Ни пяди земли
На вчерашней пресс-конференции, прошедшей в Москве, глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что его служба рекомендовала субъектам Федерации не выделять землю под строительство АЗС тем компаниям, которые и так занимают на региональных рынках доминирующее положение.
По данным Федеральной антимонопольной службы, сегодня примерно в 70 регионах России доминируют компании, занимающие более 50% розничного рынка автомобильного топлива. К таким регионам, к примеру, можно отнести Нижегородскую, Ярославскую и Омскую области, где, по данным Московской топливной ассоциации (МТА), доминирует одна нефтяная компания.
Борьбу с безосновательным, по мнению чиновников из Белого дома на Краснопресненской набережной, повышением цен на автомобильное топливо государственные структуры ведут уже давно. В прошлом году, к примеру, когда стоимость бензина к осени возросла едва ли не на 15-20%, правительство России вынуждено было собрать за столом переговоров представителей крупнейших отечественных нефтяных компаний. Тогда было принято решение, согласно которому НК, владеющие сетью АЗС, объявили девятимесячный ценовой мораторий, другими словами, заморозили на этот срок стоимость автомобильного топлива.
Однако, говоря медицинским языком, едва только действие анастезии у больного прекратилось, как он тут же начал подавать активные признаки жизни. Так, по данным Росстата, только за одну неделю с 24 по 31 июля бензин марки А92 в среднем по России подорожал на 1,0%, марки А95 на 0,9%, А76 на 0,8%. В августе этот процесс продолжился не меньшими темпами. Причем наиболее внимательные автовладельцы наверняка обратили внимание на то, что наибольшее повышение цен на автомобильное топливо чуть ли не одновременно произошло на АЗС, принадлежащих ТНК, НК Лукойл, компаниям Сибнефть, Татнефть и Роснефть. А это, хочешь или не хочешь, но наталкивает на мысль о корпоративном сговоре.
На это же обстоятельство обратила внимание и Федеральная антимонопольная служба, которая тут же не замедлила внести свой вклад в борьбу с повышением цен на моторное топливо. Правда, борьбу эту ФАС решила вести в несколько ином направлении. На вчерашней пресс-конференции, прошедшей в Москве, глава этого ведомства Игорь Артемьев заявил, что ФАС рекомендовала субъектам Федерации не выделять землю под строительство АЗС тем компаниям, которые и так занимают на региональных рынках доминирующее положение. По данным Федеральной антимонопольной службы, сегодня примерно в 70 регионах России доминируют компании, занимающие более 50% розничного рынка автомобильного топлива. К таким регионам, к примеру, можно отнести Нижегородскую, Ярославскую и Омскую области, где, по данным Московской топливной ассоциации (МТА), доминирует одна нефтяная компания.
Подобные меры ФАС проводит не впервые. В минувшем году, например, это ведомство рекомендовало регионам ввести аукционный принцип предоставления новых земельных участков под строительство АЗС и ограничить в них участие компаний, доминирующих на местном рынке розничной торговли автомобильным топливом. Ряд регионов последовал этим рекомендациям, а некоторые компании сами согласились обменяться активами во избежание штрафных санкций.
Помогут ли новые рекомендации ФАС России, сегодня прогнозировать трудно. Однако ряд экспертов и специалистов, в том числе и президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша, уже сейчас настроены пессимистически, так как считают, что запрет на выделение участков под строительство АЗС монополисты могут легко обойти, выставив на торги аффилированные компании. Да и сами региональные власти заинтересованы в этом, поскольку их местные бюджеты зависят от налоговых поступлений нефтяных компаний.
Борьбу с безосновательным, по мнению чиновников из Белого дома на Краснопресненской набережной, повышением цен на автомобильное топливо государственные структуры ведут уже давно. В прошлом году, к примеру, когда стоимость бензина к осени возросла едва ли не на 15-20%, правительство России вынуждено было собрать за столом переговоров представителей крупнейших отечественных нефтяных компаний. Тогда было принято решение, согласно которому НК, владеющие сетью АЗС, объявили девятимесячный ценовой мораторий, другими словами, заморозили на этот срок стоимость автомобильного топлива.
Однако, говоря медицинским языком, едва только действие анастезии у больного прекратилось, как он тут же начал подавать активные признаки жизни. Так, по данным Росстата, только за одну неделю с 24 по 31 июля бензин марки А92 в среднем по России подорожал на 1,0%, марки А95 на 0,9%, А76 на 0,8%. В августе этот процесс продолжился не меньшими темпами. Причем наиболее внимательные автовладельцы наверняка обратили внимание на то, что наибольшее повышение цен на автомобильное топливо чуть ли не одновременно произошло на АЗС, принадлежащих ТНК, НК Лукойл, компаниям Сибнефть, Татнефть и Роснефть. А это, хочешь или не хочешь, но наталкивает на мысль о корпоративном сговоре.
На это же обстоятельство обратила внимание и Федеральная антимонопольная служба, которая тут же не замедлила внести свой вклад в борьбу с повышением цен на моторное топливо. Правда, борьбу эту ФАС решила вести в несколько ином направлении. На вчерашней пресс-конференции, прошедшей в Москве, глава этого ведомства Игорь Артемьев заявил, что ФАС рекомендовала субъектам Федерации не выделять землю под строительство АЗС тем компаниям, которые и так занимают на региональных рынках доминирующее положение. По данным Федеральной антимонопольной службы, сегодня примерно в 70 регионах России доминируют компании, занимающие более 50% розничного рынка автомобильного топлива. К таким регионам, к примеру, можно отнести Нижегородскую, Ярославскую и Омскую области, где, по данным Московской топливной ассоциации (МТА), доминирует одна нефтяная компания.
Подобные меры ФАС проводит не впервые. В минувшем году, например, это ведомство рекомендовало регионам ввести аукционный принцип предоставления новых земельных участков под строительство АЗС и ограничить в них участие компаний, доминирующих на местном рынке розничной торговли автомобильным топливом. Ряд регионов последовал этим рекомендациям, а некоторые компании сами согласились обменяться активами во избежание штрафных санкций.
Помогут ли новые рекомендации ФАС России, сегодня прогнозировать трудно. Однако ряд экспертов и специалистов, в том числе и президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша, уже сейчас настроены пессимистически, так как считают, что запрет на выделение участков под строительство АЗС монополисты могут легко обойти, выставив на торги аффилированные компании. Да и сами региональные власти заинтересованы в этом, поскольку их местные бюджеты зависят от налоговых поступлений нефтяных компаний.