Обновление общественного транспорта в городах России
Благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги» в 2022-2024 годах российские города получат 1161 единицу нового общественного транспорта. На эти цели из федерального бюджета будет направлено около 10 млрд. рублей. В ближайшие три года регионы получат 934 автобуса, 200 троллейбусов и 27 трамваев.
Новый транспорт будет поставлен в Новосибирск, Тулу, Омск, Волгоград, Челябинск, Чебоксары, Нижний Новгород, Пермь, Сочи, Курск, Оренбург, Петрозаводск, Уфу, Брянск, Астрахань, Улан-Удэ, Саратов, Томск, Ижевск, Владивосток и Рязань.
Рейтинг городов по качеству общественного транспорта
Сегодня в России можно встретить как суперсовременные ветки наземного метро, которые строятся в Москве, так и ржавеющие «ГАЗели», все еще перевозящие пассажиров по не самым качественным региональным дорогам.
Разумеется, в каждом регионе ситуация своя: где-то есть комфортные низкопольные троллейбусы, где-то пусть и «ПАЗики», но зато новые и на газомоторном топливе. В среднем по стране 75% городского транспорта старше 15 лет, а транспортная инфраструктура изношена на 80%.
Низкий уровень развития городского пассажирского транспорта в регионах — острая социально-экономическая проблема, ведь его услугами пользуется большинство населения. 3/4 от всех передвижений россиян — это поездки на общественном транспорте, причем почти 80% из них приходится на автобусы.
В конце ноября компания по транспортному моделированию Simetra подготовила рейтинг городов по качеству общественного транспорта.
Города пропустили через «сито» множества критериев, которые можно свести к нескольким категориям. Так, были проанализированы ценовая доступность, комфорт и удобство, функциональность транспортной сети, физическая доступность, а также безопасность и устойчивое развитие.
Лидерами общего зачета (среди регионов) стали Пермь (1-е место, 83 балла) и Новокузнецк (2-е место, 72,8 балла). Москва и Санкт-Петербург традиционно рассматриваются вне основного рейтинга.
Хуже всего приходится Астрахани. Город возглавляет список с конца, заняв 82-е место из 82.
По мнению составителей рейтинга, города-лидеры за последнее время провели комплексную реформу общественного транспорта и по праву могут утверждать, «что их администрации на регулярной основе отслеживают и решают проблемы общественного транспорта».
Пермь подает пример
Масштабная транспортная реформа в Перми началась в 2019 году, в ходе которой была создала база для дальнейших преобразований в сфере городских пассажирских перевозок.
Как сообщили в пресс-службе пермского минтранса, на транспортную систему из бюджета Перми ежегодно тратится около 6 млрд. рублей. Примерно 4 млрд. рублей из них возвращается благодаря выручке от оплаты проезда. Вдобавок городская администрация выделяет из своего бюджета 350 млн. рублей в качестве субсидий на обеспечение проезда льготников.
«Перевозчики получают фиксированный доход независимо от пассажиропотока. Это помогает организовывать движение общественного транспорта на непопулярных направлениях и в часы, когда пассажиропоток достаточно низкий», – отметили в минтрансе Пермского края.
Обслуживанием маршрутов занимаются не только частные компании, но и муниципальный перевозчик «Пермгорэлектротранс».
«Они работают в равных условиях с точки зрения контрактов. На старте реформы подвижной состав для муниципального парка был закуплен за счет городского бюджета. На сегодняшний день предприятие имеет в парке более 120 автобусов и 142 трамвая», - сообщили в пермском транспортном ведомстве.
Городские автобусы и трамваи подключены к системе навигации, которая параллельно еще и обеспечивает постоянный контроль. Система фиксирует все сбои расписания или срывы рейсов. Если они произошли по вине перевозчика, то в дальнейшем за такие нарушения его могут оштрафовать.
Несмотря на положительные изменения в департаменте транспорта честно признаются: проблемы еще есть и их нужно решать. Например, на ряде маршрутов нередко переполнены салоны автобусов и наблюдаются задержки движения из-за пробок.
Тем не менее, в департаменте транспорта администрации Перми заверили, что «готовы поделиться собственным опытом по тем или иным вопросам с профильными ведомствами, курирующими работу общественного транспорта».
Астрахань: «верните нам «рогатых»!»
Астрахань заняла последнее место в рейтинге по уровню развития общественного транспорта. Основное средство передвижения в городе – маршрутки. Автобусов мало, и ходят они только по четырём маршрутам. А в отдалённые районы города уехать можно только на такси.
Мало того, что маршрутки безальтернативны, так ещё и каждая поездка как тест на выживание - водители лихачат, курят в салоне и хамят. По количеству ДТП маршрутные такси находятся в лидерах, отмечают в областном УМВД.
Они пришли на смену ликвидированным в Астрахани трамваям ещё в 2007 году. Даже рельсы тогда демонтировали и продали на сторону. В 2017-м уничтожили и троллейбусы, но контактная сеть сохранилась. Однако на просьбы жителей вернуть «рогатых» власти заявляют: не ждите.
Между тем, уже не один год городу обещают большую транспортную реформу. Например, ввести водное такси (тот же речной трамвайчик), увеличить количество автобусов – их пустят по 48 маршрутам, хотят ввести и городскую электричку. Но пока это только слова.
Новокузнецк: неприятный сюрприз
В Новокузнецке Кемеровской области транспортная реформа началась ещё осенью 2019 года. Буквально за несколько дней в городе заменили не только весь парк автобусов, но и перевозчиков, а также все маршруты. В итоге 400 частных «ПАЗиков» стали не нужны. Взамен им пришли большие «Волгабасы» компании, которая выиграла практически все лоты.
В первые несколько недель случился коллапс: люди не могли быстро перестроиться на новые маршруты и расписание, не хватало автобусов, потому что компания не успела перенаправить в город необходимое количество транспортных средств.
Водителей экстренно присылали из других городов. Не зная Новокузнецка, они путались в маршрутах и улицах, вызывая ещё большее недовольство жителей. В итоге под давлением горожан администрация была вынуждена одни маршруты вернуть, а другие скорректировать.
Транспортная реформа губернатора Беглова
Реформа городского общественного транспорта, стартовавшая в Петербурге в апреле 2022 года и завершившаяся осенью, по задумке команды Александра Беглова должна была улучшить качество перемещения жителей по городу общественным транспортом, в первую очередь автобусами.
С необходимостью модернизации системы общественного транспорта Петербурга сложно поспорить, однако «качество» ее реализации за полгода смогли оценить практически все горожане.
В телепрограмме «Прямая линия губернатора Санкт-Петербурга», прошедшей 10 декабря, Беглов попробовал объясниться с петербуржцами, недовольными результатами транспортной реформы.
«Во-первых, уже транспортная система подошла к порогу перегрузки и изношенности. И начинать надо было с замены самого транспорта на современный, более комфортный и, самое главное, безопасный. В 2022 году закупили более 3 тыс. автобусов. Маршрутки ушли в историю», — заявил губернатор.
Беглов почти не ошибся в данных. Суммарно к транспортной реформе четыре городских коммерческих автоперевозчика закупили 2 801 автобус.
Под вопросом и безопасность поездок на новом транспорте. С начала транспортной реформы в Петербурге произошло возгорание около десяти новых автобусов, причем разных производителей (МАЗ-203947, ЛиАЗ-5292).
Причиной возгорания чаще всего указывалась негерметичность системы гидропривода вентилятора. В октябре 2022 года глава СКР Александр Бастрыкин поручил расследовать участившиеся случаи происшествий с новыми автобусами.
На фоне повышения «социальности» транспорт стал менее доступным для большинства горожан. Например, не все пенсионеры пользуются возможностью покупки «льготного проездного», предпочитая оплачивать дорогу «по старинке».
В результате реформы полностью исключена возможность для пассажиров платить в общественном транспорте наличными деньгами: оплату можно осуществить картой «Подорожник», льготным электронным билетом или банковской картой.
И это не единственные минусы бегловской транспортной реформы. Скорее всего, дорабатывать систему общественного транспорта Петербурга придется уже новой команде чиновников, которая придет к управлению городом после ближайших губернаторских выборов, запланированных на 2024 год.
Закупаемые автобусы лет через 10 снова придётся менять. Обойдутся ли транспортники в будущем без поддержки?
Как отмечают эксперты, это несбыточная мечта. Для этого нужно, чтобы плата за проезд полностью покрывала все текущие и инвестиционные потребности предприятия. Во всём мире, где транспорт функционирует чётко, он дотируется властями. А в странах, где власти не находят для этого денег, городские перевозки такая же боль, как и в России.
Рейтинг городов по качеству общественного транспорта
Сегодня в России можно встретить как суперсовременные ветки наземного метро, которые строятся в Москве, так и ржавеющие «ГАЗели», все еще перевозящие пассажиров по не самым качественным региональным дорогам.
Разумеется, в каждом регионе ситуация своя: где-то есть комфортные низкопольные троллейбусы, где-то пусть и «ПАЗики», но зато новые и на газомоторном топливе. В среднем по стране 75% городского транспорта старше 15 лет, а транспортная инфраструктура изношена на 80%.
Низкий уровень развития городского пассажирского транспорта в регионах — острая социально-экономическая проблема, ведь его услугами пользуется большинство населения. 3/4 от всех передвижений россиян — это поездки на общественном транспорте, причем почти 80% из них приходится на автобусы.
В конце ноября компания по транспортному моделированию Simetra подготовила рейтинг городов по качеству общественного транспорта.
Города пропустили через «сито» множества критериев, которые можно свести к нескольким категориям. Так, были проанализированы ценовая доступность, комфорт и удобство, функциональность транспортной сети, физическая доступность, а также безопасность и устойчивое развитие.
Лидерами общего зачета (среди регионов) стали Пермь (1-е место, 83 балла) и Новокузнецк (2-е место, 72,8 балла). Москва и Санкт-Петербург традиционно рассматриваются вне основного рейтинга.
Хуже всего приходится Астрахани. Город возглавляет список с конца, заняв 82-е место из 82.
По мнению составителей рейтинга, города-лидеры за последнее время провели комплексную реформу общественного транспорта и по праву могут утверждать, «что их администрации на регулярной основе отслеживают и решают проблемы общественного транспорта».
Пермь подает пример
Масштабная транспортная реформа в Перми началась в 2019 году, в ходе которой была создала база для дальнейших преобразований в сфере городских пассажирских перевозок.
Как сообщили в пресс-службе пермского минтранса, на транспортную систему из бюджета Перми ежегодно тратится около 6 млрд. рублей. Примерно 4 млрд. рублей из них возвращается благодаря выручке от оплаты проезда. Вдобавок городская администрация выделяет из своего бюджета 350 млн. рублей в качестве субсидий на обеспечение проезда льготников.
«Перевозчики получают фиксированный доход независимо от пассажиропотока. Это помогает организовывать движение общественного транспорта на непопулярных направлениях и в часы, когда пассажиропоток достаточно низкий», – отметили в минтрансе Пермского края.
Обслуживанием маршрутов занимаются не только частные компании, но и муниципальный перевозчик «Пермгорэлектротранс».
«Они работают в равных условиях с точки зрения контрактов. На старте реформы подвижной состав для муниципального парка был закуплен за счет городского бюджета. На сегодняшний день предприятие имеет в парке более 120 автобусов и 142 трамвая», - сообщили в пермском транспортном ведомстве.
Городские автобусы и трамваи подключены к системе навигации, которая параллельно еще и обеспечивает постоянный контроль. Система фиксирует все сбои расписания или срывы рейсов. Если они произошли по вине перевозчика, то в дальнейшем за такие нарушения его могут оштрафовать.
Несмотря на положительные изменения в департаменте транспорта честно признаются: проблемы еще есть и их нужно решать. Например, на ряде маршрутов нередко переполнены салоны автобусов и наблюдаются задержки движения из-за пробок.
Тем не менее, в департаменте транспорта администрации Перми заверили, что «готовы поделиться собственным опытом по тем или иным вопросам с профильными ведомствами, курирующими работу общественного транспорта».
Астрахань: «верните нам «рогатых»!»
Астрахань заняла последнее место в рейтинге по уровню развития общественного транспорта. Основное средство передвижения в городе – маршрутки. Автобусов мало, и ходят они только по четырём маршрутам. А в отдалённые районы города уехать можно только на такси.
Мало того, что маршрутки безальтернативны, так ещё и каждая поездка как тест на выживание - водители лихачат, курят в салоне и хамят. По количеству ДТП маршрутные такси находятся в лидерах, отмечают в областном УМВД.
Они пришли на смену ликвидированным в Астрахани трамваям ещё в 2007 году. Даже рельсы тогда демонтировали и продали на сторону. В 2017-м уничтожили и троллейбусы, но контактная сеть сохранилась. Однако на просьбы жителей вернуть «рогатых» власти заявляют: не ждите.
Между тем, уже не один год городу обещают большую транспортную реформу. Например, ввести водное такси (тот же речной трамвайчик), увеличить количество автобусов – их пустят по 48 маршрутам, хотят ввести и городскую электричку. Но пока это только слова.
Новокузнецк: неприятный сюрприз
В Новокузнецке Кемеровской области транспортная реформа началась ещё осенью 2019 года. Буквально за несколько дней в городе заменили не только весь парк автобусов, но и перевозчиков, а также все маршруты. В итоге 400 частных «ПАЗиков» стали не нужны. Взамен им пришли большие «Волгабасы» компании, которая выиграла практически все лоты.
В первые несколько недель случился коллапс: люди не могли быстро перестроиться на новые маршруты и расписание, не хватало автобусов, потому что компания не успела перенаправить в город необходимое количество транспортных средств.
Водителей экстренно присылали из других городов. Не зная Новокузнецка, они путались в маршрутах и улицах, вызывая ещё большее недовольство жителей. В итоге под давлением горожан администрация была вынуждена одни маршруты вернуть, а другие скорректировать.
Транспортная реформа губернатора Беглова
Реформа городского общественного транспорта, стартовавшая в Петербурге в апреле 2022 года и завершившаяся осенью, по задумке команды Александра Беглова должна была улучшить качество перемещения жителей по городу общественным транспортом, в первую очередь автобусами.
С необходимостью модернизации системы общественного транспорта Петербурга сложно поспорить, однако «качество» ее реализации за полгода смогли оценить практически все горожане.
В телепрограмме «Прямая линия губернатора Санкт-Петербурга», прошедшей 10 декабря, Беглов попробовал объясниться с петербуржцами, недовольными результатами транспортной реформы.
«Во-первых, уже транспортная система подошла к порогу перегрузки и изношенности. И начинать надо было с замены самого транспорта на современный, более комфортный и, самое главное, безопасный. В 2022 году закупили более 3 тыс. автобусов. Маршрутки ушли в историю», — заявил губернатор.
Беглов почти не ошибся в данных. Суммарно к транспортной реформе четыре городских коммерческих автоперевозчика закупили 2 801 автобус.
Под вопросом и безопасность поездок на новом транспорте. С начала транспортной реформы в Петербурге произошло возгорание около десяти новых автобусов, причем разных производителей (МАЗ-203947, ЛиАЗ-5292).
Причиной возгорания чаще всего указывалась негерметичность системы гидропривода вентилятора. В октябре 2022 года глава СКР Александр Бастрыкин поручил расследовать участившиеся случаи происшествий с новыми автобусами.
На фоне повышения «социальности» транспорт стал менее доступным для большинства горожан. Например, не все пенсионеры пользуются возможностью покупки «льготного проездного», предпочитая оплачивать дорогу «по старинке».
В результате реформы полностью исключена возможность для пассажиров платить в общественном транспорте наличными деньгами: оплату можно осуществить картой «Подорожник», льготным электронным билетом или банковской картой.
И это не единственные минусы бегловской транспортной реформы. Скорее всего, дорабатывать систему общественного транспорта Петербурга придется уже новой команде чиновников, которая придет к управлению городом после ближайших губернаторских выборов, запланированных на 2024 год.
Закупаемые автобусы лет через 10 снова придётся менять. Обойдутся ли транспортники в будущем без поддержки?
Как отмечают эксперты, это несбыточная мечта. Для этого нужно, чтобы плата за проезд полностью покрывала все текущие и инвестиционные потребности предприятия. Во всём мире, где транспорт функционирует чётко, он дотируется властями. А в странах, где власти не находят для этого денег, городские перевозки такая же боль, как и в России.