«На чужой каравай»: первые подробности «зерновой сделки», которую сегодня заключили в Турции
Победа или перемога? Украина, Россия, Турция и ООН в Стамбуле подписали соглашения об экспорте сельскохозяйственной продукции и российских удобрений из портов на Черном море. Украинские СМИ уже опубликовали текст соглашения между Украиной, Турцией и ООН.
В ответ на экспорт зерновых из Украины коллективный Запад согласился на поставки российских удобрений, а под аммиак даже был прописан отдельный пункт.
Развод и девичья фамилия
На самом деле речь идет о трех отдельных документах – двух соглашениях по экспорту зерна и одном меморандуме между РФ и ООН.
Начнем с того, что Украина и Россия каждая по отдельности подписали два разных документа - отдельную «инициативу» по вывозу зерновых, продуктов питания и удобрений между Украиной, Турцией и ООН, которую от имени Украины подписал министр инфраструктуры Александр Кубраков, от имени Турции - министр обороны Хулуси Акар, от имени ООН – генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Антониу Гутерриш; отдельное соглашение между РФ, Турцией и ООН, которое подписали министр обороны РФ Сергей Шойгу, министр обороны Турции Хулуси Акар и генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш.
А сразу после этого Шойгу и Гутерриш подписали Меморандум о взаимодействии между РФ и ООН по поставкам российской сельскохозяйственной продукции и удобрений на мировые рынки.
Украинские СМИ уже опубликовали текст соглашения между Украиной, Турцией и ООН. Если говорить о статусе документа, то речь идет о межправительственном соглашении, потому что этот текст не требует ратификации Верховной Радой Украины.
Вот его основные позиции. Вопрос первый – это безопасность. В украинском варианте речь идет об экспорте зерна из таких портов, как Одесса, Черноморск и Южный (два последних – Одесская область). Ввиду боевых действий на территории Украины Одесса и другие украинские порты заминированы. Но при этом в соглашении нет ни слова о предварительном разминировании. Выходит, что иностранным импортерам гарантировали свободный выход из портов Украины, а остальные вопросы «решайте, как хотите».
Впрочем, есть и страховочный пункт. В случае необходимости минный тральщик другой страны может заходить в порты Украины и очищать акваторию от мин. Но такой вариант требует, чтобы его согласовали все стороны – Украина, Россия, Турция и ООН.
Согласно соглашению Украина, РФ и Турция берут не себя обязательства не нападать «на торговые и иные гражданские суда и портовые сооружения, принимающие участие в этой Инициативе». Но при этом такие торговые суда будут проходить по маршруту без какого-либо военного сопровождения.
Вопрос №2 – это маршрут. Для прохода судов будет определен морской гуманитарный коридор, согласованный всеми сторонами, которые будут контролировать их движение по нему дистанционно. Совместный координационный центр в Стамбуле определит расстояние – и ни один военный корабль, самолет или БПЛА не имеет права приближаться к морскому гуманитарному коридору ближе, чем разрешит СКЦ.
Вопрос №3 – это контроль за исполнением соглашения. До начала транспортировки должна быть создана координационная структура. Согласно документу эта структура будет называться Совместным координационным центром, в состав которого войдут представители Украины, Российской Федерации, Турции и ООН. СКЦ будет дислоцироваться в Стамбуле и заниматься координацией и общим надзором за реализацией соглашения.
Кроме того, Турция определит конкретные гавани на входе и выходе из пролива Босфор, куда обязаны заходить все суда, зарегистрированные в СКЦ, чтобы инспекционная группа могла провести проверку.
Срок действия соглашения – 120 дней с даты подписания (на практике отсчет начнется с 00:00 часов субботы, 23 июля). Договор автоматически продлевается на неопределенный срок, пока одна из сторон не выйдет из соглашения.
Всегда есть место аммиаку
Как стороны будут проверять, насколько грузы на судах соответствуют требованиям соглашения? Под эгидой СКЦ будут действовать инспекционные группы, состоящие из представителей Украины, России и Турции, а также ООН. Полномочия инспекционной группы – проверка каждого судна на предмет наличия несанкционированных грузов или людей. Инспекционные группы будут проверять согласованные суда как на входе в порты, так и не выходе из них.
Хотя Украина и Россия каждая по отдельности подписали соглашение с Турцией и ООН, но есть и общий пункт, свидетельствующий о том, что в жизни всегда есть место компромиссу. Стороны провозгласили, что целью соглашения является создание безопасной навигации для экспорта зерна и связанных с ним пищевых продуктов и удобрений, включая аммиак.
С каких это пор Украина у нас начала производить аммиак? Да и отрасль по производству сельскохозяйственных удобрений на Украине лежит «на боку». А вот если вспомнить, что Одесса – это конечная точка трубопровода «Тольятти – Одесса», предназначенного для перекачки аммиака из России через территорию Украины до побережья Черного моря, то многое становится понятным.
Санкции.net
Британская The Guardian со ссылкой на свои источники сообщает: сотрудники ООН надеются, что поставки зерновых/подсолнечного масла из портов на Черном море начнутся, начиная с субботы, 23 июля. По данным The Guardian, в ООН рассчитывают, что поставки достигнут 5 млн. тонн зерновых в месяц – т.е. выйдут на довоенный уровень.
Что касается российского экспорта, то сделка нацелена обеспечить условия для беспрепятственных поставок удобрений made in Russia. И в данном случае Кремлю удалось разменять соглашение об экспорте зерновых из украинских портов на отмену санкций США в отношении российских минеральных и органических удобрений, а также лекарств, обновлений программного обеспечения для медицинского оборудование и т.д. И остается еще одна интрига – удалось ли делегации РФ договориться, что в соглашении будет разрешен экспорт из таких портов, как Бердянск и Мариуполь?
Как ни удивительно, но попытки мирного урегулирования конфликта в Донбассе не помогли Кремлю остановить вал санкционной политики Запада. И наоборот, это может выглядеть парадоксально, но Москва с помощью СВО добилась отмены части санкций США против России. Лиха беда начало?
Между тем, до сих пор остается открытым вопрос об объемах зерна, заблокированного в портах Украины. Президент США Джо Байден неоднократно называл цифру в размере 20 млн. тонн зерновых. Но президент РФ Владимир Путин, в свою очередь, опроверг такие оценки. В интервью телеканалу «Россия» Путин заявил: «По данным нашего Министерства сельского хозяйства, это не шесть, это примерно пять миллионов тонн, даже, допустим, шесть – и это данные нашего Минсельхоза, семь миллионов тонн кукурузы». С другой стороны, не столь важно, сколько именно зерновых американские компании смогут вывезти из Украины сегодня – 5 или 20 млн. тонн. Важно разблокировать экспорт в принципе. А там, если будет желание, то соглашение об экспорте продукции АПК будет действовать и в 2023 году.
И, как бы кому ни хотелось, но с течением времени все равно возникнет вопрос о моральной оценке такого соглашения. Очевидно, что главные интересанты по вывозу зерновых из Украины – это крупные импортеры в виде швейцарского «Кернел», американских Cargill, Agroprosperis, Archer Daniels Midland и т.д. Иностранные компании кровно заинтересованы вывезти из черноморских портов законтрактованные партии зерновых и прочей сельскохозяйственной продукции. Однако загвоздка заключается в том, что украинская власть во главе с Владимиром Зеленским дает согласие на масштабный экспорт зерновых в условиях, когда самой Украине грозит холодная и голодная зима.
Развод и девичья фамилия
На самом деле речь идет о трех отдельных документах – двух соглашениях по экспорту зерна и одном меморандуме между РФ и ООН.
Начнем с того, что Украина и Россия каждая по отдельности подписали два разных документа - отдельную «инициативу» по вывозу зерновых, продуктов питания и удобрений между Украиной, Турцией и ООН, которую от имени Украины подписал министр инфраструктуры Александр Кубраков, от имени Турции - министр обороны Хулуси Акар, от имени ООН – генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Антониу Гутерриш; отдельное соглашение между РФ, Турцией и ООН, которое подписали министр обороны РФ Сергей Шойгу, министр обороны Турции Хулуси Акар и генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш.
А сразу после этого Шойгу и Гутерриш подписали Меморандум о взаимодействии между РФ и ООН по поставкам российской сельскохозяйственной продукции и удобрений на мировые рынки.
Украинские СМИ уже опубликовали текст соглашения между Украиной, Турцией и ООН. Если говорить о статусе документа, то речь идет о межправительственном соглашении, потому что этот текст не требует ратификации Верховной Радой Украины.
Вот его основные позиции. Вопрос первый – это безопасность. В украинском варианте речь идет об экспорте зерна из таких портов, как Одесса, Черноморск и Южный (два последних – Одесская область). Ввиду боевых действий на территории Украины Одесса и другие украинские порты заминированы. Но при этом в соглашении нет ни слова о предварительном разминировании. Выходит, что иностранным импортерам гарантировали свободный выход из портов Украины, а остальные вопросы «решайте, как хотите».
Впрочем, есть и страховочный пункт. В случае необходимости минный тральщик другой страны может заходить в порты Украины и очищать акваторию от мин. Но такой вариант требует, чтобы его согласовали все стороны – Украина, Россия, Турция и ООН.
Согласно соглашению Украина, РФ и Турция берут не себя обязательства не нападать «на торговые и иные гражданские суда и портовые сооружения, принимающие участие в этой Инициативе». Но при этом такие торговые суда будут проходить по маршруту без какого-либо военного сопровождения.
Вопрос №2 – это маршрут. Для прохода судов будет определен морской гуманитарный коридор, согласованный всеми сторонами, которые будут контролировать их движение по нему дистанционно. Совместный координационный центр в Стамбуле определит расстояние – и ни один военный корабль, самолет или БПЛА не имеет права приближаться к морскому гуманитарному коридору ближе, чем разрешит СКЦ.
Вопрос №3 – это контроль за исполнением соглашения. До начала транспортировки должна быть создана координационная структура. Согласно документу эта структура будет называться Совместным координационным центром, в состав которого войдут представители Украины, Российской Федерации, Турции и ООН. СКЦ будет дислоцироваться в Стамбуле и заниматься координацией и общим надзором за реализацией соглашения.
Кроме того, Турция определит конкретные гавани на входе и выходе из пролива Босфор, куда обязаны заходить все суда, зарегистрированные в СКЦ, чтобы инспекционная группа могла провести проверку.
Срок действия соглашения – 120 дней с даты подписания (на практике отсчет начнется с 00:00 часов субботы, 23 июля). Договор автоматически продлевается на неопределенный срок, пока одна из сторон не выйдет из соглашения.
Всегда есть место аммиаку
Как стороны будут проверять, насколько грузы на судах соответствуют требованиям соглашения? Под эгидой СКЦ будут действовать инспекционные группы, состоящие из представителей Украины, России и Турции, а также ООН. Полномочия инспекционной группы – проверка каждого судна на предмет наличия несанкционированных грузов или людей. Инспекционные группы будут проверять согласованные суда как на входе в порты, так и не выходе из них.
Хотя Украина и Россия каждая по отдельности подписали соглашение с Турцией и ООН, но есть и общий пункт, свидетельствующий о том, что в жизни всегда есть место компромиссу. Стороны провозгласили, что целью соглашения является создание безопасной навигации для экспорта зерна и связанных с ним пищевых продуктов и удобрений, включая аммиак.
С каких это пор Украина у нас начала производить аммиак? Да и отрасль по производству сельскохозяйственных удобрений на Украине лежит «на боку». А вот если вспомнить, что Одесса – это конечная точка трубопровода «Тольятти – Одесса», предназначенного для перекачки аммиака из России через территорию Украины до побережья Черного моря, то многое становится понятным.
Санкции.net
Британская The Guardian со ссылкой на свои источники сообщает: сотрудники ООН надеются, что поставки зерновых/подсолнечного масла из портов на Черном море начнутся, начиная с субботы, 23 июля. По данным The Guardian, в ООН рассчитывают, что поставки достигнут 5 млн. тонн зерновых в месяц – т.е. выйдут на довоенный уровень.
Что касается российского экспорта, то сделка нацелена обеспечить условия для беспрепятственных поставок удобрений made in Russia. И в данном случае Кремлю удалось разменять соглашение об экспорте зерновых из украинских портов на отмену санкций США в отношении российских минеральных и органических удобрений, а также лекарств, обновлений программного обеспечения для медицинского оборудование и т.д. И остается еще одна интрига – удалось ли делегации РФ договориться, что в соглашении будет разрешен экспорт из таких портов, как Бердянск и Мариуполь?
Как ни удивительно, но попытки мирного урегулирования конфликта в Донбассе не помогли Кремлю остановить вал санкционной политики Запада. И наоборот, это может выглядеть парадоксально, но Москва с помощью СВО добилась отмены части санкций США против России. Лиха беда начало?
Между тем, до сих пор остается открытым вопрос об объемах зерна, заблокированного в портах Украины. Президент США Джо Байден неоднократно называл цифру в размере 20 млн. тонн зерновых. Но президент РФ Владимир Путин, в свою очередь, опроверг такие оценки. В интервью телеканалу «Россия» Путин заявил: «По данным нашего Министерства сельского хозяйства, это не шесть, это примерно пять миллионов тонн, даже, допустим, шесть – и это данные нашего Минсельхоза, семь миллионов тонн кукурузы». С другой стороны, не столь важно, сколько именно зерновых американские компании смогут вывезти из Украины сегодня – 5 или 20 млн. тонн. Важно разблокировать экспорт в принципе. А там, если будет желание, то соглашение об экспорте продукции АПК будет действовать и в 2023 году.
И, как бы кому ни хотелось, но с течением времени все равно возникнет вопрос о моральной оценке такого соглашения. Очевидно, что главные интересанты по вывозу зерновых из Украины – это крупные импортеры в виде швейцарского «Кернел», американских Cargill, Agroprosperis, Archer Daniels Midland и т.д. Иностранные компании кровно заинтересованы вывезти из черноморских портов законтрактованные партии зерновых и прочей сельскохозяйственной продукции. Однако загвоздка заключается в том, что украинская власть во главе с Владимиром Зеленским дает согласие на масштабный экспорт зерновых в условиях, когда самой Украине грозит холодная и голодная зима.