Не встречайтесь на встречной полосе
Чем дальше, тем больше дело бывшего руководителя администрации Пятигорска Игоря Тарасова обрастает слухами и недомолвками. Несмотря на то, что примирение сторон вроде бы состоялось и Тарасов нынче на свободе, по-прежнему остается много вопросов, ответы на которые кто-то всеми силами хочет утаить.
23 августа в 2:10 в на 11 км федеральной автотрассы "Кавказ" возле хутора Свистуха Кочубеевского района джип "Тойота Лэнд Крузер", принадлежащий бывшему советнику премьера-министра Чечни Рамзана Кадырова Игорю Тарасову выезжает на встречную полосу и сталкивается с автомобилем ВАЗ-21093. Водитель и двое пассажиров "девятки", среди которых женщина, умирают на месте происшествия. Еще двое пострадавших пассажиров увозят в районную больницу, где они позже умирают.
То ли потому, что Тарасов в то время был крупным чиновником, то ли потому, что под рукой у него оказался не один миллион рублей.
По факту ДТП с участием руководителя администрации города Пятигорска Игоря Тарасова в прокуратуре Ставропольского края возбуждается уголовное дело по части 3 статьи 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).
Сначала утверждалось, что с Тарасовым в машине находились неустановленные лица, которые после столкновения скрылись с места происшествия, пересев в другую машину.
Кто управлял машиной в момент столкновения и кто были эти лица, тогда было не известно.
Позже пришло сообщение, что пассажиры джипа Тарасова скрылись с места аварии, чтобы доставить раненого в больницу. Они, якобы, немедленно отвезли раненого главу администрации на попутной машине в больницу Ставрополя. В больнице Ставрополя говорили, что состояние Игоря Тарасова по-прежнему остается стабильно тяжелым: "он контужен, никаких переломов или других повреждений Игорь Тарасов не получил.
24 августа в 3 часа дня главу администрации Пятигорска Игоря Тарасова задерживает следователь по особо важным делам краевой прокуратуры по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.264 УК РФ "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц". Уголовное дело принято к производству следователем по особо важным делам следственного управления прокуратуры Ставропольского края. передача уголовного дела в следственное управление прокуратуры края объясняется тем, что с момента совершения дорожно-транспортного происшествия до середины дня 23 августа 2006 года отдельными работниками правоохранительных органов края и органов здравоохранения были предприняты меры к сокрытию факта получения телесных повреждений в результате данного ДТП главой города Пятигорска Игорем Тарасовым, а также факта его доставления в травматологическое отделение одного из лечебных учреждений Ставрополя. Кроме того, по словам представителя прокуратуры, следствие располагает фактами о том, что некоторыми лицами предпринимаются меры, направленные на создание искаженной картины обстоятельств дорожно-транспортного происшествия и роли Тарасова в нем.
Мэру Пятигорска Игорю Тарасову грозило до 10 лет тюрьмы.
Прошло еще немного времени, и вдруг выяснилось, что на самом пострадавшего в ДТП главу Пятигорска в больницу доставил глава Ставрополя Дмитрий Кузьмин, о чем сообщали представители его администрации. "В ночь с 22 на 23 августа Дмитрий Сергеевич ехал по федеральной трассе "Кавказ", - уточнили в пресс-службе. - Недалеко от хутора Свистуха Кочубеевского района Ставропольского края водитель Кузьмина заметил стоящий поперёк дороге джип Лендкрузер со следами аварии. Дмитрий Кузьмин остановился, сообщил о произошедшем по рации в ГАИ и "скорую". В единственном пострадавшем, находящемся возле джипа и нуждавшемся в экстренной медицинской помощи, Дмитрий Кузьмин узнал главу пятигорской администрации Игоря Тарасова. Он посадил в машину и немедленно доставил в больницу".
После почти месяца перерыва Игорь Тарасов возвращается к обязанностям главы администрации города Пятигорска Ставропольского края.
Вместе с тем, расследование продолжалось. Между тем в конце октября Игорь Тарасов уходит в отставку по собственному желанию.
А вскоре было завершено следствие и прокурор Ставропольского края утвердил обвинительное заключение. 4 декабря 2006 года уголовное дело в отношении Игоря Тарасова было направлено для рассмотрения в Кочубеевский районный суд.
Окончательная картина выглядела так. Как установило следствие, 23 августа 2006 года около 2 часов ночи Игорь Тарасов, управлял своим автомобилем TOYOTA LAND CRUISER-100. В нарушение требований дорожного знака 3.24 "Ограничение максимальной скорости", действовавшего на месте дорожно-транспортного происшествия и запрещающего движение транспортных средств со скоростью, превышающей 70 км/час, на 6 километре автодороги Невинномысск - Ставрополь, Игорь Тарасов, двигаясь в сторону Ставрополя со скоростью 110-130 км/час, выехал на полосу встречного движения. Там он допустил столкновение с двигавшимся в сторону Невинномысска автомобилем ВАЗ-2109.
В результате водитель автомобиля ВАЗ-2109 Виталий Гурков и двое пассажиров погибли, еще двое - 22-летние Алексей Гурков и Василий Грунтовский получили тяжелые травмы головы и туловища, но были еще живы, находясь на месте происшествия.
Осознавая, что Алексей Гурков и Василий Грунтовский ранены и нуждаются в помощи, Игорь Тарасов заведомо оставил их без помощи в опасном для жизни состоянии и скрылся с места дорожно-транспортного происшествия.
Оба пострадавших скончались от полученных телесных повреждений 24 августа 2006 года в Кочубеевской центральной районной больнице.
От потерпевших - родственников пяти человек, погибших в аварии, поступило ходатайство о прекращении уголовного дела в отношении подсудимого за примирением сторон. Своё решение потерпевшие пояснили, тем, что Тарасов принял деятельное участие в их судьбе, показал себя порядочным человеком и загладил причиненный вред. Каждому из них, в счёт возмещения ущерба, была выплачена сумма, около 1 млн. рублей, поэтому они полностью примирились с подсудимым.
Согласно ст. 76 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней степени тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред. В соответствии со ст. 25 УПК РФ суд вправе на основании заявления потерпевшего, или его законного представителя, прекратить уголовное дело. В соответствии с п. п. 2, 3 ст.15 УК РФ, ст.125 УК РФ относится к преступлениям небольшой степени тяжести, ч.3 ст.264 УК РФ - к преступлениям средней степени тяжести. Учитывая то, что такое ходатайство поступило от потерпевшей стороны, суд своим постановлением прекратил уголовное дело в отношении Тарасова за примирением сторон.
Казалось бы, все шито-крыто и концы в воду. Но за рамками расследования остались , мягко говоря, неясности, которые наводят на мысль, что в деле Тарасова до сих пор много черных пятен. Пятна эти таковы. Кто были попутчики Тарасова (если они вообще были)? Если Дмитрий Кузьмин соврал, что вез раненого Тарасова в больницу, то он должен отвечать по закону за лжесвидетельство. И самое главное, никто так до сих пор не услышал голоса самих потерпевших. Довольны ли они примирением или это примирение им пришлось принять? Известно, что родственники пострадавших скрываются от журналистов. Значит, они чего-то опасаются. Мало того, кто были те лица в правоохранительных органах, которые направляли следствие по ложному пути?
В общем, вопросов больше, чем ответов. Видимо, ели бы информация об аварии не попала в газеты, то обошлось бы даже и без примирения сторон.
Может быть, поэтому прокуратура Ставропольского края не согласилась с постановлением суда и внесла кассационное представление о его отмене по следующим основаниям: при рассмотрении уголовного дела суд должен был учитывать не только факт примирения подсудимого с потерпевшими, но и степень общественной опасности содеянного и целесообразность освобождения Игоря Тарасова от наказания.
Помимо этого, при вынесении судебного решения следовало учитывать, что подсудимый свою вину в совершении преступлений, в результате которых погибли пять человек, не признал и, следовательно, не раскаялся в содеянном.
Получается, что Тарасов попросту откупился от суда, тем или иным способом навязав родственниками потерпевших примирение. От того, как дальше будут развиваться события, станет понятным, насколько влиятельный человек Тарасов в своем городе. Как известно, правосудие у нас избирательное: по максимуму судят того, у кого мало денег или нет влиятельных друзей. И дело здесь отнюдь не в судебной системе. Как сказал один из депутатов Госдумы, все действия верховных властей проецируются на регионы. Если одному позволяют воровать чуть ли не открытую, а другого сажают за подобное воровство в тюрьму, то о каком правосудии может идти речь? Вертикаль власти строится не ради исполнения закона, а ради верховного правителя, который этим законом может манипулировать. Короче, как говорят в народе, рыба гниет с головы, что впрочем, совсем не оправдывает Тарасова.