Озеро Чудес
В предпоследнюю субботу сентября в Калининграде ждали визита из Москвы высокопоставленных гостей. Предполагалось, что они приедут на торжественное открытие колеса обозрения в городском парке «Юность». Но буквально в последнюю минуту их прилёт был отменён. И глава города Александр Ярошук открывал аттракцион в гордом одиночестве.
Причиной конфуза стали опубликованные в местной и федеральной прессе незадолго до планировавшегося визита критические публикации, в которых аттракцион именовали не иначе, как «Колесо оборзения». Построенный полностью на бюджетные деньги аттракцион (он обошёлся казне более чем в 50 млн рублей) был передан городскими властями в аренду частным предпринимателям фактически бесплатно. Судя по всему, это стало последней каплей. Речь идёт о масштабной реконструкции так называемого Верхнего озера в парке «Юность», на которую при поддержке Москвы было выделено с 2006 года почти 2,9 млрд рублей. К слову сказать, эти государственные инвестиции, получившие статус федеральной адресной инвестиционной программы, были самыми крупными бюджетными вливаниями в город Калининград за прошедшую пятилетку. Для сравнения: больше денег столице Янтарного края выделила только столица России Москва – на строительство Балтийского глубоководного порта: 3 млрд рублей.
И вот теперь, после шести лет непрерывной реконструкции озера Верхнее и парка, в Калининграде открыто говорят, что эти гигантские деньги были пущены на ветер. Из почти 3 млрд рублей государственных инвестиций, как подсчитали специалисты, освоено не более 300 миллионов. Всё остальное, то есть 90% (!), исчезло в неизвестном направлении. По мнению калининградцев, история с исчезновением этих денег может претендовать на звание коррупционного скандала года в масштабах всей России. Подробности – в нашем журналистском расследовании.
Что русскому здорово, то немцу – смерть
Идея создать на озёрах Верхнее и Нижнее городскую зону отдыха появилась в 2004 году. В историческом плане эти озёра очень много значили для Калининграда.
Озеро Верхнее (при немцах называлось Обертайх) закладывалось в 1270 году. Поначалу водоём служил местом разведения рыбы. В 1916 году в Кёнигсберг пригласили ландшафтного архитектора Эрнста Шнайдера, который на территории площадью 41,1 гектара создал парк, равных которому не было в Европе: с идеальными полянами, благоухающими садами роз и плодовых деревьев, тщательно подобранных по цвету листьев и форме экзотических растений. Дно водоёма покрывалось толстым слоем морского песка. Особо выделялись земляные ровные дорожки парка. По ним было удобно бегать и ездить на велосипеде. В жаркую погоду они оставались слегка влажными, в дождливую – сухими. Берег озера был украшен скульптурами. Старожилы Калининграда помнят два пляжа из морского песка, которые в настоящее время исчезли.
Уже в 2005 году общественности был представлен проект, который и должен был вернуть озеру былую славу. Как говорил тогдашний мэр Калининграда, нужно сделать из Верхнего пруда «настоящую жемчужину города». Проект был разбит на два этапа.
На первом этапе предполагалось, что озеро очистят. Откачают ил, заполнят водоём чистой водой. После очистки глубина озера уже станет 7-метровой. Далее городские власти хотели обустроить первые 400 метров набережной. Восстановить тротуары (их предполагали выложить новым поколением клинкерной плитки). Чиновники обещали построить дополнительный променад шириной 3 метра и автостоянку, установить красивые фонари, лавочки, урны. Вдоль набережной планировалось разбить стационарные клумбы и небольшой фонтан.
Первый этап планировалось завершить к октябрю 2006 года. Также власти озвучили сметную стоимость проекта – 250 млн рублей. Причём 50 млн должен был выделить город. Завершить его городские чиновники хотели к октябрю 2006 года, аккурат к очередному визиту Владимира Путина и его супруги в город.
Я подробно описываю проект, сроки и его стоимость потому что это важно для дальнейшего понимания происходящего в городе Калининграде. Самое главное, запомните эту цифру: 200 млн бюджетного финансирования на первом этапе.
Спустя несколько лет городские власти озвучили планы по реализации второго этапа реконструкции озера Верхнее. Согласно проекту к 2012 году должны быть закончены берегоукрепительные мероприятия на восточном берегу. С учётом недоделок в 2011 году городская администрация должна была направить на второй этап реализации проекта реконструкции озера Верхнее 295 млн рублей. Иными словами, согласно этим цифрам сметная стоимость проекта не должна превышать 550 млн рублей.
Собственно, этот проект в 2005 году и был представлен федеральным чиновникам. Стоимость его была озвучена в 770 млн рублей. То есть проектировщики закладывали сметную стоимость с хорошим запасом. Предполагалось, что государство выделит только 500 млн рублей, остальное добавят городская казна и частные инвесторы. Но проект вошёл в федеральную адресную инвестиционную программу и был профинансирован на 700 млн рублей (согласно сайту ФАИП, в 2006 году – 200 млн и в следующем – 500).
Чудеса в решете
То есть федеральный центр свои обещания городу даже перевыполнил. А вот дальше начались чудеса. В 2006 году начались подготовительные и проектные работы. А в следующем, 2007 году в Калининграде появился новый мэр – Александр Ярошук. В 2008 году работы всё же начались. Но уже в 2009 году, вдруг как-то незаметно выяснилось, что теперь городские власти оценивают проект благоустройства озера в невиданную сумму – 2,9 млрд рублей. Причём согласно официальным документам мэрии в первоначальном проекте ничего не изменилось. Кроме стоимости – она выросла в четыре раза. Почему – власти города как-то забыли объяснить. Но общественность особо этим вопросом не задавалась – деньги-то ведь федеральные. А затем начались скандалы.
Вдруг выяснилось, что спустя всего несколько лет после начала работ озеро Верхнее катастрофически обмелело. Напомню, согласно проекту оно, наоборот, должно было стать более глубоким и чистым. Затем тревогу забил известный в городе архитектор Юрий Забуга. Он обратил внимание на то, что берега озера активно засыпаются, в результате чего Верхнее озеро заметно уменьшилось в размерах. Как считает Забуга, чиновники сделали это сознательно, чтобы впоследствии застроить берега озера частными особняками. То есть из первоначальной идеи углубить дно и наполнить озеро чистой водой – получилось ровно наоборот: озеро обмелело и уменьшилось в размерах. И более того, спустя всего два года после реконструкции вода в озере начала цвести сине-зелёными водорослями, которые издают резкий и неприятный запах. То есть ситуация после начала очистки озера ухудшилась в разы. А на сегодняшний день его площадь сократилась по сравнению с 2006 годом почти на 20% – ничего себе динамика! С XIII века не сокращалась, а тут за какие-то пять лет пятую часть куда-то дели.
В 2010 году разразился новый грандиозный скандал вокруг одного из символов города – скульптурной композиции известного немецкого мастера Германа Тиле «Морские звери», которая была расположена на берегу Верхнего озера. В 2013 году этой композиции, состоящей из скульптур каменного моржа, морского слона, морского льва и морской собаки, которые олицетворяют четыре человеческих порока – чванство, зазнайство, высокомерие и тщеславие, исполняется 100 лет. Конкурс на проведение реставрационных работ выиграла Балтийская строительная компания (БСК, запомните это название – мы ещё вернёмся к ней). Те, кому был небезразличен облик Калининграда, ждали завершения работ с надеждой. А как дождались – обомлели.
Узнать в композиции творение немецкого мастера было решительно невозможно. Вместо детально проработанных фигур с постаментов на публику смотрели бесформенные туши цвета детской неожиданности.
Руководитель областной Службы охраны объектов культурного наследия Лариса Копцева, выступая в ноябре прошлого года на оперативном совещании в региональном правительстве, заявила, что скульптуры воссозданы по строительным, а не по реставрационным нормам и что на фигурах животных обнаружена декоративная цветная штукатурка, а под ней – плесень. Ущерб, по оценке Копцевой, составил более 7 млн рублей.
Но и этого оказалось мало несчастным зверям. Когда за реставрацию взялась в 2012 году питерская мастерская, вообще выяснилось, что вместо голов зверям приделаны более поздние подделки. В городе тут же поползли слухи, что подлинные головы украли местные начальники себе на дачи. Тем более что в 1988 году такая попытка уже была – тогдашний начальник горисполкома увёз скульптуру моржа в свой загородный дом, но после шумихи в прессе вынужден был вернуть её на место.
«Для Калининграда это совершенно не анекдот, а реальная проблема, – рассказывает известный общественник, борющийся за сохранение исторического облика города, Сергей Семенихин. – Например, у нас сейчас в городе просто разворовывается средневековая брусчатка. У местных богатеев очень модно облицовывать свои коттеджи такой исторической брусчаткой. Причём разворовывают её под видом ремонта – замены брусчатки на асфальт. При этом в городе полно асфальтовых улиц, где асфальт, что называется, водой смыло. Их годами не ремонтируют, а вот брусчатка просто покоя не даёт нашим чиновникам – причём в последние годы уничтожение брусчатки приняло уже промышленные масштабы. За последние 10 лет мы потеряли уже около 20 (!) улиц, мощённых средневековой брусчаткой. А их всего в городе было около100».
Но и этот скандал оказался всего лишь предвестником настоящей бури. Одна из калининградских газет опубликовала фоторепортаж о состоянии набережной Верхнего озера после реконструкции. В частности, журналисты обнаружили, что плиточное покрытие набережной находится в ужасающем состоянии – и это всего спустя два года после укладки! Недавно построенный фонтан фактически развалился. Достопримечательность набережной – старинный барометр на специальном постаменте, который торжественно открывали после реконструкции, вообще исчез. А вместо реликвии в постамент были вделаны обычные… офисные часы, да ещё с логотипом главного исполнителя работ – Балтийской строительной компании. Причём часы были поломаны. Городская мэрия не моргнув глазом объяснила журналистам, что БСК на проведение работ уже было выделено более 1,2 млрд рублей. И как бы по документам барометр должен находиться на своём месте – одним словом, очковтирательство достигло каких-то уж совсем гомерических размеров.
Это подтвердил и губернатор области Николай Цуканов, который спустя несколько дней после фоторепортажа посетил набережную и заявил прессе буквально следующее:
«Я вчера прогулялся по Верхнему озеру – жуткая картина, конечно. Я посмотрел газету, корреспондент там был тоже. Я не думал, что то, что там написано, правда, но в действительности там гораздо хуже, чем он написал. Все колоссальные средства, которые туда были вложены, ушли вместе со снегом в это озеро. То есть гранит фактически весь разрушен, ливнёвка полностью выдрана, и её унесли в непонятном направлении. Плитка вообще в принципе, по-моему, на траве лежит. Причём по всей дороге. Фонари сломаны, два или три просто висят», – сказал губернатор.
Интересно, что перед губернатором по набережной прогуливался заместитель мэра города Сергей Мельников, руководитель городского комитета по архитектуре и градостроительству, непосредственно отвечающий за благоустройство озера. Так вот, хотя Мельников и увидел брак, но ничего страшного в этом не нашёл.
Тем не менее, видимо, колесо обозрения, купленное за государственные деньги и переданное в эксплуатацию частнику, переполнило чашу терпения федеральных властей – московская делегация решила не светиться рядом с объектом, законность возведения которого, по всей видимости, скоро будет проверять Генпрокуратура.
А деньги где?
Основания для проверки всей этой эпопеи более чем серьёзные. Напомню, на реализацию всего проекта, согласно смете, было выделено в 2006–2007 годах 700 млн рублей из бюджета страны. Но вместо строительства смета была увеличена в четыре раза – до 2,9 миллиарда. Причём, как считает Сергей Семенихин, работы по первому этапу благоустройства озера были выполнены лишь частично:
«То, ради чего, собственно, и затевалась реконструкция озера, даже и не начиналось – очистка самого пруда, – а остальные работы лишь были начаты, – говорит эксперт. – По моим расчётам, из первого транша государства было освоено не более 150 млн рублей. А где ещё 550?»
Но и этого мало. В 2011 и 2012 годах на реконструкцию несчастного озера бюджет страны вновь выделяет огромные деньги. Подчеркну: это уже не запланированные деньги – выделенные сверх первоначальной сметы. Согласно сайту ФАИП, 847 млн рублей и 280 млн соответственно в 2011 и 2012 годах. И вновь, согласно официальным отчётам мэрии, на реконструкцию было потрачено всего 295 млн рублей. И после скандалов в прессе выделено ещё 160 миллионов.
«Позвольте, а где ещё почти 750 млн рублей? Причём на недавнем заседании в мэрии заместитель главы по финансам чётко говорит – внимание, – что на втором этапе реконструкции парка освоено не более 92 млн рублей. И при этом Дмитриева оговаривается, что все заявки на финансирование были выполнены, то есть деньги подрядчикам были перечислены. Вы представляете, какие суммы? – задаётся вопросом Сергей. То есть официально по документам в город с 2006 года целевым направлением пришло почти 2 млрд рублей. Их, подчеркну, больше ни на что потратить нельзя, только на это Верхнее озеро. Отчитались максимум за 600. А, по моим расчётам, освоено за эти годы не более 300 млн рублей, да и то с натяжкой. Причём сравните с первоначальным проектом – первый этап не выполнен даже на треть, не говоря уже обо всём остальном. Строители на самом деле создают просто видимость масштабной реконструкции. Большая часть работ выполнена с браком, а очистка озера вообще принесла отрицательные результаты – по мнению экологов, оно теперь полностью мёртвый водоём! А где остальные деньги – более 1,3 млрд рублей?»
На самом деле догадаться нетрудно. В официальных сообщениях из Калининграда говорится, что главным исполнителем работ по Верхнему озеру является та самая Балтийская строительная компания, возглавляет которую некий Игорь Беляев. Причём в прессе неоднократно поднимался вопрос, что при выигрыше тендера были замечены нарушения. В частности, она была… единственным участником всех конкурсов. И более того, после скандала с моржами и пластмассовыми часами, взятыми в офисе БСК, когда администрация города вынуждена была провести дополнительный конкурс на 160 млн рублей, чтобы устранить недостатки, его вновь выиграла эта же компания. То есть снова победили бракоделы.
«Это уже вообще ни в какие ворота не лезет, – говорит Сергей Семенихин. – И вот почему. Мы считаем, что БСК аффилирована с мэром Ярошуком и его заместителем Мельниковым через известного в городе человека по фамилии Куровский. То есть эта компания делает всё, чтобы ни один рубль не ушёл на сторону. Я недавно общался с немецкими архитекторами. Они заявили, что готовы очистить озеро и восстановить его первоначальный исторический облик, с розарием и клумбами, всего за 5 млн долларов. А здесь уже потрачено почти 100, и конца-краю не видно.
Эдуард Куровский – бывший глава лицензионного отдела Госстроя по области, недавно назначенный главой МУП «Калининградтеплосеть». Имя этого чиновника звучит в целой череде скандалов, связанных с коррупцией: здесь и пропажа кредитов Дрезденбанка, и организация договорных матчей местной футбольной команды, и даже подкуп федерального судьи. А не так давно чиновник засветился в ночной драке в одном из ночных клубов Калининграда, причём в компании с небезызвестным замглавы города Сергея Мельникова.
«Это вообще одна компания. Дети Куровского и нынешнего мэра Ярошука учились в одном классе, – говорит Сергей. – Сначала познакомились их жены, а потом и они сами. Сегодня известно, что супруга Куровского владеет на паях с семьёй мэра недавно открытым в городе развлекательным комплексом «Банный двор» – фактически узаконенным сами понимаете что.
Согласно официальным документам супруга главы города Жанна Ярошук и супруга Куровского Ольга являются учредителями ООО «Спарус», которое и организовало «Банный двор». «Люди в городе открыто говорят, что на этот комплекс надо вешать красные фонари – когда местные мужчины хотят коммерческих развлечений с барышнями, таксисты знают, куда их везти, – продолжает общественник. – Кстати говоря, сегодня дети Ярошука учатся в Каннах, а сам Куровский – очень частый гость в Куршевеле (см. фото). Но самое главное, я считаю, что именно Эдуард Куровский и был связующим звеном между Ярошуком и Балтийской строительной компанией. В сети размещены фотографии, где Беляев, Мельников и Куровский отдыхают вместе в приватной обстановке. Причём сразу после начала эпопеи с озером Куровский зарегистрировал собственное предприятие «АвтоМастер». Спрашивается, на какие деньги? Но главным доказательством является дом, который построил Куровский в одном из самых престижных районов города – на улице Сержанта Мишина, 55 (см. фото). По самым скромным оценкам, это обошлось ему не менее чем в 2 млн евро! Причём, знаете, участок замощён какой-то уж очень подозрительно старой брусчаткой. Мы сейчас хотим обратиться в прокуратуру с запросом проверить, откуда у скромного чиновника такие средства, чтобы строить в центре города коттеджи. Причём, по нашим предположениям, у Куровского лежат огромные суммы на депозитах в банке, который также аффилирован с БСК и городскими властями. Видимо, за то, что Куровский так хорошо умеет «осваивать» бюджетные средства, его и назначили директором ключевого муниципального предприятия. К слову сказать, сезон ещё не начался, а там одна авария за другой – тепло в домах до сих пор не подключено (на 15 октября. – Ред.)».
«Знаете, вполне возможно, я ошибаюсь и происхождение коттеджей и огромного богатства Куровского вполне легально, – подводит черту Сергей. – Он играет в казино, владелец «платиновой» карты известного в прошлом в Москве казино «Метелица». Вполне возможно, что ему «нечеловечески» везёт и он всё время выигрывает.
Не исключено, но тем не менее остаётся открытым вопрос с Верхним озером. Ведь туда вкачали колоссальные суммы денег, а результат, можно сказать, просто позорный. То есть если говорить по-простому, то там исчезли космические суммы денег. И вставлять после этого в постамент вместо барометра пластмассовые часы, да ещё с собственным логотипом, это, представляете, какую наглость надо иметь? Одним словом, я думаю, выводы будут самые серьёзные».