18+
  1. Будущее российского автопрома - не оставаться страной-сборщиком

Будущее российского автопрома - не оставаться страной-сборщиком

27-28 марта в Московском государственном техническом университете «МАМИ» состоялась Международная научно-техническая конференция ААИ «Автомобиле- и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров».

Как стало известно "Веку", пленарное заседание открыл назначенный 19 марта на пост заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации Алексей Рахманов с весьма оптимистичным прогнозом на будущее российского автопрома: «Российский рынок наблюдает свой рост, мы вышли на новые цифры прогноза, но я считаю, что те детские болезни, которыми мы переболели в кризис, до сих пор требуют "нежного сопровождения врачей"». Тем не менее, по словам заместителя Министра, 2012 год – поворотный год, потому что Россия входит в ВТО, слишком многое нужно менять, и особенно это коснется автопрома.

Более подробно о состоянии автомобильного рынка рассказал и.о. директора Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга России Алексей Жидяев. Российский рынок новых автотранспортных средств в 2010/11 гг. показал хорошие результаты и вырос на 39%, при этом доля произведенных автомобилей на территории РФ составила почти 70%. По прогнозу продаж легковых автомобилей, рынок увеличится на 6% в 2012 году, а доля автокредитов – на 32%. Особое внимание Жидяев уделил «Концепции кадрового обеспечения автомобильной промышленности до 2020 года», которая включает в себя разработку и внедрение системы прогнозирования кадровых потребностей автомобильной промышленности и развитие систем подготовки кадров в соответствии с современными требованиями к квалификации персонала.

Неслучайно конференция проходила на базе одного из ведущих автомобильных вузов: где как не в вузе решать вопросы кадровой политики. «Основная стратегическая задача Университета – обеспечение диалога между реальным производством и образованием», – заявил ректор МГТУ «МАМИ» Андрей Николаенко. Рассказав о ключевых проблемах взаимодействия «вуз-компания» и следствии этих проблем – понижении качества подготовки специалистов и «утечке мозгов» в другие отрасли и за границу, ректор представил уже апробированный в МГТУ «МАМИ» вариант взаимодействия вуза с работодателями при помощи интерактивной среды «Центр карьеры». Бизнес-партнеры «МАМИ» активно привлечены к организации учебного процесса, НИОКР, студенческих и научных конференций, учреждению именных стипендий и стажировок для лучших студентов. Как результат – уже с первых курсов студенты могут выбирать траекторию своей карьеры.

С докладом о перспективах развития ведущего российского производителя легковых автомобилей ОАО «АВТОВАЗ» и подготовке инженерных кадров выступил президент Ассоциации автомобильных инженеров РФ, вице-президент по техническому развитию ОАО «АВТОВАЗ» Евгений Шмелев. В своем выступлении он рассказал о направлениях деятельности завода для достижения лидирующих позиций на рынке, среди которых отметил выравнивание рабочих процессов и организации инжиниринга с помощью программы «Lada Engineering Advanced Program». Естественно, без внимания не остался вопрос повышения квалификации персонала и интеграции в международную систему обучения, который предусмотрен проектом «Академия инжиниринга ОАО «АВТОВАЗ». По словам Евгения Шмелева, выполнение стратегического плана развития IS/IT до 2020г., программы инновационного развития, повышения качества LQP- «Lada Quality Program» и вовлечение поставщиков в разработку продукта должны способствовать повышению конкурентоспособности отечественного автопрома, в частности продукции АВТОВАЗа.

Данис Валеев – главный конструктор ОАО «КАМАЗ», директор НТЦ, затронул методы современного проектирования автомобильной техники и требования к компетенции персонала. Особое внимание было уделено основным задачам создания нового модельного ряда автомобилей, большинство из которых на КАМАЗе решаются с использованием методологии «виртуального проектирования». Данис подчеркнул, что тенденция изменения процесса проектирования направлена на виртуальную фазу. Что касается компетенции персонала, было озвучено несколько проблем, основной из которых на сегодняшний день является трансфер технологий из вузов в бизнес.

Проблемы современного отечественного автомобилестроения, по мнению генерального директора ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» Максима Нагайцева, необходимо решать рядом комплексных мероприятий, направленных на качественный подъем автопрома. Среди них: разработка технологий создания транспортных платформ нового поколения, перспективных энергетических установок для транспортных средств, технологий, обеспечивающих энергоэффективную и экологически безопасную утилизацию транспорта.

В заключение пленарного заседания конференции выступил исполнительный директор ААИ Александр Гусаров, который в своем докладе затронул международные требования к разработкам конструкции автомобиля. В начале выступления была четко обозначена основная проблема – составление планов НИОКР без учета ближайших перспектив международного технического законодательства, которые в значительной мере отражают передовые направления развития автомобилестроения. Действующее и перспективное техническое законодательство, по словам Александра Павловича, в значительной мере определяет номенклатуру вузовских специальностей, необходимых автомобилестроению в ближайшем будущем. В основном, это специальности в области пассивной и активной безопасности, экологии, энергосбережения, конструирования кузова, двигателя, трансмиссии. В заключение выступления исполнительный директор ААИ напомнил о будущих конференциях Ассоциации автомобильных инженеров: 78-я: «Конструктивная безопасность автотранспорных средств» пройдет в НИЦИАМТ ФГУП НАМИ (г. Дмитров) 6-7 июня 2012 года; 79-я: «Эксплуатационная безопасность автотранспортных средств» состоится в НГТУ (г. Н.Новгород) 3-4 октября 2012 года.

«Россия точно не должна остаться страной-сборщиком, надо развивать инженерные компетенции», – заявил Алексей Рахманов. Очевидно, что за этим – будущее автопрома, которое формируется уже сейчас – именно в стенах высших учебных заведений».

По результатам работы конференции будут изданы труды в виде электронного сборника на компакт-дисках. Кроме того, материалы докладов, получивших рекомендацию конференции, будут опубликованы в научном рецензируемом журнале «Известия МГТУ «МАМИ» и в журнале «Журнал автомобильных инженеров», входящих в перечень ВАК РФ. Есть возможность выслать сборник избранных докладов или отдельные доклады по электронной почте.