Роспатент порадовал очередным парадоксом
Роспатент продолжает «радовать» участников рынка охраны объектов интеллектуальной собственности своими парадоксальными решениями, в том числе в части определения стоимости собственных услуг.
Едва улеглись страсти по поводу скандала, связанного со стремлением Роспатента во что бы то ни стало улучшить показатели своей работы, сократив сроки рассмотрения заявок в ущерб качеству оказываемых услуг, как в Федеральной службе по интеллектуальной собственности вскрылся очередной «прокол».
Прежде всего, нужно отметить, что Роспатент так ничего и не ответил на критику, прозвучавшую в его адрес в сентябре. Несмотря на то, что руководитель Роспатента Григорий Ивлиев очень часто за последние 4 месяца принимал участие в различных пресс-конференциях, ответ на критику качества оказания госуслуг его ведомством он дать так и не удосужился.
В открытых источниках не удалось обнаружить информацию о том, кто в настоящее время отвечает в ведомстве за формирование показателей KPI, но очевидно, что этот человек (или группа лиц) со своей работой справляется из рук вон плохо. В результате складывается стойкое ощущение, что для Роспатента сегодня приоритетом является создание иллюзии собственной востребованности, для которой реальные показатели эффективности не так уж и критичны. Куда важнее «план по валу»: количество принятых и обработанных заявок, а также объемы собранных пошлин. А тот факт, что гонка за показателями сопровождается общим снижением требовательности к проверкам по заявкам и падением общего качества охранной деятельности, судя по всему, имеет для руководства Роспатента второстепенное значение.
Также очевидно, что ведомство сильно заботит вопрос о том, за что именно и сколько денег ему платят, главное, чтобы платили и как можно больше! Жертвами такой парадоксальной логики становятся все участники рынка охраны интеллектуальной собственности. Сложно понять, почему, например, предоставление доступа к базам данных Федерального института промышленной собственности (ФИПС) (подведомственная Роспатенту организация) для проведения поиска заявки на регистрацию товарного знака стоит в 5 (пять!) раз дороже, чем для проведения поиска по зарегистрированным товарным знакам? Так, поиск по зарегистрированным товарным знакам стоит 60 рублей, а поиск по заявкам стоит 300 рублей.
Ресурс, к которому обращается пользователь – сайт ФИПСа, один и тот же. Отличие поиска по зарегистрированным товарным знакам и заявкам на товарные знаки сводится к количеству галочек, проставленных при формировании запросов. При этом база зарегистрированных товарных знаков и заявок на товарные знаки одна и та же, ведь прежде чем товарный знак будет зарегистрирован, он является заявкой на товарный знак и уже находится в базе. А после вынесения решения о регистрации заявке на товарный знак присваивается номер свидетельства.
При этом во время поиска по зарегистрированным товарным знакам, товарам, изобретениям, полезным моделям и промышленным образцам обрабатывается гораздо большее количество документов из базы ФИПС, чем при поиске по заявкам на товарные знаки. Тем не менее, по мнению Роспатента, именно поиск по заявкам должен стоить в 5 раз дороже.
Вероятно, сотрудники ФИПСа, устанавливая стоимость поиска с разницей в 5 раз, никак не руководствовались оценкой затрат на задействованные ресурсы, а определили стоимость поиска известным «методом тыка». Не понимает логику Роспатента и старший партнер юридической фирмы INTELLECT Максим Лабзин, который уверен в том, что в дифференцировании стоимости двух этих услуг вообще нет никакого смысла:
- Речь здесь всего-навсего идет об автоматической компьютерной выборке всех более или менее похожих наименований из общей базы данных, а это значит, что и в первом, и во втором случае реальные трудозатраты на оказание данной услуги минимальны, соответственно, совершенно не обязательно делать один запрос дороже, а другой - дешевле, - считает юрист.
В сегодняшней ситуации налицо либо систематическое получение сверхприбыли по относительно простому поиску по заявкам и необоснованное обогащение, либо такое же систематическое недополучение дохода бюджетом предприятия при осуществлении более трудоемкого поиска по базе данных зарегистрированных свидетельств и дотация этой услуги из бюджета РФ. Однако, что в одном, что в другом случае сложившаяся ситуация никак не красит ни сам Роспатент, ни его руководство.
Впрочем, как уже отмечалось, создается впечатление, что руководство Федеральной службы по интеллектуальной собственности мало заботит звучащая в его адрес критика. Более того, глава Роспатента Григорий Ивлиев, судя по всему, чувствует себя настолько неуязвимым, что позволяет себе вступать в открытые конфликты с целыми министерствами. Например, летом 2018 года Роспатент принял приказы об утверждении руководства по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственных услуг по государственной регистрации промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков и выдаче соответствующих патентов и их дубликатов.
Министерство юстиции совершенно справедливо рассудило, что такие «руководства», которые Роспатент использует при проведении экспертизы заявок на товарные знаки и промышленные образцы, являются нормативными документами, а, значит, подлежат обязательной регистрации в Минюсте. Однако Роспатент отказался признавать свои приказы нормативными актами и вступил в затяжной спор как с Минюстом, так и с самим главой правительства Российской Федерации. Для отмены спорных приказов в ситуацию пришлось вмешаться лично премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву, который собственноручно подписал распоряжение от 18 декабря 2019 года об отмене спорных приказов Роспатента №127 и №128.
Прежде всего, нужно отметить, что Роспатент так ничего и не ответил на критику, прозвучавшую в его адрес в сентябре. Несмотря на то, что руководитель Роспатента Григорий Ивлиев очень часто за последние 4 месяца принимал участие в различных пресс-конференциях, ответ на критику качества оказания госуслуг его ведомством он дать так и не удосужился.
В открытых источниках не удалось обнаружить информацию о том, кто в настоящее время отвечает в ведомстве за формирование показателей KPI, но очевидно, что этот человек (или группа лиц) со своей работой справляется из рук вон плохо. В результате складывается стойкое ощущение, что для Роспатента сегодня приоритетом является создание иллюзии собственной востребованности, для которой реальные показатели эффективности не так уж и критичны. Куда важнее «план по валу»: количество принятых и обработанных заявок, а также объемы собранных пошлин. А тот факт, что гонка за показателями сопровождается общим снижением требовательности к проверкам по заявкам и падением общего качества охранной деятельности, судя по всему, имеет для руководства Роспатента второстепенное значение.
Также очевидно, что ведомство сильно заботит вопрос о том, за что именно и сколько денег ему платят, главное, чтобы платили и как можно больше! Жертвами такой парадоксальной логики становятся все участники рынка охраны интеллектуальной собственности. Сложно понять, почему, например, предоставление доступа к базам данных Федерального института промышленной собственности (ФИПС) (подведомственная Роспатенту организация) для проведения поиска заявки на регистрацию товарного знака стоит в 5 (пять!) раз дороже, чем для проведения поиска по зарегистрированным товарным знакам? Так, поиск по зарегистрированным товарным знакам стоит 60 рублей, а поиск по заявкам стоит 300 рублей.
Ресурс, к которому обращается пользователь – сайт ФИПСа, один и тот же. Отличие поиска по зарегистрированным товарным знакам и заявкам на товарные знаки сводится к количеству галочек, проставленных при формировании запросов. При этом база зарегистрированных товарных знаков и заявок на товарные знаки одна и та же, ведь прежде чем товарный знак будет зарегистрирован, он является заявкой на товарный знак и уже находится в базе. А после вынесения решения о регистрации заявке на товарный знак присваивается номер свидетельства.
При этом во время поиска по зарегистрированным товарным знакам, товарам, изобретениям, полезным моделям и промышленным образцам обрабатывается гораздо большее количество документов из базы ФИПС, чем при поиске по заявкам на товарные знаки. Тем не менее, по мнению Роспатента, именно поиск по заявкам должен стоить в 5 раз дороже.
Вероятно, сотрудники ФИПСа, устанавливая стоимость поиска с разницей в 5 раз, никак не руководствовались оценкой затрат на задействованные ресурсы, а определили стоимость поиска известным «методом тыка». Не понимает логику Роспатента и старший партнер юридической фирмы INTELLECT Максим Лабзин, который уверен в том, что в дифференцировании стоимости двух этих услуг вообще нет никакого смысла:
- Речь здесь всего-навсего идет об автоматической компьютерной выборке всех более или менее похожих наименований из общей базы данных, а это значит, что и в первом, и во втором случае реальные трудозатраты на оказание данной услуги минимальны, соответственно, совершенно не обязательно делать один запрос дороже, а другой - дешевле, - считает юрист.
В сегодняшней ситуации налицо либо систематическое получение сверхприбыли по относительно простому поиску по заявкам и необоснованное обогащение, либо такое же систематическое недополучение дохода бюджетом предприятия при осуществлении более трудоемкого поиска по базе данных зарегистрированных свидетельств и дотация этой услуги из бюджета РФ. Однако, что в одном, что в другом случае сложившаяся ситуация никак не красит ни сам Роспатент, ни его руководство.
Впрочем, как уже отмечалось, создается впечатление, что руководство Федеральной службы по интеллектуальной собственности мало заботит звучащая в его адрес критика. Более того, глава Роспатента Григорий Ивлиев, судя по всему, чувствует себя настолько неуязвимым, что позволяет себе вступать в открытые конфликты с целыми министерствами. Например, летом 2018 года Роспатент принял приказы об утверждении руководства по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственных услуг по государственной регистрации промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков и выдаче соответствующих патентов и их дубликатов.
Министерство юстиции совершенно справедливо рассудило, что такие «руководства», которые Роспатент использует при проведении экспертизы заявок на товарные знаки и промышленные образцы, являются нормативными документами, а, значит, подлежат обязательной регистрации в Минюсте. Однако Роспатент отказался признавать свои приказы нормативными актами и вступил в затяжной спор как с Минюстом, так и с самим главой правительства Российской Федерации. Для отмены спорных приказов в ситуацию пришлось вмешаться лично премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву, который собственноручно подписал распоряжение от 18 декабря 2019 года об отмене спорных приказов Роспатента №127 и №128.