Почему «Катюша» и Дружко против маркировки товаров?

Почему «Катюша» и Дружко против маркировки товаров?
Фото: https://sobolluxury.ru/
В РИА «Катюша» (да-да, есть такое РИА) вышла новость с кликбейтным заголовком «Новый налог Чемезова-Усманова для населения». В статье много буков, но автор его осилил и успел проанализировать. Давайте по порядку.

Как пишет «Катюша», «в стране создается единая система цифровой маркировки, которая должна помочь побороть любой нелегальный оборот товаров. В нее уже вошел ряд товарных групп: меха, сигареты, лекарства, духи, шины, обувь и многое другое». Система создается без привлечения бюджетных средств. На этом хотелось бы ваше внимание заострить. Как этого удалось достичь? Была создана компания ЦРПТ, в состав акционеров которой вошли Чемезов (как «Ростех»), Усманов (как холдинг ЮСМ) и Галицкий (но не «Магнит», а венчурный инвестор). Система строится на основе государственно-частного партнерства (ГЧП), т.е. при непосредственном участии государства, которое создаст для ее функционирования необходимую нормативную базу, и частного бизнеса, который вложит, по данным того же ЦРПТ, более 220 млрд. рублей.

Для чего этим уважаемым людям вкладывать такую внушительную сумму в проект? Да, они, конечно, не благотворители (хотя каждый занимает крайне активную позицию в сфере меценатства). За каждый промаркированный товар компания будет получать 50 копеек, но с учетом вложения озвученных выше 220 млрд. рублей выйдет на минимальную окупаемость через 7 лет. Важно тут и то, что стоимость кода и срок заключенного соглашения (15 лет) зафиксированы в законодательстве и не могут меняться. Будут расти инфляция, меняться цены, но эта стоимость останется неизменной. Эти 50 копеек – это что-то такое мега-стабильное. Есть ли еще такое в стране? Вряд ли.

Многие скептики, в том числе и «Катюша», считают, что создавать такую систему на базе одной компании, без публичного конкурса и с такими инвесторами за плечами – это создание новой налоговой сущности, монополии или, если точнее, «частного фискального органа». Но если еще раз прочитать предыдущий абзац, становится ясно, что это не так. Это современный «сговор» государства и частного бизнеса, направленный на создание работающего и нужного инструмента борьбы с черным рынком в короткие сроки (окупаться же надо начинать?) и без денег налогоплательщиков. Инструмент ГЧП позволяет заключать подобные сделки.

Просто понимая, что система создается в связке «бизнес-государство» или «олигархи-государство», если вам угодно, очевидно, что вокруг этого союза постоянно будут возникать различные линчевательные тексты и обвинения. В нашем государстве, где принято жалеть бедных и ненавидеть богатых, – это тем более очевидно. Так, буквально на днях в Сети была запущена очередная утка про этот проект и, конечно, его акционеров. Если кратко, то связали две темы: маркировка велосипедов (которая пока даже не началась) и утилизационный сбор с новых велосипедов в размере 10%, который тоже еще не принят. Легким движением руки эти поводы превратились в частный налог на велосипеды от Усманова и Чемезова. Красиво, но толстовато.

Вернемся к «Катюше». Затраты на маркировку постоянно будоражат умы всех компаний. Различными расчетам о затратах производителей и магазинов пугают не первый год. Оценки даются самые различные, порой заоблачные. «Катюша» цитирует расчеты признанного экономиста (на самом деле нет) Сергея Дружко (специалиста по инопланетянам – он единственный согласился подписаться под этим расчетом). Дружко считает, что затраты всех рынков на маркировку составят (внимание) 1 трлн. рублей в год. По его расчетам, наценка на каждый товар продуктовой корзины составит не менее 2,5 рубля (даже на те, которые не маркируются, вероятно).

Удивительная арифметика у блогера: при стоимости кода в 50 копеек рост цен составит 2,5 рубля. Необъяснимо, но хайп.

Позиция компании - оператора системы, той самой ЦРПТ, созданной Усмановым и Чемезовым, недавно была отражена в отраслевом СМИ молочного рынка (молочного, потому что из продовольственной корзины пока готовится к маркировке только молоко):

Почему «Катюша» и Дружко против маркировки товаров?

В том же ЦРПТ признают, что затраты будут касаться не только выдачи кодов. Рознице нужно будет подготовить свое оборудование для сканирования кодов, если сейчас не используются сканеры для чтения таковых. А производителям придется научиться печатать коды, они часто говорят, что не готовы к этому (потому что, видимо, до маркировки все символы на этикетках возникали сами собой, без принтеров, с помощью волшебства). Но, во-первых, это закон, а не желание группы людей, а, во-вторых, эти затраты будут возвращаться после зачистки рынка от подделок и ухода с него «серых» производителей и продавцов. Логика простая: производитель валенок Олег из Тулы получит покупателей поддельных и разваливающихся уггов от Ашота, потому что Ашот никогда не начнет работать в белую, а Олег всегда это делал и уже подключился к проекту. Более того, Олег будет знать, где находится каждый его валенок в конкретный момент времени благодаря данным, получаемым из этой же системы, и несмотря на свой микро-семейный бизнес сможет гордиться переходом на реальную цифру. Но и это не главное.

Главное другое. Скажите, вы действительно думаете, что обещания компании, созданной для внедрения системы, а, значит, и тех, кто за ней стоит, например, об отсутствии роста цен и негативного воздействия на рынок – это просто слова? Тогда они очень смелые ребята, я бы даже назвал их реальными революционерами. Понимают же, в какой стране живут.

А вот это всё брожение вокруг проекта от РИА «Катюша», многоуважаемого Дружко Сергея Евгеньевича и прочих – это боль за Россиюшку? Не смешите. Остается предположить, что подобные статьи про триллионы и налоги на велосипеды появляются не в результате блестящей работы журналистов, а в иных целях.

Реклама на веке
Как разместить
Денег снова нет: россиянам придется затянуть пояса ради силовиков и телевизора Россия давно втянута в Третью мировую войну: Поклонская сделала неожиданное заявление
Нецензурные и противоречащие законодательству РФ комментарии удаляются
  • Анатолий Кубышко
    Доля поддельной колбасы меньше 1%. Никому просто не придёт в голову выпускать продукцию под чужой маркой: нет таких марок, чтобы на них бросались с закрытыми глазами. Как средство борьбы с фальсификацией, QR-код не годится: за ним не стоит система мероприятий по прослеживаемости сырья и готовой продукции. С фальсификацией более-менее справляется ФГИС "Меркурий" и по мере того, как растёт охват "Меркурием" предприятий отрасли, эффективность системы тоже растет. Ну, а про "смелых ребят" - так вообще смешно. Особой смелости от них не требуется, если у них высокие покровители. Нам и не такое обещали: кто помнит ваучерную приватизацию в 90-х, поймёт.