие поправки к Закону N 44-ФЗ. Если законопроект примут, говорит эксперт ОНФ, то к жалобе придется прилагать документ, подтверждающий уплату госпошлины. Каким может стать ее размер, пока неясно.
Сейчас участники госзакупок, общественные объединения и объединения юрлиц вправе «бесплатно» подать жалобу при нарушении прав и законных интересов участника закупки.
Напомним, жалоба подается в контрольный орган в сфере госзакупок. К контрольным органам относятся:
- ФАС России;
- уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ;
- уполномоченные органы местного самоуправления.
Контрольный орган выбирается в зависимости от того, для каких нужд совершалась закупка.
Разработчик проекта отмечает, что зачастую цель подачи жалобы - затягивание процедуры закупки и заключения контракта. Если установить госпошлину за подачу жалобы, полагает автор инициативы, удастся избежать таких злоупотреблений.
Оправдаются ли эти ожидания, станет понятнее, когда появятся предложения об определении размера госпошлины.