Непотопляемый Левитин «дал течь»?
Минувшие выходные омрачились очередной трагедией с участием речного судна на Москва-реке в самом центре столицы. В ночь с 30 на 31 июля прогулочный катер «Ласточка» возле Воробьевской набережной в темноте столкнулся с грузовой баржей и пошел ко дну – погибли 9 человек.
На место трагедии прибыл министр транспорта РФ Игорь Левитин, который, как обычно, поообещал наказать виновных, но в отставку не собирается.
По факту кораблекрушения на Москва-реке возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». Как сообщил представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин, к владельцу затонувшего катера Геннадию Зингеру неоднократно применялись санкции в связи с административными правонарушениями. Но и в эту роковую ночь «Ласточка» была перегружена – вместо 12 «разрешенных» пассажиров на ней находились 16 человек.
Россия не успела еще отойти от страшной катастрофы, связанной с крушением теплохода «Булгария» в Куйбышевском водохранилище. 10 июля Волга похоронила 122 человека, среди которых десятки детей. На место крушения и тогда прибыл глава Минтранса Игорь Левитин, возглавивший комиссию по «Булгарии» и пообещавший наказать виновных. Больший цинизм представить сложно, ибо именно ведомство господина Левитина отвечает за судоходство и безопасность граждан на транспорте. И именно Минтранс подтвердил, что последний раз теплоход проходил осмотр 15 июня этого года и его признали годным к эксплуатации. Так что господину министру впору начать расследование с самого себя.
Но нет, как обычно, виновными будут назначены стрелочники, а вовсе не те, кто породил систему, при которой по рекам и озерам ходят «ржавые посудины» или донельзя перегруженные маломерные судна. А не министр транспорта, который за компанию с Ростехнадзором, должен нести ответственность за контроль над техническим состоянием плавучих средств.
Власть отреагировала, как привыкла: в итоге из-за тотальных проверок работа речников в регионах России практически полностью парализована, а судовладельцы несут колоссальные финансовые потери. Так обычно случается, когда в картину российского «благоденствия» вмешивается жареный петух, который, как водится, не спрашивает разрешения клюнуть.
Аварии на транспорте становятся в нашей стране пугающе систематическими, а российское руководство принимает меры постфактум. Так, после крушения Ту-134 в Карелии (47 погибших) президент Медведев запретил использовать самолеты этого типа. При этом, как говорят эксперты, причиной российских трагедий с массовой гибелью людей является в большей степени изношенность всей транспортной инфраструктуры плюс коррупция.
По первому пункту подробно высказался бывший заместитель министра гражданской авиации СССР, глава фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов. В интервью журналу «Компания» эксперт заявил, что ключевым проблемным моментом российской авиаиндустрии является тотальная отсталость наземной инфраструктуры, прежде всего аэропортов, которая не менялась с 50-х годов. Даже желание Минтранса вывести из эксплуатации морально устаревшие «тушки» не решит проблему безопасности. Факт наличия в стране более чем 150 авиакомпаний также, по мнению издания, выгоден министру Левитину – из-за разобщенности никто не обращает внимания на хронические проблемы, да и коррупционную составляющую в виде поборов тоже никто не отменял. Именно коррупция, очевидно, привела и к гибели старенькой «Булгарии», ухитрившейся пройти незадолго до этого все технические проверки.
Но почему-то господин Левитин не покидает кресла главного транспортника страны, хотя ведь ясно, что он уже давно втаптывает в дорожную грязь имидж своего шефа – Владимира Путина. К слову, в свежем рейтинге коррумпированности министерств и ведомств РФ, составленном «Новой газетой» совместно с российскими экспертами в области коррупции, Минтранс (а также подведомственный ему Росавтодор) уверенно поднялся на вторую ступеньку пьедестала недоверия, уступив лишь Минобороны.
Как пишет издание, министерство транспорта Игоря Левитина богато не только само по себе, но и в еще большей степени своими подведомственными агентствами (суммарные бюджетные расходы министерства, его агентств и служб в 2010 году — 652,2 млрд. рублей). По мнению экспертов, с каждым годом все большая часть этих денег идет «под распил». В доказательство подобных оценок эксперты приводят следующие официальные данные Росстата, Минфина и Федерального казначейства.
«Так, расходы Росавтодора выросли с 56,1 млрд. в 2000 году до 280,8 млрд. в 2010 году. При этом протяженность построенных автодорог уменьшилась с 7,9 тысячи километров в 2000 году до 2,1 тысячи километров в 2010 году. То есть при росте расходов Росавтодора в 5 раз строительство дорог упало в 3,7 раза, а производительность снизилась в 18,5 раза! Даже за вычетом роста цен с середины 2000 года до середины 2010 года в 3,3 раза получается снижение эффективности затрат на строительство дорог в 5,6 раза! Таким образом, если предположить, что в 2000 году «распиливалось» 10% федеральных расходов на строительство автодорог, то сейчас, чтобы достичь такого впечатляющего падения эффективности затрат, надо «распиливать» более 80%!» - заключает «Новая газета».
Впрочем, к числу самых коррумпированных ведомств российский Минтранс относит даже Всемирный банк, представители которого недавно назвали наши дороги самыми дорогими в мире, связав это явление, увы, не с их качеством, а с отсутствием конкуренции в дорожной индустрии и коррупцией. А для примера журнал Esquire подсчитал, какой высоты получился бы слой черной икры, если бы олимпийскую дорогу Адлер — Красная Поляна (227 млрд. рублей за 48 километров) строили именно из этого деликатеса. Согласно смете трассу могли бы выложить сантиметровым слоем белужьей икры, 6 сантиметрами трюфелей или залить 13,85 см элитного коньяка «Хеннеси». Но дороги по-прежнему – отечественная беда. Неудивительно, если вспомнить, как на Дальнем Востоке дорожники своровали 120 млн. руб., выделенных на строительство дороги «Амур», а в Питере – 211 млн. руб., предназначенных для Кольцевой автодороги (КАД).
Только за первое полугодие 2010 года фонд «Петербургская политика» Михаила Виноградова насчитал у Минтранса Игоря Левитина 26 конфликтных ситуаций и негативных информационных поводов. В частности, транспортный коллапс на Ленинградском шоссе вблизи аэропорта «Шереметьево», инцидент с «танцующим мостом» в Волгограде, голодовка авиадиспетчеров в 8 регионах, митинги моряков на Дальнем Востоке с критикой политики Минтранса, критика Медведевым невыполнения поручения по улучшению строительства дорог, критика Путиным качества дорожного строительства и завышенности смет, жалоба в ФАС на «конкурсы» по реконструкции федеральной трассы «Дон», негативные комментарии о качестве строительства федеральных трасс «Амур» и «Лена», конфликты с экологами по Химкинскому лесу, протестные акции работников Архангельского речного порта, обвинения со стороны Transparency International в коррупционной составляющей при строительстве трассы «Москва — Санкт-Петербург» через Химкинский лес, публикации о лоббировании интересов компании «Дормашинвест», отмечает «НГ».
Самого Игоря Левитина эксперты единодушно называют ставленником российского олигарха, владельца холдинга «Северсталь» (ныне «Н-Транс») Алексея Мордашова. Именно в этом холдинге будущий министр транспорта занимал должность замгендиректора. Кстати, именно в лоббировании интересов «Н-Транса» в качестве строителя знаменитой трассы Москва - Петербург через Химкинский лес господин Левитин был уличен недавно. И, несмотря на то, что активисты-защитники леса даже собрали тысячи подписей под требованием об отставке министра, он не просто остался на своем посту, но и добился, чего хотел.
Куда уж тут до предотвращения трагедий, когда все силы отданы отстаиванию интересов нужных бизнес-структур и выстраиванию «крыши» из наиболее влиятельных друзей премьер-министра. Судя по всему, в отставку министр Левитин добровольно не пойдет и данный вопрос даже не комментирует.
Тем не менее, по версии многих экспертов, нынешнего главу Минтранса, вероятно, все же ожидает скорая отставка. По крайней мере, скорей всего, в новый кабинет министров после президентских выборов он точно не войдет. Как пишет журнал «Компания», ссылаясь на свой источник, близкий к администрации президента, «отставка Игоря Левитина могла произойти и раньше, если бы не подковерная борьба претендентов, ни одна из заинтересованных группировок пока не может «продавить» своего кандидата». «Игоря Левитина будет проще убрать из правительства в связи с провалом строек к АТЭС, чем нести риски всем ответственным за проведение этого мероприятия, - сообщил изданию ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов. - Его позиции в правительстве довольно слабы, и вряд ли его возьмут в следующий состав правительства».
Слишком много недовольства вызывает Левитин и у участников отрасли за несправедливое отношение, отсутствие должного регулирования и распределения средств в интересах определенных компаний. Но, главное, слишком много трагедий, унесших сотни человеческих жизней, так или иначе останутся пятном на репутации транспортного министра.
По факту кораблекрушения на Москва-реке возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». Как сообщил представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин, к владельцу затонувшего катера Геннадию Зингеру неоднократно применялись санкции в связи с административными правонарушениями. Но и в эту роковую ночь «Ласточка» была перегружена – вместо 12 «разрешенных» пассажиров на ней находились 16 человек.
Россия не успела еще отойти от страшной катастрофы, связанной с крушением теплохода «Булгария» в Куйбышевском водохранилище. 10 июля Волга похоронила 122 человека, среди которых десятки детей. На место крушения и тогда прибыл глава Минтранса Игорь Левитин, возглавивший комиссию по «Булгарии» и пообещавший наказать виновных. Больший цинизм представить сложно, ибо именно ведомство господина Левитина отвечает за судоходство и безопасность граждан на транспорте. И именно Минтранс подтвердил, что последний раз теплоход проходил осмотр 15 июня этого года и его признали годным к эксплуатации. Так что господину министру впору начать расследование с самого себя.
Но нет, как обычно, виновными будут назначены стрелочники, а вовсе не те, кто породил систему, при которой по рекам и озерам ходят «ржавые посудины» или донельзя перегруженные маломерные судна. А не министр транспорта, который за компанию с Ростехнадзором, должен нести ответственность за контроль над техническим состоянием плавучих средств.
Власть отреагировала, как привыкла: в итоге из-за тотальных проверок работа речников в регионах России практически полностью парализована, а судовладельцы несут колоссальные финансовые потери. Так обычно случается, когда в картину российского «благоденствия» вмешивается жареный петух, который, как водится, не спрашивает разрешения клюнуть.
Аварии на транспорте становятся в нашей стране пугающе систематическими, а российское руководство принимает меры постфактум. Так, после крушения Ту-134 в Карелии (47 погибших) президент Медведев запретил использовать самолеты этого типа. При этом, как говорят эксперты, причиной российских трагедий с массовой гибелью людей является в большей степени изношенность всей транспортной инфраструктуры плюс коррупция.
По первому пункту подробно высказался бывший заместитель министра гражданской авиации СССР, глава фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов. В интервью журналу «Компания» эксперт заявил, что ключевым проблемным моментом российской авиаиндустрии является тотальная отсталость наземной инфраструктуры, прежде всего аэропортов, которая не менялась с 50-х годов. Даже желание Минтранса вывести из эксплуатации морально устаревшие «тушки» не решит проблему безопасности. Факт наличия в стране более чем 150 авиакомпаний также, по мнению издания, выгоден министру Левитину – из-за разобщенности никто не обращает внимания на хронические проблемы, да и коррупционную составляющую в виде поборов тоже никто не отменял. Именно коррупция, очевидно, привела и к гибели старенькой «Булгарии», ухитрившейся пройти незадолго до этого все технические проверки.
Но почему-то господин Левитин не покидает кресла главного транспортника страны, хотя ведь ясно, что он уже давно втаптывает в дорожную грязь имидж своего шефа – Владимира Путина. К слову, в свежем рейтинге коррумпированности министерств и ведомств РФ, составленном «Новой газетой» совместно с российскими экспертами в области коррупции, Минтранс (а также подведомственный ему Росавтодор) уверенно поднялся на вторую ступеньку пьедестала недоверия, уступив лишь Минобороны.
Как пишет издание, министерство транспорта Игоря Левитина богато не только само по себе, но и в еще большей степени своими подведомственными агентствами (суммарные бюджетные расходы министерства, его агентств и служб в 2010 году — 652,2 млрд. рублей). По мнению экспертов, с каждым годом все большая часть этих денег идет «под распил». В доказательство подобных оценок эксперты приводят следующие официальные данные Росстата, Минфина и Федерального казначейства.
«Так, расходы Росавтодора выросли с 56,1 млрд. в 2000 году до 280,8 млрд. в 2010 году. При этом протяженность построенных автодорог уменьшилась с 7,9 тысячи километров в 2000 году до 2,1 тысячи километров в 2010 году. То есть при росте расходов Росавтодора в 5 раз строительство дорог упало в 3,7 раза, а производительность снизилась в 18,5 раза! Даже за вычетом роста цен с середины 2000 года до середины 2010 года в 3,3 раза получается снижение эффективности затрат на строительство дорог в 5,6 раза! Таким образом, если предположить, что в 2000 году «распиливалось» 10% федеральных расходов на строительство автодорог, то сейчас, чтобы достичь такого впечатляющего падения эффективности затрат, надо «распиливать» более 80%!» - заключает «Новая газета».
Впрочем, к числу самых коррумпированных ведомств российский Минтранс относит даже Всемирный банк, представители которого недавно назвали наши дороги самыми дорогими в мире, связав это явление, увы, не с их качеством, а с отсутствием конкуренции в дорожной индустрии и коррупцией. А для примера журнал Esquire подсчитал, какой высоты получился бы слой черной икры, если бы олимпийскую дорогу Адлер — Красная Поляна (227 млрд. рублей за 48 километров) строили именно из этого деликатеса. Согласно смете трассу могли бы выложить сантиметровым слоем белужьей икры, 6 сантиметрами трюфелей или залить 13,85 см элитного коньяка «Хеннеси». Но дороги по-прежнему – отечественная беда. Неудивительно, если вспомнить, как на Дальнем Востоке дорожники своровали 120 млн. руб., выделенных на строительство дороги «Амур», а в Питере – 211 млн. руб., предназначенных для Кольцевой автодороги (КАД).
Только за первое полугодие 2010 года фонд «Петербургская политика» Михаила Виноградова насчитал у Минтранса Игоря Левитина 26 конфликтных ситуаций и негативных информационных поводов. В частности, транспортный коллапс на Ленинградском шоссе вблизи аэропорта «Шереметьево», инцидент с «танцующим мостом» в Волгограде, голодовка авиадиспетчеров в 8 регионах, митинги моряков на Дальнем Востоке с критикой политики Минтранса, критика Медведевым невыполнения поручения по улучшению строительства дорог, критика Путиным качества дорожного строительства и завышенности смет, жалоба в ФАС на «конкурсы» по реконструкции федеральной трассы «Дон», негативные комментарии о качестве строительства федеральных трасс «Амур» и «Лена», конфликты с экологами по Химкинскому лесу, протестные акции работников Архангельского речного порта, обвинения со стороны Transparency International в коррупционной составляющей при строительстве трассы «Москва — Санкт-Петербург» через Химкинский лес, публикации о лоббировании интересов компании «Дормашинвест», отмечает «НГ».
Самого Игоря Левитина эксперты единодушно называют ставленником российского олигарха, владельца холдинга «Северсталь» (ныне «Н-Транс») Алексея Мордашова. Именно в этом холдинге будущий министр транспорта занимал должность замгендиректора. Кстати, именно в лоббировании интересов «Н-Транса» в качестве строителя знаменитой трассы Москва - Петербург через Химкинский лес господин Левитин был уличен недавно. И, несмотря на то, что активисты-защитники леса даже собрали тысячи подписей под требованием об отставке министра, он не просто остался на своем посту, но и добился, чего хотел.
Куда уж тут до предотвращения трагедий, когда все силы отданы отстаиванию интересов нужных бизнес-структур и выстраиванию «крыши» из наиболее влиятельных друзей премьер-министра. Судя по всему, в отставку министр Левитин добровольно не пойдет и данный вопрос даже не комментирует.
Тем не менее, по версии многих экспертов, нынешнего главу Минтранса, вероятно, все же ожидает скорая отставка. По крайней мере, скорей всего, в новый кабинет министров после президентских выборов он точно не войдет. Как пишет журнал «Компания», ссылаясь на свой источник, близкий к администрации президента, «отставка Игоря Левитина могла произойти и раньше, если бы не подковерная борьба претендентов, ни одна из заинтересованных группировок пока не может «продавить» своего кандидата». «Игоря Левитина будет проще убрать из правительства в связи с провалом строек к АТЭС, чем нести риски всем ответственным за проведение этого мероприятия, - сообщил изданию ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов. - Его позиции в правительстве довольно слабы, и вряд ли его возьмут в следующий состав правительства».
Слишком много недовольства вызывает Левитин и у участников отрасли за несправедливое отношение, отсутствие должного регулирования и распределения средств в интересах определенных компаний. Но, главное, слишком много трагедий, унесших сотни человеческих жизней, так или иначе останутся пятном на репутации транспортного министра.