Оценщик поможет кредиторам
В Арбитражном суде Москвы 26 июля должно состояться очередное заседание по заявлению Центрального банка России об обращении взыскания на акции Судостроительного завода «Северная верфь», заложенные по кредитам Межпромбанку. Ожидается, что суд назначит оценщика залогового имущества банка.
Напомним, в октябре прошлого года Центробанк отозвал у ЗАО «Межпромбанк» лицензию на ведение банковской деятельности, а 1 ноября 2010 года Арбитражный суд Москвы зарегистрировал заявление Центрального банка России о признании банка банкротом. Сейчас кредиторы делят не столько имущество самого Межпромбанка, сколько акции предприятий, которые находились у него в залоге и были перезаложены Центробанку в момент получения антикризисных кредитов на реструктуризацию.
Центробанк, пользуясь тем, что он самый крупный кредитор банка, монополизировал право выступать от имени кредиторов. Как отмечают эксперты, если ЦБ удастся оставить себе заложенные акции по номинальной стоимости, это позволит вернуть 32 млрд рублей, которые ему задолжал Межпромбанк. Однако перед тем, как пустить акции судостроительных предприятий из залога Межпромбанка в продажу, нужно получить их легитимную оценку.
По оценке BDO, стоимость залога составляет 100,4 млрд. рублей. «На мой взгляд, Центробанк опасается, что не сможет найти покупателя на столь дорогие активы, — отмечает аналитик консалтинговой компании «Бакстер-групп» Илья Доронин. — Это может помешать ему во время вернуть долги. ЦБ предлагает суду назначить оценщиком ООО «Эрнст энд Янг – стоимостное консультирование», в надежде снижения стоимости залога. Низкая цена вполне устраивает Центробанк, но не устраивает других кредиторов, так как лишает их возможности вернуть свои средства».
К зарубежным кредиторам Межпромбанка, прежде всего, относятся держатели двух выпусков еврооблигаций банка. По словам юриста Игоря Трутнева «третья сторона готова представить свой иск в Стокгольме, если Арбитражный суд Москвы все же утвердит в качестве оценщика представителей Ernst&Young. «Мало того, что Ernst&Young даже не проводя оценки, уже высказался о цене активов, компания также оказалась замешана в ряде неловких ситуаций с оценкой активов других российских компаний, — считает Трутнев.- К примеру, в июне этого года Счетная палата высказалась о сомнительной оценке активов компании «Связьинвест», проведенной Ernst&Young. Кроме того у американской компании нет допуска для работы с документами под грифом «Совершенно секретно!». Без этого невозможна объективная оценка активов судостроительных компаний, выполняющих секретные заказы ВМФ России».
Между тем, аналитики рынка склонны полагать, что со стороны государства будет предложен приемлемый вариант для обеих сторон. «Я думаю, что справедливая цена будет найдена, — прокомментировал ситуацию руководитель Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, член президиума общественного совета при министерстве обороны. — Она связана с тем, что действительно эти активы являются в отрасли самыми лучшими, эти предприятия являются жемчужиной нашего судо- и кораблестроения. Петербург — город с очень плотной научной средой, высококвалифицированной рабочей силой, и в этом смысле локализация активов просто очень удачная. На этих верфях всё настолько отстроено, что фактически создан такой мини-кластер надводного кораблестроения. Предприятия находятся в столь хорошей форме, что скажем, министерство обороны выбрало Северную верфь, как единственного строителя перспективных кораблей класса корвет и фрегат. Если предприятие будет строить также «Мистрали» то, конечно же, портфель заказов Северной верфи и Балтийского завода ещё увеличится, и, конечно же, это должно влиять на цену».
Центробанк, пользуясь тем, что он самый крупный кредитор банка, монополизировал право выступать от имени кредиторов. Как отмечают эксперты, если ЦБ удастся оставить себе заложенные акции по номинальной стоимости, это позволит вернуть 32 млрд рублей, которые ему задолжал Межпромбанк. Однако перед тем, как пустить акции судостроительных предприятий из залога Межпромбанка в продажу, нужно получить их легитимную оценку.
По оценке BDO, стоимость залога составляет 100,4 млрд. рублей. «На мой взгляд, Центробанк опасается, что не сможет найти покупателя на столь дорогие активы, — отмечает аналитик консалтинговой компании «Бакстер-групп» Илья Доронин. — Это может помешать ему во время вернуть долги. ЦБ предлагает суду назначить оценщиком ООО «Эрнст энд Янг – стоимостное консультирование», в надежде снижения стоимости залога. Низкая цена вполне устраивает Центробанк, но не устраивает других кредиторов, так как лишает их возможности вернуть свои средства».
К зарубежным кредиторам Межпромбанка, прежде всего, относятся держатели двух выпусков еврооблигаций банка. По словам юриста Игоря Трутнева «третья сторона готова представить свой иск в Стокгольме, если Арбитражный суд Москвы все же утвердит в качестве оценщика представителей Ernst&Young. «Мало того, что Ernst&Young даже не проводя оценки, уже высказался о цене активов, компания также оказалась замешана в ряде неловких ситуаций с оценкой активов других российских компаний, — считает Трутнев.- К примеру, в июне этого года Счетная палата высказалась о сомнительной оценке активов компании «Связьинвест», проведенной Ernst&Young. Кроме того у американской компании нет допуска для работы с документами под грифом «Совершенно секретно!». Без этого невозможна объективная оценка активов судостроительных компаний, выполняющих секретные заказы ВМФ России».
Между тем, аналитики рынка склонны полагать, что со стороны государства будет предложен приемлемый вариант для обеих сторон. «Я думаю, что справедливая цена будет найдена, — прокомментировал ситуацию руководитель Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, член президиума общественного совета при министерстве обороны. — Она связана с тем, что действительно эти активы являются в отрасли самыми лучшими, эти предприятия являются жемчужиной нашего судо- и кораблестроения. Петербург — город с очень плотной научной средой, высококвалифицированной рабочей силой, и в этом смысле локализация активов просто очень удачная. На этих верфях всё настолько отстроено, что фактически создан такой мини-кластер надводного кораблестроения. Предприятия находятся в столь хорошей форме, что скажем, министерство обороны выбрало Северную верфь, как единственного строителя перспективных кораблей класса корвет и фрегат. Если предприятие будет строить также «Мистрали» то, конечно же, портфель заказов Северной верфи и Балтийского завода ещё увеличится, и, конечно же, это должно влиять на цену».