Проект «Шиханы» оказался турецким
Башкирия может остаться за пределами международных туристических маршрутов. Виновата в этом будет… Турция. Мультимедийный проект-конкурс «Россия 10», организованный телеканалом «Россия 1» и Русским географическим обществом, недавно был омрачен скандалом: обнаружились вбросы голосов за одного из участников.
Напомним, что проект призван выбрать десять новых символов России, которые должны стать центром интереса туристов и гордости местных жителей. Выбор идет посредством голосования зрителей, которое продлится до 29 сентября.
Недавно ИТ-специалисты интернет-дирекции ВГТРК обнаружили, что за один из объектов – башкирские «Шиханы», были «накрутки» голосов. Причем, речь идет о сотнях голосов, вброшенных специальными программами. А прокси –серверы, с которых велись вбросы, расположены в Турции. Пришлось приостанавливать голосование, «чистить» результаты. Сейчас ситуация такова, что стоит вопрос об исключении объекта «Шиханы» из голосования. Выяснилось, что здесь все поддельное: и голосование, и сам «памятник природы», и страсти вокруг него. А все дело в… соде.
Стратегический продукт
Незадолго до начала войны, когда весь СССР работал на создание военного потенциала, в Башкирии ударными темпами начали возводить завод по производству соды. К началу войны завод начал давать продукцию, а для его работников был построен город Стерлитамак. Выбор места стройки был предопределен тем, что в одном из четырех расположенных рядом холмов (в Башкирии их называют шиханами) был найдены залежи известняка. Стерлитамак по сей день является центром содовой промышленности России. Но сегодня предприятие испытывает трудности с сырьем: шихан Шахтау, в котором был обнаружен известняк, за эти десятилетия выработан на 90%. Запасов сырья в нем, по подсчетам специалистов, хватит лишь до 2017 года. Однако есть выход: известняк найден в соседнем шихане – Тратау. Если начать подготовку к его добыче сейчас, то можно успеть к моменту исчерпания прежних запасов и не допустит остановки предприятия. Однако в 2010 году, когда было принято такое решение, против разработки Тратау выступили экологи. Они обвинили «Башсоду» в стремлении уничтожить памятник природы «Шиханы» и начали кампанию по его спасению. Вот только нет такого памятника. Нет, и не было.
Памятник, которого нет
Фонд «Петербургская политика» недавно выяснил, что экологические протесты далеко не всегда объясняются действительными проблемами, а часто служат орудием корпоративных войн, имея очевидную экономическую подоплеку. И ситуацию с шиханами эксперты Фонда указывают в числе прочих примеров подобной тактики.
Начать с того, что «памятник природы Шиханы» не существует в природе. «Удачным ходом экологов стало выдвижение лозунга «в защиту Шиханов», - говорится в исследовании фонда. - Традиционно это слово не является именем собственным и означает одиночные холмы, хорошо выделяющиеся в рельефе (принято считать, что в Башкирии – около 80 шиханов). Критики «Соды» попытались воспользоваться слабой известностью этого факта и сделали ставку на тезис об уникальности «Шиханов» (используя этот термин уже в качестве имени собственного, а не нарицательного). «Шиханы» стали позиционироваться как одно из «чудес света».
Несуществующее «чудо света» сумело попасть даже в голосование проекта «Россия 10». И даже вырваться в лидеры Поволжского региона, богатом настоящими достопримечательностями, от Нижегородского кремля до мечети Кул-Шариф в Татарстане. Правда, как выяснилось, сделало это обманом.
След янычар
«Раскрутка» несуществующей достопримечательности, митинги на которые, как свидетельствуют видеоматериалы в Сети, зазывали студентов за плату, «накрутки» в голосовании – все это стоит значительных денег. И сегодня уже понятно, кто финансирует «народный гнев». Серверы, с которых шел вброс голосов в проекте «Россия 10» расположены на территории Турции. В Турции же работает основной конкурент «Башсоды» -- группа «Шишекам». Группа отличается агрессивной маркетинговой политикой. Недаром ее лозунг звучит совсем по-янычарски: «Весь мир – наш рынок». Кстати, их логотип неожиданно обнаружился на одном из митингов. Случайно или нет, но размещен он был на плакате, гласящем: «Сода – это наше достояние».
Фальшивая святыня
При ближайшем рассмотрении, поддельным в деле «Шихан» оказывается все: и название, и протесты, и даже заявления о «святости» Тратау. А «освящают» холм с завидной регулярностью. Правда, безо всякой последовательности. То заявляют, что Тратау – священный символ башкирского племени юматы времен язычества. То объявляют холм одним из «мест силы». Соответственно, на холме то устраиваются доморощенные языческие камлания, то некие мистические обряды.
Это было бы смешно, если бы «защитники Шихан» с турецкой изнанкой не играли бы с огнем – известно, чем могут закончиться этноконфессиональные провокации. Тем более, что с 2011 года начала разыгрываться тема Тратау как мусульманской святыни. Для этого сюда тайком привезли могильную плиту с некоей «мусульманской» надписью, начали возить верующих, уверяя в том, что это – «святыня». Турецкий след обнаружился и здесь: в мае этого года в Башкирию с необъявленным визитом из турецкого Северного Кипра прибыл шейх Мехмет. Поездив по республике якобы для встреч с последователями, шейх неожиданно отправился на Тратау. Где прочитал молитвы у плиты и призвал беречь родную природу.
Визит шейха возмутил духовенство республики. Во-первых, в классическом исламе, даже священнослужители не обладают каким-то особым статусом. Объявление же «святым» могилы, горы, иного объекта является недопустимым. Между тем, во время поездки шейха от сопровождающие его лица постоянно говорили о «святости» того или иного религиозного деятеля из ныне живущих, «святости» природных и археологических объектов, и даже посох шейха подчас объявлялся «святым». «Люди верят Аллаху и не поклоняются каким-то речкам, горам», -- возмущается имам-хатиб Соборной мечети Стерлитамака, имам-мухтасиб города Рашит-хазрат Рафиков. По мнению хазрата, такое искажение понадобилось, чтобы придать ореол «святости» и факту «внепланового» посещения конфликтного природного объекта кипрским шейхом.
Между тем, сама поездка шейха без уведомления духовенства республики скандальна сама по себе. Для сравнения – это все равно, что Папа Римский прибудет с пасторской поездкой к католикам России, не проинформировав об этом Русскую православную церковь.
Однако своей цели организаторы такой поездки достигли: в Сети уже впрямую, ссылаясь на визит шейха, говорится о том, что «Башсода» покушается на «мусульманскую святыню». Расчет, видимо, на то, что с религиозной темой власти всегда обращаются с осторожностью.
Беспокойства же о том, что «раскачивание» религиозной и этнической тем может быть опасным для региона – у заказчиком и организаторов этой масштабной кампании, видимо, нет вовсе. Их жизненные интересы лежат не в Башкирии, а в Турции - они там учились, имеют родственников и бизнес. Более того, почти все они не даже проживают в Башкирии, либо планируют уехать в ближайшее время. Поэтому есть «святое» - Турция и интересы турецких же хозяев, и есть «поле» для разного рода политических экспериментов, в качестве которого выступает российский регион Башкирия.
Недавно ИТ-специалисты интернет-дирекции ВГТРК обнаружили, что за один из объектов – башкирские «Шиханы», были «накрутки» голосов. Причем, речь идет о сотнях голосов, вброшенных специальными программами. А прокси –серверы, с которых велись вбросы, расположены в Турции. Пришлось приостанавливать голосование, «чистить» результаты. Сейчас ситуация такова, что стоит вопрос об исключении объекта «Шиханы» из голосования. Выяснилось, что здесь все поддельное: и голосование, и сам «памятник природы», и страсти вокруг него. А все дело в… соде.
Стратегический продукт
Незадолго до начала войны, когда весь СССР работал на создание военного потенциала, в Башкирии ударными темпами начали возводить завод по производству соды. К началу войны завод начал давать продукцию, а для его работников был построен город Стерлитамак. Выбор места стройки был предопределен тем, что в одном из четырех расположенных рядом холмов (в Башкирии их называют шиханами) был найдены залежи известняка. Стерлитамак по сей день является центром содовой промышленности России. Но сегодня предприятие испытывает трудности с сырьем: шихан Шахтау, в котором был обнаружен известняк, за эти десятилетия выработан на 90%. Запасов сырья в нем, по подсчетам специалистов, хватит лишь до 2017 года. Однако есть выход: известняк найден в соседнем шихане – Тратау. Если начать подготовку к его добыче сейчас, то можно успеть к моменту исчерпания прежних запасов и не допустит остановки предприятия. Однако в 2010 году, когда было принято такое решение, против разработки Тратау выступили экологи. Они обвинили «Башсоду» в стремлении уничтожить памятник природы «Шиханы» и начали кампанию по его спасению. Вот только нет такого памятника. Нет, и не было.
Памятник, которого нет
Фонд «Петербургская политика» недавно выяснил, что экологические протесты далеко не всегда объясняются действительными проблемами, а часто служат орудием корпоративных войн, имея очевидную экономическую подоплеку. И ситуацию с шиханами эксперты Фонда указывают в числе прочих примеров подобной тактики.
Начать с того, что «памятник природы Шиханы» не существует в природе. «Удачным ходом экологов стало выдвижение лозунга «в защиту Шиханов», - говорится в исследовании фонда. - Традиционно это слово не является именем собственным и означает одиночные холмы, хорошо выделяющиеся в рельефе (принято считать, что в Башкирии – около 80 шиханов). Критики «Соды» попытались воспользоваться слабой известностью этого факта и сделали ставку на тезис об уникальности «Шиханов» (используя этот термин уже в качестве имени собственного, а не нарицательного). «Шиханы» стали позиционироваться как одно из «чудес света».
Несуществующее «чудо света» сумело попасть даже в голосование проекта «Россия 10». И даже вырваться в лидеры Поволжского региона, богатом настоящими достопримечательностями, от Нижегородского кремля до мечети Кул-Шариф в Татарстане. Правда, как выяснилось, сделало это обманом.
След янычар
«Раскрутка» несуществующей достопримечательности, митинги на которые, как свидетельствуют видеоматериалы в Сети, зазывали студентов за плату, «накрутки» в голосовании – все это стоит значительных денег. И сегодня уже понятно, кто финансирует «народный гнев». Серверы, с которых шел вброс голосов в проекте «Россия 10» расположены на территории Турции. В Турции же работает основной конкурент «Башсоды» -- группа «Шишекам». Группа отличается агрессивной маркетинговой политикой. Недаром ее лозунг звучит совсем по-янычарски: «Весь мир – наш рынок». Кстати, их логотип неожиданно обнаружился на одном из митингов. Случайно или нет, но размещен он был на плакате, гласящем: «Сода – это наше достояние».
Фальшивая святыня
При ближайшем рассмотрении, поддельным в деле «Шихан» оказывается все: и название, и протесты, и даже заявления о «святости» Тратау. А «освящают» холм с завидной регулярностью. Правда, безо всякой последовательности. То заявляют, что Тратау – священный символ башкирского племени юматы времен язычества. То объявляют холм одним из «мест силы». Соответственно, на холме то устраиваются доморощенные языческие камлания, то некие мистические обряды.
Это было бы смешно, если бы «защитники Шихан» с турецкой изнанкой не играли бы с огнем – известно, чем могут закончиться этноконфессиональные провокации. Тем более, что с 2011 года начала разыгрываться тема Тратау как мусульманской святыни. Для этого сюда тайком привезли могильную плиту с некоей «мусульманской» надписью, начали возить верующих, уверяя в том, что это – «святыня». Турецкий след обнаружился и здесь: в мае этого года в Башкирию с необъявленным визитом из турецкого Северного Кипра прибыл шейх Мехмет. Поездив по республике якобы для встреч с последователями, шейх неожиданно отправился на Тратау. Где прочитал молитвы у плиты и призвал беречь родную природу.
Визит шейха возмутил духовенство республики. Во-первых, в классическом исламе, даже священнослужители не обладают каким-то особым статусом. Объявление же «святым» могилы, горы, иного объекта является недопустимым. Между тем, во время поездки шейха от сопровождающие его лица постоянно говорили о «святости» того или иного религиозного деятеля из ныне живущих, «святости» природных и археологических объектов, и даже посох шейха подчас объявлялся «святым». «Люди верят Аллаху и не поклоняются каким-то речкам, горам», -- возмущается имам-хатиб Соборной мечети Стерлитамака, имам-мухтасиб города Рашит-хазрат Рафиков. По мнению хазрата, такое искажение понадобилось, чтобы придать ореол «святости» и факту «внепланового» посещения конфликтного природного объекта кипрским шейхом.
Между тем, сама поездка шейха без уведомления духовенства республики скандальна сама по себе. Для сравнения – это все равно, что Папа Римский прибудет с пасторской поездкой к католикам России, не проинформировав об этом Русскую православную церковь.
Однако своей цели организаторы такой поездки достигли: в Сети уже впрямую, ссылаясь на визит шейха, говорится о том, что «Башсода» покушается на «мусульманскую святыню». Расчет, видимо, на то, что с религиозной темой власти всегда обращаются с осторожностью.
Беспокойства же о том, что «раскачивание» религиозной и этнической тем может быть опасным для региона – у заказчиком и организаторов этой масштабной кампании, видимо, нет вовсе. Их жизненные интересы лежат не в Башкирии, а в Турции - они там учились, имеют родственников и бизнес. Более того, почти все они не даже проживают в Башкирии, либо планируют уехать в ближайшее время. Поэтому есть «святое» - Турция и интересы турецких же хозяев, и есть «поле» для разного рода политических экспериментов, в качестве которого выступает российский регион Башкирия.