Новая гонка за высадку на Луне
23 августа, когда посадочный аппарат «Чандраян-3» совершил мягкую посадку в южной приполярной зоне Луны, в Бенгалуру раздался торжествующий рев аплодисментов.
«Индия на Луне», – сказал улыбающийся и испытывающий явное облегчение Соманатх, председатель Индийской организации космических исследований. Историчность момента была ощутимой – не только потому, что Индия стала четвертой страной, высадившейся на Луну после США, Китая и России, но и потому, что посадочный аппарат «Чандраян-3» – «Викрам» – первым приземлился вблизи неисследованного южного полюса. И он не будет последним. Спустя полвека после окончания космической гонки времен холодной войны между СССР и США беспрецедентное число стран готовит свои собственные лунные приключения.
В ближайшее время космическое агентство Японии должно совершить собственную посадку на Луну без экипажа, такие же планы у Южной Кореи в этом году. Другие страны, такие как Канада, Мексика и Израиль, планируют отправить автоматические станции для исследования лунной поверхности. Шесть международных космических агентств сотрудничают с программой NASA Artemis, целью которой является возвращение человека на Луну к 2025 году. В то же время Китай планирует отправить своих тайконавтов на лунную поверхность к 2030 году.
В 1960-е годы, когда США и СССР соревновались в том, кто первым ступит на единственный естественный спутник Земли, исследования Луны проводились в основном под руководством правительств и национальных космических агентств. Хотя космические программы приносили побочные технологические и экономические выгоды, полет на Луну был в основном предметом национальной гордости. Спустя более полувека изменились и действующие лица, и мотивы. Если в исследованиях, включая лунные полеты, по-прежнему доминируют крупные экономические державы, то использование космоса в целом расширилось и включает в себя гораздо больше стран и частных компаний. «Технология космических полетов значительно подешевела и в некоторых аспектах стала коммерческой», – говорит Брайан Уиден (Brian Weeden), директор по планированию программ в Secure World Foundation – американский аналитический центр. «Именно поэтому все больше стран изучают возможности использования ракета-носителей и проявляют интерес к космосу. Когда они начинают интересоваться космосом, Луна представляется им одновременно сложной, но достижимой целью». По словам Уидена, помимо национального престижа, который по-прежнему является важным фактором при высадке на Луну, многие лунные миссии направлены на определение того, «что на самом деле есть полезного и важного на Луне». «Некоторые считают, что присутствие на Луне имеет огромное военное, стратегическое и экономическое значение. Другие считают, что там есть необходимые нам ресурсы. Честно говоря, мы не знаем», – объясняет Брайан Уиден.
Выбор Индией южного полюса для посадки имел большое значение. Когда в 1972 году Луну покинула последняя миссия «Аполлона», ученые сочли ее сухой и бесплодной. Но с тех пор исследования показали, что в холодных темных кратерах южного полюса могут быть скрыты большие залежи замерзшей воды и редкоземельных металлов. И Китай, и США хотят использовать этот регион в качестве основного лагеря для дальнейших исследования самых дальних уголков Луны, а в долгосрочной перспективе – для изучения возможностей жизни и работы на другой планете. Ее ценные водные ресурсы, если не использовать их для питья, можно будет перерабатывать в водород для топлива или кислород для дыхания. Есть надежда, что при постоянном присутствии на Луне можно будет найти еще больше ценных ресурсов, которые позволят летать в дальний космос. «Наша цель – научиться жить и работать на Луне, проводить на ней научные исследования, чтобы потом, когда появится возможность, отправиться на Марс», – говорит Джим Фри, помощник администратора NASA по разработке исследовательских систем.
Почувствовав политическую готовность к большим расходам на лунные миссии – только NASA выделяет около $93 млрд на программу Artemis до 2025 года, – компании по всему миру также вкладывают свои средства. Американские компании Intuitive Machines и Astrobotic претендуют на проведение первой коммерческой посадки на Луну в этом году после того, как в апреле потерпела неудачу японская компания Ispace.
«В настоящее время наблюдается большой импульс», – говорит Даллас Касабоски, аналитик космической компании NSR и автор ежегодного отчета «Лунные рынки». По оценкам Касабоски, в период с 2022 по 2032 год планируется более 400 государственных и частных лунных полетов, тогда как год назад прогнозировалось 250 полетов за тот же период. Хотя многие из нынешних программ, в том числе и индийская, были задуманы много лет назад, «за последние два года лунная деятельность стала развиваться гораздо активнее», – говорит он. Это связано с тем, что стоимость доступа в космос и работа в нем существенно снизилась. При этом понимание того, что космос является стратегической областью, возросло. Разработка коммерческих многоразовых ракет, таких как Falcon 9 компании SpaceX, по оценкам NASA, позволила на 95% снизить стоимость запуска на так называемую низкую околоземную орбиту – в расчете на килограмм полезной нагрузки. Ожидается, что участие частного сектора в разработке услуг лунной мобильности и связи возымеет такой же результат.
В ближайшее время космическое агентство Японии должно совершить собственную посадку на Луну без экипажа, такие же планы у Южной Кореи в этом году. Другие страны, такие как Канада, Мексика и Израиль, планируют отправить автоматические станции для исследования лунной поверхности. Шесть международных космических агентств сотрудничают с программой NASA Artemis, целью которой является возвращение человека на Луну к 2025 году. В то же время Китай планирует отправить своих тайконавтов на лунную поверхность к 2030 году.
В 1960-е годы, когда США и СССР соревновались в том, кто первым ступит на единственный естественный спутник Земли, исследования Луны проводились в основном под руководством правительств и национальных космических агентств. Хотя космические программы приносили побочные технологические и экономические выгоды, полет на Луну был в основном предметом национальной гордости. Спустя более полувека изменились и действующие лица, и мотивы. Если в исследованиях, включая лунные полеты, по-прежнему доминируют крупные экономические державы, то использование космоса в целом расширилось и включает в себя гораздо больше стран и частных компаний. «Технология космических полетов значительно подешевела и в некоторых аспектах стала коммерческой», – говорит Брайан Уиден (Brian Weeden), директор по планированию программ в Secure World Foundation – американский аналитический центр. «Именно поэтому все больше стран изучают возможности использования ракета-носителей и проявляют интерес к космосу. Когда они начинают интересоваться космосом, Луна представляется им одновременно сложной, но достижимой целью». По словам Уидена, помимо национального престижа, который по-прежнему является важным фактором при высадке на Луну, многие лунные миссии направлены на определение того, «что на самом деле есть полезного и важного на Луне». «Некоторые считают, что присутствие на Луне имеет огромное военное, стратегическое и экономическое значение. Другие считают, что там есть необходимые нам ресурсы. Честно говоря, мы не знаем», – объясняет Брайан Уиден.
Выбор Индией южного полюса для посадки имел большое значение. Когда в 1972 году Луну покинула последняя миссия «Аполлона», ученые сочли ее сухой и бесплодной. Но с тех пор исследования показали, что в холодных темных кратерах южного полюса могут быть скрыты большие залежи замерзшей воды и редкоземельных металлов. И Китай, и США хотят использовать этот регион в качестве основного лагеря для дальнейших исследования самых дальних уголков Луны, а в долгосрочной перспективе – для изучения возможностей жизни и работы на другой планете. Ее ценные водные ресурсы, если не использовать их для питья, можно будет перерабатывать в водород для топлива или кислород для дыхания. Есть надежда, что при постоянном присутствии на Луне можно будет найти еще больше ценных ресурсов, которые позволят летать в дальний космос. «Наша цель – научиться жить и работать на Луне, проводить на ней научные исследования, чтобы потом, когда появится возможность, отправиться на Марс», – говорит Джим Фри, помощник администратора NASA по разработке исследовательских систем.
Почувствовав политическую готовность к большим расходам на лунные миссии – только NASA выделяет около $93 млрд на программу Artemis до 2025 года, – компании по всему миру также вкладывают свои средства. Американские компании Intuitive Machines и Astrobotic претендуют на проведение первой коммерческой посадки на Луну в этом году после того, как в апреле потерпела неудачу японская компания Ispace.
«В настоящее время наблюдается большой импульс», – говорит Даллас Касабоски, аналитик космической компании NSR и автор ежегодного отчета «Лунные рынки». По оценкам Касабоски, в период с 2022 по 2032 год планируется более 400 государственных и частных лунных полетов, тогда как год назад прогнозировалось 250 полетов за тот же период. Хотя многие из нынешних программ, в том числе и индийская, были задуманы много лет назад, «за последние два года лунная деятельность стала развиваться гораздо активнее», – говорит он. Это связано с тем, что стоимость доступа в космос и работа в нем существенно снизилась. При этом понимание того, что космос является стратегической областью, возросло. Разработка коммерческих многоразовых ракет, таких как Falcon 9 компании SpaceX, по оценкам NASA, позволила на 95% снизить стоимость запуска на так называемую низкую околоземную орбиту – в расчете на килограмм полезной нагрузки. Ожидается, что участие частного сектора в разработке услуг лунной мобильности и связи возымеет такой же результат.