Неприятного аппетита!
Опубликованные в пятницу Федеральной службой государственной статистики (Росстат) данные о росте в 2008 году цен на продукты питания в России и странах Европы могут испортить аппетит любому.
Выяснилось, что в минувшем году продовольственная инфляция в РФ в 4,3 раза превысила европейскую. В 2009 году ситуация вряд ли улучшится, поскольку многие факты указывают на то, что рост цен на продовольственном рынке России может быть выше прошлогоднего.
По данным Росстата, в 2008 году цены на продовольственные товары в России выросли на 17,7%, в то время как в странах ЕС подорожание продуктов питания составило 4,1%.
Наиболее заметно среди стран Европы цены на продукты питания повысились в прошлом году в Финляндии (на 11,3%), Литве (на 10,9%), Латвии и на Мальте (на 10,1% и 10,2% соответственно). В то же время в Германии, Словакии, Испании и Португалии рост цен на продукты питания был наименьшим и составил от 2% до 2,4%. А в Чехии в 2008 году и вовсе было отмечено снижение на 1,5% цен на продовольственные товары.
При общем подорожании в России продуктов питания на 17,7%, наибольшими темпами в 2008 году росли цены на хлебобулочные изделия и крупы, которые увеличились на 25,5% (в странах ЕС их рост составил 6,2%). В то время, как в РФ мясо и мясопродукты стали дороже на 23%, в Европе цены на эти продовольственные товары выросли только на 5,1%. Цены на сахар, джем, мед, шоколад и конфеты за год в России увеличились на 17,8%, а в странах ЕС – на 4,7%. Масла и жиры в РФ за 2008 год подорожали на 16,9%, а в Европе – на 3%, рыба и морепродукты стали дороже в России на 14,7%, а в странах Европейского союза – на 2,3%.
Меньше всего в России выросли цены на овощи, молочные изделия, сыры и яйца – в среднем на 7% и 7,5% соответственно, но и в ЕС подорожание этих продуктов питания нельзя назвать существенным (в среднем 3,2% и 2,1%).
По словам экспертов, высокий рост цен на продукты питания в России обусловлен слабой конкуренцией на отечественном продовольственном рынке и непомерным ростом тарифов на услуги естественных монополий, в частности, на газ и транспортировку грузов. Если к этому добавить рост цен на электроэнергию и коммунальные услуги, то становится объяснимым, почему при европейской инфляции в 2008 году на уровне 2,2% в России она составила 13,3% - и предприятия и продовольственного, и обрабатывающего секторов экономики вынуждены были в 2008 году существенно поднимать цены на свою продукцию, чтобы элементарно выжить.
Ничего хорошего, судя по всему, не сулит россиянам и 2009 год, поскольку к перечисленным выше факторам, влияющим на продовольственные цены, добавился еще один – девальвация рубля. Если учесть, что в зависимости от региона РФ доля импортного сырья в производстве продуктов питания колеблется от 10-20% до 30-40%, можно представить, что ждет граждан России в нынешнем году.
Высокий курс доллара и евро уже привел к тому, что импортеры продовольствия, по информации «Новых известий», предложили торговым сетям менять цены не раз в квартал, как было прежде, а каждые десять дней. Подпадают под эту акцию и отечественные производители продуктов питания, использующие импортные ингредиенты.
С подобным обращение выступили около 50 компаний, в числе которых СЕВКО, «Мистраль», Corrado и «Помидорпром». Предлагая изменять цены значительно чаще, импортеры также настаивают на предоставлении им права внеочередного увеличения цен в случае изменения валютного курса более чем на 5% по сравнению с курсом на дату введения последнего прайс-листа, чего они в настоящее время не имеют права делать.
Ожидая, что в ближайшее время может начаться лавинообразный поток обращений импортеров о более частом изменении цен, торговые сети заявляют, что будут рассматривать их в индивидуальном порядке. Впрочем, данное обстоятельство не должно вводить в заблуждение потребителей – любая торговая сеть, заботящаяся об ассортименте продаваемой продукции, наверняка не решится отказать импортерам и пойдет на изменение цен раз в десять дней. Вряд ли аппетит от этого у россиян станет более приятным…
По данным Росстата, в 2008 году цены на продовольственные товары в России выросли на 17,7%, в то время как в странах ЕС подорожание продуктов питания составило 4,1%.
Наиболее заметно среди стран Европы цены на продукты питания повысились в прошлом году в Финляндии (на 11,3%), Литве (на 10,9%), Латвии и на Мальте (на 10,1% и 10,2% соответственно). В то же время в Германии, Словакии, Испании и Португалии рост цен на продукты питания был наименьшим и составил от 2% до 2,4%. А в Чехии в 2008 году и вовсе было отмечено снижение на 1,5% цен на продовольственные товары.
При общем подорожании в России продуктов питания на 17,7%, наибольшими темпами в 2008 году росли цены на хлебобулочные изделия и крупы, которые увеличились на 25,5% (в странах ЕС их рост составил 6,2%). В то время, как в РФ мясо и мясопродукты стали дороже на 23%, в Европе цены на эти продовольственные товары выросли только на 5,1%. Цены на сахар, джем, мед, шоколад и конфеты за год в России увеличились на 17,8%, а в странах ЕС – на 4,7%. Масла и жиры в РФ за 2008 год подорожали на 16,9%, а в Европе – на 3%, рыба и морепродукты стали дороже в России на 14,7%, а в странах Европейского союза – на 2,3%.
Меньше всего в России выросли цены на овощи, молочные изделия, сыры и яйца – в среднем на 7% и 7,5% соответственно, но и в ЕС подорожание этих продуктов питания нельзя назвать существенным (в среднем 3,2% и 2,1%).
По словам экспертов, высокий рост цен на продукты питания в России обусловлен слабой конкуренцией на отечественном продовольственном рынке и непомерным ростом тарифов на услуги естественных монополий, в частности, на газ и транспортировку грузов. Если к этому добавить рост цен на электроэнергию и коммунальные услуги, то становится объяснимым, почему при европейской инфляции в 2008 году на уровне 2,2% в России она составила 13,3% - и предприятия и продовольственного, и обрабатывающего секторов экономики вынуждены были в 2008 году существенно поднимать цены на свою продукцию, чтобы элементарно выжить.
Ничего хорошего, судя по всему, не сулит россиянам и 2009 год, поскольку к перечисленным выше факторам, влияющим на продовольственные цены, добавился еще один – девальвация рубля. Если учесть, что в зависимости от региона РФ доля импортного сырья в производстве продуктов питания колеблется от 10-20% до 30-40%, можно представить, что ждет граждан России в нынешнем году.
Высокий курс доллара и евро уже привел к тому, что импортеры продовольствия, по информации «Новых известий», предложили торговым сетям менять цены не раз в квартал, как было прежде, а каждые десять дней. Подпадают под эту акцию и отечественные производители продуктов питания, использующие импортные ингредиенты.
С подобным обращение выступили около 50 компаний, в числе которых СЕВКО, «Мистраль», Corrado и «Помидорпром». Предлагая изменять цены значительно чаще, импортеры также настаивают на предоставлении им права внеочередного увеличения цен в случае изменения валютного курса более чем на 5% по сравнению с курсом на дату введения последнего прайс-листа, чего они в настоящее время не имеют права делать.
Ожидая, что в ближайшее время может начаться лавинообразный поток обращений импортеров о более частом изменении цен, торговые сети заявляют, что будут рассматривать их в индивидуальном порядке. Впрочем, данное обстоятельство не должно вводить в заблуждение потребителей – любая торговая сеть, заботящаяся об ассортименте продаваемой продукции, наверняка не решится отказать импортерам и пойдет на изменение цен раз в десять дней. Вряд ли аппетит от этого у россиян станет более приятным…