Российские газопроводы серьезно ослабили интерес ЕС к украинской ГТС, - евроекономист
Газовый рынок с 2009 года коренным образом изменился: на него зашли новые мощные игроки, поэтому срочность финансирования Европейским Союзом проекта модернизации украинской газотранспортной системы уже не стоит так остро, как еще несколько лет назад.
Об этом рассказал экономист, руководитель отдела энергетики и исследований Центра европейских политических исследований Арно Беренс в интервью Dw.de. "Евросоюз, конечно, предоставляет Украине многостороннюю поддержку: политическую и экономическую также. Но надо принимать во внимание то, что газовый рынок от 2009-го года коренным образом изменился. Рынки являются более ликвидными, на них зашли новые сильные игроки", - анализирует он.
По словам энергетика, новые перспективы также открывают мощные российские газопроводы. "Импорт голубого топлива в ЕС тоже более диверсифицирован, в том числе, как это ни странно, и благодаря российскому газу, газопроводам "Северный поток", который уже функционирует, и "Южный поток", который еще должен быть введен в эксплуатацию. То есть, сегодня появились новые аспекты, которые необходимо принимать во внимание и которых 2009-го года не существовало", - отметил экономист.
По мнению Беренса, поэтому срочность финансирования такого проекта модернизации украинской ГТС уже не стоит так остро, как, возможно, еще несколько лет назад: "Считаю, что сегодня существуют другие взгляды на газовый рынок".
Энергетик также отметил, что Европе не следует так уверенно ориентироваться на сланцевый газ. "В США - это история успеха. Но думаю, что в Евросоюзе ситуация совсем другая. Мы до сих пор не знаем, какие именно залежи сланцевого газа есть в недрах стран-членов ЕС. Прогнозы постоянно снижали. Это недешевое дело. Кроме того, законодательство и регуляция добычи сильно отличаются от страны к стране", - говорит он.
По словам руководителя отдела энергетики и исследований, среди общественности восприятие этой идеи также иное, чем в США: "Я убежден, что Европа и в долгосрочной перспективе будет зависеть от российского газа. Конечно, сланцевый газ тоже делать свой вклад, но это не повлияет на формирование энергетической безопасности в Европе. На сегодня это довольно рискованный проект - и политически, и экономически. Конечно, дела еще могут измениться. Но сейчас оснований для сланцевой революции в ЕС я не вижу".
По словам энергетика, новые перспективы также открывают мощные российские газопроводы. "Импорт голубого топлива в ЕС тоже более диверсифицирован, в том числе, как это ни странно, и благодаря российскому газу, газопроводам "Северный поток", который уже функционирует, и "Южный поток", который еще должен быть введен в эксплуатацию. То есть, сегодня появились новые аспекты, которые необходимо принимать во внимание и которых 2009-го года не существовало", - отметил экономист.
По мнению Беренса, поэтому срочность финансирования такого проекта модернизации украинской ГТС уже не стоит так остро, как, возможно, еще несколько лет назад: "Считаю, что сегодня существуют другие взгляды на газовый рынок".
Энергетик также отметил, что Европе не следует так уверенно ориентироваться на сланцевый газ. "В США - это история успеха. Но думаю, что в Евросоюзе ситуация совсем другая. Мы до сих пор не знаем, какие именно залежи сланцевого газа есть в недрах стран-членов ЕС. Прогнозы постоянно снижали. Это недешевое дело. Кроме того, законодательство и регуляция добычи сильно отличаются от страны к стране", - говорит он.
По словам руководителя отдела энергетики и исследований, среди общественности восприятие этой идеи также иное, чем в США: "Я убежден, что Европа и в долгосрочной перспективе будет зависеть от российского газа. Конечно, сланцевый газ тоже делать свой вклад, но это не повлияет на формирование энергетической безопасности в Европе. На сегодня это довольно рискованный проект - и политически, и экономически. Конечно, дела еще могут измениться. Но сейчас оснований для сланцевой революции в ЕС я не вижу".