Пошлины неравных возможностей
Введение заградительных пошлин на экспорт российского леса-кругляка, скорее всего, будет перенесено на год. Таким образом, правительство пошло навстречу отечественным экспортерам и странам-переработчикам, поставляющим нам наши же ресурсы в виде недешевой мебели.
Новость всколыхнула представителей других отраслей, настаивающих на «экспорте равных возможностей». Очевиден и другой «перекос» – Белый дом готов жертвовать доходами в интересах иностранных партнеров, но не отменяет непопулярные среди своих граждан импортные пошлины.
Российское правительство, как стало известно, готово отложить введение заградительных пошлин на экспорт круглого леса еще на год – до 1 января 2011 года. В кризис повышение пошлин в три раза просто опасно для отрасли, решили чиновники и отодвинули таким образом начало реализации планов по увеличению глубокой переработки древесины внутри страны.
Напомним, за минувшие два года вывозные пошлины на лес Россия повышала дважды: с 4 до 10 евро за кубометр (июль 2007) и до 15 евро (с 15 апреля 2008). Ожидалось, что «драконовские» 50 евро за кубометр вступят в силу с 1 января 2009, но эти планы перечеркнула прошлогодняя ноябрьская встреча премьера Владимира Путина с его финским коллегой Матти Ванханеном. Тогда и было озвучено решение №1 – отсрочить повышение пошлин до начала 2010 года. В противном случае финская национальная лесная промышленность могла бы лишиться до 20 тыс. рабочих мест.
Теперь мы «пожалели» финнов еще раз – на совещании у первого вице-премьера Виктора Зубкова уже фактически принято решение о том, что повышение пошлин до заградительного уровня будет отложено еще на год. Впрочем, как говорят чиновники, это выгодно, прежде всего, российским экспортерам круглого леса.
Ранее повышение пошлин связывали со стимулированием переработки внутри страны за счет резкого сокращения экспорта необработанной древесины. Однако со временем первого повышения никаких реальных шагов сделано не было, государство не предприняло ничего, чтобы помочь отечественным предприятиям.
Еще пару лет назад говорилось о том, что экспортеры платят за отгрузку леса пошлину в минимальном объеме. Китай и Финляндия (одни из основных импортеров российского кругляка) перерабатывают его у себя, а затем поставляют обратно в Россию в виде мебели, пиломатериалов, древесных плит и так далее – естественно, за гораздо большую цену. Руководство нашей страны ратовало за строительство заводов и мощностей по переработке леса «на месте». А то, получается – обираем сами себя?
Импортеры, конечно, не сидели, сложа руки и, то ли сделали вид, то ли и вправду нашли более выгодных поставщиков. Так, закупки сибирского и дальневосточного леса Китаем за последние полгода снизились и перестали быть регулярными. Поэтому, видимо, российские чиновники решили сдать позиции. Однако, с мнением правительства не совпадает точка зрения депутатов Госдумы. Председатель нижней палаты парламента Борис Грызлов неоднократно говорил о необходимости полного запрета на вывоз леса-кругляка. С ним согласны коллеги-парламентарии.
«Абсолютно точно! Мы знаем об этом решении (отложить ввод заградительных пошлин – ред.), здесь идет очень сильное лоббирование со стороны губернаторов регионов, экспортирующих лес-кругляк, и со стороны самих предприятий. Возможно, это затрагивает интересы теневого бизнеса, с которым могут быть аффилированы и региональные политики – этого тоже нельзя исключать. Всем им нужны «быстрые» деньги. Тут ведь большого ума не надо: срубил дерево, отпилил сучья и поставляй за границу – не надо возиться с производством», - пояснил «Веку» зампред бюджетного комитета Госдумы Александр Коган.
По словам депутата, тема с пошлинами на круглый лес тянется с 2005 года, и все время сопровождается призывами о необходимости организации производства переработки древесины. Но именно сейчас вводить заградительные пошлины не стоит. На этих предприятиях трудится много людей, а запрет может означать ликвидацию рабочих мест, ведь условий по переработке пока не создано. «Мы, конечно, попытаемся воздействовать на этот процесс, попробуем восстановить статус-кво и хоть как-то повысить пошлины. Мы уже ужесточили контроль на границе, создали специальные пропускные пункты, контролирующие вывоз экспортных товаров за рубеж. Следующим этапом должно было стать как раз увеличение экспортных пошлин», - резюмирует Александр Коган.
«Понятно, что принимая такое решение, чиновники ориентировались на то, что кризис продолжается, поступления в бюджет падают, в стране много безработных. В этих условиях, если повысить пошлины, сократятся поступления от экспорта круглого леса в бюджет, множество предприятий прекратят свое существование, увеличится число безработных, ухудшится социальная обстановка в целом ряде регионов. Естественно, что федеральные власти не могут допустить такого развития событий и поэтому отказываются от увеличения пошлин», - объяснил «Веку» экономическую составляющую такого решения ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Как говорит эксперт, когда ситуация начнет улучшаться, и в стране все-таки будут появляться предприятия по глубокой переработке леса, тогда пошлины могут быть установлены на запретительном уровне. Это поможет осуществить идею федеральных властей о почти полной переработке леса у нас в стране и экспорте готовой продукции, а не кругляка.
Однако новость по круглому лесу всколыхнула и представителей других экспортоориентированных отраслей. Не заставили себя ждать, к примеру, рыбопромышленники, полагающие, что «если российское правительство считает целесообразным повременить с очередным повышением пошлин на экспорт круглого леса, то почему то же самое нельзя сделать с рыбой?». Как отмечает президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев, «вылавливаемый нашими предприятиями минтай лишь на 20–25% потребляется внутренним рынком, остальное экспортируется. Конечно, мы постепенно увеличиваем объем переработки, но для рыбной отрасли инвестиционный период – не год-два. Поэтому логика аккуратного экспортного регулирования должна действовать не только в лесной сфере, но и в рыбной».
Тут же и ФАС совместно с Минрегионразвития предложил первому вице-премьеру Виктору Зубкову обнулить вывозную пошлину на цемент, так как нынешняя пошлина (6,5%) «сильно связывает руки производителям цемента». Примечательно, что Минфин не поддерживает эту идею, считая, что такое решение приведёт к существенным потерям в бюджете страны. То есть, что позволено кругляку, не позволено цементу?
Оно, конечно, понятно – правительство старается (правда, избирательно) поддержать российских экспортеров. Но от этого значительно выигрывают и зарубежные покупатели, а российский бюджет полнее не становится. Видимо, эти недостатки мы покрываем чем-то другим, например, повышенными пошлинами на заграничные машины. Напомним, импортные пошлины на иномарки в размере 30% таможенной стоимости автомобиля будут действовать до июня 2010 года. А это значит, что иностранные автомобили, которые должны были подешеветь на треть с 1 сентября, в цене не упадут. Причем, производители иномарок от этого, само собой, не слишком пострадают, а рассчитываться будет простой россиянин. То есть, от стимулирования развития отечественного автомобилестроения мы не отказались, а лесопереработка нам не так важна?
Видимо, ситуация, когда правительство готово жертвовать доходами – она не для всех.
Российское правительство, как стало известно, готово отложить введение заградительных пошлин на экспорт круглого леса еще на год – до 1 января 2011 года. В кризис повышение пошлин в три раза просто опасно для отрасли, решили чиновники и отодвинули таким образом начало реализации планов по увеличению глубокой переработки древесины внутри страны.
Напомним, за минувшие два года вывозные пошлины на лес Россия повышала дважды: с 4 до 10 евро за кубометр (июль 2007) и до 15 евро (с 15 апреля 2008). Ожидалось, что «драконовские» 50 евро за кубометр вступят в силу с 1 января 2009, но эти планы перечеркнула прошлогодняя ноябрьская встреча премьера Владимира Путина с его финским коллегой Матти Ванханеном. Тогда и было озвучено решение №1 – отсрочить повышение пошлин до начала 2010 года. В противном случае финская национальная лесная промышленность могла бы лишиться до 20 тыс. рабочих мест.
Теперь мы «пожалели» финнов еще раз – на совещании у первого вице-премьера Виктора Зубкова уже фактически принято решение о том, что повышение пошлин до заградительного уровня будет отложено еще на год. Впрочем, как говорят чиновники, это выгодно, прежде всего, российским экспортерам круглого леса.
Ранее повышение пошлин связывали со стимулированием переработки внутри страны за счет резкого сокращения экспорта необработанной древесины. Однако со временем первого повышения никаких реальных шагов сделано не было, государство не предприняло ничего, чтобы помочь отечественным предприятиям.
Еще пару лет назад говорилось о том, что экспортеры платят за отгрузку леса пошлину в минимальном объеме. Китай и Финляндия (одни из основных импортеров российского кругляка) перерабатывают его у себя, а затем поставляют обратно в Россию в виде мебели, пиломатериалов, древесных плит и так далее – естественно, за гораздо большую цену. Руководство нашей страны ратовало за строительство заводов и мощностей по переработке леса «на месте». А то, получается – обираем сами себя?
Импортеры, конечно, не сидели, сложа руки и, то ли сделали вид, то ли и вправду нашли более выгодных поставщиков. Так, закупки сибирского и дальневосточного леса Китаем за последние полгода снизились и перестали быть регулярными. Поэтому, видимо, российские чиновники решили сдать позиции. Однако, с мнением правительства не совпадает точка зрения депутатов Госдумы. Председатель нижней палаты парламента Борис Грызлов неоднократно говорил о необходимости полного запрета на вывоз леса-кругляка. С ним согласны коллеги-парламентарии.
«Абсолютно точно! Мы знаем об этом решении (отложить ввод заградительных пошлин – ред.), здесь идет очень сильное лоббирование со стороны губернаторов регионов, экспортирующих лес-кругляк, и со стороны самих предприятий. Возможно, это затрагивает интересы теневого бизнеса, с которым могут быть аффилированы и региональные политики – этого тоже нельзя исключать. Всем им нужны «быстрые» деньги. Тут ведь большого ума не надо: срубил дерево, отпилил сучья и поставляй за границу – не надо возиться с производством», - пояснил «Веку» зампред бюджетного комитета Госдумы Александр Коган.
По словам депутата, тема с пошлинами на круглый лес тянется с 2005 года, и все время сопровождается призывами о необходимости организации производства переработки древесины. Но именно сейчас вводить заградительные пошлины не стоит. На этих предприятиях трудится много людей, а запрет может означать ликвидацию рабочих мест, ведь условий по переработке пока не создано. «Мы, конечно, попытаемся воздействовать на этот процесс, попробуем восстановить статус-кво и хоть как-то повысить пошлины. Мы уже ужесточили контроль на границе, создали специальные пропускные пункты, контролирующие вывоз экспортных товаров за рубеж. Следующим этапом должно было стать как раз увеличение экспортных пошлин», - резюмирует Александр Коган.
«Понятно, что принимая такое решение, чиновники ориентировались на то, что кризис продолжается, поступления в бюджет падают, в стране много безработных. В этих условиях, если повысить пошлины, сократятся поступления от экспорта круглого леса в бюджет, множество предприятий прекратят свое существование, увеличится число безработных, ухудшится социальная обстановка в целом ряде регионов. Естественно, что федеральные власти не могут допустить такого развития событий и поэтому отказываются от увеличения пошлин», - объяснил «Веку» экономическую составляющую такого решения ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Как говорит эксперт, когда ситуация начнет улучшаться, и в стране все-таки будут появляться предприятия по глубокой переработке леса, тогда пошлины могут быть установлены на запретительном уровне. Это поможет осуществить идею федеральных властей о почти полной переработке леса у нас в стране и экспорте готовой продукции, а не кругляка.
Однако новость по круглому лесу всколыхнула и представителей других экспортоориентированных отраслей. Не заставили себя ждать, к примеру, рыбопромышленники, полагающие, что «если российское правительство считает целесообразным повременить с очередным повышением пошлин на экспорт круглого леса, то почему то же самое нельзя сделать с рыбой?». Как отмечает президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев, «вылавливаемый нашими предприятиями минтай лишь на 20–25% потребляется внутренним рынком, остальное экспортируется. Конечно, мы постепенно увеличиваем объем переработки, но для рыбной отрасли инвестиционный период – не год-два. Поэтому логика аккуратного экспортного регулирования должна действовать не только в лесной сфере, но и в рыбной».
Тут же и ФАС совместно с Минрегионразвития предложил первому вице-премьеру Виктору Зубкову обнулить вывозную пошлину на цемент, так как нынешняя пошлина (6,5%) «сильно связывает руки производителям цемента». Примечательно, что Минфин не поддерживает эту идею, считая, что такое решение приведёт к существенным потерям в бюджете страны. То есть, что позволено кругляку, не позволено цементу?
Оно, конечно, понятно – правительство старается (правда, избирательно) поддержать российских экспортеров. Но от этого значительно выигрывают и зарубежные покупатели, а российский бюджет полнее не становится. Видимо, эти недостатки мы покрываем чем-то другим, например, повышенными пошлинами на заграничные машины. Напомним, импортные пошлины на иномарки в размере 30% таможенной стоимости автомобиля будут действовать до июня 2010 года. А это значит, что иностранные автомобили, которые должны были подешеветь на треть с 1 сентября, в цене не упадут. Причем, производители иномарок от этого, само собой, не слишком пострадают, а рассчитываться будет простой россиянин. То есть, от стимулирования развития отечественного автомобилестроения мы не отказались, а лесопереработка нам не так важна?
Видимо, ситуация, когда правительство готово жертвовать доходами – она не для всех.