«На чужой каравай»: первые подробности «зерновой сделки», которую сегодня заключили в Турции

«На чужой каравай»: первые подробности «зерновой сделки», которую сегодня заключили в Турции
Фото: https://riastrela.ru/
Победа или перемога? Украина, Россия, Турция и ООН в Стамбуле подписали соглашения об экспорте сельскохозяйственной продукции и российских удобрений из портов на Черном море. Украинские СМИ уже опубликовали текст соглашения между Украиной, Турцией и ООН.

В ответ на экспорт зерновых из Украины коллективный Запад согласился на поставки российских удобрений, а под аммиак даже был прописан отдельный пункт.

Развод и девичья фамилия

Реклама на веке

На самом деле речь идет о трех отдельных документах – двух соглашениях по экспорту зерна и одном меморандуме между РФ и ООН.

Начнем с того, что Украина и Россия каждая по отдельности подписали два разных документа - отдельную «инициативу» по вывозу зерновых, продуктов питания и удобрений между Украиной, Турцией и ООН, которую от имени Украины подписал министр инфраструктуры Александр Кубраков, от имени Турции - министр обороны Хулуси Акар, от имени ООН – генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Антониу Гутерриш; отдельное соглашение между РФ, Турцией и ООН, которое подписали министр обороны РФ Сергей Шойгу, министр обороны Турции Хулуси Акар и генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш.

​А сразу после этого Шойгу и Гутерриш подписали Меморандум о взаимодействии между РФ и ООН по поставкам российской сельскохозяйственной продукции и удобрений на мировые рынки.

​Украинские СМИ уже опубликовали текст соглашения между Украиной, Турцией и ООН. Если говорить о статусе документа, то речь идет о межправительственном соглашении, потому что этот текст не требует ратификации Верховной Радой Украины.

Вот его основные позиции. Вопрос первый – это безопасность. В украинском варианте речь идет об экспорте зерна из таких портов, как Одесса, Черноморск и Южный (два последних – Одесская область). Ввиду боевых действий на территории Украины Одесса и другие украинские порты заминированы. Но при этом в соглашении нет ни слова о предварительном разминировании. Выходит, что иностранным импортерам гарантировали свободный выход из портов Украины, а остальные вопросы «решайте, как хотите».

​Впрочем, есть и страховочный пункт. В случае необходимости минный тральщик другой страны может заходить в порты Украины и очищать акваторию от мин. Но такой вариант требует, чтобы его согласовали все стороны – Украина, Россия, Турция и ООН.

​Согласно соглашению Украина, РФ и Турция берут не себя обязательства не нападать «на торговые и иные гражданские суда и портовые сооружения, принимающие участие в этой Инициативе». Но при этом такие торговые суда будут проходить по маршруту без какого-либо военного сопровождения.

​Вопрос №2 – это маршрут. Для прохода судов будет определен морской гуманитарный коридор, согласованный всеми сторонами, которые будут контролировать их движение по нему дистанционно. Совместный координационный центр в Стамбуле определит расстояние – и ни один военный корабль, самолет или БПЛА не имеет права приближаться к морскому гуманитарному коридору ближе, чем разрешит СКЦ.

​Вопрос №3 – это контроль за исполнением соглашения. До начала транспортировки должна быть создана координационная структура. Согласно документу эта структура будет называться Совместным координационным центром, в состав которого войдут представители Украины, Российской Федерации, Турции и ООН. СКЦ будет дислоцироваться в Стамбуле и заниматься координацией и общим надзором за реализацией соглашения.

​Кроме того, Турция определит конкретные гавани на входе и выходе из пролива Босфор, куда обязаны заходить все суда, зарегистрированные в СКЦ, чтобы инспекционная группа могла провести проверку.

​Срок действия соглашения – 120 дней с даты подписания (на практике отсчет начнется с 00:00 часов субботы, 23 июля). Договор автоматически продлевается на неопределенный срок, пока одна из сторон не выйдет из соглашения.

​Всегда есть место аммиаку

​Как стороны будут проверять, насколько грузы на судах соответствуют требованиям соглашения? Под эгидой СКЦ будут действовать инспекционные группы, состоящие из представителей Украины, России и Турции, а также ООН. Полномочия инспекционной группы – проверка каждого судна на предмет наличия несанкционированных грузов или людей. Инспекционные группы будут проверять согласованные суда как на входе в порты, так и не выходе из них.

​Хотя Украина и Россия каждая по отдельности подписали соглашение с Турцией и ООН, но есть и общий пункт, свидетельствующий о том, что в жизни всегда есть место компромиссу. Стороны провозгласили, что целью соглашения является создание безопасной навигации для экспорта зерна и связанных с ним пищевых продуктов и удобрений, включая аммиак.

​С каких это пор Украина у нас начала производить аммиак? Да и отрасль по производству сельскохозяйственных удобрений на Украине лежит «на боку». А вот если вспомнить, что Одесса – это конечная точка трубопровода «Тольятти – Одесса», предназначенного для перекачки аммиака из России через территорию Украины до побережья Черного моря, то многое становится понятным.

​Санкции.net

​Британская The Guardian со ссылкой на свои источники сообщает: сотрудники ООН надеются, что поставки зерновых/подсолнечного масла из портов на Черном море начнутся, начиная с субботы, 23 июля. По данным The Guardian, в ООН рассчитывают, что поставки достигнут 5 млн. тонн зерновых в месяц – т.е. выйдут на довоенный уровень.

​Что касается российского экспорта, то сделка нацелена обеспечить условия для беспрепятственных поставок удобрений made in Russia. И в данном случае Кремлю удалось разменять соглашение об экспорте зерновых из украинских портов на отмену санкций США в отношении российских минеральных и органических удобрений, а также лекарств, обновлений программного обеспечения для медицинского оборудование и т.д. И остается еще одна интрига – удалось ли делегации РФ договориться, что в соглашении будет разрешен экспорт из таких портов, как Бердянск и Мариуполь?

Как ни удивительно, но попытки мирного урегулирования конфликта в Донбассе не помогли Кремлю остановить вал санкционной политики Запада. И наоборот, это может выглядеть парадоксально, но Москва с помощью СВО добилась отмены части санкций США против России. Лиха беда начало?

Между тем, до сих пор остается открытым вопрос об объемах зерна, заблокированного в портах Украины. Президент США Джо Байден неоднократно называл цифру в размере 20 млн. тонн зерновых. Но президент РФ Владимир Путин, в свою очередь, опроверг такие оценки. В интервью телеканалу «Россия» Путин заявил: «По данным нашего Министерства сельского хозяйства, это не шесть, это примерно пять миллионов тонн, даже, допустим, шесть – и это данные нашего Минсельхоза, семь миллионов тонн кукурузы». С другой стороны, не столь важно, сколько именно зерновых американские компании смогут вывезти из Украины сегодня – 5 или 20 млн. тонн. Важно разблокировать экспорт в принципе. А там, если будет желание, то соглашение об экспорте продукции АПК будет действовать и в 2023 году.

​И, как бы кому ни хотелось, но с течением времени все равно возникнет вопрос о моральной оценке такого соглашения. Очевидно, что главные интересанты по вывозу зерновых из Украины – это крупные импортеры в виде швейцарского «Кернел», американских Cargill, Agroprosperis, Archer Daniels Midland и т.д. Иностранные компании кровно заинтересованы вывезти из черноморских портов законтрактованные партии зерновых и прочей сельскохозяйственной продукции. Однако загвоздка заключается в том, что украинская власть во главе с Владимиром Зеленским дает согласие на масштабный экспорт зерновых в условиях, когда самой Украине грозит холодная и голодная зима.

Реклама на веке
Из FIFA 23 исключат российские команды Основные тонкости и лайфхаки для тех, кто собрался переезжать в Испанию, от бывалых