Пентагон начал войну за бюджет
Министр обороны США решил разыграть карту «всепропальщика» для того, чтобы добиться роста расходов на военные цели. Плательщиком за военные игрушки станет введенная Бараком Обамой социальная программа, которую ожидает сокращение финансирования.
Министр обороны США Джеймс Мэттис сделал ценное признание. Выступая перед специальным комитетом Сената США, он заявил, что был откровенно шокирован снижением боеготовности вооруженных сил страны за последние годы. Морпех и генерал Мэттис уволился из рядов вооруженных сил США в начале 2013 года с поста командующего сил быстрого реагирования. Созданные еще в 1983 году эти силы выполняли функцию атакующего звена во время региональных конфликтов. Мэттис лично отвечал за все военные операции США на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и Северо-Восточной Африке - то есть именно там, где Штаты участвуют в региональных конфликтах. На пост министра Мэттис был назначен вопреки требованиям федерального закона, предполагающего семилетний период «охлаждения», который каждый военный должен выдержать после своей отставки перед назначением на любой политический пост. Но в администрации Трампа это правило решили проигнорировать. Видимо, потому, что «отступать больше некуда, позади Вашингтон». Масштаб «разрушений», описанных отставным генералом, выглядит тем более странным, что никаких радикальных сокращений военные расходы страны не пережили. В фискальном 2017 году расходы Пентагона составили $582,7 млрд. и даже слегка превысили бюджет Минобороны в 2016 году ($580,3 млрд.).
Стенания Мэттиса вызваны не столько снижением боеготовности вооруженных сил США, сколько готовностью нынешнего руководства США отстаивать новый потолок военного бюджета. Согласно обнародованному в конце мая проекту федерального бюджета на 2018 фискальный год, администрация Трампа предложила Конгрессу увеличить ассигнования на нужды Пентагона на $52 млрд. и довести их до $639 млрд. Сенаторы же считают, что и этого мало, а бюджет Пентагона должен быть увеличен на $91 млрд. Обосновать такой рост только внешней угрозой невозможно, для этого необходимо обязательно говорить о снижении боевой готовности в самих США. Это опасный политический ход с учетом того, что Мэттису обязательно придется взять на себя часть ответственности за это самое снижение. Но таковы правила политической игры в Вашингтоне.
Военные угрозы и страхи - обязательная часть бюджетного торга. Игра на повышение означает выделение больших средств на закупку военной техники, оборудования и дополнительных сервисов. На деньги нового бюджета предполагается профинансировать приобретение 84 боевых самолетов, включая 70 многоцелевых истребителей пятого поколения F-35, и 8 боевых кораблей. И это не просто расходы федерального бюджета, это доходы военно-промышленного комплекса, основу которого составляют национальные производители и ближайшие союзники США (Израиль и Британия). Таким образом, Трамп действительно держит свое обещание поддерживать национального производителя. Даже если создаваемая этим производителем продукция ни кем реально не востребована.
Тем более важно, что источником средств для нового бюджета Пентагона должно стать снижение расходов федерального бюджета на программы социального страхования. Белый дом планирует сэкономить около $800 млрд. за счет «корректировки» программы льготного медицинского страхования Obamacare. Другими словами, новая администрация США продвигает ставшую уже легендой тему «пушки вместо масла». И теперь понятно, что демонтаж программы социального государства, которое пытался создать предыдущий президент Барак Обама, - это главная цель нынешней администрации.
Строго говоря, один из столпов американской политической мысли Сэмюэл Хантингтон еще в начале 1970-х убедительно показал, как колебались интересы бюджетной повестки США после Второй мировой войны - между военными и социальными интересами, каждый из которых представлял собой целый комплекс ориентированных на освоение бюджетных средств бизнесов. Хантингтон, которого никак не отнесешь к числу сторонников критики американского государства, категорически выступал за военную программу по той же самой причине, по которой ее продвигает нынешняя администрация Белого дома - она способствует промышленному росту и развитию социальной инфраструктуры эффективнее чем, социальные программы. В нынешней ситуации эта тенденция еще более очевидна из-за того, что рост социальных программ ведет к стимулированию импорта, аутсорсинга и рентных моделей больше чем национального производителя.
О том, что Трамп настроен серьезно, говорят и намерения (уже обнародованные) в ближайшие 10 лет «вложить $6,7 трлн. в восстановление военной мощи Америки для защиты своих интересов дома и за рубежом». Но, как показывает историческая практика, к сожалению, все «товары» и «услуги» рано или поздно находят свои рынки «сбыта». Во Вьетнаме, Ираке или Афганистане. Скорее всего, нынешний период не станет исключением.
Стенания Мэттиса вызваны не столько снижением боеготовности вооруженных сил США, сколько готовностью нынешнего руководства США отстаивать новый потолок военного бюджета. Согласно обнародованному в конце мая проекту федерального бюджета на 2018 фискальный год, администрация Трампа предложила Конгрессу увеличить ассигнования на нужды Пентагона на $52 млрд. и довести их до $639 млрд. Сенаторы же считают, что и этого мало, а бюджет Пентагона должен быть увеличен на $91 млрд. Обосновать такой рост только внешней угрозой невозможно, для этого необходимо обязательно говорить о снижении боевой готовности в самих США. Это опасный политический ход с учетом того, что Мэттису обязательно придется взять на себя часть ответственности за это самое снижение. Но таковы правила политической игры в Вашингтоне.
Военные угрозы и страхи - обязательная часть бюджетного торга. Игра на повышение означает выделение больших средств на закупку военной техники, оборудования и дополнительных сервисов. На деньги нового бюджета предполагается профинансировать приобретение 84 боевых самолетов, включая 70 многоцелевых истребителей пятого поколения F-35, и 8 боевых кораблей. И это не просто расходы федерального бюджета, это доходы военно-промышленного комплекса, основу которого составляют национальные производители и ближайшие союзники США (Израиль и Британия). Таким образом, Трамп действительно держит свое обещание поддерживать национального производителя. Даже если создаваемая этим производителем продукция ни кем реально не востребована.
Тем более важно, что источником средств для нового бюджета Пентагона должно стать снижение расходов федерального бюджета на программы социального страхования. Белый дом планирует сэкономить около $800 млрд. за счет «корректировки» программы льготного медицинского страхования Obamacare. Другими словами, новая администрация США продвигает ставшую уже легендой тему «пушки вместо масла». И теперь понятно, что демонтаж программы социального государства, которое пытался создать предыдущий президент Барак Обама, - это главная цель нынешней администрации.
Строго говоря, один из столпов американской политической мысли Сэмюэл Хантингтон еще в начале 1970-х убедительно показал, как колебались интересы бюджетной повестки США после Второй мировой войны - между военными и социальными интересами, каждый из которых представлял собой целый комплекс ориентированных на освоение бюджетных средств бизнесов. Хантингтон, которого никак не отнесешь к числу сторонников критики американского государства, категорически выступал за военную программу по той же самой причине, по которой ее продвигает нынешняя администрация Белого дома - она способствует промышленному росту и развитию социальной инфраструктуры эффективнее чем, социальные программы. В нынешней ситуации эта тенденция еще более очевидна из-за того, что рост социальных программ ведет к стимулированию импорта, аутсорсинга и рентных моделей больше чем национального производителя.
О том, что Трамп настроен серьезно, говорят и намерения (уже обнародованные) в ближайшие 10 лет «вложить $6,7 трлн. в восстановление военной мощи Америки для защиты своих интересов дома и за рубежом». Но, как показывает историческая практика, к сожалению, все «товары» и «услуги» рано или поздно находят свои рынки «сбыта». Во Вьетнаме, Ираке или Афганистане. Скорее всего, нынешний период не станет исключением.