«Кому на Руси жить хорошо». Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения поэта Н.А. Некрасова
Сегодня, 10 декабря, отмечается 200-летие со дня рождения Н.А. Некрасова, великого русского поэта, писателя и публициста. Не одно десятилетие его произведения рекомендованы для обязательного изучения в школе. Ведь в своем творчестве он очень точно и тонко подмечал саму суть души русского народа.
Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года в городе Немирове Брацлавского уезда Подольской губернии Российской империи (ныне Винницкая область Украины) в семье мелкопоместных дворян. С 1832 года по 1837 год он учился в Ярославской гимназии. Именно в эти годы Некрасов начал писать стихи. В 1838 году он переехал в Петербург. Его отец Алексей Сергеевич - поручик и зажиточный помещик прочил своему сыну карьеру военного, но Николай ослушался, попытался поступить в университет, но не смог сдать экзамены, а потому на протяжении двух лет являлся вольным слушателем на филологическом факультете Петербургского университета.
Некрасову пришлось самостоятельно зарабатывать на жизнь, поскольку отец отказал ему в помощи. Он давал частные уроки, печатал небольшие статьи в «Литературной газете» и других изданиях, а также писал под псевдонимом водевили для Александринского театра.
В 1840 году при материальной поддержке друзей вышел в свет первый сборник стихотворений Некрасова «Мечты и звуки», в котором большинство произведений по рекомендации В.А. Жуковского было напечатано также под псевдонимом. Первая книга будущего известного поэта была неудачной, тираж раскупался плохо. В.Г. Белинский раскритиковал сборник, хотя и написал в своей рецензии, что стихи начинающего автора «вышли из души». Именно Белинский подметил в стихах Некрасова то главное, что впоследствии только усилилось и развилось - искренность и душевность.
Некрасов сам скупил часть тиража и уничтожил его. В начале 1840-х годов он начал сотрудничать с журналом «Отечественные записки», а потом познакомился с В.Г. Белинским. Некрасов оказался успешным издателем, выпускал в свет альманахи и сборники, а потому ему удалось в начале 1848 года вместе с И.И. Панаевым, который был его соредактором, приобрести в аренду журнал «Современник», основанный А.С. Пушкиным. Без малого почти 20 лет своей жизни Некрасов отдал этому журналу.
Здесь стали печататься произведения Ивана Тургенева, Ивана Гончарова, Александра Герцена, Николая Огарева, Михаила Салтыкова-Щедрина, Николая Добролюбова, Николая Чернышевского… Во времена «мрачного семилетия», которые пришлись на 1848-1855 годы Некрасову как редактору пришлось прилагать огромные усилия, борясь с цензурой, чтобы сберечь журнал, сохранить его репутацию, хотя, надо признать, содержание его стало иным и не таким ярким. Классовые противоречия, которые тогда разгорались в обществе, не обошли стороной и коллектив журнала. С одной стороны, либеральное дворянство, а, с другой, русская «натуральная школа». В начале 1860-х годов разногласия накалились до предела, в редакции произошел раскол. Некрасов находился на стороне «революционных разночинцев», которые являлись идеологами «крестьянской демократии». В это время умер Добролюбов, Чернышевский был сослан в Сибирь, сам Некрасов тяжело болел. Все эти события очень сильно подействовали на Николая Алексеевича. И в конце 1860-х годов поэт и редактор стал более осмотрительным и острожным, чтобы спасти журнал. Однако даже написанная им хвалебная ода генералу Муравьеву-Виленскому не помогла изданию, а стала душевной раной для поэта до конца его дней.
Часто можно слышать, что Некрасова называют «крестьянским поэтом», но его волновали и военная тематика, и темы предназначение поэта и гражданина, Родины, доли женщины, а также русская природа. Он много писал о детях и для детей. Но больше всего широкому кругу читателей Некрасов известен именно как «крестьянский поэт». Его поэзия проникнута народным духом, язык стихотворений Некрасова понятен каждому. Ведь недаром многие его стихи можно сравнить с народными песнями. В них есть мелодичность, правда, в них много грусти, много горя, безысходности и скорби. Некрасов искренне сочувствовал простым людям, но не видел и не мог предложить им выхода из тупика. При этом верил в простого русского человека, верил в силу слова. В конце жизни лирика поэта была особенно ярко пронизана революционными настроениями.
Рассказывая о судьбе отдельного человека, поэт помогает увидеть нам трагедию всего русского народа. Без преувеличения можно сказать, что Некрасов обогатил литературный язык многими новыми словами, которые ранее были присущи фольклорной лексике, народным песням и сказаниям. Литературный язык Некрасова поэтичен и не совсем обычен для того времени, когда в высшем обществе, в том числе и в литературных кругах, преобладала французская речь. А здесь – язык крестьян, народная лексика и проблемы простого крепостного крестьянина.
Вот перед нами девушка-крестьянка из стихотворения «Тройка», в котором уже заранее предопределена ее судьба, суровый «муж-привередник», свекровь, которая будет гнуть ее «в три погибели», и сырая могила. Со школьной поры мы помним стихотворение Некрасова «Несжатая полоса», которое наводит «грустную думу» о непомерно трудной доле крестьянина.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов выразил свое отрицательное отношение к Манифесту царя Александра II, отменившего крепостное право, т.к. считал, что «на место сетей крепостных люди придумали много иных».
Это Некрасов подарил нам Мороза-воеводу, деда Мазая, а также двенадцать разбойников и, конечно, барина, который рассудит своих крепостных крестьян. «Русские женщины», «Крестьянские дети», «Железная дорога»… В произведениях Некрасова сказочное тесно переплетается со страшной правдой жизни и наводит на размышления о жизни сегодняшней. Как истинный знаток души русской он, словно провидец, обращается ко всем нам, своим потомкам, проложив дорогу из прошлого в настоящее. Чего только стоит его стихотворение «Душно! Без счастья и воли…», где есть удивительные строки «Буря бы грянула, что ли? Чаша с краями полна!»
Некрасову пришлось самостоятельно зарабатывать на жизнь, поскольку отец отказал ему в помощи. Он давал частные уроки, печатал небольшие статьи в «Литературной газете» и других изданиях, а также писал под псевдонимом водевили для Александринского театра.
В 1840 году при материальной поддержке друзей вышел в свет первый сборник стихотворений Некрасова «Мечты и звуки», в котором большинство произведений по рекомендации В.А. Жуковского было напечатано также под псевдонимом. Первая книга будущего известного поэта была неудачной, тираж раскупался плохо. В.Г. Белинский раскритиковал сборник, хотя и написал в своей рецензии, что стихи начинающего автора «вышли из души». Именно Белинский подметил в стихах Некрасова то главное, что впоследствии только усилилось и развилось - искренность и душевность.
Некрасов сам скупил часть тиража и уничтожил его. В начале 1840-х годов он начал сотрудничать с журналом «Отечественные записки», а потом познакомился с В.Г. Белинским. Некрасов оказался успешным издателем, выпускал в свет альманахи и сборники, а потому ему удалось в начале 1848 года вместе с И.И. Панаевым, который был его соредактором, приобрести в аренду журнал «Современник», основанный А.С. Пушкиным. Без малого почти 20 лет своей жизни Некрасов отдал этому журналу.
Здесь стали печататься произведения Ивана Тургенева, Ивана Гончарова, Александра Герцена, Николая Огарева, Михаила Салтыкова-Щедрина, Николая Добролюбова, Николая Чернышевского… Во времена «мрачного семилетия», которые пришлись на 1848-1855 годы Некрасову как редактору пришлось прилагать огромные усилия, борясь с цензурой, чтобы сберечь журнал, сохранить его репутацию, хотя, надо признать, содержание его стало иным и не таким ярким. Классовые противоречия, которые тогда разгорались в обществе, не обошли стороной и коллектив журнала. С одной стороны, либеральное дворянство, а, с другой, русская «натуральная школа». В начале 1860-х годов разногласия накалились до предела, в редакции произошел раскол. Некрасов находился на стороне «революционных разночинцев», которые являлись идеологами «крестьянской демократии». В это время умер Добролюбов, Чернышевский был сослан в Сибирь, сам Некрасов тяжело болел. Все эти события очень сильно подействовали на Николая Алексеевича. И в конце 1860-х годов поэт и редактор стал более осмотрительным и острожным, чтобы спасти журнал. Однако даже написанная им хвалебная ода генералу Муравьеву-Виленскому не помогла изданию, а стала душевной раной для поэта до конца его дней.
Часто можно слышать, что Некрасова называют «крестьянским поэтом», но его волновали и военная тематика, и темы предназначение поэта и гражданина, Родины, доли женщины, а также русская природа. Он много писал о детях и для детей. Но больше всего широкому кругу читателей Некрасов известен именно как «крестьянский поэт». Его поэзия проникнута народным духом, язык стихотворений Некрасова понятен каждому. Ведь недаром многие его стихи можно сравнить с народными песнями. В них есть мелодичность, правда, в них много грусти, много горя, безысходности и скорби. Некрасов искренне сочувствовал простым людям, но не видел и не мог предложить им выхода из тупика. При этом верил в простого русского человека, верил в силу слова. В конце жизни лирика поэта была особенно ярко пронизана революционными настроениями.
Рассказывая о судьбе отдельного человека, поэт помогает увидеть нам трагедию всего русского народа. Без преувеличения можно сказать, что Некрасов обогатил литературный язык многими новыми словами, которые ранее были присущи фольклорной лексике, народным песням и сказаниям. Литературный язык Некрасова поэтичен и не совсем обычен для того времени, когда в высшем обществе, в том числе и в литературных кругах, преобладала французская речь. А здесь – язык крестьян, народная лексика и проблемы простого крепостного крестьянина.
Вот перед нами девушка-крестьянка из стихотворения «Тройка», в котором уже заранее предопределена ее судьба, суровый «муж-привередник», свекровь, которая будет гнуть ее «в три погибели», и сырая могила. Со школьной поры мы помним стихотворение Некрасова «Несжатая полоса», которое наводит «грустную думу» о непомерно трудной доле крестьянина.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов выразил свое отрицательное отношение к Манифесту царя Александра II, отменившего крепостное право, т.к. считал, что «на место сетей крепостных люди придумали много иных».
Это Некрасов подарил нам Мороза-воеводу, деда Мазая, а также двенадцать разбойников и, конечно, барина, который рассудит своих крепостных крестьян. «Русские женщины», «Крестьянские дети», «Железная дорога»… В произведениях Некрасова сказочное тесно переплетается со страшной правдой жизни и наводит на размышления о жизни сегодняшней. Как истинный знаток души русской он, словно провидец, обращается ко всем нам, своим потомкам, проложив дорогу из прошлого в настоящее. Чего только стоит его стихотворение «Душно! Без счастья и воли…», где есть удивительные строки «Буря бы грянула, что ли? Чаша с краями полна!»