Олимпиада по Дерипасовски
Почему провалился важнейший олимпийский проект. До открытия Зимней Олимпиады в Сочи осталось не так много времени. В следующем году уже должны пройти пробные соревнования, а в феврале 2014-го – самые главные старты четырехлетия.
Государство вложилось в организацию глобального мероприятия (прежде всего в создание инфраструктуры) триллионами бюджетных средств. Осваивать их и вкладываться своими деньгами призвало известных в стране предпринимателей – Владимира Потанина, Олега Дерипаску, Ахмеда Билалова и других.
Каковы итоги сотрудничества? Одним из важнейших объектов стало строительство морского порта в Имеретинской долине, через которые завозится существенный объем строительных материалов для возведения олимпийских объектов (железная дорога не справляется с объемами перевозок). Строится морской порт со значительным участием государственных средств. Но не только.
Правительство поручило дочерней компании «Базэла» Олега Дерипаски заняться строительными работами, а финансировать морские причалы согласился ВЭБ, выдав кредит на сумму 4 млрд руб. По окончании строительства необходимость в грузовых причалах автоматически отпадала, и для того, чтобы вложенные государственные деньги не пропали даром, проект предусматривал перепрофилирование порта в яхтенную машину, со стоянками для 600-700 яхт и сопутствующей туристической и развлекательной инфраструктурой. Изначально эту часть работ частный инвестор предполагал осуществить за свой счет, а стоимость организации марины оценивалась тогда «Базэлом» на уровне 1-1,5 млрд руб.
Но на прошлой неделе стало известно, что «Базэл» обратился в ВЭБ за дополнительными кредитами. Стоимость строительства яхтенной марины выросла почти в 2 раза до 2,98 млрд руб., причем собственными средствами «Базэл» может профинансировать только 300 млн руб., то есть лишь 10% от суммы. Кроме того, частный инвестор просит госкорпорацию пересмотреть условия уже выданных кредитов на строительство грузового порта, предлагая снизить процентную ставку по ним с 9,1% до 8,4%, предоставить госгарантии «Олимпстроя» и субсидировать выплаты процентов. В «Базэле» считают, что в сложившейся ситуации виновато само государство: при подписании с частным инвестором контрактов два года назад, оно заложило в них условия, которые затем существенно изменились.
Между тем, сегодня в «Базэле» похоже предпочитают не упоминать о катастрофе, которая произошла в декабре 2009 года. Тогда из-за ошибок проектировщиков, которые спешили быстрее начать строительство порта, шестибалльный зимний шторм разрушил только что построенный мол, защищавший акваторию порта. Попавшая на построенные причалы волна смыла в море строительную и погрузочную технику, несколько тяжелых грузовиков, разрушила водолазный бот, три члена экипажа которого погибли.
Имущество было застраховано в компании «Ингосстрах» (она входит в состав империи Дерипаски. Точные размеры убытков, в том числе размеры страховых выплат, частный инвестор не раскрыл, но по информации газеты «Известия», ссылающейся на данные Счетной палаты, только от недозагрузки порта до плановых значений убытки проекта составят 6 млрд руб., и это даже на 1 млрд руб. больше, чем было потрачено на его строительство. Поскольку порт не смог вовремя принять предназначенные для него грузы, контракты были заключены с железной дорогой, которая, пусть и с трудом, но смогла в короткие сроки мобилизоваться и обеспечить грандиозную политическую стройку подвозом стройматериалов. В итоге, за почти 2,5 года работы в порту Мзымта было перегружено всего 2 млн тонн, хотя первоначальный план загрузки порта был значительно выше – 5 млн тонн в год.
В результате того, что проект не смог выйти на нужные сроки окупаемости, под вопросом оказалась выплата процентов по кредитным обязательствам. Отказ от строительства яхтенной марины, которая должна была стать единственным источником доходов после Олимпиады, приведет проект к полному финансовому краху. На это, видимо, и рассчитывает господин Дерипаска, шантажируя ВЭБ рисками невозврата уже выданных кредитов. Кроме того, порт и марина не единственные проекты «Базэла» в Сочи, которые финансировала госкорпорация. Как сообщают Известия, общий «олимпийский» долг «Базэла» вперед ВЭБом достигает 18 млрд рублей, это вторая по величине кредитная линия госкорпорации на Сочи-2014.
Как говорится в материалах самого ВЭБа, средства госкорпорации предназначены для финансирования сложных инфраструктурных проектов, имеющих особое стратегическое значение для экономики и социальной жизни России. Причем, госкорпорация должна финансировать те проекты, под которые трудно или невозможно получить финансирование с коммерческого рынка. Яхтенная марина, пусть даже и такая современная, как планирует привлеченная для ее строительства американская компания Island Global Yachting, вряд ли подпадает под подобные требования ВЭБа.
При этом структуры Олега Дерипаски предлагают ВЭБу профинансировать 90% объекта с неясными коммерческими перспективами..
Почти в три раза сокращены объемы строительства «Имеретинской ривьеры» (после смены названия на «Сочное», проект строительства олимпийской деревни и апартаментов для проживания членов МОК расположится не на 1 млн кв. м, а всего на 343 тыс.), а от строительства цементного завода в Туапсе для обеспечения олимпийских строек «Базэлцемент» и вовсе решил отказаться.
Провалились амбициозные проекты про производству новых автомобилей на ГАЗе, до сих пор не построен стадион для футбольного клуба «Зенит» в Петербурге, закрываются заводы РУСАЛа из-за нерентабельности, энергетический сектор также лишь наращивает убытки. Все бывшие и текущие деловые партнеры Олега Дерипаски судятся с ним по всему миру, обвиняя в хищениях и махинациях, заявляя о его полной некомпетентности в управлении вверенными ему предприятиями.
Теперь ко всем этим «незадачам» добавился и олимпийский провал.
Каковы итоги сотрудничества? Одним из важнейших объектов стало строительство морского порта в Имеретинской долине, через которые завозится существенный объем строительных материалов для возведения олимпийских объектов (железная дорога не справляется с объемами перевозок). Строится морской порт со значительным участием государственных средств. Но не только.
Правительство поручило дочерней компании «Базэла» Олега Дерипаски заняться строительными работами, а финансировать морские причалы согласился ВЭБ, выдав кредит на сумму 4 млрд руб. По окончании строительства необходимость в грузовых причалах автоматически отпадала, и для того, чтобы вложенные государственные деньги не пропали даром, проект предусматривал перепрофилирование порта в яхтенную машину, со стоянками для 600-700 яхт и сопутствующей туристической и развлекательной инфраструктурой. Изначально эту часть работ частный инвестор предполагал осуществить за свой счет, а стоимость организации марины оценивалась тогда «Базэлом» на уровне 1-1,5 млрд руб.
Но на прошлой неделе стало известно, что «Базэл» обратился в ВЭБ за дополнительными кредитами. Стоимость строительства яхтенной марины выросла почти в 2 раза до 2,98 млрд руб., причем собственными средствами «Базэл» может профинансировать только 300 млн руб., то есть лишь 10% от суммы. Кроме того, частный инвестор просит госкорпорацию пересмотреть условия уже выданных кредитов на строительство грузового порта, предлагая снизить процентную ставку по ним с 9,1% до 8,4%, предоставить госгарантии «Олимпстроя» и субсидировать выплаты процентов. В «Базэле» считают, что в сложившейся ситуации виновато само государство: при подписании с частным инвестором контрактов два года назад, оно заложило в них условия, которые затем существенно изменились.
Между тем, сегодня в «Базэле» похоже предпочитают не упоминать о катастрофе, которая произошла в декабре 2009 года. Тогда из-за ошибок проектировщиков, которые спешили быстрее начать строительство порта, шестибалльный зимний шторм разрушил только что построенный мол, защищавший акваторию порта. Попавшая на построенные причалы волна смыла в море строительную и погрузочную технику, несколько тяжелых грузовиков, разрушила водолазный бот, три члена экипажа которого погибли.
Имущество было застраховано в компании «Ингосстрах» (она входит в состав империи Дерипаски. Точные размеры убытков, в том числе размеры страховых выплат, частный инвестор не раскрыл, но по информации газеты «Известия», ссылающейся на данные Счетной палаты, только от недозагрузки порта до плановых значений убытки проекта составят 6 млрд руб., и это даже на 1 млрд руб. больше, чем было потрачено на его строительство. Поскольку порт не смог вовремя принять предназначенные для него грузы, контракты были заключены с железной дорогой, которая, пусть и с трудом, но смогла в короткие сроки мобилизоваться и обеспечить грандиозную политическую стройку подвозом стройматериалов. В итоге, за почти 2,5 года работы в порту Мзымта было перегружено всего 2 млн тонн, хотя первоначальный план загрузки порта был значительно выше – 5 млн тонн в год.
В результате того, что проект не смог выйти на нужные сроки окупаемости, под вопросом оказалась выплата процентов по кредитным обязательствам. Отказ от строительства яхтенной марины, которая должна была стать единственным источником доходов после Олимпиады, приведет проект к полному финансовому краху. На это, видимо, и рассчитывает господин Дерипаска, шантажируя ВЭБ рисками невозврата уже выданных кредитов. Кроме того, порт и марина не единственные проекты «Базэла» в Сочи, которые финансировала госкорпорация. Как сообщают Известия, общий «олимпийский» долг «Базэла» вперед ВЭБом достигает 18 млрд рублей, это вторая по величине кредитная линия госкорпорации на Сочи-2014.
Как говорится в материалах самого ВЭБа, средства госкорпорации предназначены для финансирования сложных инфраструктурных проектов, имеющих особое стратегическое значение для экономики и социальной жизни России. Причем, госкорпорация должна финансировать те проекты, под которые трудно или невозможно получить финансирование с коммерческого рынка. Яхтенная марина, пусть даже и такая современная, как планирует привлеченная для ее строительства американская компания Island Global Yachting, вряд ли подпадает под подобные требования ВЭБа.
При этом структуры Олега Дерипаски предлагают ВЭБу профинансировать 90% объекта с неясными коммерческими перспективами..
Почти в три раза сокращены объемы строительства «Имеретинской ривьеры» (после смены названия на «Сочное», проект строительства олимпийской деревни и апартаментов для проживания членов МОК расположится не на 1 млн кв. м, а всего на 343 тыс.), а от строительства цементного завода в Туапсе для обеспечения олимпийских строек «Базэлцемент» и вовсе решил отказаться.
Провалились амбициозные проекты про производству новых автомобилей на ГАЗе, до сих пор не построен стадион для футбольного клуба «Зенит» в Петербурге, закрываются заводы РУСАЛа из-за нерентабельности, энергетический сектор также лишь наращивает убытки. Все бывшие и текущие деловые партнеры Олега Дерипаски судятся с ним по всему миру, обвиняя в хищениях и махинациях, заявляя о его полной некомпетентности в управлении вверенными ему предприятиями.
Теперь ко всем этим «незадачам» добавился и олимпийский провал.