«ВИМ-Авиа»: чартерный штопор

«ВИМ-Авиа»: чартерный штопор
Фото: http://www.ato.ru/
Авиакомпания «ВИМ-Авиа» объявила о прекращении чартерных рейсов до 15 июня. Из-за этого могут пострадать 200-250 тыс. российских туристов, уже купивших путевки в пакете с авиабилетами. Кроме того, не исключено появление на внутреннем российском рынке иностранных авиапервозчиков.

На курорты уже не смогли вылететь 10 тыс. человек. Договоры на полеты с «ВИМ-Авиа» были заключены у многих туроператоров. Но это не помешало авиакомпании отменять рейсы, ссылаясь на отсутствие бортов. Причина дефицита - затянувшийся ремонт лайнеров - выглядит очень странно для вполне состоявшегося бизнеса, каким является «ВИМ-Авиа». Тем более, что похожая ситуация три года назад «накрыла» «Оренбургские авиалинии», а проблемы перевозчика тогда стали причиной банкротства многих турфирм.

1 июня «ВИМ-Авиа» уведомила туроператоров о сокращении чартерной программы на 13%, объясняя все задержками с плановым техобслуживанием трех бортов. Турбизнесу пришлось в спешке искать замену рейсов. На дефицитном рынке накануне летнего сезона сделать это было крайне сложно.

Справиться с ситуацией в «ВИМ-Авиа» обещают в ближайшие дни. Данные обязательства подтвердил и министр транспорта РФ Максим Соколов. Однако на заседании оперативного штаба в Ростуризме президент «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев не дал этим обещаниям свою 100-процентную гарантию.

Реклама на веке

Сохранять спокойствие владельцев билетов «ВИМ-Авиа» призывает руководитель Ростуризма Олег Сафонов. Он обещает сохранить деньги и отдых всем клиентам. «Соответствующие гарантии дают практически все туроператоры», - заверил Сафонов. Ни массовой отмены туров, ни банкротства турфирм, по его мнению, не будет, а крупные компании, способны разрешить любые проблемы. Тем более, что операторы заявляют об отсутствии в отрасли финансовых проблем, напирая на дефицит перевозчиков. Соответственно здесь уже обещают, что в случае, если после 15 июня проблемы «ВИМ-Авиа» не будут разрешены, потребовать у Росавиации выдачи дополнительных разрешений иностранным перевозчикам на рейсы в РФ. Такая «революция», конечно, не устраивает транспортное ведомство. Начальник управления регулирования перевозок Росавиации Андрей Круглов заявил, что «главное для нас - это интересы российских пассажиров и перевозчиков». Но тут же, видимо, осознав, всю нелепость своей формулировки для оказавшихся без мест в самолете пассажиров, пообещал, что «несколько отечественных авиакомпаний готовы в течение недели забрать часть чартерных рейсов у «ВИМ-Авиа».

Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина считает, что пересадка туристов на другие рейсы ведет к двукратному росту издержек туроператоров. Она уверена, что после кризиса туроператоры потребуют компенсации.

Что касается «ВИМ-Авиа», то, по мнению Тюриной, доверие туроператоров к ней уже исчерпано. «Из 8 ведущих туроператоров уже 4 перешли на обслуживание в другие авиакомпании», - заметила она.

В российском правительстве, тем не менее, тон продолжают задавать «оптимисты». На выход проблемного авиаперевозчика из трудной ситуации рассчитывает вице-премьер Аркадий Дворкович. «Задержки устраняются, авиакомпания готова платить за фрахт. То есть, это не вопрос ликвидности, а вопрос наличия самолетов, доступных для полетов», - процитировал Дворковича ТАСС.

Министр транспорта Максим Соколов пытается предупредить неминуемую и самую страшную аналогию. «Случившееся с «ВИМ-Авиа» сильно отличается от ситуации с «Трансаэро» двухгодичной давности», - заявил он в эфире телеканала «Россия 24». И опять уповал на технические, а не системные проблемы. По его мнению, все дело в том, что «не на всех самолетах сумели вовремя провести техобслуживание». По данным главы Росавиации Александра Нерадько, с января по май «ВИМ-Авиа» пыталась увеличить перевозки более чем в два раза по сравнению с прошлым годом. Как эти планы соотносились с производственными программами, осталось неясным. С начала года рост объемов пассажирских перевозок в целом по России Нерадько оценил на куда более скромные, но, тем не менее, впечатляющие, 22%. У чартерных авиакомпаний РФ эти показатели увеличились в 1,5-2 раза. Нерадько признает, что парк судов оказался не готов к этому «взрыву».

Качество производственных планов в отрасли в целом соответствует качеству экономических прогнозов в России. Слишком много внешних параметров и слишком мало неангажированных экспертов. Чартерные авиаперевозки - наиболее уязвимый сегмент смены экономической конъюнктуры. В стране практически нет свободного пула авиалайнеров, способных выйти на линию по первому сигналу, а финансовые возможности авиакомпаний ничтожны. Как, собственно, и возможности самой финансовой системы лизинга и кредитования.

Теперь Росавиация спешно требует от чартерных компаний до 20 июня скорректировать планы перевозок, обеспечить резерв бортов и не допускать длительных задержек вылетов. Это требование касается всех, у кого зафиксированы многократные задержки рейсов в течение суток на срок свыше 6 часов. Здесь более чем прозрачно намекают о внеплановых проверках на соответствие сертификационным и лицензионным требованиям. В ситуации дефицита и системных проблем это предупреждение может лишь усугубить ситуацию с учетом того, что помимо экспортного туризма в критической зависимости от авиатранспорта оказались крымские туристические маршруты.

На этом непредсказуемом фоне логичной реакцией выглядит исход пилотов из отечественных авиакомпаний. По данным газеты «Коммерсант», за последние 2,5 года на заработки в Азию уехали почти 300 пилотов, более сотни из них в Китай, много – во Вьетнам и Индию. Еще свыше 400 наших авиаторов - в процессе трудоустройства за границей. Пока у России 20 тыс. квс гражданской авиации, но их число сокращается. Возможно, они вернутся в России в составе экипажей иностранных авиакомпаний.

Реклама на веке
Турция установила заказчиков убийства посла Карлова‍ В США оценили движение Катара в “правильном направлении”