Приватизация «Шереметьево» под вопросом?
Росимуществу придется поторопиться с проведением нового конкурса по выбору инвестора для Северного терминала аэропорта «Шереметьево». Напомним, регулятора не устроило качество проведенного отбора, в котором победила TPS Avia Group Аркадия Ротенберга. Некоторые наблюдатели считают, что конкурс действительно был профанацией.
«Шереметьево» просит Минтранс ускорить прокладку тоннеля под аэродромом, передав проект самому аэропорту и инвестору TPS Avia Group, который готов построить этот объект за свой счет. Об этом в письме заместителю министра транспорта Олегу Белозерову сообщил гендиректор МАШ Михаил Василенко, сообщает ИТАР-ТАСС.
Василенко переживает: работы ведутся с существенным отставанием от графика и это может негативно сказаться на развитии как МАШ, так и национального перевозчика - ОАО «Аэрофлот». Для скорейшего решения вопросов, связанных с проектированием и строительством, а также «в целях экономии бюджетных средств прошу вас оказать содействие в предоставлении возможности реализации проекта за счет внебюджетных средств, а именно за счет ОАО МАШ и инвестора, выбранного на конкурсной основе для реализации проекта развития Северного терминального комплекса», - пишет Михаил Василенко.
Тем не менее, с выбором инвестора не согласно Росимущество. Как сообщалось ранее, причиной несогласия главного акционера ОАО «Международный аэропорт «Шереметьево» (Росимущество владеет 83,04% акций МАШ) стало качество проведенного отбора инвестора для развития Северной терминальной зоны аэропорта. По словам главы «Аэрофлота» Виталия Савельева, в южной части аэропорта все авиакомпании уже физически не разместятся. Месяц назад конкурсная комиссия МАШ объявила победителя - им стала компания TPS Avia Group Аркадия Ротенберга, Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько.
По данным источников «Коммерсанта», проведенная процедура отбора носила юридически необязательный характер, поэтому Росимущество формально итоги конкурса не отменяет и не утверждает. А это значит, что отбор инвестора придется проводить заново.
Вся эта история началась после того, как правительство РФ нашло альтернативу объединению аэропортов Москвы под контролем государства. Развитие московского авиаузла (МАУ) должно начаться с консолидации государственных и частных активов «Шереметьево» и «Внуково» и завершиться полной их приватизацией. В МАШ доля государства должна снизиться до 54%, затем будет создано совместное предприятие (СП) со стратегическим инвестором для строительства Северного терминального комплекса. СП будет присоединено к аэропорту «Шереметьево», доля государства при этом снизится до 36%, а уже к концу 2015 года Росимущество планирует определиться со схемой окончательного выхода из капитала «Шереметьево». И вот теперь дело может застопориться из-за перевыборов инвестора.
«К сожалению, мы не владеем информацией по данному вопросу, но рискнем предположить, что, скорее всего, по каким-то критериям отбор был, что называется, формальным, - сообщил «Веку» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. - А Росимущество считает эти критерии очень важными и рассчитывало на то, что к ним в «Шереметьево» отнесутся с большим вниманием и будут строже относиться к претендентам именно по этим показателям. Возможно, что, когда формировался список требований к будущим участникам, ключевым факторам могли быть неправильно присвоены веса, которые определяют важность каждого фактора в конечной сумме баллов. И теперь, возможно, Росимущество хотело бы переприсвоить веса факторам и провести конкурс по-новому, обращая внимание на то, на что в предыдущем конкурсе обращалось мало внимания».
Естественно, считает эксперт, теперь планы приватизации аэропорта могут быть пересмотрены. «Ведь если будет новый конкурс и победителем окажется новый инвестор, то ему потом предстоит взаимодействовать с новыми собственниками, если, конечно же, он сам не примет участия в приватизации аэропорта. Кроме того, неурегулированные юридические вопросы, в том числе и по будущим проектам развития «Шереметьево», могут отрицательно сказаться на оценке пакета акций, выставленного на продажу. Так что не исключено, что новый конкурс по поиску инвесторов все же будет проведен, и лишь затем (если его итоги будут юридически безупречными) будет объявлено о приватизации «Шереметьево», - заключает Баранов.
Заметим, что Аркадия Ротенберга и партнеров давно называют основными претендентами на весь аэропорт «Шереметьево». Бизнесмены освоили здесь уже много разных направлений - паркинг, грузы, VIP-сервис. Летом нынешнего года TPS Avia Group Аркадия Ротенберга, Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько неожиданно для всех участников рынка приобрела у «Интерпорта» доли в ООО «Грузовой комплекс «Шереметьево», ООО «Руспорт» и ООО «Аэропорт Москва». Тем самым эта троица фактически замкнула на себя весь сектор наземного обслуживания грузовых авиаперевозок в МАШ.
По слухам, конкурс по выбору стратегического инвестора для развития северной части аэропорта был сплошной профанацией. Напомним, кроме TPS Avia Group на эту роль претендовали «ВТБ Капитал» (неправильно составил заявку), «Аэроэкспресс» (не прошедший отбор), «Аэропорт «Кольцово» (входит в «Ренову» Виктора Вексельберга), «Трансстрой» Олега Дерипаски (позже отказался от участия) и ОАО «Аэропорт «Толмачево» Романа Троценко (не успел подать документы). Такое чувство, что для TPS Avia Group изначально «подстелили соломку», а единственный соперник в лице «Кольцово» особо и не боролся.
Примечательно, что от участников и претендентов, снятых с конкурса по тем или иным причинам, до сих пор не поступало никаких возражений по итогам отбора. Член правления ГК «Ренова» Андрей Шторх и вовсе заявил, что у компании «нет никаких вопросов по состоявшемуся конкурсу по северной зоне МАШ». Впрочем, по слухам, «Аэроэкспресс», чья заявка была отклонена главой МАШ Михаилом Василенко, не исключал, что будет оспаривать итоги конкурса. Но, как видим, до этого дело не дошло.
Вполне вероятно, теперь Ротенберг сотоварищи не получат весь аэропорт, о чем они, похоже, мечтают с 2011 года. Именно тогда одна из структур вышеназванных бизнесменов - «Трансстроймеханизация» выиграла конкурс на первую очередь реконструкции «Шереметьево» (сумма контракта, как сообщали СМИ, составила 5,3 млрд. рублей). А в феврале прошлого года в число членов правления МАШ вошли два топ-менеджера, которых связывали с Ротенбергом.
Это были заместители гендиректора по экономике и финансам Александр Олейник и по правовым и организационным вопросам Александр Ильин, а также третий менеджер - Сергей Ярышев, человек, помогавший Пономаренко и Скоробогатько в приватизации Новороссийского морского торгового порта, напоминает блогер Андрей Гуронин со ссылкой на публикацию журналиста Василия Данилова (портал za-nauku.ru). «Есть мнение, что именно эти люди осуществляют фактическое управление аэропортом, а потому и результаты конкурса развития терминального комплекса «Шереметьево-1» были очевидны заранее», - пишет автор публикации.
Но главную интригу некоторые участники рынка видят в схеме дальнейшего развития МАШ, которую предложил Аркадий Ротенберг и которую одобрила комиссия. По словам Михаила Василенко, в Северной зоне Шереметьево будет создано несколько СП. Первое из них построит пассажирский терминал пропускной способностью 15 млн. пассажиров в год. Второе - грузовой терминал на 500 тыс. тонн. Третье СП будет образовано тремя участниками TPS Avia Group, МАШ и ЛУКОЙЛом. Помимо этого будет построен тоннель длиной 1120 м, который соединит Южный и Северный терминальные комплексы (его цена $200250 млн.).
Компания Ротенберга сообщала о готовности инвестировать в четыре проекта до $675 млн. Однако некоторые наблюдатели видят опасность в том, что доли акционеров в будущих СП не определены из-за того, что не проводилась оценка бизнеса, и фактически это игра «вслепую», причем, для государства. По слухам, приватизации «Шереметьево» может и не случиться - вместо этого все активы аэропорта перейдут «на единую акцию». Тогда доля государства размоется, так как из-за долговой нагрузки терминала D весь нынешний МАШ будет оценен всего в $2,2 млрд., пишет РБК daily.
Вполне вероятно, Росимущество решило переиграть сценарий поиска стратегического инвестора и приватизации МАШ. Не исключено, что в дело вмешались чьи-то третьи интересы. Впрочем, Аркадий Ротенберг все еще остается «королем госзаказа» и ближайшим другом Владимира Путина. А это значит, что он, видимо, остается и главным претендентом на «Шереметьево».
Василенко переживает: работы ведутся с существенным отставанием от графика и это может негативно сказаться на развитии как МАШ, так и национального перевозчика - ОАО «Аэрофлот». Для скорейшего решения вопросов, связанных с проектированием и строительством, а также «в целях экономии бюджетных средств прошу вас оказать содействие в предоставлении возможности реализации проекта за счет внебюджетных средств, а именно за счет ОАО МАШ и инвестора, выбранного на конкурсной основе для реализации проекта развития Северного терминального комплекса», - пишет Михаил Василенко.
Тем не менее, с выбором инвестора не согласно Росимущество. Как сообщалось ранее, причиной несогласия главного акционера ОАО «Международный аэропорт «Шереметьево» (Росимущество владеет 83,04% акций МАШ) стало качество проведенного отбора инвестора для развития Северной терминальной зоны аэропорта. По словам главы «Аэрофлота» Виталия Савельева, в южной части аэропорта все авиакомпании уже физически не разместятся. Месяц назад конкурсная комиссия МАШ объявила победителя - им стала компания TPS Avia Group Аркадия Ротенберга, Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько.
По данным источников «Коммерсанта», проведенная процедура отбора носила юридически необязательный характер, поэтому Росимущество формально итоги конкурса не отменяет и не утверждает. А это значит, что отбор инвестора придется проводить заново.
Вся эта история началась после того, как правительство РФ нашло альтернативу объединению аэропортов Москвы под контролем государства. Развитие московского авиаузла (МАУ) должно начаться с консолидации государственных и частных активов «Шереметьево» и «Внуково» и завершиться полной их приватизацией. В МАШ доля государства должна снизиться до 54%, затем будет создано совместное предприятие (СП) со стратегическим инвестором для строительства Северного терминального комплекса. СП будет присоединено к аэропорту «Шереметьево», доля государства при этом снизится до 36%, а уже к концу 2015 года Росимущество планирует определиться со схемой окончательного выхода из капитала «Шереметьево». И вот теперь дело может застопориться из-за перевыборов инвестора.
«К сожалению, мы не владеем информацией по данному вопросу, но рискнем предположить, что, скорее всего, по каким-то критериям отбор был, что называется, формальным, - сообщил «Веку» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. - А Росимущество считает эти критерии очень важными и рассчитывало на то, что к ним в «Шереметьево» отнесутся с большим вниманием и будут строже относиться к претендентам именно по этим показателям. Возможно, что, когда формировался список требований к будущим участникам, ключевым факторам могли быть неправильно присвоены веса, которые определяют важность каждого фактора в конечной сумме баллов. И теперь, возможно, Росимущество хотело бы переприсвоить веса факторам и провести конкурс по-новому, обращая внимание на то, на что в предыдущем конкурсе обращалось мало внимания».
Естественно, считает эксперт, теперь планы приватизации аэропорта могут быть пересмотрены. «Ведь если будет новый конкурс и победителем окажется новый инвестор, то ему потом предстоит взаимодействовать с новыми собственниками, если, конечно же, он сам не примет участия в приватизации аэропорта. Кроме того, неурегулированные юридические вопросы, в том числе и по будущим проектам развития «Шереметьево», могут отрицательно сказаться на оценке пакета акций, выставленного на продажу. Так что не исключено, что новый конкурс по поиску инвесторов все же будет проведен, и лишь затем (если его итоги будут юридически безупречными) будет объявлено о приватизации «Шереметьево», - заключает Баранов.
Заметим, что Аркадия Ротенберга и партнеров давно называют основными претендентами на весь аэропорт «Шереметьево». Бизнесмены освоили здесь уже много разных направлений - паркинг, грузы, VIP-сервис. Летом нынешнего года TPS Avia Group Аркадия Ротенберга, Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько неожиданно для всех участников рынка приобрела у «Интерпорта» доли в ООО «Грузовой комплекс «Шереметьево», ООО «Руспорт» и ООО «Аэропорт Москва». Тем самым эта троица фактически замкнула на себя весь сектор наземного обслуживания грузовых авиаперевозок в МАШ.
По слухам, конкурс по выбору стратегического инвестора для развития северной части аэропорта был сплошной профанацией. Напомним, кроме TPS Avia Group на эту роль претендовали «ВТБ Капитал» (неправильно составил заявку), «Аэроэкспресс» (не прошедший отбор), «Аэропорт «Кольцово» (входит в «Ренову» Виктора Вексельберга), «Трансстрой» Олега Дерипаски (позже отказался от участия) и ОАО «Аэропорт «Толмачево» Романа Троценко (не успел подать документы). Такое чувство, что для TPS Avia Group изначально «подстелили соломку», а единственный соперник в лице «Кольцово» особо и не боролся.
Примечательно, что от участников и претендентов, снятых с конкурса по тем или иным причинам, до сих пор не поступало никаких возражений по итогам отбора. Член правления ГК «Ренова» Андрей Шторх и вовсе заявил, что у компании «нет никаких вопросов по состоявшемуся конкурсу по северной зоне МАШ». Впрочем, по слухам, «Аэроэкспресс», чья заявка была отклонена главой МАШ Михаилом Василенко, не исключал, что будет оспаривать итоги конкурса. Но, как видим, до этого дело не дошло.
Вполне вероятно, теперь Ротенберг сотоварищи не получат весь аэропорт, о чем они, похоже, мечтают с 2011 года. Именно тогда одна из структур вышеназванных бизнесменов - «Трансстроймеханизация» выиграла конкурс на первую очередь реконструкции «Шереметьево» (сумма контракта, как сообщали СМИ, составила 5,3 млрд. рублей). А в феврале прошлого года в число членов правления МАШ вошли два топ-менеджера, которых связывали с Ротенбергом.
Это были заместители гендиректора по экономике и финансам Александр Олейник и по правовым и организационным вопросам Александр Ильин, а также третий менеджер - Сергей Ярышев, человек, помогавший Пономаренко и Скоробогатько в приватизации Новороссийского морского торгового порта, напоминает блогер Андрей Гуронин со ссылкой на публикацию журналиста Василия Данилова (портал za-nauku.ru). «Есть мнение, что именно эти люди осуществляют фактическое управление аэропортом, а потому и результаты конкурса развития терминального комплекса «Шереметьево-1» были очевидны заранее», - пишет автор публикации.
Но главную интригу некоторые участники рынка видят в схеме дальнейшего развития МАШ, которую предложил Аркадий Ротенберг и которую одобрила комиссия. По словам Михаила Василенко, в Северной зоне Шереметьево будет создано несколько СП. Первое из них построит пассажирский терминал пропускной способностью 15 млн. пассажиров в год. Второе - грузовой терминал на 500 тыс. тонн. Третье СП будет образовано тремя участниками TPS Avia Group, МАШ и ЛУКОЙЛом. Помимо этого будет построен тоннель длиной 1120 м, который соединит Южный и Северный терминальные комплексы (его цена $200250 млн.).
Компания Ротенберга сообщала о готовности инвестировать в четыре проекта до $675 млн. Однако некоторые наблюдатели видят опасность в том, что доли акционеров в будущих СП не определены из-за того, что не проводилась оценка бизнеса, и фактически это игра «вслепую», причем, для государства. По слухам, приватизации «Шереметьево» может и не случиться - вместо этого все активы аэропорта перейдут «на единую акцию». Тогда доля государства размоется, так как из-за долговой нагрузки терминала D весь нынешний МАШ будет оценен всего в $2,2 млрд., пишет РБК daily.
Вполне вероятно, Росимущество решило переиграть сценарий поиска стратегического инвестора и приватизации МАШ. Не исключено, что в дело вмешались чьи-то третьи интересы. Впрочем, Аркадий Ротенберг все еще остается «королем госзаказа» и ближайшим другом Владимира Путина. А это значит, что он, видимо, остается и главным претендентом на «Шереметьево».